ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 370002-01-2023-000317-72 от 16.10.2023 Вичугского городского суда (Ивановская область)

Дело (УИД) № 37RS0002-01-2023-000317-72.

Производство № 2-291/2023.

Решение

Именем Российской Федерации.

Город Вичуга, Ивановской области. 16.10.2023 года.

Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н.,

с участием представителя истца – адвоката Корнилова Э.Г., представителей ответчика – администрации Вичугского муниципального района Ивановской области: Пузаковой Е.О. и Чукаловой Т.С., представителя ответчика - администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области Морозова С.Д.,

при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алякритского Н.Е., предъявленному к администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области об установлении обязанности привести в надлежащее состояние автомобильные дороги,

УСТАНОВИЛ:

Алякритский Н.Е. обратился в суд с иском к администрациям Вичугского муниципального района и Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области об установлении обязанности организовать строительство и привести в надлежащее состояние автомобильные дороги.

Иск мотивирован тем, что Алякритский является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на дом <адрес>. Состояние дороги до деревни и непосредственно в д. Кадыево не соответствует действующим нормативам, не обеспечено надлежащее состояние дорожного покрытия, что нарушает права истца на безопасное дорожное движение и благоприятные условия проживания. С учетом изменения исковых требований (т. 1, л.д. 212), Алякритский просил:

1. обязать администрацию Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести ремонт и восстановление улично-дорожного покрытия в границах деревни Кадыево Вичугского муниципального района Ивановской области в соответствии с требованиями действующих нормативов и обеспечить его надлежащее состояние;

2. обязать администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, произвести ремонт и восстановление дорожного покрытия участка дороги «Подъезд к д. Кадыево» в соответствии с требованиями действующих нормативов и обеспечить его надлежащее состояние;

3. обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести ремонт и восстановление дорожного покрытия участка автодороги «Семигорье-Насакино» до автодороги «Подъезд к д. Кадыево» в соответствии с требованием действующих нормативов и обеспечить его надлежащее состояние.

В судебном заседании 16.10.2023 года представитель истца в адресованном суду заявлении просил обязать привести в надлежащее состояние дороги «подъезд к д. Кадыево» в соответствии с требованием действующего законодательства, уполномоченный на то орган из числа указанных им ответчиков (т. 2, л.д. 21).

Истец Алякритский Н.Е. в соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя. Представитель истца адвокат Корнилов Э.Г. иск поддержал по изложенным в нем основаниям и сообщил, что факт наличия недостатков и ненадлежащее состояние указанных автомобильных дорог подтвержден пояснениями участников судебного разбирательства, а в отношении дороги «подъезд к д. Кадыево» и «д. Кадыево» также Соглашением сторон об обстоятельствах дела. Исковые требования в отношении дорог «подъезд к д. Кадыево» и «д. Кадыево» сформулированы таким образом, что привести эти дороги в надлежащее состояние обязан соответствующий орган местного самоуправления по усмотрению суда. Однако истец полагает, что обязанность по приведению в надлежащее состояние дороги «подъезд к д. Кадыево» должна быть исполнена администрацией Вичугского муниципального района Ивановской области.

Также представитель истца сообщил, что предлагаемые ответчиками сроки для исполнения решения суда являются для Алякритского неприемлемыми. Вне зависимости от бюрократических процедур при наличии решения суда эти сроки могут быть существенно сокращены. Просил обязать ответчиков исполнить решение суда в срок, указанный в исковом заявлении, то есть до 31.12.2023 года.

Представители ответчика – администрации Вичугского муниципального района Ивановской области Пузакова Е.О. и Чукалова Т.С. иск не признали, Пузакова Е.О. сообщила, что администрация Вичугского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу. Суду представлены документы, подтверждающие передачу полномочий по осуществлению дорожной деятельности органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения.

Представитель ответчика – администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Морозов С.Д. сообщил, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности действительно переданы органами местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения. Однако переданное финансирование осуществления дорожной деятельности недостаточно для приведения всех дорог на территории поселения в надлежащее состояние. В случае организации ремонта указанных в иске дорог будет недостаточно средств для расчистки дорог в зимний период от снега.

