ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 359/20 от 28.08.2020 Серышевского районного суда (Амурская область)

– 359/2020

УИД 28RS0019-01-2020-000562-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2020 года пгт Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Демяненко Н.А.,

при секретаре судебного заседания Мирюк Н.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Серышевского района Жунковской О.Ю.,

представителей администрации Серышевского района Амурской области Горожанкина С.В., Отдела образования администрации Серышевского района Слащевой Ю.С., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серышевского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к МОАУ СОШ с. Большая Сазанка, администрации Серышевского района Амурской области о возложении обязанности устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) учреждения, возложении обязанности профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Серышевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском и в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях района. Выполнение обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения образования во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими и направлены на противодействие террористической деятельности. Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Большая Сазанка (далее – МОАУ СОШ с. Большая Сазанка), расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом МУ Отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав). В ходе проведения проверки установлено, что в результате проведенного обследования и категорирования в 2019 году МОАУ СОШ <адрес> присвоена 3 категория опасности. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства МОАУ СОШ <адрес> не обеспечена должным образом антитеррористическая защищенность объекта (территории): МОАУ СОШ <адрес> не обеспечено: оснащение (дооборудование) объекта (территории) системой видеонаблюдения; оборудование основного входа в здание, входящего в состав объектов (территорий), контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревоных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение объекта (территории) стационарным или ручным металлоискателем; оборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение (дооборудование) объекта (территорию) системой наружного освещения; капитальный ремонт пожарной сигнализации. Из акта категорирования, паспорта безопасности образовательного учреждения следует, что фактически на 2020 год мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории) фактически не запланированы, сроки осуществления указанных мероприятий на 2021 - 2022 годы установлены без должного обоснования. По факту выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на имя директора МОАУ СОШ <адрес> внесено представление, которое рассмотрено, конкретные меры к устранению выявленных нарушений не приняты. Из информации МОАУ СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения не устранены в связи с планированием выполнения данных мероприятий в более поздний срок 2020-2021 годы и подана заявка в Отдел образования для выделения денежных средств. Согласно п. 1.16 Устава учредителем МОАУ СОШ <адрес> является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет Муниципальное учреждение Отдел образования администрации <адрес>.Из пункта 3.1 Устава следует, что к компетенции МОАУ СОШ <адрес> в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Предоставление учредителю ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения. Несоблюдение органом местного самоуправления и образовательным учреждением вышеуказанных норм законодательства создает непосредственную угрозу совершению террористического акта, что может в свою очередь повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан. В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Средняя общеобразовательная школа <адрес> в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объект (территорию), расположенного по адресу: <адрес>А, а именно: дооборудовать объект (территорию) системой видеонаблюдения (камерами) с непрерывным видеонаблюдением уязвимых мест и критических элементов в соответствии с требованиями п.п. «а» п. 25, п. 29, п. 30 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оборудование основного входа в здание, входящего в состав объектов (территорий), контрольно-пропускным пунктом (постом охраны) в соответствии с требованиями п.п. «г» п. 25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) в соответствии с требованиями п.п. «в» п. 25, п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оснащение объекта (территории) стационарным или ручным металлоискателем в соответствии с требованиями п.п. «д» п. 25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями п.п. «д» п. 24, п. 29, п. 31 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оснащение (дооборудование) объекта (территорию) системой наружного освещения в соответствии с требованиями п.п. «л» п. 24, п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 и СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 и Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2, утвержденных Минтопэнерго России 06.10.1999; капитальный ремонт пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006. Обязать администрацию Серышевского района в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности Муниципального общеобразовательного автономного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес>.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Серышевского района Жунковская О.Ю. в полном объёме поддержав доводы искового заявления, от требований в части оснащения объекта (территории) стационарным или ручным металлоискателем отказалась, уточнив заявленные требования просила обязать Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Средняя общеобразовательная школа <адрес> в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объект (территорию), расположенного по адресу: <адрес>А, а именно: дооборудовать объект (территорию) системой видеонаблюдения (камерами) с непрерывным видеонаблюдением уязвимых мест и критических элементов в соответствии с требованиями п.п. «а» п. 25, п. 29, п. 30 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оборудование основного входа в здание, входящего в состав объектов (территорий), контрольно-пропускным пунктом (постом охраны) в соответствии с требованиями п.п. «г» п. 25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) в соответствии с требованиями п.п. «в» п. 25, п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями п.п. «д» п. 24, п. 29, п. 31 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006; оснащение (дооборудование) объекта (территорию) системой наружного освещения в соответствии с требованиями п.п. «л» п. 24, п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 и СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 и Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2, утвержденных Минтопэнерго России 06.10.1999; капитальный ремонт пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006. Обязать администрацию <адрес> в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности Муниципального общеобразовательного автономного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес>.

