ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 36О00000-01-2021-000450-88 от 06.12.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-595/2021

УИД № 36OS00000-01-2021-000450-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 6 декабря 2021 г.

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Высоцкой Е.А.,

с участием прокурора Беляевой М.В.,

представителя административного истца ИП Кузнецова А.В. по доверенности и ордеру адвоката Дунаева В.Ю.,

представителя административного ответчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мещеряковой М.В.,

представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Вега» по доверенности Попковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ИП Кузнецова Александра Валентиновича к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

ИП Кузнецов А.В. обратился в суд с административным иском о признании приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 184 от 08.10.2019 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «павильон» на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров недействующим со дня его принятия.

В обоснование административного иска указано на то, что он осуществляет предпринимательскую деятельность – торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах на территории Аннинского района Воронежской области. В производстве Арбитражного суда Воронежской области находится дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Вега» (региональный оператор по вывозу твердых коммунальных отходов) к ИП Кузнецову А.В. о взыскании задолженности за вывоз твердых коммунальных отходов. Исходя из цены иска, приложенных к уточненному исковому заявлению счетов на оплату, актов сверки, Общество с ограниченной ответственностью «Вега» при расчете объема оказанных услуг по вывозу твердых коммунальных отходов применило установленный приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 184 от 08.10.2019 норматив накопления твердых коммунальных отходов категории «павильон». Вместе с тем, считает, что до принятия оспариваемого приказа департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не производились замеры отходов по объектам «павильон», как это предусмотрено Правилами определения нормативов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269. Полагает, что неправомерно рассчитанный норматив обязывает его производить завышенную плату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и ставит в неравное положение по сравнению с другими субъектами торговли, осуществляющими деятельность на территории Воронежской области, которые оплачивают вывоз твердых коммунальных отходов, исходя из фактического объема твердых коммунальных отходов, поэтому оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для «павильона» со дня его принятия.

В судебное заседание административный истец ИП Кузнецов А.В. не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного истца ИП Кузнецова А.В. по доверенности и ордеру адвокат Дунаев В.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мещерякова М.В. в судебном заседании административный иск не признала, позиция по делу изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с федеральным законодательством, в целях определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Борисоглебского городском округе были проведены исследования силами Общества с ограниченной ответственности «НПО «МЕГАПОЛИС», по результатам которого разработаны нормативы накопления твердых коммунальных отходов, на основании которых был принят приказ от 08.10.2019 № 184 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров». В случае признания оспариваемого приказа недействующим с даты издания, это отразится на правах и обязанностях иных субъектов, попадающих под его действие.

Представитель заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Вега» по доверенности Попкова Н.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, позиция по делу изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление, полагает, что при признании недействующим норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов «павильон» общество как региональный оператор лишается права на получение оплаты коммунальной услуги, оказанной потребителям.

Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Административный истец оспаривает приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 № 184 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров».

Данный приказ был принят департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в соответствии с пунктом 3.1.22 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 26.11.2014 № 1056, и опубликован 20.12.2019 в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке, по форме соответствует требованию действующего законодательства, и по данным основаниям административным истцом не оспаривается.

Следует отметить, что при рассмотрении предыдущего административного дела № 3а-434/2020 судом был исследован вопрос о процедуре принятия приказа № 184, а в решении суда от 21 октября 2020 г. сделан вывод о соблюдении процедуры принятия указанного нормативного акта. Соответственно, обстоятельства относительно соблюдения процедуры принятия приказа № 184 установлены вступившим в законную силу судебным актом, поэтому не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В соответствии с положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности административного истца значится торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (код деятельности 47.19), которую он осуществляет на территории Аннинского муниципального района Воронежской области, относящейся к Панинскому межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему кластеру.

Как видно из материалов дела, в производстве Арбитражного суда Воронежской области находится дело № А14-14099/2020 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Вега» к ИП Кузнецову А.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за вывоз твердых коммунальных отходов за 2020 г. в размере 137 607,98 руб.