Представитель ответчика – Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск от 24.07.2023 года и дополнениях к отзыву от 13.09.2023 года представитель Департамента сообщил, что с иском не согласен. В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 02.07.2008 года № 222-рп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ивановской области», автомобильная дорога «Семигорье-Насакино» (класс автомобильной дороги 3, категория IV) является межмуниципальной, находится в собственности Ивановской области и закреплена на праве оперативного управления за Департаментом.

Согласно пунктам 2,5, 2,6 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области № 562-п от 19.12.2014, задачами Департамента являются оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области и сооружений на них, являющихся собственностью Ивановской области, а также обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств.

Исходя из возложенных на Департамент задач и функций, непосредственно Департамент не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкцию, строительство автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области. Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, обладает организационно-распорядительными полномочиями во вверенной ему сфере деятельности. Применительно к предмету спора, Департамент обеспечивает осуществление дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств. Для этого Департамент осуществляет полномочия государственного заказчика по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в установленной сфере деятельности и заключает государственные контракты и договоры с юридическими и физическими лицами, для обеспечения государственных нужд Ивановской области.

В рамках реализации своих полномочий между Департаментом и ООО «Независимая строительная компания» в 2023 году был заключен государственный контракт от 02.03.2023 года на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Вичугского района Ивановской области регионального и межмуниципального значения и сооружений на них.

В соответствии с пунктом 2.1. Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнять работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Вичугском районе Ивановской области и сооружений на них.

Исходя из пункта 2 Контракта состав Объекта (отдельные конструктивные элементы (их совокупность), здания и сооружения, в том числе вспомогательные, необходимые для эксплуатации Объекта, отдельные участки (их совокупность), отдельные искусственные дорожные сооружения (их совокупность) в составе автомобильной дороги, автомобильная дорога (в целом), его описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры, указаны в Перечне автомобильных дорог в Вичугском районе Ивановской области и сооружений на них (приложение № 2 к Контракту). Автомобильная дорога «Семигорье-Насакино» входит в указанный Перечень. Таким образом, со стороны Департамента предпринят исчерпывающий комплекс мер в части организации деятельности по надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования «Семигорье-Насакино». Также представитель Департамента сообщил, что истцом не представлено доказательств того, что автомобильная дорога «Семигорье-Насакино» не соответствует требованиям нормативно-технических регламентов, просил в иске Алякритского в части требований к Департаменту отказать.

В судебном заседании 02.10.2023 года представитель Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области сообщил, что Департамент согласен с тем, что указанный в иске Алякритского участок автомобильной дороги «Семигорье-Насакино» не соответствует установленным требованиям в том числе и потому, что выполнен частично из бетонных плит, вместо асфальтового покрытия. Однако Департамент в своей деятельности руководствуется действующим федеральными законами в области дорожной деятельности, согласно которым в первую очередь необходимо восстанавливать опорную сеть автодорог, подъезды к социально значимым объектам. Истец проживает в <адрес>, деревню Кадыево Вичугского района посещает как дачник, его дорога на дачу, хотя и не соответствует установленным требованиям, но пригодна для проезда. В случае удовлетворения иска просила учесть длительность административных и конкурсных процедур, связанных с назначением исполнителя – подрядчика, просила предоставить срок для исполнения решения до окончания 2025 года.

Представитель третьего лица – ООО «Независимая строительная компания» Шепелев Е.К. в судебном заседании 24.08.2023 года сообщил, что представляемое им ООО «Независимая строительная компания» на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ выполняет работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования на территории Вичугского района. Автомобильная дорога «Семигорье-Насакино» входит в объект содержания. В летний период 2023 года в отношении этой дороги Обществом проводилась очистка обочин и скашивание травы. Согласно имеющейся в деле справке Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области на участке названной дороги до дороги «Подъезд к д. Кадыево» разрушено основание дороги вследствие чего неравномерно лежат плиты, деформированы обочины. Устранение этих недостатков вышеназванным государственным контрактом не предусмотрено, в данном случае, вероятно, требуется снятие ж/б плит, восстановление основания дороги и устройство покрытия.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 257-ФЗ) указано, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

По сведениям администрации Вичугского муниципального района и согласно выпискам из реестра муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Вичугский муниципальный район Ивановской области, в собственности муниципального образования Вичугский муниципальный район Ивановской области числятся следующие автомобильные дороги, состоянием которых не удовлетворен истец Алякритский (т. 1, л.д. 52-57):

- автомобильная дорога подъезд к д. Кадыево, идентификационный номер дороги , протяженность 1,804 км, класс дороги - , категория дороги – вид разрешенного использования – ;

- автомобильная дорога д. Кадыево, идентификационный номер дороги , протяженность 0,8 км, класс дороги - , категория дороги – , вид разрешенного использования – .

