№ 12-22/2022
УИД № 36RS0032-01-2021-002512-38
РЕШЕНИЕ
рп. Рамонь Воронежской области 21 февраля 2022 года
Судья Рамонского районного суда Воронежской области Федосов М.Е.,
с участием защитника заявителя по жалобе ФИО1, действующей на основании доверенности № 8/2021 от 01.02.2021 г.,
рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении № 036/04/7.32.3-438/2021, вынесенное07.12.2021 г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее УФАС по Воронежской области) от 07.12.2021г. № 036/04/7.32.3-438/2021 должностное лицо – финансовый директор ООО УК «Авиасервис» ФИО2 признана виновной в совершении административногоправонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2000рублей.
На указанное постановление ФИО2 подана жалоба, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения должностного лица, посколькув ее действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что установленные заказчиком требования, связанные с наличием у Участника закупки действующей выписки из реестра членов саморегулируемых организаций (далее - СРО) по установленной форме полностью соответствуют как требованиям п. 9.2 Положения о закупках Заказчика, так и п.п.9,10 ст. 10 Федерального закона № 223-Фз от 18.07.2011 г. Поскольку ООО «Юнирост» было допущено к указанной закупке, и его предложение рассматривалось комиссией наравне с другими участниками, последнее не представило доказательств как выявленное нарушение повлияло на его права. Минимальный размер взноса и уровни ответственности для членов СРО, планирующих оказание услуг по осуществлению строительного контроля, Градостроительным кодексом не предусмотрено, что говорит об отсутствии в ее действиях ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей в части несоблюдения предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, а именно в установлении в закупочной документации заниженного требования к участникам закупки.
В судебном заседании защитник заявителяпо жалобе ФИО1 жалобу поддержала, просила ее удовлетворить. Ходатайство о приостановлении рассмотрения жалобы до вынесения решения по делу № А14-18348/2021 не поддержала.
Заявитель по жалобе ФИО2 извещена надлежащим образом, что подтвердила в судебном заседании ФИО1, о причинах неявки не сообщила, не ходатайствовала об отложении судебного заседания.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, представило возражения по жалобе.
Выслушав ФИО1, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет административную ответственность по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Установлено, что 29.06.2021г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке), утвержденное Решением Единственного участника ООО УК «Авиасервис» от 25.06.2021г. №7/2021, которое регламентирует закупочную деятельность Заказчика, содержит требования к закупочным процедурам, в том числе порядок их подготовки и проведения (включая способы закупки и условия их применения), порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупочной деятельности Заказчика положения, за исключением случаев, в которых федеральным законодательством установлен иной порядок.
Пунктом 6.1 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком запроса предложений в электронной форме.
20.08.2021г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет Заказчиком размещено извещение № 32110571672 о проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ.
Закупка проводится на электронной торговой площадке АО «ЭТС» по адресу http://www.fabrikant.ru.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 29 160 000,00 рублей.
Начало срока подачи заявок – 20.08.2021 г.
Срок окончания подачи заявок – 10.09.2021 г.
Дата подведения итогов - 17.09.2021 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и назначения переторжки на участие в запрос предложений № 20-224-21 от 14.09.2021 г. по окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса предложений № 20-224-21/1 от 17.09.2021 г. все участники, подавшие заявки, признаны соответствующими и допущены к участию в закупке. Победителем признан участник закупки (заявка № 5203337-1-2), предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, и подавшего заявку, которая отвечает требованиям, установленным в закупочной документации с наибольшим рейтингом привлекательности. Ценовое предложение победителя составило 17 496 000,00 рублей.
Победителем запроса предложений признано ООО «Промстройинжиниринг», которое имеет второй уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (до 500 млн. рублей), что подтверждается выпиской из реестра членов СРО от 16.08.2021г. № 1609.
Участник АО «ВО «Безопасность» также имеет второй уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, согласно выпискам из реестра членов СРО от 16.08.2021г. № 90/02 ХО и № 1707/04 АК и первый уровень ответственности по обязательствам по договору строительного подряда в соответствии с выпиской от 16.08.2021г. № 3131/01 ПТ.
ООО «Юнирост», обратившийся с жалобой в УФАС по Воронежской области, имеет четвертый уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (до 10 миллиардов рублей).
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки
Согласно п. 9.2 Положения о закупке к участникам закупки предъявляются единые обязательные требования о соответствии требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупок
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 13 Технического задания (Приложение № 3 к ЗД) установлены требования к Участникам закупки о их соответствии требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупки и перечень документов, предоставляемых Участниками закупки, для подтверждения их соответствия указанным требованиям. А именно установлено: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. В качестве подтверждающих документов должно быть приложено действующая выписка из реестра членов саморегулируемых организаций (СРО) по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. № 86, в отношении СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкции, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты начала подачи заявок, которая указана в Закупочной документации.
В выписке из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкции, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, должны быть указаны следующие сведения:
- наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
- уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее размера Цены договора, заключаемого по результатам настоящей закупки.
В силу ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проект документации.
На основании п. 22 ст. 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 52, ч. 5 и ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 10 и ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора, который планирует выполнить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Так, согласно части 12 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
- сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
В соответствии с письмом Минстроя от 02.11.2016 г. № 36341-ХМ/02 уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, должен определяться исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
Следовательно, уровень ответственности членов СРО должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль.
При этом, согласно сведениям ЕИС, а также закупочной документации, осуществление строительного контроля и обеспечению безопасности работ осуществляется при выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных авиалиний международного аэропорта г. Воронеж (Чертовицкое)» стоимостью 3 900 225 000,00 рублей.
Таким образом, закупочная документация в части установления уровня ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее размера цены договора, заключаемого по результатам закупки составлена с нарушением требований действующей законодательства.
Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие первый, второй и третий уровни ответственности членов СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, не могут быть участниками имевшей место закупки.
Вина автора жалобы в совершенном административном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении № 036/04/7.32.3-438/2021 от 30.11.2021 г., закупочной документацией, а также иными материалами дела, оснований не доверять которым не имеется.
Приходя к выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ, должностное лицо УФАС по Воронежской области правильно применили нормы действующего законодательства, правильно установили все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение для его правильного разрешения, и сделали обоснованный вывод о виновности ФИО2
При надлежащем выполнении ФИО2 служебных обязанностей, должной внимательности и осмотрительности она имел возможность избежать совершения административного правонарушения.
Доводы автора жалобы об отсутствии в действиях состава административного правонарушения опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в переделах санкции ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу решение сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № 036/04/7.32.3-438/2021, вынесенное 07.12.2021 г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – финансового директора ООО УК «Авиасервис» ФИО2, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья М.Е. Федосов