ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 370007-01-2022-002016-29 от 22.09.2022 Вичугского городского суда (Ивановская область)

УИД №37RS0007-01-2022-002016-29

Производство №2-484/2022.

.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вичуга 22 сентября 2022 г.

Вичугский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Сесекиной Е.В.

при секретаре Ломаковой Ю.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Судебного Департамента в Ивановской области о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ответчику о взыскании денежных средств в сумме 104289,91 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что она работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она уволена по достижению гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. В период работы с сентября 2018 года ей выплачивалось материальное стимулирование, которое в силу положений ст.ст.50,51 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562, разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, должно было учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках. Вместе с тем, при исчислении суммы отпускных выплат за 2019-2022 годы, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении материальное стимулирование не учтено. Исходя из произведенного ею расчета недоплаченная денежная сумма составляет 104289,91 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам иска, пояснила, что работала в суде с 10.09.2018 года, что при получении первых отпускных выплат в 2019 году она узнала, что в расчет сохраняемого денежного содержания на время отпуска не включается материальное стимулирование. Она не отрицает, что Судебный департамент при Верховном Суде имеет право принимать акты подобные приказу, согласно которому материальное стимулирование не включается в денежное содержание, однако в таком случае, в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку Федеральный закон выше такого приказа. Указала на то, что материальное стимулирование было введено Указом Президента в связи с маленькой заработной платой государственных гражданских служащих, для поднятия стимула к работе, при этом указанный доход облагается подоходным налогом, включается в расчет оплаты больничного листа Фондом социального страхования, тогда как три дня больничного листа оплачивается работодателем без учета материального стимулирования, что является противоречием. Иным гражданским служащим, которые обращаются с подобными исками, судебными решениями постановлено включить материальное стимулирование в расчет отпускных выплат и компенсаций за неиспользованный отпуск. Полагала, что в данном случае не должно быть разного подхода к решению одного и того же вопроса. Возражала относительно доводов ответчика о пропуске срока обращения в суд, поскольку о наличии Приказа Судебного департамента при Верховном Суде она узнала только в апреле 2022 года, до этого с данным приказом работодатель ее не знакомил, в случае пропуска срока на обращение в суд с иском просила его восстановить.

Представитель ответчика Управления Судебного департамента в Ивановской области, представитель третьего лица Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Из письменного отзыва следует, что в соответствии с положениями Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» нанимателем истца является Управление Судебного департамента в Ивановской области, являющееся органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и подчиняющееся Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Приказом Судебного департамента от 27.03.2007 года № 41 утвержден «Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента». В соответствии с п.5.3 Порядка в случаях, предусмотренных п.1 (кроме подпункта «б») Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562, материальное стимулирование в расчет денежного содержания федерального государственного гражданского служащего не включается. Полагают представленный истцом расчет неверным поскольку он выполнен исходя из средней заработной платы, тогда как расчет отпускных государственному гражданскому служащему на период нахождения в ежегодном отпуске производится исходя из денежного содержания государственного гражданского служащего в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, согласно которым средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты не предусмотрены. Просят применить последствия пропуска истцом срока на обращение в суд с указанным иском, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в удовлетворении иска просят отказать.

Из письменного отзыва третьего лица – Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации следует, что исковые требования полагают не подлежащими удовлетворению.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истец 10.08.2018 года приказом исполняющего обязанности председателя <данные изъяты> суда № 77ЛС от 10.09.2018 года назначена на должность федеральной государственной гражданской службы – <данные изъяты> с окладом 4023 руб., надбавкой за особые условия гос.службы 90%, за классный чин – советник юстиции 3 класса – 1663 руб.(т.1л.д.143).

В соответствии со служебным контрактом №3/18 истцу установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере 4023 рубля в месяц, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином 1663 руб., ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% оклада, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы в размере 90% оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 оклада (т.1л.д.144-149).

Приказом исполняющего обязанности председателя <данные изъяты> от 30.07.2021 года № 52ЛС истец была переведена на должность <данные изъяты> с окладом 5262 руб., надбавками за особые условия государственной службы – 90%, оклад за классный чин – 1788 руб., за выслугу лет 30%, ЕДП – 1 должностной оклад (т.1л.д.150).

В соответствии с соглашением №3 от 30.07.2021 года в служебный контракт № 3/18 внесены соответствующие изменения, согласно которым истцу также установлено денежное содержание в размере месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере 5262 руб., месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1788 руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30% этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 90% оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада (т.1л.д.151-152).

В период работы на основании соответствующих приказов истцу произведены выплаты премий, материальной помощи, единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также кроме установленных служебным контрактом выплат произведена выплата дополнительного материального стимулирования государственным гражданским служащим, бюджетные средства для осуществления которых доведены до Председателя <данные изъяты> начальником Управления Судебного департамента в Ивановской области, которые в свою очередь доведены до Управления Судебного департамента в Ивановской области Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (т.2л.д.45,46,47,48,49). Размер произведенных выплат указан в представленных истцом расчетных листах, сторонами не оспаривался (т.1л.д.12-36).