В соответствии с распоряжением Правительствам Ивановской области от 02.07.2008 года «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ивановской области», автомобильная дорога «Семигорье-Насакино», идентификационный номер дороги , протяженность 2,5 км, класс дороги – , категория дороги – , вид разрешенного использования – , является межмуниципальной, находится в собственности Ивановской области и закреплена на праве оперативного управления за Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (т. 1, л.д. 105-107).

На основании статей 210, 214-215 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, является государственной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ также установлено, что дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

По поручению суда работниками отделения ГИБДД МО МВД России «Вичугский» проведена проверка состояния указанных в иске дорог: участка дороги«Семигорье-Насакино» от автомобильной дороги «Быстри-Семигорье» до автомобильной дороги «подъезд к д. Кадыево»; автомобильной дороги «подъезд к д. Кадыево»; автомобильной дороги «д. Кадыево». Проверкой установлено следующее (т. 1, л.д. 127-134):

- участок дороги «Семигорье-Насакино» от автомобильной дороги «Быстри-Семигорье» до автомобильной дороги «подъезд к д. Кадыево» выполнен из бетонных плит, обустроенных для каждой колеи;

- автомобильная дорога «подъезд к д. Кадыево» на начальном участке протяженностью около 100 метров имеет гравийную подсыпку шириной около 4-х метров, далее дорога проходит через лес и поле, на этом участке представляя собой две накатанные колеи, в основном не имеющих какого-либо покрытия, в некоторых местах на этом участке дороги имеется подсыпка битым кирпичом белого цвета, на всем протяжении этого участка дорога имеет просадки колеи, заполненные водой;

- дорога «д. Кадыево» имеет грунтовое покрытие шириной 3 метра, просадки и выбоины отсутствуют.

В ходе проведения дополнительной проверки состояния указанных в иске дорог, проведенной работниками отделения ГИБДД МО МВД России «Вичугский», установлено следующее.

1. Дорога «Подъезд к деревне Кадыево», идентификационный номер дороги , протяженность 1,804 кв, класс , категория дороги , вид разрешенного использования – . В ходе осмотра дороги, ведущей от автодороги Семигорье-Насакино в сторону деревни Кадыево, дорога имеет подсыпку гравийного исполнения примерно около 150 метров и шириной около четырех метров. Затем дорога до деревни Кадыево ведет через лес и поле, представляет собой две накатанные колеи, в основном не имеет какого-либо твердого покрытия (в некоторых местах имеется подсыпка битым кирпичом белого цвета). На всем протяжении имеются просадки, заполненные водой. Необходимо произвести отсыпку и планировку проезжей части грейдером.

2. Дорога «д. Кадыево», идентификационный номер дороги , протяженность 0,8 км, класс , категория дороги , вид разрешенного использования – . В ходе осмотра дороги, расположенной в самой д. Кадыево установлено, что дорога с грунтовым покрытием шириной три метра, просадок и выбоин не имеется. Дороги класса это автомобильные дороги местного значения, которые находятся в подчинении муниципалитетов. Они могут быть плохо освещены, иметь низкий скоростной режим и не иметь разметки, а дорога категории может быть только грунтовой (непригодны для проезда осенью и весной) из-за промерзаний грунта и подтопления грунтовыми водами.

3. Дорога «Семигорье-Насакино», идентификационный номер дороги , протяженность 2,5 км, класс , категория дороги , вид разрешенного использования – , на участке от автомобильной дороги «Быстри-Семигорье» до автомобильной дороги «Подъезд к д. Кадыево». Участок дороги выполнен из бетонных плит, обустроенных для каждой колеи, из-за разрушения основания дороги плиты лежат неравномерно, обочины деформированы.

Согласно справке Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, при осмотре автомобильной дороги «Семигорье-Насакино» на участке от поворота на д. Насакино до съезда на д. Кадыево было выявлено, что в данном месте дорога имеет покрытие из ж/б плит, из-за разрушения основания дороги плиты лежат неравномерно, обочины деформированы (т.1, л.д. 169).

