Дело № 37RS0019-01-2020-001379-11 (2а-769/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Родионовой В.В.
при секретаре Билогривой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Международному благотворительному фонду «Русская провинция. Возвращение к истокам» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого реестра юридических лиц,
установил:
Управление Минюста России по Ивановской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Международному благотворительному фонду «Русская провинция. Возвращение к истокам» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Благотворительный фонд «Русская провинция. Возвращение к истокам» зарегистрирован 12.09.2012, о чем Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее - Управление) 13.09.2012 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, учетный №. 25.10.2012 Благотворительный фонд «Русская провинция. Возвращение к истокам» переименован в Международный благотворительный фонд «Русская провинция. Возвращение к истокам» (далее - фонд). В связи с этим Управлением 31.10.2012 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Последние изменения в учредительные документы фонда зарегистрированы 14.01.2015 за государственным регистрационным номером №, Управлением 19.01.2015 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Фонд действует на основании Устава, утвержденного протоколом Высшего Совета от 06.12.2014 № 3. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Генеральным директором фонда является ФИО2. Адрес (место нахождения) фонда согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц: 153020, <адрес>. В соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденным приказом Управления от 25 октября 2019 года № 182, в период с 3 февраля по 2 марта 2020 года проведена плановая документарная проверка в отношении фонда на предмет соответствия деятельности фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Управлением в ходе проверки установлено, что фондом допущены нарушения действующего законодательства и положений устава. При этом выявлены грубые нарушения действующего законодательства, в частности: Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), однако, в нарушение данной статьи, фондом с июля 2017 года: не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных пунктом 2.1 устава; в нарушение пункта 4.6 устава не созывался высший руководящий орган - Высший Совет (должен созываться ежегодно); в нарушение пунктов 4.2 и 4.5 устава Попечительский Совет и Высший Совет, срок полномочий которых составляет 5 лет, не переизбирались с момента создания фонда (с 2012 года). Полномочия Попечительского Совета и Высшего Совета истекли в 2017 году, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 4.3 устава не проводились заседания Попечительского Совета (должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в год); в нарушение пунктов 4.8 и 7.1 устава Генеральный директор и Ревизор,. ток полномочий которых составляет 3 года, не переизбирались с 2015 года. Полномочия Генерального директора и Ревизора истекли в 2018 году, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 7.2 устава Ревизор не проводил проверки финансово-хозяйственной деятельности (должны проводиться не реже одного таза в год). В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 5 л 12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фонд не проводил обязательный аудит. В нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 7 ФЗ № 7-ФЗ фонд не публиковал ежегодно отчет об использовании своего имущества. В нарушение пункта 1 статьи 3 ФЗ № 7-ФЗ фонд не составлял и не утверждал сметы доходов и расходов. Не осуществляя никакой деятельности с июля 2017 года, руководство зонда не решало вопрос о его ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством. В ходе проверки деятельности фонда был осуществлен анализ устава, в результате установлено, что отдельное положение устава не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а именно: Пункт 4.6. устава, которым установлена исключительная компетенция высшего коллегиального органа управления фонда (Высшего Совета) не соответствует пункту 3 статьи 29 ФЗ № 7-ФЗ. В уставе не отражены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Высшего Совета, а именно: утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации и определение порядка приема в состав учредителей некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей. Управлением в адрес фонда 02.03.2020 вынесено письменное предупреждение № 37/03-11/723 об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. Предупреждение получено представителем фонда по доверенности ФИО3 02.03.2020. Указанное предупреждение фондом не обжаловано. В срок, указанный в предупреждении (до 26.05.2020), нарушения не устранены. Управлением 25.05.2020 получено письмо от Генерального директора фонда ФИО1 о том, что фонд не осуществляет свою деятельность и не планирует осуществлять в дальнейшем, ликвидировать фонд в добровольном порядке нет возможности ввиду отсутствия денежных средств. Таким образом, имеет место нарушение части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 61 ГК РФ, статьей 32 ФЗ N 7-ФЗ, статьями 17, 19, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Управление просит ликвидировать Международный благотворительный фонд «Русская провинция. Возвращение к истокам» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Международного благотворительного фонда «Русская провинция. Возвращение к истокам» и заинтересованного лица, Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений на интернет-сайте Советского районного суда г. Иваново и в соответствии с ч. 3 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Согласно пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу п. 4.1 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. "а" п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ, ст. 61 ГК РФ.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Ивановской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Судом установлено, что Благотворительный фонд «Русская провинция. Возвращение к истокам» зарегистрирован 12.09.2012, о чем Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №. Управлением 13.09.2012 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, учетный №.