На основании приказов №72к от 24.06.2019, № 112к от 08.10.2019 года, №124к от 21.08.2020, № 26к от 20.03.2020, №91к от 22.07.2021, № 29к от 13.04.2021, истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 26 календарных дней с 29.07.2019 по 23.08.2019 года, на 17 дней с 05.11.2019 года по 21.11.2019 года, на 14 дней с 17.04.2020 по 30.04.2020 года, на 29 дней с 14.09.2020 по 12.10.2020 года, на 18 дней с 11.05.2021 по 28.05.2021, на 5 дней с 23.08.2021 по 27.08.2021 года, на 14 дней с 15.02. 2022 года по 01.03.2022 года. (т.1л.д.153,154,155,156,157,158). За указанные периоды истцу выплачено сохраняемое денежное содержание.

Приказом № 20ЛС от 01.04.2022 года действие служебного контракта от 10.09.2018 года № 3/18 прекращено, истец уволена 01.04.2022 года в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (т.1л.д.160).

При увольнении истцувыплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск 10,03 дня в размере 7994,91 руб. (т.1 л.д.128,т.2л.д.33).

14.09.2022 года на основании приказа врио председателя <данные изъяты> суда от 09.09.2022 года истцу произведена выплата компенсации за отпуск за период с 10.09.2020 года по 09.09.2021 года в количестве 20 календарных дней в сумме13869 руб.(т.1л.д.73,74,75, т.2 л.д.34,36).

При расчете вышеуказанных сумм ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные истцу работодателем в виде материального стимулирования.

Установленные судом обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Истец 06.06.2022 года обратилась в суд с иском о взыскании недоплаченного денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставленных ей за весь период трудоустройства, начиная с 2019 года, а также недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Ответчиком по делу заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Учитывая положения действующего законодательства, срок обращения истца за судебной защитой, суд полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд по требованиям о взыскании недоплаченного денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска с 11.05.2021 года по 28.05.2021 года, выплата которого была произведена в мае 2021 года, а также за предшествующие периоды ежегодного оплачиваемого отпуска, начиная с 29.07.2019 года.

Доводы истца о том, что ей до апреля 2022 года не было известно о наличии приказа Судебного департамента о том, что материальное стимулирование не включается в расчет денежного содержания, при исчислении размера отпускных, в связи с чем она полагает, что срок исковой давности ею не пропущен, не состоятельны. Истцу по месту работы выдавались расчетные листки, в которых отражена информация о размере начисленных денежных средств, в том числе и отпускных, при этом истец в судебном заседании поясняла, что при получении первых отпускных выплат была не согласна с их размером, в связи с чем обращалась за разъяснениями к начальнику, за какими-либо разъяснениями в Управление Судебного департамента в Ивановской области истец не обращалась. Кроме того, суд учитывает, что истец имеет высшее юридическое образование, что подтверждается представленной в материалы дела копией трудовой книжки.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 указанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В силу ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Согласно абз.1 п.6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 (далее - Правила), при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В соответствии с абз.2 п.8 месячное денежное содержание исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп.«д»-«ж» п.2 Правил, дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Согласно ч.2 ст.51 данного Федерального закона при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Часть 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Право перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, федеральный законодатель закрепил за представителем нанимателя, которым в силу пункта 2 статьи 1 поименованного выше закона является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 51).

Исходя из положений Федерального закона от 08 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» нанимателем для истца является Управление Судебного департамента в Ивановской области, являющееся органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (часть 1 статьи 13).

В силу части 2 статьи 13 этого же Закона Управление Судебного департамента подчиняется Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации.

Приказом Судебного департамента от 27 марта 2007 года № 41 утвержден Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента.

Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 апреля 2018 года № 59 в приказ Судебного департамента от 27 марта 2007 года № 41 внесены изменения: названный Порядок дополнен разделом 5, согласно пункту 5.3 которого в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, материальное стимулирование в расчет денежного содержания федерального государственного гражданского служащего не включается.

При таких обстоятельствах материальное стимулирование истца не может быть отнесено к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ и входящих в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, поэтому не подлежит учету при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Доводы истца о том, что Приказ Судебного департамента от 27.03.2007 года не может быть принят во внимание, поскольку соответствующие изменения не внесены в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не состоятельны, поскольку положениями Федерального закона изначально определен исчерпывающий перечень дополнительных выплат, подлежащих включению в расчет денежного содержания гражданского служащего, в котором материальное стимулирование не значится.

Доводы истца о необходимости единообразного подхода к разрешению аналогичных споров, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку Российское законодательство регулируется не прецедентным правом, а основывается только на законе. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27.03.2022 года является действующим, в связи с чем оснований для включения материального стимулирования в расчет денежного содержания на период очередного отпуска и при расчете компенсации за неиспользованный отпуск не имеется.

Иные доводы истца не являются основанием для взыскания заявленных в иске денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Судебного Департамента в Ивановской области о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья Е.В. Сесекина