На основании статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу статьи 12 того же Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно части 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Пунктом 5.2.4 названного ГОСТ установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

02.10.2023 года представитель истца и представители ответчиков: администрации Сунженского сельского поселения и администрации Вичугского муниципального района Ивановской области представили суду Соглашение об обстоятельствах дела. В этом Соглашении названные участники подтвердили, что участок автомобильной дороги «подъезд к д. Кадыево» и улично-дорожное покрытие в границах деревни Кадыево Вичугского муниципального района Ивановской области на 29.09.2023 года находится в состоянии, не соответствующем требованиям действующих нормативов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 153.7 ГПК РФ, ответчик может признать обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. В силу части 2 статьи 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что по делу имеются относимые, допустимые достоверные и в совокупности достаточные доказательства того, что указанные в иске автомобильная дорога «подъезд к д. Кадыево» и автомобильная дорога «д. Кадыево» не в полной мере соответствуют требованиям действующих нормативов и находится в ненадлежащем состоянии, что выражается в несоответствии их требованиям вышеназванного ГОСТ Р 50597-2017, наличии дефектов в виде выбоин, просадок, колей, иных повреждений.

Несоответствие участка автомобильной дороги «Семигорье-Насакино» от автомобильной дороги «Быстри-Семигорье» до автомобильной дороги «подъезд к д. Кадыево» установленным требованиям также заключается в разрушении основания дороги, неравномерной укладке плит и деформации обочин.

На основании пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

На основании частей 2 и 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.20.2003 года № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обеспечить надлежащее состояние автомобильной дороги «Семигорье-Насакино», идентификационный номер дороги , обязан уполномоченный орган исполнительной власти Ивановской области - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, путем осуществления своих полномочий государственного заказчика.

Обеспечить надлежащее состояние автомобильной дороги «подъезд к д. Кадыево», идентификационный номер дороги и надлежащее состояние автомобильной дороги «д. Кадыево», идентификационный номер дороги , обязаны уполномоченные органы местного самоуправления путем реализации возложенных на них полномочий в области дорожной деятельности.

Истец просил возложить обязанность по организации ремонта автомобильной дороги «подъезд к д. Кадыево» на уполномоченный на то орган местного самоуправления, а организацию ремонта автомобильной дороги «д. Кадыево» - на администрацию Сунженского сельского поселения. В пояснениях в судебных заседаниях представитель истца сослался на статью 13 Федерального закона № 257-ФЗ, согласно которой полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с вышеназванными Федеральными законами № 131-ФЗ и № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности к границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, а также вне границ населенных пунктов на территории муниципального района отнесено к полномочиям Вичугского муниципального района.

Согласно статье 6 Устава Вичугского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Вичугского муниципального района от 26.01.2012 года № 12-1, к вопросам местного значения Вичугского муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Вичугского муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

К вопросам местного значения Вичугского муниципального района, решаемым органами местного самоуправления Вичугского муниципального района на территориях сельских поселений в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Однако, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Эти соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Судом установлено, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности переданы органами местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района, что подтверждено следующим.

Решением Совета Вичугского муниципального района от 27.10.2022 года в соответствии со статьей 142 Бюджетного кодекса РФ, частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Вичугского муниципального района, передано с 01.01.2023 года по 31.12.2025 года от органов местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения осуществление части полномочий по дорожной деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений. Утверждены размеры межбюджетного трансферта на осуществление части полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог для Сунженского сельского поселения:

- на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения, с 2023 года по 2005 год ежегодно по 1075000 рублей;

- на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения, с 2003 года по 2005 год ежегодно по 709000 рублей (т. 1, л.д. 67-68).

Решением Совета Вичугского муниципального района от 27.10.2022 года в соответствии со статьей 142 Бюджетного кодекса РФ, частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Вичугского муниципального района, передано с 01.01.2023 года по 31.12.2025 года от органов местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения осуществление части полномочий по дорожной деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов поселений. Утверждены размеры межбюджетного трансферта на осуществление части полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог для Сунженского сельского поселения:

- на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов поселения, с 2003 года по 2005 год ежегодно по 701000 рублей;

- на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов поселения, с 2003 года по 2005 год ежегодно по 943 000 рублей (т. 1, л.д. 69-72).

