ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 370021-01-2023-001347-49 от 25.01.2024 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИД № 37RS0021-01-2023-001347-49

Дело № 2а-51/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Лебедева А.С.,

при секретаре Кибалко Д.А.,

с участием административного истца Жиро С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2024 года в городе Фурманове Ивановской области административное дело по административному исковому заявлению Жиро С.С. к судебному приставу-исполнителю Фурмановского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области Гусевой О.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области, заинтересованные лица Общество с ограниченной ответственностью «Ивановоэнергосбыт», Акционерное общество «Объединенные электрические сети», о признании сводного исполнительного производства незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Жиро С.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Фурмановского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области (далее Фурмановское РОСП УФССП России по Ивановской области) Гусевой О.С. о признании сводного исполнительного производства <№> незаконным и обязании совершить определенные действия.

Определениями суда от 15.01.2024 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области (далее УФССП России по Ивановской области), в качестве заинтересованных лиц Акционерное общество «Объединенные электрические сети» (АО «Объединенные электрические сети»), Общество с ограниченной ответственностью «Ивановоэнергосбыт» (далее ООО «Ивановоэнергосбыт»).

Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что в Фурмановском РОСП УФССП России по Ивановской области в производстве судебного пристава-исполнителя Гусевой О.С. имеется сводное исполнительное производство <№> в отношении Жиро С.С.. В состав сводного входят исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных документов – исполнительных листов серии <№>. Форма бланка исполнительного листа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 № 579 «О бланках исполнительного производства». Однако, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 11.04.1997 и одобрен Советом Федерации 14.05.1997, подписан Президентом Российской Федерации лишь 17.12.1997, то есть спустя 7 месяцев. В связи с чем имело место нарушение положения, закрепленного в ч. 2 ст. 107 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент Российской Федерации обязан подписать принятый федеральный закон, если в течение четырнадцати дней с момента поступления не отклонит его. В силу ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации по причине нарушения Президентом Российской Федерации срока подписания Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не применяется на территории России с момента его принятия. По мнению административного истца, форма бланка исполнительного листа не установлена в законном порядке, поскольку на 2008 год Правительство Российской Федерации не являлось высшим исполнительным органом государственной власти, а все его акты не обладают юридической силой и ссылки на них неправомерны. Соответственно, исполнительные листы, на основании которых возбуждены исполнительные производства в отношении Жиро С.С., объединенные в сводное исполнительное производство, не обладают юридической силой. В письменных дополнительных доводах от 15.01.2024 административный истец указывает также на нарушение процедуры принятия и опубликования Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и приходит к выводу о неприменении данных нормативных правовых актов на территории Российской Федерации. Кроме того, согласно доводам административного иска в соответствии с Заключением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.1993 № З-2, Постановлениями Верховного Совета Российской Федерации и Съезда Народных депутатов Российской Федерации от сентября 1993 года прекращены полномочия Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. с 21.09.1993. Следовательно, данное лицо не имело право подписывать законы и иные акты от имени Президента России.

В связи с изложенным Жиро С.С. был вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском, в котором, с учетом изменения требований, просит признать незаконным и подлежащим отмене сводное исполнительное производство <№> в отношении Жиро С.С., а также все лежащие в его основе исполнительные производства, исполнительные действия и исполнительные листы; возвратить удержанные с Жиро С.С. денежные средства, в том числе, по гражданскому делу № 2-926/2023 (л.д. 4, 63-64, 65).

Определением суда от 15.04.2024, занесенным в протокол судебного заседания, к производству приняты измененные административные исковые требования в части признания незаконным сводного исполнительного производства <№> в отношении Жиро С.С., находящегося в производстве Фурмановского РОСП УФССП России по Ивановской области, и соответственно входящих в его состав исполнительных производств и совершенных по нему исполнительных действий, а также в части требований о защите нарушенного права в виде возврата удержанных по исполнительному производству денежных средств.

