ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 370023-01-2022-000478-12 от 23.06.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Дёмина Е.С. Дело №12-80/2022

УИД №37RS0023-01-2022-000478-12

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 23 июня 2022 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Камусиной Н.Г. в интересах Корягиной Натальи Владимировны на постановление судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 20 апреля 2022 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 20 апреля 2022 года глава городского округа Шуя Корягина Н.В. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением судьи, защитник Камусина Н.Г. в интересах Корягиной Н.В. обжаловала его в Ивановский областной суд. В своей жалобе просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Корягиной Н.В. состава административного правонарушения. В жалобе указывается, что во исполнение Постановления Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 № 452-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области», Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области «Главный распорядитель» и Администрацией г.о. Шуя «Получатель» в лице главы администрации Корягиной Н.В. 16 марта 2020 года заключено Соглашение №2 о предоставлении субсидии на разработку проектной и рабочей документации на строительство и (или) реконструкцию комплексов очистных сооружений и систем водоотведения, с целью сокращения доли загрязненных сточных вод в 2020 году. Пунктом 3.2. указанного Соглашения определены условия предоставления субсидий.

Вместе с тем, судьей в нарушение ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении не указаны, какие условия предоставления субсидий, перечисленных в п. 3.2 Соглашения, нарушены Корягиной Н.В. Напротив, выполнение пп. «а» п. 3.2 Соглашения, которым предусмотрено наличие правового акта г.о. Шуя, утверждающего в соответствии с нормативными правовыми актами Ивановской области перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, указанные в п. 1.2. Соглашения, и сроков их реализации, подтверждено принятым Постановлением Администрации г.о. Шуя Ивановской области от 27 октября 2016 года № 1587 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения г.о. Шуя», а также Постановлением Администрации г.о. Шуя Ивановской области от 11 февраля 2020 №128 «О внесении изменений в Постановление Администрации г.о. Шуя Ивановской области от 27 октября 2016 № 1587 «Об утверждении муниципальной Программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения г.о. Шуя».

Исполнение пп. «б» п. 3.2 Соглашения, которым предусмотрено наличие в бюджете г.о. Шуя бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, подтверждалось уведомлением финансового органа администрации г.о. Шуя №30 от 27 марта 2020 года, которым были внесены изменения в бюджетную сводную роспись.

Выполнение пп. «в» п. 3.2 Соглашения, предусматривающего осуществление Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ услуг для муниципальных нужд, было подтверждено протоколом № Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 25 июля 2020 года. Ссылка судьи городского суда на ч. 3 ст. 139 БК РФ не конкретизирует нарушения, которые допустила Корягина Н.В., а повторяют требования, закрепленные в п. 3.2 Соглашения. Просрочка в изготовлении проектной и рабочей документации на строительство и (или) реконструкцию комплексов очистных сооружений не нарушает условия предоставления субсидии и не свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Кроме того, полагает, что Корягина Н.В. не является субъектом указанного административного правонарушения только в силу факта подписания Соглашения. Субъектом ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ является финансовый орган, главный распорядитель или получатель средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты. В данном случае это руководитель отдела ЖКХ, в чьи должностные обязанности входит, в том числе организация реализации федеральных, региональных и муниципальных программ по строительству, реконструкции, модернизации и реформированию объектов ЖКХ г.о. Шуя. Пунктом 6.1.1 Соглашения функции по исполнению Соглашения возложены на отдел ЖКХ, на его расчетный счет как заказчика закупки и перечисляется субсидия.

Корягина Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена. Ее интересы представляла защитник. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Явившейся в судебное заседание защитнику Камусиной Н.Г., помощнику прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Скворцовой Е.А. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5, 25.11 КоАП РФ. Отводов не заявлено.

В судебном заседании защитник Камусина Н.Г. доводы жалобы поддержала.

Выслушав позицию стороны защиты, мнение прокурора Скворцовой Е.А., возражавшей на жалобу, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что глава городского округа Шуя Корягина Н.В. была признана виновной в том, что нарушила условия предоставления в 2021 году межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету городского округа Шуя в виде субсидии на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию канализационных очистных сооружений г. Шуя.

