Дело № 3а-220/2021
УИД № 36OS0000-01-2020-000570-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 16 апреля 2021 г.
Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Стороженко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таловского потребительского кооператива к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной,
установил:
представитель административного истца ФИО1 обратилась в суд с названным выше административным иском, указывая, что Таловскому потребительскому кооперативу на праве собственности принадлежат:
1. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 456 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общего пользования (уличная сеть), расположенный по адресу: <адрес>.
Ккадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 2 643 723,84 руб.
2. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 860 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общего пользования (уличная сеть), расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 4 992 291,4 руб.
3. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 684 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и обслуживания здания магазина, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3 812 472,36 руб.
Ссылаясь на то, что административный истец обязан уплачивать земельный налог исходя из кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер рыночной стоимости объектов недвижимости на дату оценки, просит установить в отношении кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика ООО «Оценка и консалтинг» от 7 сентября 2020 г. № 108к20, в размере 861 000 руб., 1 624 000 руб., 1 291 000 руб.
В качестве заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области, администрация Таловского городского поселения Таловского муниципального района Воронежской области.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Закон об оценочной деятельности в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, в том числе средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области по муниципальным районам (городским округам).
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ), согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объектов оценки в настоящее время пересмотрена применительно к следующему периоду.
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 01.01.2020, новые сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Административный истец обладает предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Из материалов дела следует, что Таловскому потребительскому кооперативу на праве собственности принадлежат:
1. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 456 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общего пользования (уличная сеть), расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 24 декабря 2010 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 8-10).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.08.2020 № кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 2 643 723,84 руб. (л.д. 11).
2. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 860 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общего пользования (уличная сеть), расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 9 ноября 2010 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 12-14).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.08.2020 № кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 4 992 291,4 руб. (л.д. 15).
3. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 684 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и обслуживания здания магазина, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 22 декабря 2010 г., о чем сделана запись регистрации № (л.д. 16-18).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.08.2020 № кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3 812 472,36 руб. (л.д. 19).
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 14 постановления от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено упомянутым пунктом.
У административного истца имеется публично-правовая обязанность уплатить земельный налог. Следовательно, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков, ставшая архивной, подлежит применению.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с отчетом об оценке от 7 сентября 2020 г. № 108к20, выполненным оценщиком ООО «Оценка и консалтинг» ФИО2, являющимся членом саморегулируемой организации «Федерация специалистов оценщиков», рыночная стоимость земельных участков определена в размере 861 000 руб., 1 624 000 руб., 1 291 000 руб. (л.д. 20-69).
Согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.
Таловский потребительский кооператив с соблюдением требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности 13 октября 2020 г. обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области (далее - Комиссия) с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Комиссии от 28 октября 2020 г. № 234 заявление отклонено. Основанием для отказа, как указано в решении Комиссии, стало то, что отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости составляет более 30 процентов, оформление и содержание отчетов об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (л.д. 70-73).
Судом по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
По заключению эксперта от 15 марта 2021 г. № 1254/6-4 рыночная стоимость земельных участков составляет 927 504 руб., 1 749 240 руб., 1 391 256 руб. (л.д. 125-148).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта лицами, участвующими в деле, не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии указанного заключения эксперта установленным требованиям лицами, участвующими в деле, не приведены.
Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, а также то, что участвующие в деле лица не представили доказательств несоответствия заключения эксперта действующему законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд считает, что кадастровую стоимость земельных участков надлежит установить в размере, определенном в данном заключении эксперта.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 13 октября 2020 г., данную дату следует считать датой подачи заявления.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Таловского потребительского кооператива об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 456 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 927 504 (девятьсот двадцать семь тысяч пятьсот четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 860 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 1 749 240 (один миллион семьсот сорок девять тысяч двести сорок) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 684 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и обслуживания здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 1 391 256 (один миллион триста девяносто одна тысяча двести пятьдесят шесть) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 13 октября 2020 г.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2021 г.