Дело №2а-4943/2023
3.121 - Гл. 24 КАС РФ -> Прочие, возникающие из нарушений избирательного законодательства
УИД № 36RS0004-01-2023-006514-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.09.2023 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Шефер А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Мешкова Петра Станиславовича к территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа, председателю территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа Куковской С.В., окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 – территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа, председателю территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа Тищенко Ю.А., исполняющему обязанности прокурора Ленинского района города Воронежа Скрынникову А.Л., прокурору Ленинского района города Воронежа Бурсову Ю.А., начальнику отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Токареву О.В., Генеральному прокурору Российской Федерации Краснову И.В. о признании незаконными действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18, выразившиеся в нерассмотрении жалоб и несогласии с данными ответами; неполучении объективных данных, необходимых для рассмотрения жалоб; установлении факта, имеющего юридическое значение; признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии; об оспаривании действий прокуроров по нерассмотрению заявлений и несогласии с ответами, данными на них, вынесении частных определений,
УСТАНОВИЛ:
Мешков П.С. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа, председателю территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа Куковской С.В., окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 – территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа, председателю территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа Тищенко Ю.А., исполняющему обязанности прокурора Ленинского района города Воронежа Скрынникову А.Л., прокурору Ленинского района города Воронежа Бурсову Ю.А., начальнику отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Токареву О.В., Генеральному прокурору Российской Федерации Краснову И.В., Президенту Российской Федерации В.В. Путину о признании незаконными действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа, окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18, выразившиеся в нерассмотрении жалоб и несогласии с данными ответами; неполучении объективных данных, необходимых для рассмотрения жалоб; установлении факта, имеющего юридическое значение; об оспаривании действий прокуроров по нерассмотрению заявлений и несогласии с ответами, данными на них, вынесении частных определений; о расформировании территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа и окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 – территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа; об отмене решения территориальной избирательной комиссии; о признании незаконными действий прокуроров по нерассмотрению заявлений и несогласии с ответами, данными на них, о признании неправомерными, незаконными действий Президента Российской Федерации В.В. Путина по невнесению изменений в действующее законодательство.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что 15.06.2023 г. территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Воронежа было вынесено решение № 32/125-20/23 «О назначении дополнительных выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 5 и №18» на 10.09.2023.
04.07.2023 Мешковым П.С. по электронной почте в окружную избирательную комиссию №18 - территориальную избирательную комиссию Коминтерновского района города Воронежа было подано уведомление о самовыдвижении и ряд других заявлений, в том числе об отводе избирательной комиссии, о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 18, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, о предоставлении права подавать документы в электронном виде через личный кабинет, направлений копий поданных документов, о предоставлении права собирать подписи в поддержку своего выдвижения в электронной форме и не открывать избирательный счет и другие.
06.07.2023 административному истцу был дан ответ № 01-18/57 об отказе в рассмотрении заявления, так как документы, указанные в обращении, в избирательную комиссию не поступали.
Данный ответ, по мнению административного истца, нарушает его права и права неопределенного круга лиц граждан РФ, которые могли бы проголосовать за него в случае участия в выборах в качестве кандидата, а также и в интересах неопределенного круга лиц - всех граждан Российской Федерации, в интересах которых мог бы принимать законы как депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ.
11.07.2023 он обратился с жалобой № МПСМКl/1/1/230711/ТИК ЛенрВ в территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Воронежа на неправомерные действия председателя окружной избирательной комиссии № 18 Тищенко Ю.А., выразившиеся в нерассмотрении по существу уведомления о самовыдвижении и всех заявлений, приложенных к уведомлению.
13.07.2023 по электронной почте был получен ответ № 01-18/72 председателя территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа Куковской С.В. об отказе в рассмотрении обращения от 11.07.2023.
Указанный выше ответ Мешков П.С. также считает незаконным, нарушающим его конституционные избирательные права, поскольку его жалоба не была рассмотрена по существу коллегиально территориальной избирательной комиссией, в ответе от 13.07.2023 не указана вся информация, которая должна в нем содержаться, не указано точное наименование жалобы, способ подачи и дата поступления, не указан входящий номер, доводы и основания подачи жалобы и т.д.
По факту нарушения территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Воронежа и окружной избирательной комиссией № 18 конституционных и избирательных прав, 28.08.2023 Мешков П.С. обратился в прокуратуру Ленинского района г. Воронежа с заявлением о привлечении к административной ответственности председателя территориальной избирательной комиссии и всех ее членов по факту не рассмотрения жалобы от 11.07.2023.
31.08.2023 на его жалобу был дан ответ и.о. прокурора Ленинского района города Воронежа Скрынниковым А.Л. за № 261ж-2023 о направлении заявления в избирательную комиссию Воронежской области. С данным ответом прокурора административный истец также не согласен, поскольку жалоба подлежала рассмотрению по существу с вынесением предостережения в адрес территориальной избирательной комиссии.
Кроме того, 28.08.2023 Мешков П.С. обратился в прокуратуру Воронежской области с жалобой в отношении территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Воронежа и ОИК № 18 о нарушении его прав и прав неопределенного круга лиц.
Данная жалоба письмом начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Токарева О.В. от 31.08.2023 № /Нр2630-23 была перенаправлена прокурору Ленинского района г. Воронежа.
Указанные действия прокурора административный истец считает незаконными, а ответ от 31.08.2023 несоответствующим действительности.
08.09.2023 Мешковым П.С. был получен ответ прокурора Ленинского района г. Воронежа от 04.09.2023 № 2621ж-2023 о направлении его обращения по принадлежности в избирательную комиссию Воронежской области. Административный истец полагает, что данные действия прокурора Ленинского района г. Воронежа являются незаконными, повлекшими отказ в защите его прав.
Также указывает о незаконности действий Генерального прокурора Российской Федерации по нерассмотрению его подчиненными должностными лицами заявлений, поданных в прокуратуру, и считает незаконными и неправомерными действия, выразившиеся в существовании и использовании Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, поскольку она дает возможность прокурорам и должностным лицам прокуратуры рассматривать заявления, поданные в прокуратуру, по нормам данной Инструкции, а не Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Мешков П.С. полагает незаконным бездействие Президента Российской Федерации Путина В.В. по невнесению изменений в действующее законодательство, в частности в КоАП РФ, специальных положений для привлечения к административной ответственности членов избирательной комиссии за нарушения ими прав граждан.
