Дело №2-в175/2020
УИД № 36RS0022-02-2020-000208-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Верхняя Хава 18 июня 2020 года
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Жукавина А.В.,
при секретаре Фатеевой И.В.,
с участием прокурора Проскуриной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Верхнехавского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Спасского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнехавского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском к администрации Спасского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области указав, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района, выявлено нарушение ответчиком законодательства об охране культурного наследия и об увековечении памяти погибших при защите Отечества, выразившееся в непринятии мер по установлению охранной зоны воинского захоронения – братской могилы №91.
20.02.2020 прокурором района по данному факту в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства, но до настоящего времени мер по устранению нарушений последним не предпринято.
По мнению истца, непринятие мер по установлению охранной зоны объекта культурного наследия может повлечь его утрату или разрушение, в связи с чем истец просит обязать администрацию Спасского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества путем установления охранной зоны воинского захоронения – братской могилы №91.
В судебном заседании прокурор Проскурина С.Н. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Ответчик Администрация Спасского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя в котором против удовлетворения исковых требований не возражал.
Выслушав доводы истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 44 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
В силу ст. 6 указанного Закона в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (подпункт 1 статьи 1). Из его Преамбулы следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 34 указанного ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации. (пункт 4 статьи 34 данного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 № 972 утверждено «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктом 3 которого установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (пункт 12 Положения).
Из положений ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.
Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления сельского поселения п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу п. 1 ст. 40 указанного Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 47.2 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 47.3 ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, либо не передан в безвозмездное пользование от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Таким образом, действующая редакция Закона N 73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (п. 36 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018); Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.05.2018 N 305-КГ17-23190 по делу N А40-230582/2016).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Спасского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области находится объект культурного наследия, подлежащий государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения, признанный таковым Постановлением Администрации Воронежской обл. от 18.04.1994 N 510 "О мерах по сохранению историко-культурного наследия Воронежской области": «Братская могила №91», расположенный по адресу: <...> уч. 59/1 (реестровый номер №29).
Данный памятник находится в собственности Спасского сельского поселения, в хозяйственное ведение или оперативное управление не передан.
В нарушение требований законодательства охранная зона указанного объекта культурного наследия не установлена, проект зоны охраны объекта не разработан.
Выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу гарантированной государством сохранности объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации.
С учетом всех фактических обстоятельств дела, суд, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Верхнехавского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Спасского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Спасского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества путем установления охранной зоны воинского захоронения – «Братская могила №91» по ул. Комарова, уч. 59/1 п. Вишневка Верхнехавского района Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Новоусманский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Жукавин
Решение принято в окончательной форме 18 июня 2020 года.