ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 370019-01-2020-001217-12 от 03.08.2020 Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 37RS0019-01-2020-001217-12 (2а-707/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2020 года г. Иваново

Советский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Родионовой В.В.

при секретаре Билогривой Т.В.,

с участием представителя административного истца Подковыриной М.А.,

представителя административного ответчика Иудиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Советского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства администрации города Иванова о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Иваново обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства администрации города Иванова о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района г. Иваново с привлечением сотрудников ЦНПБДД ГИБДД УМВД России по Ивановской области проведена проверка организации безопасности дорожного движения на территории г. Иваново. Проверкой установлено, что в реестре муниципального имущества Администрации г. Иванова числятся автомобильные дороги по улицам — ул. Моряков, ул.2-я Моховая, ул. Бородинская, пер. Валдайский, пер. 1-й Восточный, пер. 2-й Восточный, ул. 20 лет ВЛКСМ, ул. Дениса Давыдова, ул. 1-я Депутатская, ул.2-я Депутатская, пер., Депутатский, ул. Дуниловская, ул. Озерная, пер. Озерный, ул. Щорса г. Иваново, согласно Постановлению Администрации города Иванова № 148 от 03.02.2011 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Иваново» относятся к 3 классу дороги категории Ш, IV, V. Выполнение мероприятий по ремонту дорожного полотна в пределах городского округа Иваново входит в компетенцию Управления благоустройства Администрации г. Иванова. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии дорог на улицах города Иваново и ненадлежащем исполнении управлением благоустройства Администрации г. Иванова требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц - участников дорожного движения. По результатам ранее проведенной проверки в отношении ненадлежащего состояния данных автомобильных дорог, прокуратурой района в октябре 2019 года в адрес управления благоустройства Администрации города Иванова внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако, до настоящего времени нарушения не устранены, дорожное полотно по указанным адресам находится в ненадлежащем состоянии. На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика при содержании дорог ул. Моряков, ул.2-я Моховая, ул. Бородинская, пер. Валдайский, пер. 1-й Восточный, пер. 2-й Восточный, ул. 20 лет ВЛКСМ, ул. Дениса Давыдова, ул. 1-я Депутатская, ул.2-я Депутатская, пер., Депутатский, ул. Дуниловская, ул. Озерная, пер. Озерный, ул. Щорса г. Иваново и обязать административного ответчика в срок до 01 июля 2020 года выполнить ремонтные работы на указанных улицах города с целью устранения имеющихся повреждений дорожного полотна.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные исковые требования и просил признать незаконным бездействие административного ответчика при содержании дорог ул. Моряков, ул.2-я Моховая, ул. Нахимсона, ул. Бородинская, пер. Валдайский, пер. 1-й Восточный, пер. 3-й Восточный, ул. 20 лет ВЛКСМ, ул. Дениса Давыдова, ул. 1-я Депутатская, ул.2-я Депутатская, пер., Депутатский, ул. Дуниловская, ул. Озерная, пер. Озерный, ул. Щорса г. Иваново и обязать административного ответчика в срок до 15 декабря 2020 года выполнить ремонтные работы на указанных улицах города с целью устранения имеющихся повреждений дорожного полотна.

Представитель административного истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представители административного ответчика Управления благоустройства администрации г. Иванова в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ЦНПБДД ГИБДД УМВД России по Ивановской области, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии с ч. 2.1. ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. 5, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числена объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50597- 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Пунктами 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В соответствии с п.п. 2.2, 2.2.2 Правилами благоустройства г. Иваново, утвержденными Решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 448, благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих: благоустройство объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.д.), объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613 (далее - Устав), к вопросам местного значения города Иванова относится дорожная деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 49 Устава города Иванова Администрация города Иванова обладает полномочиями по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных

В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении благоустройства Администрации г. Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 31.05.2006 N 150 (ред. от 19.06.2019), Управление благоустройства Администрации города Иванова (далее - Управление) является муниципальным казенным учреждением и создано для осуществления управленческих функций в сфере благоустройства. Управление обладает правами юридического лица.