На основании изложенного, административный истец Мешков П.С. обратился в суд и просит:
1. Признать неправомерными, незаконными, антиконституционными действия ТИК Ленинского района г.Воронежа (всех членов ТИК), выразившиеся в нерассмотрении коллегиально в течении пяти дней в соответствии со ст.20 ч.4, 21, 28 ч.1 и др. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ», ст. 18, 2, 45 ч. 1, 19, 6 ч.2, 15 ч. 1 и ч.2, 16, 17 и 45 ч.2, 52 и др. Конституции РФ по существу жалобы «Жалоба №МПСМК1 /1/1/230711/ТИК ЛенрВ — на неправомерные действия председателя ОИК№18 Тищенко Ю.А., выразившиеся в непередаче Тищенко Ю.А. в ОИК№18 уведомления Мешкова П.С. о самовыдвижении, всех заявлений Мешкова П.С. - заявления об отводе ОИК№18, о предоставлении возможности осуществлять сбор подписей в поддержку своего выдвижения кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва в электронном виде, об обращении в Конституционный суд РФ и др., поданных Мешковым П.С. в ОИК№18 04.07.2023 по электронной почте, и на нерассмотрение ОИК №18 уведомления и всех заявлений Мешкова П.С. (на 12 листах).» от 11.07.2023, поданной в ТИК Ленинского района г. Воронеж как незарегистрированным кандидатом в депутаты, участвующим в дополнительных выборах на должность депутата Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, по факту нарушения Окружной избирательной комиссией №18 Мешкова П.С. и неопределенного круга лиц граждан РФ конституционных и избирательных прав, не рассмотрении ТИК Ленинского района всех заявлений являющихся составной частью и началом этой жалобы, начиная с заявления об отводе членов ТИК и не восстановлении ТИК моих и неопределенного круга лиц граждан РФ конституционных и избирательных прав.
Обязать ТИК Ленинского района г. Воронежа исправить допущенные нарушения и в соответствии со ст.20, 21, 28 ч.1 и др. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» немедленно коллективно рассмотреть жалобу заявителя и все заявления, приложенные к ней, начиная с заявления об отводе ТИК.
2. Признать неправомерными, незаконными, антиконституционными действия председателя ТИК Ленинского района г.Воронежа Куковской С.В. и всех членов ТИК, выразившиеся в умышленном необеспечении рассмотрения жалобы административного истца -«Жалоба №МПСМК1 /1/1/230711/ТИК ЛенрВ - на неправомерные действия председателя ОИК№18 Тищенко Ю.А., выразившиеся в непередаче Тищенко Ю.А. в ОИК №18 уведомления Мешкова П.С. о самовыдвижении, всех заявлений Мешкова П.С. - заявления об отводе ОИК №18, о предоставлении возможности осуществлять сбор подписей в поддержку своего выдвижения кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва в электронном виде, об обращении в Конституционный суд РФ и др., поданных Мешковым П.С. в ОИК №18 04.07.2023 по электронной почте, и на нерассмотрение ОИК №18 уведомления и всех заявлений Мешкова П.С. (на 12 листах).» коллегиально всеми членами ТИК. Вынести по данному факту нарушения законности и Конституции РФ членами ТИК Ленинского района г. Воронежа частное определение суда.
3. Признать неправомерными и незаконными действия председателя ТИК Ленинского района г.Воронежа Куковской С.В., выразившиеся в рассмотрении единолично жалобы административного истца - «Жалоба №МПСМК1 /1/1/230711/ТИК ЛенрВ на неправомерные действия председателя ОИК№ 18 Тищенко Ю.А., выразившиеся в непередаче Тищенко Ю.А. в ОИК №18 уведомления Мешкова П.С. о самовыдвижении, всех заявлений Мешкова П.С. - заявления об отводе ОИК № 18, о предоставлении возможности осуществлять сбор подписей в поддержку своего выдвижения кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва в электронном виде, об обращении в Конституционный суд РФ и др., поданных Мешковым П.С. в ОИК №18 04.07.2023 по электронной почте, и на нерассмотрение ОИК№18 уведомления и всех заявлений Мешкова П.С. (на 12 листах).» и нерассмотрении заявленного ей как члену Избирательной комиссии отвода, и признать незаконным и недействительным, ничтожным, в частности, данным не по подведомственности лицом, которому был заявлен отвод и который этот отвод не рассмотрел данный ею ответ от 13.07.2023. Вынести по данному факту нарушения законности и Конституции РФ частное определение суда.
4. Признать неправомерными, незаконными, антиконституционными действия председателя ТИК Ленинского района Куковской С.В. и членов ТИК, выразившиеся в умышленном неполучении объективных данных необходимых для рассмотрения жалобы – необращении в почтовый сервис корпорации Гугл с запросом о том, отправлялось ли Мешковым П.С. 04.07.2023 через почтовый сервис Gmail корпорации Гугл с адреса электронной почты <данные изъяты> на официальный адрес электронной почты Окружной избирательной комиссии №18 (Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа) - tikl0@govvm.ru уведомление о самовыдвижении с приложенными к нему документами и было ли данное уведомление доставлено на адрес электронной почты ОИК №18. И то же самое в отношении дополнения поданного в ОИК№18.
5. Признать несоответствующим действительности, незаконным, фальсифицированным, подложным, не содержащим всю информацию, которую он в соответствии с нормами Конституции РФ должен был содержать ответ председателя ТИК Ленинского района г.Воронежа Куковской С.В. № 01-18/72 от 13.07.2023. Обязать председателя ТИК Ленинского района г.Воронежа Куковскую С.В. исправить текст ее ответа и внести в этот ответ всю информацию, которую в соответствии с нормами Конституции РФ, принципом Верховенства Права и правовой определенности должна в нем содержаться и, в частности, информацию о том, что Мешковым П.С. в ТИК Ленинского района г.Воронежа было подано не обращение, а жалоба на нарушение ОИК № 18 прав, указать точное название жалобы, способ подачи и дату поступления жалобы в ТИК, указать входящий номер жалобы, а также указать все факты, доводы и основания, по которым подана жалоба, указать, что было подано заявление об отводе всех членов ТИК Ленинского района г.Воронежа, и что данное заявление не было рассмотрено. Так же указать название всех заявлений, которые были поданы как составная часть данной жалобы и, в частности указать, что было подано заявление, о высылке мне заверенной копии поданной жалобы, а также информацию на основании какого закона Куковская С.В. единолично рассмотрела жалобу.
