ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 370007-01-2020-004609-75 от 18.01.2021 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-190/2021

УИД № 37RS0007-01-2020-004609-75

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

18 января 2021 года гор. Кинешма, Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Колесниковой И.В., с участием представителя истца – помощника Ивановского транспортного прокурора Текеева Б.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обеспечении содержания железнодорожного пути,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский транспортный прокурор обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обеспечении содержания железнодорожного пути, обосновав исковые требования следующими обстоятельствами.

Ивановской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности ИП ФИО1, в ходе которой установлено, что ИП ФИО1 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатирует железнодорожный путь необщего пользования длиной 54,2 м., примыкающий к соединительному пути станции Кинешма стрелочным переводом , расположенный по адресу: Ивановская <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 16 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ); п. 17 гл. IV, п. 39 гл. V, п. 20, п. 34 прил.1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (далее – ПТЭ ЖД), п. 1.4. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей и сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 г. (далее – Правила) не осуществляется текущее содержание железнодорожного пути необщего пользования, отсутствуют документальные подтверждения контроля за состоянием сооружений и устройств путевого хозяйства. На железнодорожном пути необщего пользования балластная призма (балластный слой), колея (междурельсовое расстояние) не очищены от растительности, кустарника.

В порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ивановский транспортный прокурор в поступившем исковом заявлении просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить содержание железнодорожного пути необщего пользования длиной 54,2 м., примыкающего к соединительному пути станции Кинешма стрелочным переводом , расположенного по адресу: <адрес>, путем очистки балластной призмы (балластного слоя), колеи (междурельсового расстояния) от растительности и кустарника.

Помощник Ивановского транспортного прокурора Текеева Б.М. в судебном заседании,исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил исковые требования удовлетворить.

Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, о причине неявки суд не уведомили, возражений по существу заявленных требований в суд не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя истца - помощника Ивановской транспортной прокуроры Текеева Б.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Между ОАО «РЖД» и ИП ФИО1 заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ИП ФИО1 по станции Кинешма Северной железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона №17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счёт их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежит обязательной сертификации или декларированию соответствия.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.10.2010 № 286 (далее - ПТЭ ЖД) устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования, которые обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса.

Согласно пунктам 16 и 17 ПТЭ ЖД Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владелицами в исправном техническом состоянии и должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию.

В соответствии с п. 20 прил. 1 к ПТЭ ЖД ремонт и текущее содержание стрелочных переводов и глухих пересечений, установка, ремонт и содержание стрелочных указателей, сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков, сбрасывающих стрелок, стационарных устройств для закрепления вагонов, поворотных брусьев, шарнирно-коленчатых замыкателей обеспечиваются, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Ремонт и техническое обслуживание имеющихся средств сигнализации, централизации и блокировки на этих устройствах обеспечиваются, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Ремонт и техническое обслуживание имеющихся средств сигнализации, централизации и блокировки на этих устройствах обеспечиваются, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Приказом Министерства путей и сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 утверждены правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила), регулирующие взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее – владелец инфраструктуры) при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования.

Согласно п. 1.4 Правил, владельцы и пользователи железнодорожных путей необщего пользования обеспечивают освещение данных путей в пределах занимаемой ими территории и мест погрузки, выгрузки грузов, а также проводят очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

Ивановской транспортной прокуратурой совместно с Северо-Западным управлением Госжелдорнадзора 24.11.2020 проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 16 Федерального закона № 17-ФЗ; п. 17 гл. IV, п. 39 гл. V, п. 20, п. 34 прил.1 1 к ПТЭ ЖД, п. 1.4. Правил не осуществляется текущее содержание железнодорожного пути необщего пользования, отсутствуют документальные подтверждения контроля за состоянием сооружений и устройств путевого хозяйства. На железнодорожном пути необщего пользования балластная призма (балластный слой), колея (междурельсовое расстояние) не очищены от растительности, кустарника.

Исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ивановского транспортного прокурора в полном объёме, полагая при этом, для организации мероприятий по устранению нарушений законодательства о безопасности движения при эксплуатации железнодорожного транспорта, установить трёхмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с положениями пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 300 рублей.

При подаче искового заявления об обязании совершить определённые действия истец – Ивановский транспортный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановского транспортного прокурора удовлетворить в полном объёме.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить содержание железнодорожного пути необщего пользования длиной 54,2 м., примыкающего к соединительному пути станции Кинешма стрелочным переводом , расположенного по адресу: <адрес>, путем очистки балластной призмы (балластного слоя), колеи (междурельсового расстояния) от растительности и кустарника.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход бюджета Муниципального образования «Городской округ Кинешма» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Капустина Е.А.

Решение принято в окончательной форме 25 января 2021 года.