Дело № 37RS0019-01-2021-000017-39 (12-16)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново «26» апреля 2021 года
Судья Советского районного суда г. Иваново Мозжухин В.А., с участием защитника лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.30 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России А.К.А. от 10 декабря 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 11667 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить. Жалобу мотивировал тем, что согласно подпункта б раздела 2 части 3 ст. 66 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 №44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Подпунктом б раздела 2 части 3 ст. 66 Федерального закона №44-ФЗ, пунктом 10 Главы III Информационной карты Документации об электронном аукционе на поставку запасных частей для ремонта служебного автотранспорта, предусмотрено, что первая часть заявки должна содержать, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (при наличии). В том же пункте Главы III Информационной карты Документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению первой части заявки. Федеральный закон №44-ФЗ, так же как и Документация об электронном аукционе, содержат информацию о том, что участник закупки вправе предложить эквивалентный товар только в случае, если в описании объекта закупки содержатся указания на товарные знаки. Позиция 79 Главы IV Технического задания Документации об электронном аукционе содержит указания на товарный знак производителя и по этой позиции участники могли поставить эквивалентный товар (товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Документации об электронном аукционе), во всех остальных позициях Технического задания товарные знаки не указаны и участники аукциона должны были предоставить, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, в том числе и Артикулы товара.
Из обжалуемого постановления следует, что документация об электронном аукционе не содержит понятие Артикула, однако от участников закупки запросов с необходимостью дачи разъяснений термина «Артикул» не поступило. Вывод в постановлении о том, что «согласно Инструкции, участнику закупки не обязательно предлагать в своей заявке товар с артикулом, указанным в документации об Аукционе, участник закупки вправе предложить эквивалентный товар, имеющий другой Артикул» неверен. Эквивалентный товар не может иметь иной Артикул, он может иметь иной товарный знак производителя и каталожный номер из каталога товаров.
В постановлении об административном правонарушении вывод о «совместимости» артикулов неверен. Артикулы уникальны, «Совместимыми» могут быть только каталожные номера у разных производителей одного и того же товара. Утверждение о том, что закон не предусматривает возможность для участников закупок дополнять поданные ими заявки какими-либо документами и сведениями в отношении предлагаемого товара после подачи заявок, в Документации об электронном аукционе подобных требований не установлено, необоснованно.
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона №44-ФЗ Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров. Состав требований (значений), установленных Документацией об электронном аукционе, содержал конкретные показатели товара в виде Артикулов товаров, необходимых к поставке. При проверке первых 7 заявок на участие в Электронном аукционе было установлено, что участники закупки, в своих заявках в столбце «Артикул» не верно указали цифро-буквенное обозначение предлагаемых к поставке товаров, не соответствующих значениям Документации об электронном аукционе, то есть иные (возможно каталожные номера) которые идентифицировать не удалось. В связи с чем был сделан вывод о том, что участник предлагает какой-то иной товар и заявка не соответствует требованиям Документации об электронном аукционе. При принятии решения об отклонении заявок, в действиях ФИО1 отсутствовал умысел на совершение правонарушения, так и отсутствовало неосторожное поведение. Предписание комиссии ФАС России от 07.04.2020 года № КГОЗ-56/20 было исполнено, в Документацию об аукционе были внесены изменения, были назначены новые даты: окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, рассмотрения первых частей заявок и проведения Аукциона. Кроме того, участник закупки, подавший жалобу в ФАС России, не был заинтересован в заключении контракта на поставку товаров. ФИО1 считает, что данное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал.
Представитель Федеральной антимонопольной службы в судебное заседание не явился. Из письменных возражений на жалобу ФИО1 следует, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе заявителю, а также участников закупки в допуске к участию в Аукционе нарушают требования ч.5 ст.67 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 №44-ФЗ. Довод ФИО1 о том, что эквивалентный товар не может иметь иной артикул не основан на законодательстве, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, а также противоречит позиции заказчика, представленной в Арбитражный суд г. Москвы. Кроме того, закон о контрактной системе не предусматривает возможность для участников закупок дополнять данные ими заявки какими-либо документами и сведениями в отношении предлагаемого товара после окончания срока подачи заявок. Исполнение предписания, выданного Комиссией ФАС России, является обязанностью заказчика и не исключает ответственность ФИО1,, как члена аукционной комиссии Заказчика, необоснованно отклонившего заявки общества и участников на участие в аукционе. Подача заявки на участие в Аукционе является правом общества, а не обязанностью. В материалах дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие объективных препятствий для соблюдение требований законодательства РФ, что свидетельствует о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ. Кроме того, доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не имеется.