6. Признать неправомерными и незаконными действия председателя ТИК Ленинского района г.Воронежа Куковской С.В. и ТИК Ленинского района выразившиеся в невысылке заверенной копии жалобы поданной в ТИК 11.07.2023. Обязать председателя ТИК Ленинского района г.Воронежа Куковскую С.В. и всех членов ТИК немедленно выслать заверенную копию жалобы поданной в ТИК Ленинского района г.Воронежа 11.07.2023 и все материалы проверки, которые имеются по этой жалобе, начиная с мнения членов ОИК№18.
7. Вынести частные определения суда по фактам умышленного нарушения всеми членами ТИК Ленинского района г. Воронежа, председателем этой избирательной комиссии Куковской С.В. законности, Конституции РФ и Мешкова П.С. и неопределенного круга лиц конституционных и избирательных прав, частное определение суда, в котором, в частности, указать, что ТИК Ленинского района г.Воронежа обязана рассматривать поступившие к ней жалобы кандидатов в депутаты, коллегиально и обязана рассматривать все приложенные к жалобе заявления, начиная с заявления об отводе избирательной комиссии. Опубликовать эти частные определения официальных средствах массовой информации и выслать их в адрес тех лиц, которые назначены на должность членов и ОИК №18.
8. Установить как факт имеющий юридическое значение, факт о том, что Мешковым П.С. 04.07.2023 через почтовый сервис Gmail корпорации Гугл с адреса его электронной почты <данные изъяты> на официальный адрес электронной почты Окружной избирательной комиссии №18 (Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа) – tik10@govvrn.ru было подано уведомление о самовыдвижении с приложенными к нему документами и данное уведомление моментально было доставлено на адрес электронной почты ОИК № 18. А также установить, что 04.07.2023 в ОИК №18 было доставлено дополнение к уведомлению посланное аналогичным способом.
9. Признать неправомерными и незаконными действия (бездействия) окружной избирательной комиссии № 18 по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 выразившиеся в нерассмотрении по существу уведомления о самовыдвижении Мешкова П.С. и приложенных к нему документов и заявлений заявления об отводе ОИК №18, поданных Мешковым П.С. в ОИК № 18 04.07.2023 по адресу электронной почты ОИК №18 (она же Территориальная избирательная комиссия Коминтерновского района г.Воронежа) – tik10@govvm.ru и сокрытии самого факта поступления по электронной почте в ОИК №18 уведомления о самовыдвижении с приложенными к нему документами и заявлением об отводе ОИК №18. Признать незаконными и неправомерными действия ОИК №18 выразившиеся в невысылке по электронной почте заверенной копии уведомления, как это было указано в заявлении приложенном к моему уведомлению. Вынести по данным фактам нарушения законности, Конституции РФ и конституционных и избирательных прав граждан РФ частное определение суда, в котором, в частности, указать, что члены избирательных комиссий обязаны рассматривать по существу все поступившее к ним уведомления о самовыдвижении кандидатов, даже если эти уведомления поданы по электронной почте.
10. Вынести решение суда о расформировании ТИК Ленинского района г.Воронежа и ОИК№18 и о вступлении этого решения суда в законную силу немедленно, сразу после его вынесения.
11. Рассмотреть по существу судом жалобу заявителя - «Жалоба №МПСМК1 /1/1/230711/ТИК ЛенрВ на неправомерные действия председателя ОИК№18 Тищенко Ю.А., выразившиеся в непередаче Тищенко Ю.А. в ОИК №18 уведомления Мешкова П.С. о самовыдвижении, всех заявлений Мешкова П.С. - заявления об отводе ОИК №18, о предоставлении возможности осуществлять сбор подписей в поддержку своего выдвижения кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва в электронном виде, об обращении в Конституционный суд РФ поданных Мешковым П.С. в ОИК №18 04.07.2023 и др. по электронной почте, и на нерассмотрение ОИК №18 уведомления и всех заявлений Мешкова П.С. (на 12 листах).» и все приложенные к ней заявления, начиная с заявления об отводе ЦИК РФ, и удовлетворить все требования моей жалобы. Вынести решение суда о немедленном исполнении решения суда.
12. Признать неправомерными, незаконными, антиконституционными действия и.о. прокурора прокуратуры Ленинского района г.Воронежа Скрынникова А.Л., отказавшегося рассматривать заявление от 28.08.2023 - «Заявление №МПСМК2/109/230828/прЛенр - жусевис - о привлечении к административной ответственности председателя ТИК Ленинского района г. Воронежа Куковской С.В. (комиссии организующей и проводящей дополнительные выборы депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва) и всех членов этой комиссий по факту нерассмотрения в ТИК жалобы Мешкова П.С., поданной в эту комиссию 11.07.2023 на незаконные действия председателя ОИК №18.Тищенко Ю.А. и ОИК №18, и немедленном вынесении постановления о немедленном прекращении административного правонарушения, совершённого ТИК Ленинского района - об обязанности ТИК Ленинского района немедленно коллегиально рассмотреть жалобу и все приложенные к ней заявления, начиная с заявления об отводе ТИК, о направлении запроса в корпорацию «Гугл», а также об обязывании ТИК немедленно выслать административному истцу по адресу электронной почты заверенные копии жалобы и всех материалов проверки, проведенной по этой жалобе ТИК РФ, исправить текст своего ответа от 13.07.2023 № 01-18/72 внести туда всю информацию, которая там должна содержаться в соответствии с нормами Конституции РФ. (на 17 стр.)» о привлечении к административной ответственности ТИК и Ленинского района г.Воронежа и ОИК №18 по нормам КоАП РФ и привлекать их к административной ответственности, выносить ТИК и ОИК №18 предостережение (предупреждение) о прекращении ТИК Ленинского района нарушения Мешкова П.С. прав и прав неопределенного круга лиц - граждан РФ и обязанности ТИК в соответствии с законном коллегиально по существу рассмотреть жалобу поданную в ТИК Ленинского района начиная с заявления об отводе ТИК и пересылке заявления для рассмотрения в Избирательную комиссию Воронежской области. Вынести по данному факту умышленного нарушения законности, Конституции РФ и конституционных и избирательных прав и.о. прокурором Ленинского района г.Воронежа Скрынниковым А.Л. частное определение суда, в котором указать, что члены избирательных комиссий, в том числе, члены ТИК Ленинского района г.Воронежа Конституцией РФ и законами РФ не освобождены от административной ответственности, и что в соответствии со ст.28 ч.4, 28 ч.1 и др. КоАП РФ и ст.1 п.2 аб.9, п.2 ст.22 и др. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» возбуждать дела об административных правонарушениях совершенных членами ТИК и ОИК №18, проводить по ним расследования и привлекать их к административной ответственности обязаны именно прокуроры РФ. Опубликовать данное частное определение в официальных средствах массовой информации, а также выслать его Генеральному прокурору РФ для решения вопроса о соответствии Скрынникова А.Л. занимаемой должности и.о.прокурора района и должностного лица прокуратуры.