Представитель ответчика Муниципального общеобразовательного автономного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. В суд поступила телефонограмма о рассмотрении дела без их участия, поддерживают возражения представленные отделом образования администрации <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Серышевского района Амурской области Горожанкин С.В., с исковыми требованиями в части обеспечения в полном объёме антитеррористической защищенностью объектов согласился. Однако не согласившись с предложенным прокурором Серышевского района сроком устранения нарушений суду показал, что в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Требования N 1006) в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). В соответствии с пунктом 14 Требований N 1006 всем объектам (территориям) присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 настоящих требований. Результаты работы комиссии согласно пункту 15 Требований N 1006 оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). В декабре 2019 г. утвержден паспорт безопасности: МОАУ СОШ № <адрес> который прошел согласование с УФСБ России по <адрес>, ФГКУ "ОВО ВНГ России по <адрес> " и ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, в соответствии с которыми, здание МОАУ СОШ <адрес> отнесено к 3 категории опасности объекта. В соответствии с п. «е» пункта Требований , комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом категории объекта, а также, сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Реализация выполнения вышеперечисленных мероприятий для образовательного учреждения МОАУ СОШ <адрес>, согласно раздела 9 «выводы и рекомендации» Актов обследования и категорирования. Составлены соответствующие сметы, поданы заявки на выделение средств. Таким образом, сроки выполнения недостающих мероприятий по антитеррористической защищенности в указанных образовательных организациях не выходят за пределы сроков (2 финансовых года), установленных в Акте обследования и категорирования для данных учреждений. Следовательно, оснований для удовлетворения в части заявленного иска не имеется. На основании изложенного, в соответствии со статьей 149 ГПК РФ просил заявленных исковых требованиях прокурора <адрес> к МОАУ СОШ <адрес> об обязании устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) учреждения - в части установления сроков (в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу) - отказать. Установить новые сроки для исполнения мероприятий антитеррористической защищенности в образовательных организациях, согласно сроков, указанных в Актах обследования и категорирования.

В судебном заседании представитель третьего лица - Отдела образования администрации <адрес>ФИО6, действующая на основании доверенности, поддержав доводы представителя администрации <адрес> и доводы письменных возражений, не согласившись с предложенным прокурором <адрес> сроком устранения нарушений, просила суд определить сроки устранения нарушений согласно установленным актам обследования и категорирования объектов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении не поступало.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из содержания п. 4 ст. 27 Закона РФ от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Обстоятельства дела, свидетельствуют о том что, реализуя эти предоставленные Законом полномочия в рамках рассмотрения настоящего дела по правилам ст. 45 ГПК РФ прокурор Серышевского района вправе был обратиться в суд с настоящим заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые не могли сами обратиться в суд.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 41 Конституции РФ, предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Как следует из ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах защиты их прав, ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации; также образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п. 6 ст. 3 Закона).

Согласно п. 3.1 ст. 5 указанного Федерального закона, юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), (далее - Требования).

Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17 требований).

В соответствии с п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются в том числе следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

В силу п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (п. 8 Требований).

Согласно п. 11 Требований комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Согласно Уставу МОАУ СОШ <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, является некоммерческой образовательной организацией, осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом МУ Отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав).

Согласно п. 1.16 Устава учредителем МОАУ СОШ <адрес> является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет Муниципальное учреждение Отдел образования администрации <адрес>.

Из пункта 3.1 Устава следует, что к компетенции МОАУ СОШ <адрес> в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Предоставление учредителю ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В ходе проверки установлено, что МОАУ СОШ <адрес> присвоена 3 категория опасности.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства МОАУ СОШ <адрес> не обеспечена должным образом антитеррористическая защищенность объекта (территории): МОАУ СОШ <адрес> не обеспечено: оснащение (дооборудование) объекта (территории) системой видеонаблюдения; оборудование основного входа в здание, входящего в состав объектов (территорий), контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение (дооборудование) объекта (территорию) системой наружного освещения; капитальный ремонт пожарной сигнализации.

Приказом начальника Отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия по категорированию и обследованию объектов образования.

В соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) МОАУ СОШ <адрес>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ директором школы МОАУ СОШ <адрес> присвоена 3 категория опасности, при этом в акте указаны рекомендации о первоочередных мероприятиях, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории), а именно:

- до января 2020г разработать планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

- до октября 2021г. оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуации либо автономными системами средствами)экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

- не реже двух раз в год проводить с работниками объекта (территории) практические занятия и инструктажей о порядке действий при обнаружении на объекте (территории) посторонних лиц и подозрительных предметов, а так же при угрозе совершения террористического акта.