Передача органами местного самоуправления района части своих полномочий сельским поселениям является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.

Ссылка представителя истца на то, что полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления их за этими поселениями законом субъекта РФ, который отсутствует, является верной.

Понятия как «закрепление полномочий» и «передача полномочий» не являются тождественными по сути, однако могут различаться в части сроков, на которые эти полномочия закреплены или переданы.

Право органов местного самоуправления передать часть полномочий органа местного самоуправления муниципального района предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ, приоритет норм которого перед другими федеральными законами, в части касающейся регулирования вопросов местного самоуправления, непосредственно следует из положений части 3 статьи 5 названного Федерального закона.

Судом установлено, что полномочия по дорожной деятельности органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения переданы с соответствующим финансированием в виде трансфертов.

Обязанности органов местного самоуправления муниципального района по осуществлению дорожной деятельности действительно закреплены в Федеральном законе № 257-ФЗ и в рассматриваемом случае между этим Федеральным законом и Федеральным законом № 131-ФЗ имеются противоречия.

Однако в силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 131-ФЗ, в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ и настоящему Федеральному закону применяются Конституция РФ и настоящий Федеральный закон. Эта правовая позиция подтверждена в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 31.01.2018 года по делу № 57-АПГ17-7.

Поэтому обязанность по организации ремонта и восстановления дорожного покрытия дорог «Подъезд к д. Кадыево» и «д. Кадыево» в соответствии с требованиями действующих нормативов и обеспечения их надлежащего состояние не может быть возложена на администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области. Эта обязанность должна быть исполнена администрацией Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области. Администрация Вичугского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, поэтому в удовлетворении иска Алякритского об установлении обязанности проведения ремонта и восстановления дорожного покрытия участка дороги «Подъезд к д. Кадыево» и обеспечения его надлежащего состояния в соответствии с требованиями действующих нормативов должно быть отказано.

Права истца на надлежащее состояние указанных в иске автомобильных дорог нарушены. В соответствии со статьей 12 ГК РФ, защита нарушенных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, путем прекращения или изменения правоотношения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В целях защиты нарушенных прав истца следует обязать администрацию Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района произвести ремонт и восстановление улично-дорожного покрытия дороги «Подъезд к д. Кадыево» и дороги «д. Кадыево» в соответствии с требованиями действующих нормативов и обеспечить его надлежащее состояние.

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области следует обязать произвести ремонт и восстановление дорожного покрытия участка автодороги «Семигорье-Насакино» до автодороги «Подъезд к д. Кадыево» в соответствии с требованием действующих нормативов и обеспечить его надлежащее состояние.

В силу статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд принимает во внимание, что качественное ведение дорожных работ в осенний, зимний и весенний периоды затруднительно и требует больших затрат, учитывает, что указанные в иске автомобильные дороги имеют собственников, которые осуществляют их текущее обслуживание в силу чего проезд по ним возможен в любое время года. Установление ответчикам соответствующих обязанностей в сроки, указанные в иске, может дезорганизовать их плановую деятельность по содержанию этих и других дорог. Поэтому следует установить ответчикам срок для исполнения решения до 01.09.2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Алякритского Н.Е. удовлетворить. Обязать администрацию Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области в срок до 01.09.2024 года:

- произвести ремонт и восстановление улично-дорожного покрытия в границах деревни Кадыево Вичугского муниципального района Ивановской области (дорога «д. Кадыево») в соответствии с требованиями действующих нормативов и обеспечить его надлежащее состояние.

- произвести ремонт и восстановление дорожного покрытия участка дороги «Подъезд к д. Кадыево» в соответствии с требованиями действующих нормативов и обеспечить его надлежащее состояние.

Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в срок до 01.09.2024 года произвести ремонт и восстановление дорожного покрытия участка автодороги «Семигорье-Насакино» до автодороги «Подъезд к д. Кадыево» в соответствии с требованием действующих нормативов и обеспечить его надлежащее состояние.

В удовлетворении иска Алякритского Н.Е. об установлении обязанности администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о проведении ремонта и восстановления дорожного покрытия участка дороги «Подъезд к д. Кадыево» в соответствии с требованиями действующих нормативов и обеспечения его надлежащего состояния отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (17.10.2023 года).

Судья В.Н. Беззубов.