13. Признать несоответствующим действительности, неправомерным незаконным фальсифицированным и подложным ответ и.о. прокурора Ленинского района г. Воронежа Скрынникова А.Л. от 30.08.2023 № 262ж-2023 в части неуказания в этом ответе всей информации, которая в соответствии с нормами Конституции РФ обязана была в этом ответе содержаться: 1) что в прокуратуру было подано не «обращение по вопросу действий (бездействий) территориальных избирательных комиссий и по иным вопросам», а заявление в порядке КоАП РФ с требованием привлечь виновных членов ТИК и ОИК №18 к административной ответственности, а также заявление в соответствии с нормами ст.52, 2, 18, 45 ч.2, 19 ч.2 и 6 ч.2, ст. 17 и 45 ч.2 и др. Конституции РФ, ст. 1.1, 1.2, 2.4 и др. КоАП РФ с требованием немедленно внести в ТИК ленинского района предостережение о недопустимости нарушения закона и обязанности ТИК в соответствии с законом немедленно коллегиально рассмотреть по существу жалобу поданную в эту избирательную комиссию, 2) не указаны факты и основания по которым было подано в прокуратуру заявление и по которым Мешков П.С. считает, что ТИК Ленинского района и ОИК №18 и их члены совершили административное правонарушение, 3) не указаны основания по котором Скрынников А.Л. не стал рассматривать заявление по нормам КоАП РФ и привлекать к административной ответственности членов ТИК Ленинского района, а применил п.3.4 Инструкции прокуратуры в частности, в ответе не процитирована норма этого пункта, как это должно быть и как это всегда бывает в решениях суда. Обязать и.о. прокурора Ленинского района г.Воронежа Скрынникова А.Л. исправить текст своего ответа от 30.08.2023 и внести в него всю информацию, которая в нем должна содержаться в соответствии с нормами Конституции РФ, принципом Верховенства права и правовой определенности, и в частности указать : 1) точное название заявления Мешкова П.С., поданного в прокуратуру, включая приложенные к нему заявления о немедленном внесении предостережения о недопустимости нарушения законами лицами, которые его нарушают, 2) указать все факты и основания по которым было подано в прокуратуру заявление Мешкова П.С. и по которым он считает, что ТИК и ОИК №18 и их члены совершили административное правонарушение, и указать все нормы которыми и.о. прокурора Скрынников А.Л. опровергает эти факты и обстоятельства, 3) указать основания, по котором Скрынников А.Л. не стал рассматривать заявление по нормам КоАП РФ и привлекать к административной ответственности членов ТИК и ОИК №18, указать весь текст нормы п.3.4 Инструкции прокуратуры, на которую сослался Скрынников А.Л.
14. Признать неправомерными, незаконными, антиконституционными действия прокурора Воронежской области - начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Токарева О.В., отказавшегося рассматривать по существу заявление от 28.08.2023 о привлечении к административной ответственности ТИК Ленинского района и ОИК №18 по нормам КоАП РФ и привлекать их к административной ответственности, выносить ТИК и ОИК №18 предостережение (предупреждение) о прекращении ТИК нарушения прав административного истца и прав неопределенного круга лиц - граждан РФ и обязанности ТИК Ленинского района в соответствии с законном коллегиально по существу рассмотреть жалобу, поданную в эту Избирательную комиссию, начиная с заявления об отводе ТИК, и передаче заявления в нижестоящую прокуратуру - прокуратуру Ленинского района. Вынести по данному факту умышленного нарушения законности, Конституции РФ и конституционных и избирательных прав прокурором Токаревым О.В. частное определение суда, в котором указать, что члены избирательных комиссий, в том числе члены ТИК и ОИК №18 Конституцией РФ и законами РФ не освобождены от административной ответственности, и что в соответствии со ст.28 ч.4, 28 ч.1 и др. КоАП РФ и ст.1 п.2 аб.9, п.2 ст.22 и др. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации » возбуждать дела об административных правонарушениях совершенных членами ЦИК РФ и ОИК№114, проводить по ним расследования и привлекать их к административной ответственности обязаны именно прокуроры РФ и делать в о время проведения выборов они должны это немедленно, сразу после поступления заявления в прокуратуру. Опубликовать данное частное определение в официальных средствах массовой информации, а также выслать его Генеральному прокурору Российской Федерации для решения вопроса о соответствии Токарева О.В. занимаемой должности начальника управления прокуратуры Воронежской области.