Данный факт установлен в результате проведенной в период с 31 января по 28 февраля 2022 года Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой соблюдения администрацией г.о. Шуя федерального законодательства при обеспечении исполнения муниципального контракта от 7 июля 2020 года № 35, заключенного АО «Водоконал», а также при соблюдении порядка и условий расходования межбюджетного трансферта, на основании которого заключен указанный муниципальный контракт.

Вина Корягиной Н.В. в совершении административного правонарушения подтверждается:

- Соглашением № 2 от 16 марта 2020 года о предоставлении субсидии из областного бюджета в 2020 году бюджету городского округа Шуя на разработку проектной и рабочей документации на строительство и (или) реконструкцию комплексов очистных сооружений и систем водоотведения, с целью сокращения доли загрязненных сточных вод в рамках регионального проекта «Оздоровление Волги» подпрограммы «Развитие комплексов очистных сооружений и развитие систем водоотведения в Ивановской области» государственной программы «Охрана окружающей среды в Ивановской области» с приложениями (л.д. 15);

- дополнительным Соглашением № 1 от 28 мая 2020 года к указанному Соглашению № 2 от 16 марта 2020 года с приложениями (л.д. 24);

- дополнительным Соглашением № 3 от 22 марта 2020 года к указанному Соглашению № 2 от 16 марта 2020 года с приложениями (л.д. 29);

- дополнительным Соглашением № 5 от 30 ноября 2021 года к указанному Соглашению № 2 от 16 марта 2020 года с приложениями (л.д. 33);

- муниципальным контрактом № 35, заключенным Отделом ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства Администрации г.о. Шуя с АО «Водоканал» от 7 июля 2020 года (л.д. 34);

- дополнительными соглашениями №№ 1,2 от 5 ноября 2020 года, от 16 декабря 2020 года к муниципальному контракту № (л.д.48,49);

- объяснениями начальника отдела ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства администрации г.о. Шуя ФИО9. (л.д. 11);

- письмами ФИО10. на имя генерального директора АО «Водоканал» (л.д. 63, 67,73);

- письмами генерального директора АО «Водоканал» на имя заместителя главы администрации г.о. Шуя и на имя ФИО11. (л.д. 64, 65, 68,71,72,74);

- письмом генерального директора АО «Водоканал» на имя начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (л.д. 69, 85);

- претензией ФИО12 на имя генерального директора АО «Водоканал» (л.д. 70);

- объяснениями начальника отдела по развитию АО «Водоканал» ФИО13. (л.д. 76);

- письмом генерального директора АО «Водоканал» в Ивановскую межрайонную прокуратуру (л.д. 87);

- письмом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области на имя Ивановского межрайонного прокурора ФИО14 (л.д. 82);

- письмом начальника Департамента Управления имуществом Ивановской области на имя начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (л.д. 90, 100);

- письмом главы администрации г.о. Шуя Корягиной Н.В. на имя и.о. прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры (л.д. 118, 121);

- решением о проведении проверки № 7 от 28 января 2022 года.

Вопреки доводам жалобы постановление судьи отвечает требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. В нем отражена объективная сторона состава административного правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.

Довод жалобы об отсутствии в действиях Корягиной Н.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, поскольку были выполнены все условия, указанные в п.3.2 Соглашения от 16 марта 2020 года, нельзя признать состоятельным.

Согласно ч. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно ч. 3 этой же статьи цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Правительством Российской Федерации утверждены основные направления деятельности на период до 2024 года, в соответствии с которыми достижение национальных целей развития Российской Федерации будет обеспечиваться реализацией государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации и входящих в них федеральных (региональных) проектов и иных мероприятий, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения.

Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16) утвержден Паспорт национального проекта «Экология», в структуру которого входит федеральный проект «Оздоровление Волги».

В целях достижения результатов федерального проекта «Оздоровление Волги» утвержден паспорт регионального проекта Ивановской области «Оздоровление Волги», которым, помимо прочего, предусмотрена разработка проектной и рабочей документации на строительство и (или) реконструкцию комплексов очистных сооружений и систем водоотведения с целью сокращения доли загрязненных сточных вод.

