Дело (УИД) № 37RS0002-01-2022-000092-52.
Производство № 2а-154/2022.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
Город Вичуга, Ивановской области. 24.03.2022 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н., с участием:
представителя административного истца заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А.,
представителя административного ответчика – главы Новописцовского городского поселения Гвоздева Г.Ю.,
при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по административному иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и установлении обязанности выделить на территории поселения водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области об установлении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательств.
Административный иск мотивирован тем, что Ивановским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения на территории Новописцовского городского поселения требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков в границах береговых полос, прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов общего пользования. Проверкой установлено, что на территории поселения имеется водный объект, сведения о котором внесены в государственный водный реестр: река Сунжа. В нарушение действующего природоохранного и градостроительного законодательства водоохранные зоны и защитные полосы этого водного объекта не выделены в Генеральном плане Новописцовского городского поселения, что создает предпосылки ухудшения состояния законности в этой сфере, может привести к нарушению режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушениям режима ведения хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. С учетом уточнения исковых требований административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, и обязать в течение года со дня вступления решения в законную силу выделить зоны территорий с особым режимом использования – водоохранную зону и прибрежную защитную полосу реки Сунжа на Генеральном плане Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области.
Представитель административного истца – заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягин А.А. административный иск поддержал и сообщил, что в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы должны быть отражены на Генеральном плане городского поселения. В отношении Новописцовского городского поселения проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории поселения имеется водный объект, сведения о котором внесены в государственный водный реестр: река Сунжа. Водоохранные зоны и водозащитные полосы реки на территории Новописцовского городского поселения не выделены, границы этих водоохранных зон и водозащитных полос в Генеральный план поселения не внесены. На Генеральном плане Новописцовского городского поселения, составленном в 2013 году, не отражена вся территории поселения. Администрация поселения должна организовать принятие решения о внесении изменений в Генеральный план городского поселения, заключить договор с организацией о внесении изменений в графическую часть плана. Представитель административного истца просил административный иск с учетом его уточнения удовлетворить, установить администрации Новописцовского городского поселения для исполнения решения суда срок в один год.
Представитель административного ответчика – глава Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области Гвоздев Г.Ю. административный иск признал и сообщил, что работа по выделению в границах поселения зон территорий с особым режимом использования: водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов ведется. В течение указанного в административном иске срока указанные в административном иске водоохранные зоны и прибрежные полосы на Генеральном плане Новописцовского городского поселения будут отмечены, для чего нужно вступить в государственную программу, которая предусматривает предоставление поселению средств на эти цели.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 18 ГрК РФ установлено, что к числу документов территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы поселений. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу пункта 7 части8 8 статьи 23 Гр.К РФ, материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
На основании статьи 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения.
Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 года № 17 утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. Пунктом 4 (1) этих Правил определено, что при установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.
На основании пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. Согласно статье 3 Закона Ивановской области от 11.11.2005 года № 4-ОЗ «О городских и сельских поселениях в Вичугском, Гаврилово-Посадском, Савинском, Тейковском муниципальных районах», в Вичугском муниципальном районе организовано Новописцовское городское поселение в составе поселка Ново-Писцово, деревень: Афоново, Ивашево.
В статье 2 того же закона Ивановской области содержится описание границы Новописцовского городского поселения. Согласно этому описанию граница Новописцовского городского поселения начинается со смежеств 100 и 101 кв. ГЛФ на востоке, проходит по границе с Октябрьским сельским поселением, огибает с юго-востока д. Селиванцево, уходит к 90 кв. ГЛФ, к западной границе 90 кв. ГЛФ, поднимается к северной границе 90 кв. ГЛФ, проходит по западной границе 88, 87 кв. ГЛФ до р. Сунжа, затем идет на юго-восток по устью р. Сунжа, доходит до автодороги Вичуга - Каменка, пересекает ее севернее полигона ТБО, идет на юго-восток параллельно дороге Вичуга - Каменка, пересекает автодорогу на д. Жирятино, огибает с севера населенный пункт д. Савинская, возвращается на автодорогу, огибая с юго-востока и юга пос. Новописцово, и уходит на юг по границе 95, 96 кв. ГЛФ, поворачивает на запад к северо-восточному углу 102 кв. ГЛФ, идет по северной границе 102, 101 кв. ГЛФ и возвращается к началу отсчета.
Таким образом, не вызывает сомнений, что на территории Новописцовского городского поселения находится водный объект – река Сунжа, что также признается представителем административного ответчика. | N4-ОЗ |
По представленным в материалы дела сведениям Верхне-Волжского бассейнового водного управления, река Сунжа принадлежит к гидрографической единице – река Волга находится ниже Рыбинского водохранилища до впадения Оки, расположена на 2464 км по правому берегу Горьковского водохранилища - залив реки Сунжа (л.д. 35, 40).
Судом исследован представленный административным ответчиком Генеральный план поселка Новописцово. Графическая часть этого плана содержит указание на наличие на территории поселка водного объекта – реки Сунжа, на плане выделены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы этой реки. Однако, как признается всеми участниками судебного разбирательства, графическая часть плана относится исключительно к территории самого поселка Новописцово.
Из имеющегося в открытом доступе картографического материала известно, что река Сунжа протекает по территории Новописцового городского поселения, в том числе, и за границами поселка Новописцово. За границами поселка Новописцово, в пределах границ Новописцовского городского поселения водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы реки Сунжа на представленном суду Генеральном плане не выделены.
В качестве свидетеля судом допрошена ведущий специалист администрации Новописцовского городского поселения Кудряшова Н.К. Свидетель показала, что в их распоряжении имеется Генеральный план Новописцовского городского поселения, разработанный в 2013 году, однако на нем по какой-то причине не учтены и не отражены в графической части входящие в состав поселения населенные пункты: деревни Ивашево и Афоново, которые включены в состав поселения в 2005 году. Графическая часть плана содержит описание лишь самого поселка Новописцово. За пределами границ поселка, в пределах границ Новописцовского городского поселения водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы реки Сунжа на Генеральном плане поселения не выделены.
По факту не выделения на всей территории поселения водоохранных зон и прибрежных защитных полос в адрес главы Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района 15.04.2021 года Ивановским природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства. В ответ на это представление главой Новописцовского городского поселения дан ответ, в котором наличие указанных недостатков признается (л.д. 30-33).
Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому создание условий для нарушения режима охраны водных объектов посягает на интересы Российской Федерации, а также на интересы неопределенного круга лиц. В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входит в структуру органов местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу статьи 37 того же Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Уставу Новописцовского городского поселения, к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В настоящее время, несмотря на принимаемые администрацией Новописцовского городского поселения меры, в нарушение действующего природоохранного и градостроительного законодательства водоохранные зоны и защитные полосы этих водных объектов не выделены в Генеральном плане Новописцовского городского поселения, что нарушает права РФ и неопределенного круга лиц, свидетельствует о некотором бездействии административного ответчика.
Согласно статье 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд считает, что в соответствии с предоставленными ей полномочиями администрация Новописцовского городского поселения обязана выделить в Генеральном плане поселения водоохранные зоны и защитные полосы указанного в административном иске водного объекта.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия. Для исполнения решения следует установить административному ответчику срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу, возражений в отношении этого срока представитель административного ответчика не имел.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области по не выделению зоны территорий с особым режимом использования – водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Сунжа на Генеральном плане Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области.
Обязать администрацию Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу выделить зоны территорий с особым режимом использования – водоохранную зону и прибрежную защитную полосу реки Сунжа на Генеральном плане Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (25.03.2022 года).
Судья В.Н. Беззубов.