15. Признать несоответствующим действительности, неправомерным, незаконным, фальсифицированным и подложным ответ начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Токарева О.В. от 31.08.2023 №/Нр2630-23 в части неуказания в этом ответе всей информации, которая в соответствии с нормами Конституции РФ обязана была в этом ответе содержаться : 1) что в прокуратуру было подано не « о нарушении избирательного законодательства и по иным вопросам», а заявление в порядке КоАП РФ с требованием привлечь виновных членов ТИК и ОИК№18 к административной ответственности, а также заявление в соответствии с нормами ст.52, 2, 18, 45 ч.2, 19 ч.2 и 6 ч.2, ст. 17 и 45 ч.2 и др. Конституции РФ, ст. 1.1, 1.2, 2.4 и др. КоАП РФ с требованием немедленно внести в ТИК предостережение о недопустимости нарушения закона и обязанности ТИК Ленинского района г.Воронежа в соответствии с законом немедленно коллегиально рассмотреть по существу жалобу поданную 11.07.2023 в эту избирательную комиссию, 2) не указаны факты и основания, по которым было подано в прокуратуру заявление и по которым административный истец считает, что ТИК и ОИК№18 и их члены совершили административное правонарушение, 3) не указаны основания, по котором Токарев А.В. не стал рассматривать заявление административного истца по нормам КоАП РФ и привлекать к административной ответственности членов ТИК, а применил п.п. 3.2, 3.4 Инструкции прокуратуры, в частности, в ответе не процитирована норма этого пункта, как это должно быть и как это всегда бывает в решениях суда, 4) не указана цель, с которой передается заявление, 5) не указан способ подачи заявления в прокуратуру. Обязать начальника управления прокуратуры РФ Воронежской области Токарева О.В. исправить текст своего ответа от 31.08.2023 и внести в него всю информацию, которая в нем должна содержаться в соответствии с нормами Конституции РФ, принципом Верховенства права и правовой определенности, и в частности указать: 1) точное название заявления поданного в прокуратуру, включая приложенные к нему заявления о немедленном внесении предостережения о недопустимости нарушения законами лицами, которые его нарушают, 2) указать все факты и основания, по которым было подано в прокуратуру заявление и по которым Мешков П.С. считает, что ТИК РФ и ОИК №18 и их члены совершили административное правонарушение и указать все нормы, которыми прокурор Токарев О.В. опровергает эти факты и обстоятельства, 3) указать основания по котором Токарев О.В. не стал рассматривать заявление по нормам КоАП РФ и привлекать к административном ответственности членов ТИК Ленинского района, 4) указать весь текст нормы пп. 3.2, 3.4 Инструкции прокуратуры, 5) указать цель, с которой заявление передается прокуратуру Ленинского района - для рассмотрения по существу или для чего то еще, 6) указать дату и способ подачи заявления в прокуратуру.
16. Признать неправомерными, незаконными, антиконституционными действия прокурора прокуратуры Ленинского района г.Воронежа Бурсова Ю.А., отказавшегося рассматривать заявление от 28.08.2023 о привлечении к административной ответственности ТИК Ленинского района г. Воронежа и ОИК №18 и их членов, перенаправленное ему из прокуратуры Воронежской области по нормам КоАП РФ и привлекать их к административной ответственности, выносить ТИК и ОИК №18 предостережение (предупреждение) о прекращении ТИК Ленинского района нарушения прав административного истца и прав неопределенного круга лиц - граждан РФ и обязанности ТИК в соответствии с законном коллегиально по существу рассмотреть жалобу, поданную в ТИК Ленинского района начиная с заявления об отводе ТИК и пересылке заявления для рассмотрения в Избирательную комиссию Воронежской области. Вынести по данному факту умышленного нарушения законности, Конституции РФ и конституционных и избирательных прав прокурором Ленинского района г.Воронежа Бурсовым Ю.А. частное определение суда, в котором указать, что члены избирательных комиссий, в том числе члены ТИК Ленинского района г.Воронежа Конституцией РФ и законами РФ не освобождены от административной ответственности, и что в соответствии со ст.28 ч.4, 28 ч.1 и др. КоАП РФ и ст.1 п.2 аб.9, п.2 ст.22 и др. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» возбуждать дела об административных правонарушениях совершенных членами ТИК и ОИК№18, проводить по ним расследования и привлекать их к административной ответственности обязаны именно прокуроры РФ. Опубликовать данное частное определение в официальных средствах массовой информации, а также выслать его Генеральному прокурору РФ для решения вопроса о соответствии Бурсова Ю.А. занимаемой должности прокурора района.
17. Признать несоответствующим действительности, неправомерным, незаконным, фальсифицированным и подложным ответ прокурора Ленинского района г. Воронежа Бурсова Ю.А. от 04.09.2023 № 2621ж-2023 части неуказания в этом ответе всей информации, которая в соответствии с нормами Конституции РФ обязана была в этом ответе содержаться: 1) что в прокуратуру было подано не «обращение по вопросу действий (бездействий) территориальных избирательных комиссий и по иным вопросам», а заявление в порядке КоАП РФ с требованием привлечь виновных членов ТИК и ОИК№18 к административной ответственности, а также заявление в соответствии с нормами ст.52, 2, 18, 45 ч.2, 19 ч.2 и 6 ч.2, ст.17 и 45 ч.2 и др. Конституции РФ, ст. 1.1, 1.2, 2.4 и др. КоАП РФ с требованием немедленно внести в ТИК Ленинского района предостережение о недопустимости нарушения закона и обязанности ТИК в соответствии с законом немедленно коллегиально рассмотреть по существу жалобу, поданную в эту избирательную комиссию, 2) не указаны факты и основания по которым было подано в прокуратуру заявление и по которым Мешков П.С. считает, что ТИК Ленинского района и ОИК №18 и их члены совершили административное правонарушение, 3) не указаны основания по котором Бурсов Ю.А. не стал рассматривать заявление по нормам КоАП РФ и привлекать к административной ответственности членов ТИК Ленинского района, а применил п.3.4 Инструкции прокуратуры, в частности, в ответе не процитирована норма этого пункта, как это должно быть и как это всегда бывает в решениях суда. Обязать прокурора Ленинского района г.Воронежа Бурсова Ю.А. исправить текст своего ответа от 04.09.2023 и внести в него всю информацию, которая в нем должна содержаться в соответствии с нормами Конституции РФ, принципом Верховенства права и правовой определенности, и в частности указать: 1) точное название моего заявления поданного в прокуратуру включая приложенные к нему заявления о немедленном внесении предостережения и недопустимости нарушения законами лицами, которые его нарушают, 2) указать все факты основания, по которым было подано в прокуратуру заявление и по которым Мешков П.С. считает, что ТИК и ОИК №18 и их члены совершили административное правонарушение, и указать все нормы которыми прокурор Бурсов Ю.А. опровергает эти факты и обстоятельства, 3) указать основания, по котором Бурсов Ю.А. не стал рассматривать заявление по нормам КоАП РФ и привлекать к административной ответственности членов ТИК и ОИК №18, указать весь текст нормы п.3.4 Инструкции прокуратуры и другие нормы, на которые сослался Бурсов Ю.А.
18. Признать Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 №45 недействительной, недействующей ничтожной в части в которой она дает возможность прокурорам и должностным лицам прокуратуры РФ рассматривать заявления граждан РФ поданные в прокуратуру РФ по факту совершенных против граждан административных правонарушений по нормам этой Инструкции, а не по нормам КоАП РФ, и отменить ее в этой части.