Административный истец Жиро С.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснил, что поскольку сводное исполнительное производство является незаконным, то все денежные средства, удержанные с него начиная с 2021 года, в том числе, по делу № 2-926/2023 об обращении взыскания на принадлежащие ему земельные участки, подлежат возврату. Документов и доказательств, опровергающих доводы административного истца, в материалы дела другими участниками процесса не представлено. Следовательно, поскольку истцом доказано, что нормы указанных в иске федеральных законов не могут применяться на территории России, исполнительные листы не имеют юридической силы, то действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительных производств в отношении Жиро С.С. и совершению исполнительных действий с целью взыскания задолженности в пользу взыскателей АО «ОЭС» и ООО «Ивановоэнергосбыт» являются незаконными.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Фурмановского РОСП УФССП России по Ивановской области Гусева О.С., представитель административного ответчика УФССП России по Ивановской области, представители заинтересованных лиц АО «ОЭС» и ООО «Ивановоэнергосбыт» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия (л.д. 77, 79, 84-89, 94-97, 102-104). Представили письменные возражения на административный иск, в которых просили в удовлетворении административного иска отказать (л.д. 77, 79, 94-97, 102-104).

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Действия (бездействие) должностного лица службы судебных приставов оспариваются в порядке гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что в производстве судебного пристава-исполнителя Фурмановского РОСП УФССП России по Ивановской области Гусевой О.С. находится сводное исполнительное производство <№> о взыскании с Жиро С.С. в пользу АО «ОЭС» и ООО «Ивановоэнергосбыт» денежных средств (л.д. 19-60).

В состав данного сводного исполнительного производства входят, в том числе:

- исполнительное производство <№> на основании исполнительного листа серии <№> выданного Фурмановским городским судом, о взыскании задолженности в пользу ООО «Ивановоэнергосбыт» в размере 16 000 руб. (л.д. 22, 54-56);

- исполнительное производство <№> на основании исполнительного листа серии <№>, выданного Фурмановским городским судом, о взыскании задолженности в пользу АО «Объединенные электрические сети» в размере 5 000 руб. (л.д. 21, 30-32);

- исполнительное производство <№> на основании исполнительного листа серии <№> выданного мировым судьей судебного участка № 1 Фурмановского судебного района в Ивановской области о взыскании задолженности в пользу ООО «Ивановоэнергосбыт» в размере 703.10 руб. (л.д. 23, 33-35);

- исполнительное производство <№> на основании исполнительного листа серии <№>, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Фурмановского судебного района в Ивановской области о взыскании задолженности в пользу АО «Объединенные электрические сети» в размере 7000 руб. (л.д. 24-25, 48-50);

- исполнительное производство <№> на основании исполнительного листа серии <№> выданного мировым судьей судебного участка № 1 Фурмановского судебного района в Ивановской области о взыскании задолженности в пользу ООО «Ивановоэнергосбыт» в размере 7 699.96 руб. (л.д. 27, 45-47);

- исполнительное производство <№> на основании исполнительного листа серии <№>, выданного Фурмановским городским судом о взыскании задолженности в пользу АО «Объединенные электрические сети» в размере 11 000 руб. (л.д. 20, 42-44);

- исполнительное производство <№>, на основании исполнительного листа серии <№>, выданного Фурмановским городским судом, о взыскании задолженности в пользу ООО «Ивановоэнергосбыт» в размере 36 000 руб. (л.д. 26, 57-59).

Форма бланка исполнительного листа, используемого в работе, в том числе, федеральных судов общей юрисдикции утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 № 579 «О бланках исполнительных листов». Данным постановлением установлено, что бланки исполнительных листов вводятся в действие по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Постановление вступило в законную силу 14.08.2008, соответственно, бланки действующего образца введены с 14.08.2009.

Административный истец Жиро С.С. полагает, что Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не соответствуют Конституции Российской Федерации и не подлежат применению на территории России, так как при их принятии нарушены требования, установленные ч. 2 ст. 107 Конституции Российской Федерации, вследствие несвоевременного подписания данных нормативно-правовых актов Президентом Российской Федерации; а также требования ст. 3 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» ввиду несвоевременного опубликования либо опубликования в печатном издании, не являющемся официальным печатным изданием, уполномоченным на обнародование федеральных конституционных законов и федеральных законов.