25.10.2012 Благотворительный фонд «Русская провинция. Возвращение к истокам» переименован в Международный благотворительный фонд «Русская провинция. Возвращение к истокам». В связи с этим Управлением 31.10.2012 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Последние изменения в учредительные документы фонда зарегистрированы 14.01.2015 за государственным регистрационным номером №, Управлением 19.01.2015 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.
Фонд действует на основании Устава, утвержденного протоколом Высшего Совета от 06.12.2014 № 3. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Генеральным директором фонда является ФИО1. Адрес (место нахождения) фонда согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц: <адрес>
В соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденным приказом Управления от 25 октября 2019 года № 182, в период с 3 февраля по 2 марта 2020 года проведена плановая документарная проверка в отношении фонда на предмет соответствия деятельности фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Управлением в ходе проверки установлено, что фондом допущены нарушения действующего законодательства и положений устава.
Согласно пункту 2 статьи 14 ФЗ № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), однако, в нарушение данной статьи, фондом с июля 2017 года: не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных пунктом 2.1 устава; в нарушение пункта 4.6 устава не созывался высший руководящий орган - Высший Совет (должен созываться ежегодно); в нарушение пунктов 4.2 и 4.5 устава Попечительский Совет и Высший Совет, срок полномочий которых составляет 5 лет, не переизбирались с момента создания фонда (с 2012 года). Полномочия Попечительского Совета и Высшего Совета истекли в 2017 году, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 4.3 устава не проводились заседания Попечительского Совета (должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в год); в нарушение пунктов 4.8 и 7.1 устава Генеральный директор и Ревизор, срок полномочий которых составляет 3 года, не переизбирались с 2015 года. Полномочия Генерального директора и Ревизора истекли в 2018 году, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 7.2 устава Ревизор не проводил проверки финансово-хозяйственной деятельности (должны проводиться не реже одного таза в год). В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 5 л 12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фонд не проводил обязательный аудит. В нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 7 ФЗ № 7-ФЗ фонд не публиковал ежегодно отчет об использовании своего имущества. В нарушение пункта 1 статьи 3 ФЗ № 7-ФЗ фонд не составлял и не утверждал сметы доходов и расходов. Не осуществляя никакой деятельности с июля 2017 года, руководство зонда не решало вопрос о его ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.
В ходе проверки деятельности фонда был осуществлен анализ устава, в результате установлено, что отдельное положение устава не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а именно: Пункт 4.6. устава, которым установлена исключительная компетенция высшего коллегиального органа управления фонда (Высшего Совета) не соответствует пункту 3 статьи 29 ФЗ № 7-ФЗ. В уставе не отражены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Высшего Совета, а именно: утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации и определение порядка приема в состав учредителей некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей.
Управлением в адрес фонда 02.03.2020 вынесено письменное предупреждение № 37/03-11/723 об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации, которое было получено представителем фонда по доверенности ФИО3 02.03.2020. Указанное предупреждение фондом не обжаловано. В срок, указанный в предупреждении (до 26.05.2020), нарушения не устранены.
Судом достоверно установлено, что административным ответчиком допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер.
Организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений. 25.05.2020 Управлением получено письмо от Генерального директора фонда ФИО1 о том, что фонд не осуществляет свою деятельность и не планирует осуществлять в дальнейшем, ликвидировать фонд в добровольном порядке нет возможности ввиду отсутствия денежных средств, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Согласно ст. 21 ФЗ №7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 262-264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать некоммерческую организацию Международный благотворительный фонд «Русская провинция. Возвращение к истокам» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья: В.В. Родионова