19. Признать неправомерными и незаконными действия Генеральной прокурора РФ Краснова И.В., выразившиеся в существовании и использовании в прокуратуре РФ Инструкции прокуратуры - Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 № 45 вместо Кодекса об административных правонарушениях РФ, выразившиеся в предоставлении своим подчиненным (прокурорам, должностным лицам прокуратуры РФ) или в обязывании своих подчиненных применять эту Инструкцию вместо КоАП РФ. Установить как факт имеющий юридическое значение, что наличие в прокуратуре РФ Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 № 45 мешает рассмотрению прокурорами и должностными лицами прокуратуры РФ заявлений граждан поданных по факту совершенных против них административных правонарушений по нормам КоАП РФ. Вынести по данным фактам нарушения законности частное определение суда, в котором указать, что Инструкции прокуратуры — Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013г. №45 не может и не должна применяться вместо Кодекса об административных правонарушениях РФ при рассмотрении заявлений граждан о совершенных против них административных правонарушениях или заявлениях указывающих на наличие события административного правонарушения.
20. Признать неправомерными, незаконными, антиконституционными действия (бездействия) Президента РФ В.В. Путина, выразившиеся виновным в том, что за 23 года его правления в должности Президента РФ он не ввел в КоАП РФ специальные отдельные статьи (составы правонарушений) для привлечения к административной ответственности членов избирательных комиссии за нарушение ими на всех стадиях избирательного процесса, прав граждан желающих участвовать в выборах в качестве кандидатов в депутаты, а также не ввел обязанность для прокуроров по привлечению этих должностных лиц к административной ответственности. А так же не ввел обязанность для прокуроров РФ рассматривать все административные правонарушения совершенные должностными лицами, в том случае если эти лица совершили хотя бы одно административное правонарушение, возбуждение административного дела по которому согласно КоАП РФ возможно только прокурором РФ, именно прокурором РФ. Обязать Президента РФ В.В.Путина исправить все эти допущенные нарушения ввести в КоАП РФ специальные отдельные статьи (составы правонарушений) для привлечения к административной ответственности членов избирательных комиссий за нарушение ими на всех стадиях избирательного процесса, прав граждан желающих участвовать в выборах в качестве кандидатов в депутаты, а также ввести в КоАП РФ обязанность для прокуроров по привлечению этих должностных лиц к административной ответственности. А так же ввести в обязанность для прокуроров РФ рассматривать все административные правонарушения совершенные должностными лицами, в том случае, если эти лица совершили хотя бы одно административное правонарушение возбуждение административного дела по которому согласно КоАП РФ возможно только прокурором РФ, именно прокурором РФ.
21. В связи с допущенными ТИК Ленинского района и ОИК №18 нарушениями Мешкова П.С. и неопределенного круга лиц (граждан РФ, которые бы могли проголосовать за Мешкова П.С. в том случае если бы ТИК допустила бы до участия в выборах) конституционных и избирательных прав вынести решение об отмене решения № 32/125-20/23 от 15 июня 2023 Территориальной избирательной комиссией (ТИК) Ленинского района «О назначении дополнительных выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 5 и № 18» на 10 сентября 2023 в части относящейся к выборам по одномандатному избирательному округу № 18. Вынести решение суда о немедленном вступлении этого решения суда в законную силу.
22. Вынести частные определения суда о всех нарушениях Конституции РФ и конституционных и избирательных прав граждан РФ членами ТИК Ленинского района г.Воронежа и ОИК № 18 и выслать эти частные определения суда в адрес тех должностных лиц, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право подавать заявления в суд о расформировании избирательных комиссий.
Определением суда от 10.09.2023 года отказано в принятии административного иска в части заявленных требований Мешкова П.С., поданного в своих интересах и в интересах неопределенного круга лиц – всех граждан Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Президента Российской Федерации В.В. Путина по невнесению изменений в действующее законодательство; о расформировании территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа и окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 - территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа; в части заявленных требований о признании Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 №45 недействительной, неправомерном ее существовании и использовании административный иск возвращен в связи с неподсудностью.
Определением суда от 10.09.2023 года о подготовке дела к судебному разбирательству, заблаговременно направленному в адрес сторон, судом разъяснены процессуальные права, обязанности, обстоятельства подлежащие доказыванию по делу и участникам процесса предложено представить дополнительные доказательства.
Согласно пункту 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в целях своевременного рассмотрения административных дел о защите избирательных прав суды вправе извещать лиц, участвующих в деле, с их согласия о дате, времени и месте рассмотрения дела путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг при условии, что участник судебного процесса не ходатайствовал о направлении ему таких извещений на бумажном носителе, либо посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (части 1, 1.1 статьи 96 КАС РФ).
Следует иметь в виду, что согласие лица, участвующего в деле, на получение судебных извещений указанными способами может быть выражено как путем оформления расписки, так и посредством указания номера мобильного телефона, адреса электронной почты в тексте административного искового заявления, апелляционной (частной) жалобы или представления, кассационной жалобы или представления, путем подтверждения согласия на соответствующее извещение в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Лица, участвующие в деле, извещенные о его рассмотрении по изложенным выше правилам, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9 статьи 96 КАС РФ).
В судебное заседание административный истец, административные ответчики председатель ТИК Ленинского района г. Воронежа Куковская С.В., председатель ТИК Коминтерновского района г. Воронежа Тищенко Ю.А., и.о. прокурора Ленинского района г, Воронежа Скрынников А.Л., прокурор Ленинского района г. Воронежа Бурсов Ю.А., начальник отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Токарев О.В., Генеральный прокурор Российской Федерации Краснов И.В., представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены в порядке, предусмотренном пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся извещенных лиц.
Представитель административных ответчиков – территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Воронежа и территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г. Воронежа, их должностных лиц по доверенностям Тюнина Ю.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на законность и обоснованность действий должностных лиц избирательных комиссий и отсутствие нарушения права и законных интересов административного истца.