С целью исполнения указанных мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие комплексов очистных сооружений и систем водоотведения Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 года № 452-п, запланирована разработка проектной и рабочей документации объекта: «Реконструкция канализационных очистных сооружений г.Шуя - строительство напорного канализационного коллектора от очистных сооружений канализации, расположенных в г. Шуя, до очистных сооружений канализации, расположенных в д. Богданиха Ивановского района».

В рамках реализации регионального проекта «Оздоровление Волги» между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, именуемым «Главным распорядителем», в лице начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области Мартьянова В.В., и муниципальным образованием «городской округ Шуя», в интересах и от имени которого выступает администрация городского округа Шуя, именуемое «Получателем», в лице главы администрации городского округа Шуя Корягиной Н.В. заключено Соглашение № 2 от 16 марта 2020 года (далее Соглашение) о предоставлении субсидии из областного бюджета в 2020 году бюджету городского округа Шуя на разработку проектной и рабочей документации на строительство и (или) реконструкцию комплексов очистных сооружений и систем водоотведения, с целью сокращения доли загрязненных сточных вод в рамках регионального проекта «Оздоровление Волги» подпрограммы «Развитие комплексов очистных сооружений и развитие систем водоотведения в Ивановской области» государственной программы «Охрана окружающей среды в Ивановской области». В указанное Соглашение 28 мая 2020 года, 18 ноября 2020 года, 22 марта 2021 года и 30 ноября 2021 года вносились дополнения, подписанные теми же сторонами.

Действительно, согласно п. 3.2 Соглашения субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:

а) наличие правового акта городского округа Шуя, утверждающего в соответствии с нормативными правовыми актами Ивановской области, перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, указанного в п. 1.2. настоящего Соглашения и сроков их реализации;

б) наличие в бюджете (сводной бюджетной росписи) городского округа Шуя бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в объеме, предусмотренном п. 2.1 настоящего Соглашении;

в) осуществление Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ услуг для муниципальных нужд.

Между тем, в соответствии с п. 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий (приложение № 1 к Соглашению), согласно графику перечисления субсидии (приложение № 2 к Соглашению) в целях достижения результата регионального проекта, согласно приложению № 3 к Соглашению, являющимися его неотъемлемой частью.

Приложением №2 к Дополнительному соглашению от 30 сентября 2021 года установлен срок разработки проектной и рабочей документации на строительство и (или) реконструкцию комплексов очистных сооружений и систем водоотведения, с целью сокращения доли загрязненных сточных вод – 30.11.2021. При этом срок перечисления субсидии обозначен декабрем 2021 года ( л.д.32).

Анализ положений вышеуказанного Соглашения позволяет сделать вывод, что одним из условий предоставления субсидии из областного бюджета является изготовление в установленный срок проектной и рабочей документации на строительство объектов очистных сооружений.

В целях разработки проектной и рабочей документации объекта: «Реконструкция канализационных очистных сооружений г.о. Шуя – строительство напорного канализационного коллектора от очистных сооружений канализации, расположенных в г.о. Шуя, до очистных сооружений канализации, расположенных в д. Богданиха Ивановского района» органом муниципального образования Отделом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства администрации городского округа Шуя, на который «Получателем» возложены функции по исполнению Соглашения и предоставлению отчетности, 7 июля 2020 года заключен муниципальный контракт № 35 с АО «Водоканал», согласно которому АО «Водоканал» к 1 декабря 2021 года должен подготовить проектную и рабочую документацию, сметную документацию и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, которые признаются результатом при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также положительного заключения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости.

Однако к указанному сроку проектная и рабочая документация изготовлена не была.

Вопреки доводам жалобы Корягина Н.В. как глава городского округа Шуя является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В соответствии с Соглашением получателем субсидии является не отдел ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства администрации г.о. Шуя, а Администрация городского округа Шуя. Как на руководителя Администрации, подписавшего Соглашение, на Корягину Н.В. возлагается обеспечение контроля за исполнением Соглашения.

Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств, а также толкованием правовых положений, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 20 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Корягиной Натальи Владимировны, оставить без изменения, жалобу защитника Камусиной Н.Г., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Матвеев Н.А.