Суд, выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из представленных материалов следует, что12 марта 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставкузапасных частей для ремонта служебного автотранспорта.
П. 10 гл. 3 Информационной карты электронного аукциона «Документации об электронном аукционе на поставку запасных частей для ремонта служебного автотранспорта», утвержденной ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ивановской области» установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению, в соответствии с которой первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки участник закупки при заполнении первой части заявки на участие в аукционе должен предоставить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), предлагаемого для поставки товара. Информация предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Если в описании объекта закупки содержатся указания на товарные знаки, участник электронного аукциона вправе предложить товар эквивалентный товару, указанному в Техническом задании».
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 23 марта 2020 года заявки участников закупки с порядковым номером 1,4,6 не были допущены к участию в аукционе, поскольку участники закупки указали конкретные показатели товаров, не соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Решением Комиссии ФАС России от 07 апреля 2020 года в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе. Участникам отказано в допуске к участию в аукционе в связи с предоставлением в заявке на участие в Аукционе артикулов Товаров, отличных от артикулов Товаров, указанных в Главе IV «Техническое задание» документации об Аукционе. При этом каких-либо документов, подтверждающих, что предлагаемые Участниками артикулы Товара являются аналогичными артикулам Товаров, указанных в Техническом задании, в составе заявки не представлено, в связи с чем Аукционная комиссия ФКУ не смогла идентифицировать предлагаемый товар, как соответствующий требованиям документации об Аукционе. Вместе с тем в документации об Аукционе не предусмотрена обязанность участников предоставить какие-либо документы и сведения, в случае указания в заявке на участие в Аукционе артикулов Товаров, отличных от артикулов Товаров, заявленных в Техническом задании, подтверждающие совместимость указанных артикулов. Кроме того, наименование Товаров, единицы изменения Товаров, количество Товаров, артикулы Товаров, указанные в пункте 1 таблицы «Наименование, характеристики, количество и стоимость закупаемого Товара» Технического задания, не относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам Товаров, в отношении которых в первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указывать конкретные показатели в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
04 августа 2020 года в отношении члена аукционной комиссииФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ивановской области» ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Постановлением заместителем начальника Управлением контроля государственного оборонного заказа ФАС России А.К.А. от 10 декабря 2020 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Между тем, с данными выводами должностного лица ФАС суд не соглашается.
Часть 2 ст.7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность в том числе за отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Ч. 1 ст. 67 ФЗ от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.3 ст.67 ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу ч. 4 ст. 67 ФЗ № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствии такой информации требованиям документации о таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 ФЗ №44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги. При подаче заявки, на участие в электронном аукционе, а также в соответствии с требованиями части 3 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ участник закупки должен дать свое согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. При этом первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 статьи 66, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт (части 4 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ).
В главе 4 Техническое задание» «Документации об электронном аукционе на поставку запасных частей для ремонта служебного автотранспорта» содержится объект закупки, в котором указывается наименование/характеристика товара, Артикул, то есть в соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, артикул товара.
Предложение указать конкретный артикул было обусловлено тем, что предметом данной закупки являлась поставка запасных частей для ремонта служебного транспорта, который уже имеется в наличии у заказчика. Использование артикульного номера позволяет наиболее точно и четко установить функциональные, технические и эксплуатационные характеристики требуемого товара. При этом указание в аукционной документации артикула запасных частей не нарушает антимонопольного законодательства и не ограничивает конкуренцию.
Положения статьи 66 Закона № 44-ФЗ направлены на идентификацию товара, который участник закупки предлагает к поставке, а также оценку заказчиком тот ли товар, который ему необходим, и который указан им в техническом задании, ему предлагает участник закупки.
ООО «ЗРВ» в своей заявке указал товар, артикул которого не совпадал с артикулом товара указанным в техническом задании, без каких-либо пояснений, характеристик и доказательств, подтверждающих аналогичность (совместимость, эквивалентность) предлагаемого товара.
Указание в первой части заявки конкретных показателей эквивалентного товара, соответствующим значениям, установленным в документации об электронном аукционе, возлагается на участника закупки в силу прямого указания закона (ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 66 ФЗ №44-ФЗ в совокупности с иными положениями данного закона, указанные в заявке показатели не должны допускать двусмысленных толкований, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в документации об аукционе.
Данная обязанность участниками закупки исполнена не была.
Таким образом, с учетом положений ст. 66 и 67 ФЗ №44-ФЗ заявки участников №№ 1,4,6 правомерно были отклонены комиссией заказчика, что позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России А.К.А. № от 10 декабря 2020 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России А.К.А. от 10 декабря 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: -подпись- Мозжухин В.А.