Представитель административных ответчиков должностных лиц прокуратуры Ленинского района г. Воронежа, начальника отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Токарева О.В., Генеральной прокуратуры Российской Федерации по доверенностям Беляева М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме, указав, что со стороны должностных лиц прокуратуры каких-либо нарушений действующего законодательства при рассмотрении обращений административного истца допущено не было.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора по заявленным требованиям, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Части 1, 2 статьи 239 КАС РФ предусматривает, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Части 1 и 4 ст.240 КАС РФ закрепляют, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Таким образом, административный истец обратился в суд 09.09.2023 года с настоящим административным иском в пределах установленного законом трехмесячного срока, поскольку первоначальное обращение административного истца в избирательную комиссию поступило 04.07.2023 года и ответ на него направлен 07.07.2023 года, после чего, административным истцом были направлены другие обращения в адрес административных ответчиков, то есть установленный срок на обращение в суд по заявленным требованиям административным истцом соблюден.
Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статье 75 «Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает:
1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
2. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, оформляются в письменной, в том числе в электронной, форме (пункт 1.1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 2 статьи 84 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 1.1 статьи 72 Закона о выборах Президента Российской Федерации).
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий, затрагивающее права, свободы и законные интересы субъектов избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума.
Указанные действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети "Интернет".
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии (например, положениями, регламентами, инструкциями).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Воронежа (далее - ТИК Ленинского района), на которую решением Избирательной комиссии Воронежской области от 23 декабря 2022 года № 77/736-7 возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории городского округа город Воронеж, от 15 июня 2023 года № 32/125-20/23 на 10 сентября 2023 года назначены дополнительные выборы депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 5 и № 18, полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, осуществляющей, в том числе, регистрацию кандидатов по соответствующему округу, возложены на Территориальную избирательную комиссию Коминтерновского района города Воронежа (далее – ТИК Коминтерновского района).
Из материалов дела следует, что 4 июля 2023 года в 10 часов 08 минут на электронный адрес ТИК Коминтерновского района поступило обращение административного истца Мешкова П.С., в котором было указано, что оно направляется к ранее присланному уведомлению о самовыдвижении с 12 заявлениями на 12 страницах, к обращению были приложены копия постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела от 27.01.2006 и копия диплома об образовании, выданного на имя Мешкова П.С.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Исходя из приведенных выше положений процедура принятия решения по обращению, по которому законом не предусмотрено обязательное принятие избирательной комиссией на своем заседании коллегиального решения, определяется самостоятельно избирательной комиссией, которая обязана дать ответ по такому обращению.
Согласно статьи 44 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру, представляет в соответствующую избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении и документы, указанные в частях 2 - 4 статьи 43 указанного Закона Воронежской области, уведомление о самовыдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата, соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения уведомления, которое выдается незамедлительно после представления документов.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает только непосредственное предоставление в избирательную комиссию уведомления о выдвижении своей кандидатуры для участия в выборах.
Учитывая, что документы, предусмотренные статей 44 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» от Мешкова П.С. в установленном законом порядке в ТИК Коминтерновского района не поступали, пришедшее по электронной почте сообщение было зарегистрировано как входящее обращение (вх. № 95 от 04.07.2023).
07 июля 2023 года, т.е. в пределах установленного Законом Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» (пункт 2 статьи 24) пятидневного срока, ТИК Коминтерновского района направила в адрес Мешкова П.С. ответ, в котором ему было разъяснено, что Территориальная избирательная комиссия Коминтерновского района г. Воронежа, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18, не имеет возможности рассмотреть его обращение, так как документы, указанные в обращении (уведомление о самовыдвижение, заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 18, с другими документами и заявлением об отводе Избирательной комиссии, об обращении в Конституционный Суд РФ, о предоставлении права подать документы по электронной почте через личный кабинет на сайте госуслуг, о предоставлении права собирать подписи в поддержку своего выдвижения в электронной форме и не открывать избирательный счет и др. (на 12 страницах – 12 л.), в избирательную комиссию не поступали (в том числе с использованием средств электронной почты).
Иные обращения в ТИК Коминтерновского района от Мешкова П.С., ни до 04.07.2023, ни после указанной даты, не поступали.
Судом также установлено, что 11 июля 2023 года в 12 часов 15 минут на электронный адрес ТИК Ленинского района поступило обращение Мешкова П.С., в котором было указано, что оно направляется к ранее присланному уведомлению о самовыдвижении с 19 заявлениями на 12 страницах и перенаправлено уведомление о самовыдвижении, направленное им в ТИК Коминтерновского района. Иных документов, письменных сообщений, указывающих на то, что направленным сообщением оспариваются действия ТИК Коминтерновского района, из текста не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
При этом в силу части 2 указанной выше статьи установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. В рамках реализации избирательного законодательства таковым является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
13 июля 2023 года, т.е. в пределах установленного Законом Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» (пункт 2 статьи 24) пятидневного срока, ТИК Ленинского района направила в адрес Мешкова П.С. ответ, в котором ему было разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, что полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 5 и № 18 возложены соответственно на Территориальную избирательную комиссию Левобережного района г. Воронежа и Территориальную избирательную комиссию Коминтерновского района г. Воронежа на дополнительных выборах депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 5 и № 18.
Иные обращения, в том числе об оспаривании действий или решений ТИК Коминтерновского района, в адрес ТИК Ленинского района от Мешкова П.С., ни до 11.07.2023, ни после указанной даты, не поступали.
Принимая во внимание, что отвод избирательных комиссий, подача документов в избирательные комиссии через сайт Госуслуг, освобождение от сбора подписей и регистрация без сбора подписей в связи с трудностями по их сбору, предоставление права внести избирательный залог, об обращении членов комиссии в Конституционный суд РФ и иные требования, содержащиеся в уведомлении Мешкова П.С. о самовыдвижении, не предусмотрены Законом Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области», а также противоречат действующему федеральному избирательному законодательству, указанные требования, адресованные избирательной комиссии являются незаконными и не подлежат исполнению.
Таким образом, административные ответчики ТИК Ленинского района и ТИК Коминтерновского района действовали в данном случае в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством и каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушили, в связи с чем, заявленные к ним требования о признании незаконными действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18, выразившиеся в нерассмотрении жалоб и несогласии с данными ответами; неполучении объективных данных, необходимых для рассмотрения жалоб административного истца удовлетворению не подлежат.