- ежедневно (не менее 3 раз в сутки) проводить обход и осмотр объекта (территории), помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а так же периодическая проверка складских помещении.

- два раза в год проводить учения тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищённости объекта (территории).

- постоянно не допускать бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

- до октября 2021г оснастить (дооборудовать) объект (территорию) системой наружного освещения.

- до декабря 2021г. дооборудовать объект (территорию) системой видеонаблюдения (камерами) с непрерывным видеонаблюдением уязвимых мест и критических элементов.

- до января 2022г оборудовать основной вход в здание, входящий в состав объекта контрольно-пропускным пунктом (постами охраны).

- до октября 2020г оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями.

- до октября 2020г. привести в соответствие следующие инженерно-технические средства: ограждение (нуждается в ремонте)

- до февраля 2022г сделать капитальный ремонт пожарной сигнализации.

- до января 2021г. оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средств передачи тревожных сообщений в Белогорский филиала ФГКУ «ОБО ВНГ России по <адрес>»

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> утверждён паспорт безопасности МОАУ СОШ <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Серышевского района в отношении директора МОАУ СОШ <адрес> вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, в частности, предъявлено требование о принятии неотложных мер к устранению отмеченных нарушений, а также причин и условий им способствующих.

В ответ на указанное представление прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ директор МОАУ СОШ <адрес> направил в адрес прокурора <адрес> ответ о проведённых мероприятиях, направленных на устранение нарушений, из которых следует, что устранение нарушений запланировано согласно сроков по паспорту безопасности школы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на настоящий момент в МОАУ СОШ <адрес> не обеспечена должным образом антитеррористическая защищенность объекта (территории): МОАУ СОШ <адрес> не обеспечено: оснащение (дооборудование) объекта (территории) системой видеонаблюдения; оборудование основного входа в здание, входящего в состав объектов (территорий), контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение объекта (территории) стационарным или ручным металлоискателем; оборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение (дооборудование) объекта (территорию) системой наружного освещения; капитальный ремонт пожарной сигнализации.

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Устава МОАУ СОШ <адрес> учреждение учреждено муниципальным образованием <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Серышевского района в лице Муниципального учреждения Отдела образования администрации <адрес>.

Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых актов, возложение обязанности на администрацию <адрес> по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности МОАУ СОШ <адрес> за счет средств бюджета муниципального образования Серышевский район не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции органа местного самоуправления.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.

Отсутствие указанных мероприятий в среднем общеобразовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних воспитанников.

Таким образом, суд находит заявленные исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Доводы стороны истца об обязании ответчиков профинансировать и выполнить указанные в исковых требованиях мероприятия в течение одного и трех месяцев соответственно с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит немотивированными.

Согласно п.п. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных

Постановлением Правительства РФ № 1006 от 2 августа 2019 года, комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Актом обследования и категорирования объектов (территорий) МОАУ МОАУ СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки для образовательных учреждений по осуществлению мероприятий устранения нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов, которые суд находит разумными для исполнения.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МОАУ СОШ <адрес>, администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) учреждения, возложении обязанности профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности – удовлетворить частично.

1. Обязать Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Среднюю общеобразовательную школу <адрес> устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объект (территорию), расположенного по адресу: <адрес>,:

- дооборудовать объект (территорию) системой видеонаблюдения (камерами) с непрерывным видеонаблюдением уязвимых мест и критических элементов в соответствии с требованиями п.п. «а» п. 25, п. 29, п. 30 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 в срок до 01 декабря 2021 года;

- оборудовать основной вход в здание, входящий в состав объектов (территорий), контрольно-пропускным пунктом (постом охраны) в соответствии с требованиями п.п. «г» п. 25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 - в срок до 01 января 2022 года;

- оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) в соответствии с требованиями п.п. «в» п. 25, п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 -в срок до 01 января 2021 года;

- оборудовать объект (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями п.п. «д» п. 24, п. 29, п. 31 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 -в срок до 01 октября 2021 года;

- оснастить (дооборудовать) объект (территорию) системой наружного освещения в соответствии с требованиями п.п. «л» п. 24, п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 и СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 и Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2, утвержденных Минтопэнерго России 06.10.1999-в срок до 01 октября 2021 года;

- провести капитальный ремонт пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п. 29 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006- в срок до 01 февраля 2022 года.

2. Обязать администрацию Серышевского района Амурской области обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования Серышевский район Амурской области финансирование расходов на выполнение мероприятий, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) Муниципального общеобразовательного автономного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Большая Сазанка не позднее чем за три месяца до истечения сроков, указанных в актах обследования и категорирования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.

Решение в окончательной форме принято 2 сентября 2020 года.

Председательствующий судья Н.А. Демяненко