Согласно п.п. 2.2.15, 2.2.16, 2.2.17 указанного Положения в соответствии с возложенными задачами Управление выполняет функции по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа; обеспечению взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, иными лицами по вопросам безопасности дорожного движения, рассмотрению предписаний контролирующих органов по вопросам ненадлежащего состояния автомобильных дорог местного значения; осуществлению представительства Администрации города Иванова и Управления в судебных органах по искам, связанным с ненадлежащим содержанием и ремонтом автомобильных дорог местного значения.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог возложена на указанное Управление благоустройства Администрации города Иванова.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Иваново с привлечением сотрудников ЦНПБДД ГИБДД УМВД России по Ивановской области проведена проверка организации безопасности дорожного движения на территории г. Иваново, в ходе которой выявлено наличие множественных дефектов дорожного полотна и иных повреждений на протяжении всей ул. Моряков, ул. 2-я Моховая, ул. Нахимсона, ул. Бородинская, пер. Валдайский, пер. 1-й Восточный, пер. 3-й Восточный, ул. 20 лет ВЛКСМ, ул. Дениса Давыдова, ул. 1-я Депутатская, ул. 2-я Депутатская, пер. Депутатский, ул. Дуниловская, ул. Озерная, пер. Озерный г. Иваново.

Дорожное полотно, расположенное на ул. Моряков, ул. 2-я Моховая, ул. Нахимсона, ул. Бородинская, пер. Валдайский, пер. 1-й Восточный, пер. 3-й Восточный, ул. 20 лет ВЛКСМ, ул. Дениса Давыдова, ул. 1-я Депутатская, ул. 2-я Депутатская, пер. Депутатский, ул. Дуниловская, ул. Озерная, пер. Озерный г. Иваново, согласно Постановлению Администрации города Иванова № 148 от 03.02.2011 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Иваново» относятся к 3 классу дороги категории Ш, IV, V.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии дорог на улицах города Иваново и ненадлежащем исполнении управлением благоустройства Администрации г. Иванова требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

Кроме того, по результатам ранее проведенной проверки в отношении ненадлежащего состояния данных автомобильных дорог, прокуратурой района в октябре 2019 года в адрес управления благоустройства Администрации города Иванова внесено представление об устранении выявленных нарушений.

До настоящего времени требования законодательства в части исполнения вышеназванных норм закона ответчиком, в обязанность которого входит надлежащее содержание автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в границах городского округа Иваново, не исполнены.

Принимая во внимание, объем и характер подлежащих выполнению работ, учитывая общественную значимость обеспечения безопасности дорожного движения, суд считает возможным установить ответчику срок для проведения работ до 15 декабря 2020 года.

Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании приведенной правовой нормы госпошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Советского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства администрации города Иванова о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления благоустройства администрации города Иванова при содержании дорог ул. Моряков, ул. 2-я Моховая, ул. Нахимсона, ул. Бородинская, пер. Валдайский, пер. 1-й Восточный, пер. 3-й Восточный, ул. 20 лет ВЛКСМ, ул. Дениса Давыдова, ул. 1-я Депутатская, ул. 2-я Депутатская, пер. Депутатский, ул. Дуниловская, ул. Озерная, пер. Озерный г. Иваново.

Обязать Управление благоустройства Администрации города Иванова в срок до 15 декабря 2020 года выполнить ремонтные работы на ул. Моряков, ул. 2-я Моховая, ул. Нахимсона, ул. Бородинская, пер. Валдайский, пер. 1-й Восточный, пер. 3-й Восточный, ул. 20 лет ВЛКСМ, ул. Дениса Давыдова, ул. 1-я Депутатская, ул. 2-я Депутатская, пер. Депутатский, ул. Дуниловская, ул. Озерная, пер. Озерный с целью устранения имеющихся повреждений дорожного полотна.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья Родионова В.В.

Решение суда в окончательной форме

изготовлено 03.08.2020 года.