В силу ч. 1, 3 ст. 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч. 1). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3).

В соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 105) устанавливает четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон и который исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.

Как установлено ст. 107 Конституции Российской Федерации, принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ч. 1). Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ч. 2).

В силу ч. 1 ст. 108 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ч. 2 указанной статьи Конституции Российской Федерации).

Полномочия Президента РФ по подписанию и обнародованию федеральных законов закреплены пункт «д» статьи 84 Конституции Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» принят Государственной Думой 11.04.1997, одобрен Советом Федерации 14.05.1997, подписан Президентом Российской Федерации 17.12.1997. Первоначальный текст был официально опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, № 51, ст. 5712, «Российская газета», № 245, 23.12.1997, и действовал до 05.11.2020. Данный документ утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ - 06.11.2020, а также в изданиях «Российская газета», № 251, 09.11.2020, «Парламентская газета», № 43, 13-19.11.2020, «Собрание законодательства РФ», 09.11.2020, № 45, ст. 7061).

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» принят Государственной Думой 14.01.1998, одобрен Советом Федерации 28.01.1998, подписан Президентом Российской Федерации 08.02.1998. Первоначальный текст был официально опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 785, «Российская газета», № 30, 17.02.1998.

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» принят Государственной Думой 24.11.1995, подписан Президентом Российской Федерации 26.12.1995. Первоначальный текст был официально опубликован в изданиях: "Российская газета", № 248, 29.12.1995, «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 1.

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принят Государственной Думой 14.09.2007, одобрен Советом Федерации 19.09.2007, подписан Президентом Российской Федерации 02.10.2007. Первоначальный текст был официально опубликован в изданиях: «Российская газета», № 223, 06.10.2007, «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41, ст. 4849, «Парламентская газета», № 131, 10.10.2007.

Доводы административного истца о несоответствии законов Конституции Российской Федерации не могут быть приняты во внимание суда, оценка соответствия федеральных законов в полномочия суда общей юрисдикции не входит, является предметом конституционного контроля посредством конституционного судопроизводства (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Поскольку указанные федеральные законы и федеральный конституционный закон не отменены, не действующими, не соответствующими Конституции Российской Федерации не признаны, оснований для не применения этих нормативно-правовых актов, как того требует административный истец, не имеется.

Ссылки Жиро С.С. на Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.1993 № З-2, Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 21.09.1993 № 5779-I, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.09.1993 № 5780-I, Постановление Съезда Народных депутатов Российской Федерации от 24.09.1993 № 5807-I также не принимаются судом, поскольку по изложенным выше основаниям не свидетельствуют о правильности выводов заявителя по настоящему делу.

Соответственно доводы Жиро С.С. о том, что форма бланка исполнительного листа в законном порядке не установлена, отвергаются судом. Форма бланка данного документа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 № 579 «О бланках исполнительного производства».

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статьей 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены требования, предъявляемые к исполнительным документам.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, связанные, в том числе, с недостатками исполнительного документа, приведены в ст. 31 указанного федерального закона.

Выданные судами исполнительные документы соответствуют установленным законом требованиям и обоснованно приняты судебным приставом-исполнителем к производству.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемого решения необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца. По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа приняты в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы административного истца не нарушены.

По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена. Нарушений прав Жиро С.С. должностными лицами Фурмановского РОСП УФССП России по Ивановской области не допущено.

На основании изложенного, требования административного истца о признании незаконным сводного исполнительного производства <№>, находящего в производстве судебного пристава-исполнителя Фурмановского РОСП УФССП России по Ивановской области) Гусевой О.С., удовлетворению не подлежат.

Соответственно, суд отказывает также и в удовлетворении требований Жиро С.С. о защите нарушенного права в виде возврата удержанных по исполнительному производству денежных средств.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Жиро С.С. к судебному приставу-исполнителю Фурмановского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области Гусевой О.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области о признании сводного исполнительного производства незаконным и обязании совершить определенные действия, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Лебедев

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 5 февраля 2024 года.