При этом, заявленное административным истцом требование, содержащееся в пункте 8 просительной части административного иска об установлении факта, имеющего юридическое значение о том, что Мешковым П.С. 04.07.2023 года через почтовый сервис Gmail корпорации Гугл с адреса его электронной почты <данные изъяты> на официальный адрес электронной почты Окружной избирательной комиссии №18 (Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа) – tik10@govvrn.ru было подано уведомление о самовыдвижении с приложенными к нему документами и данное уведомление моментально было доставлено на адрес электронной почты ОИК № 18, а также установить, что 04.07.2023 в ОИК №18 было доставлено дополнение к уведомлению посланное аналогичным способом, суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу требований ч.2 ст.62 КАС РФ данный факт обращения в избирательную комиссию со всеми перечисленными документами должен доказать сам административный истец, обратившийся за судебной защитой, а не устанавливаться судом при отсутствии каких-либо доказательств.
Относительно требований административного истца об отмене решения ТИК Ленинского района от 15 июня 2023 года № 32/125-20/23 «О назначении дополнительных выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 5 и № 18», суд приходит к следующему.
Порядок принятия решения о назначении дополнительных выборов депутатов Воронежской городской Думы регламентирован статьями 13, 25, 34 и 95 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области».
В силу ст.13 Закона Воронежской области от 27.06.2007 N 87-ОЗ (ред. от 29.05.2023) "Избирательный кодекс Воронежской области" (далее – Избирательный кодекс Воронежской области) выборы органов местного самоуправления назначает представительный орган муниципального образования. Повторные или дополнительные выборы депутатов представительного органа муниципального образования при наличии вакантных мандатов назначает избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления.
Днем голосования на выборах губернатора Воронежской области, в областную Думу, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.
Согласно ст.25 Избирательного кодекса Воронежской области по решению Избирательной комиссии Воронежской области окружные избирательные комиссии по выборам депутатов областной Думы могут не создаваться, при этом исполнение полномочий окружной избирательной комиссии возлагается на территориальную комиссию.
Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы.
Полномочия территориальных комиссий перечислены в ст.34 Избирательного кодекса Воронежской области, к ним относятся также осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; обеспечение на соответствующей территории организации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов; формированием участковых комиссии и назначением их председателей.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения ТИК Ленинского района от 15 июня 2023 года № 32/125-20/23 «О назначении дополнительных выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 5 и № 18» требованиям действующего законодательства, в связи с чем, оснований признавать его незаконным и отменять суд не находит.
В нарушение требований п.4 ч.2 ст.125 КАС РФ в административном иске Мешковым П.С. не указано, в чем конкретно заключается нарушение его права и свобод оспариваемым решения ТИК Ленинского района от 15 июня 2023 года № 32/125-20/23.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру Ленинского района г. Воронежа поступали обращения Мешкова П.С. (ВО-8836-23-20200001 от 29.08.2023, поступившее в прокуратуру района 01.09.2023) и (ВО-1443-23-20200008 от 28.08.2023) по вопросу действий (бездействия) территориальных избирательных комиссий и по иным вопросам.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Воронежской области от 19.06.2003 № 31-ОЗ «Об Избирательной комиссии Воронежской области» (далее – Закон № 31-ОЗ) избирательная комиссия Воронежской области при проведении выборов, референдума, отзыва выборных лиц является вышестоящей комиссией для избирательных комиссий, комиссий референдума, сформированных на территории области.
На основании ч. 5 ст. 3 Закона № 31-ОЗ, избирательная комиссия обеспечивает соблюдение и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти на территории области, в органы государственной власти области, референдума Российской Федерации, референдума области, проведении муниципальных выборов, местных референдумов, отзыва выборных лиц, решении иных вопросов, отнесенных к компетенции Избирательной комиссии.
Согласно ст. 20 Закона № 31-ОЗ, в числе прочих избирательная комиссия Воронежской области контролирует соблюдение избирательных прав, права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, временно находящихся на территории муниципального образования, а также в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
С учетом изложенного с целью содействия в реализации прав и законных интересов административного истца, руководствуясь ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение Мешкова П.С. (ВО-1443-23-20200008 от 28.08.2023) сопроводительным письмом от 30.08.2023 направлено по принадлежности в адрес избирательной комиссии Воронежской области, обращение (ВО-8836-23-20200001 от 29.08.2023, поступившее в прокуратуру района 01.09.2023) сопроводительным письмом от 04.09.2023 также направлено по принадлежности в адрес избирательной комиссии Воронежской области, о чем административному истцу даны разъяснения, направленные в его адрес соответственно 30.08.2023 и 04.09.2023.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, частью 2 статьи 8.49, статьями 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, частями 1 - 5 статьи 14.35, статьей 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 19.34.2, 20.3.1, 20.3.2, 20.3.4, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку, обращения Мешкова П.С. не содержали доводов о привлечении к административной ответственности по статьям КоАП РФ, относящимся к исключительной компетенции прокурора, они были обоснованно направлены в адрес компетентного органа.
С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий должностных лиц прокуратуры, отказавшихся рассматривать по существу заявления Мешкова П.С. о привлечении к административной ответственности ТИК РФ и ОИК №18, признании незаконными действий (бездействий), установлении фактов несоответствия действительности и фальсификации ответов, поскольку каких-либо нарушений права, свод и законных интересов административного истца при рассмотрении его обращений со стороны сотрудников прокуратуры судом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении данной категории дел суды не должны оставлять без внимания выявленные недостатки в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, способствовавшие нарушению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и (или) создававшие препятствия для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, используя предоставленное им частью 1 статьи 226 ГПК РФ право вынесения частного определения.
Учитывая, что каких-либо нарушений действующего законодательства, повлекшее несоблюдение избирательных прав и законных интересов административного истца, со стороны должностных лиц территориальных избирательных комиссий и сотрудников прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий не выявлено, оснований для вынесения частных определений в их адрес суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Мешкова Петра Станиславовича к территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа, председателю территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Воронежа Куковской С.В., окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 – территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа, председателю территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа Тищенко Ю.А., исполняющему обязанности прокурора Ленинского района города Воронежа Скрынникову А.Л., прокурору Ленинского района города Воронежа Бурсову Ю.А., начальнику отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Токареву О.В., Генеральному прокурору Российской Федерации Краснову И.В. о признании незаконными действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18, выразившиеся в нерассмотрении жалоб и несогласии с данными ответами; неполучении объективных данных, необходимых для рассмотрения жалоб; установлении факта, имеющего юридическое значение; признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии; об оспаривании действий прокуроров по нерассмотрению заявлений и несогласии с ответами, данными на них, вынесении частных определений - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.09.2023 года