Расчет задолженности произведен исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов «павильон», утвержденного приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 № 184, согласно которому норматив накопления на 1 кв. м общей площади составляет 1,67 м3/год или 183 кг/год. Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами: акт сверки взаимных расчетов № 1724 от 23.08.2021, счета на оплату № 9323 от 01.01.2020, № 9324 от 01.02.2020, № 9325 от 01.03.2020, № 9326 от 01.04.2020, № 9327 от 01.05.2020, № 9328 от 01.06.2020, № 9329 от 01.07.2020, № 5172 от 31.08.2020, № 6220 от 30.09.2020, № 6408 от 01.10.2020, № 7540 от 01.11.2020, № 8250 от 01.12.2020, акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг) № 9339 от 31.01.2020, № 9340 от 29.02.2020, № 9341 от 31.03.2020, № 9342 от 30.04.2020, № 9343 от 31.05.2020, № 9344 от 30.06.2020, № 9345 от 31.07.2020, № 5158 от 31.08.2020, № 6203 от 30.09.2020, № 6395 от 31.10.2020, № 7524 от 30.11.2020, № 8234 от 31.12.2020, подписанными в одностороннем порядке региональным оператором.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 № 1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» признан утратившим силу приказ от 08.10.2019 № 184.

Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку утративший силу оспариваемый нормативный акт непосредственно затрагивает права и законные интересы административного истца, в том числе, в связи с возникшим судебным спором, то вышеизложенное указывает на правомерность обращения ИП Кузнецова А.В. в суд с настоящим административным иском, кроме того, материалами дела объективно подтвержден тот факт, что он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

По мнению административного истца, приказ № 184 от 08.10.2019 принят органом регулирования с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее Правила определения нормативов).

В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцировано в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов закреплено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения и городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируются пунктами 8-12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В подтверждение возражений на административный иск сторона административного ответчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области предоставила в материалы дела только следующий документ - раздел 5 «Разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов Борисоглебского городского округа Воронежской области» Генеральной схемы санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области, разработанной Обществом с ограниченной ответственностью «НПО «МЕГАПОЛИС» в 2017 г.

Как видно из данного документа, разработка норм накопления отходов потребления (твердых коммунальных отходов) от населения и организаций социокультурной среды Борисоглебского городского округа Воронежской области произведена на основании информационно-аналитического отчета без выполнения натурных измерений.

Между тем, возможность использования при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, действующим федеральным законодательством не предусмотрена, в связи с чем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Кроме того, нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров установлены только исходя из показателей, полученных для Борисоглебского городского округа Воронежской области, без учета социально-экономических особенностей иных являющихся административными центрами муниципальных районов Воронежской области муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд считает, что приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства свидетельствуют о противоречии положений приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 № 184 в части установления норматива твердых коммунальных отходов для категории «павильон» действующему законодательству в области установления нормативов твердых коммунальных отходов.

Ссылка представителя заинтересованного лица на то, что отсутствие утвержденных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области повлечет невозможность исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами обязанностей по заключенным договорам (соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности – Бутурлиновский межмуниципальный кластер, Панинский межмуниципальный кластер) от 22.10.2018), подлежит отклонению, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта по административному иску, поданному в соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого судом должна быть дана оценка законности этого акта вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акт, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В данном случае, установленные по делу обстоятельства указывают на допущенные административным ответчиком существенные нарушения при принятии оспариваемого нормативного акта, в связи с чем приходит к выводу о признании его недействующим со дня принятия, что позволит восстановить нарушенные права административного истца, поскольку определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.

Обстоятельства, требующие применения судом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обязания уполномоченного органа принять замещающее правовое регулирование, в данном случае отсутствуют. Оспоренный норматив был установлен на 2020 г., нормативный правовой акт признан утратившим силу.

Следует отметить, что вышеуказанная норма права закрепляет право суда возложить на орган государственной власти обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, при этом отсутствие в решении суда соответствующего указания не исключает обязанности департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по урегулированию рассматриваемых административных правоотношений.

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в силу на официальном интернет-портале правовой информации, на котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать недействующим с 01.01.2020 приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» от 08.10.2019 № 184 в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов – «павильон».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Сошина