Дело № 39RS0019-01-2021-000247-75 2-338/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ганага Ю.Н..
при секретаре Швецовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному предприятию «Советсктеплосети» о понуждении к использованию показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии и производстве перерасчёта за потреблённую тепловую энергию,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Советский городской суд с исковым заявлением к МП «Советсктеплосети», в обоснование требований которого указал следующее. Он является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от 17.09.2015 №). 22.10.2019 Советским городским судом по делу №2-647/2019 было вынесено судебное решение о признании незаконным действий МП «Советсктеплосети» по начислению платы за тепловую энергию исходя из нормативов потребления коммунального ресурса и суд обязал произвести перерасчет платы за отопление, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, за период с октября 2018 года по апрель 2019 года. В рамках данного судебного решения было установлено, что многоквартирный <адрес> находится в управлении управляющей организации — ООО «Управдом г. Советск». Ответчик является исполнителем коммунальной услуги отопления и коммунальной услуги горячего водоснабжения, то есть подает через присоединенную сеть в многоквартирный дом тепловую энергию на отопление и на горячее водоснабжение. Указанный многоквартирный дом оснащён общедомовым прибором учёта тепловой энергии, который МП «Советсктеплосети» приняло к коммерческому учету 28.12.2012. 14.07.2016 МП «Советсктеплосети» был утвержден акт приемки (повторного доступа теплового счетчика к эксплуатации). Срок следующей поверки определен 26.05.2020. С октября 2018 года МП «Советсктеплосети» изменило для потребителей – собственников (пользователей) помещений многоквартирного <адрес> порядок расчетов за услуги подачи тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, определяя объем принятой потребителями тепловой энергии (теплоносителя) расчетным путем. Показания общедомового прибора учета тепловой энергии к расчету объема тепловой энергии с октября 2018 года МП «Советсктеплосети» не принимаются. Из предоставленных квитанций за период с октября 2019 года по апрель 2020 года ему стало известно, что РСО производит начисления исходя из норматива потребления коммунальной услуги за тепловую энергию. 22.05.2020 он обратился в МП «Советсктеплосети» с заявлением о необоснованном увеличении размера платы за тепловую энергию на нужды отопления и требованием об уплате штрафа за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги. Однако данное заявление было оставлено без ответа. Полагает, что действия со стороны ответчика нарушают его права и законные интересы. Надлежащих сведений, подтверждающих некорректное определение общедомовым прибором учета потребленного объема тепловой энергии МП «Советсктеплосети» не представлено. Действия МП «Советсктеплосети» по изменению порядка расчетов за услугу подачи тепловой энергии на нужды отопления в многоквартирный дом <адрес> без учета показаний общедомового прибора учета потребленной тепловой энергии, являются неправомерными. Ссылаясь на ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034, уточнив исковые требования просит суд признать начисление платы за отопление за период с октября 2019 года по апрель 2020 года, исходя из норматива потребления коммунального ресурса в многоквартирный <адрес>, незаконными; обязать МП «Советсктеплосети» произвести перерасчет платы по <адрес> за тепловую энергию на нужды отопления за период с октября 2019 года по апрель 2020 года исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии; обязать МП «Советсктеплосети» произвести перерасчет платы по <адрес> за тепловую энергию на нужды отопления за период с октября 2010 года по декабрь 2020 года исходя из среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за предшествующие 6 месяцев; обязать МП «Советсктеплосети» осуществлять текущее начисление платы за тепловую энергию на нужды отопления, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии; признать незаконным требования МП «Советсктеплосети» о внесении изменений в конструкцию существующего узла учета тепловой энергии на нужды отопления путем переноса трубопровода, подающего тепло на нужды горячего водоснабжения в зону контроля вышеуказанного узла учета.
Определением Советского городского суда от 13.05.2021 производство по делу в части требований к МП «Советсктеплосети» об обязании МП «Советсктеплосети» осуществлять текущее начисление платы за тепловую энергию на нужды отопления, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии; признания незаконными требования МП «Советсктеплосети» о внесении изменений в конструкцию существующего узла учета тепловой энергии на нужды отопления путем переноса трубопровода, подающего тепло на нужды горячего водоснабжения в зону контроля вышеуказанного узла учета, прекращено в связи с отказом ФИО1 от иска в указанной части.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал свои исковые требования к МП «Советсктеплосети» по основаниям и мотивам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Дополнил в обоснование иска, что если перенести узел учета как хочет теплосеть, то в этом случае не будет возможности точно установить потраченную энергию на нужды отопления и тепловую энергию потраченную на горячее водоснабжение. Правила №1034 предполагают наличие отдельного учета тепловой энергии потребленной на нужды горячего водоснабжения, нужно устанавливать новый узел учета. Есть узел, который учитывает все в полном объеме, они пытаются завести расход тепловой энергии потребленной на горячее водоснабжения под один прибор учета. В этом случае, один прибор учета не сможет правильно определять сколько тепловой энергии использовано на отопление и сколько на горячее водоснабжение. В настоящее время, узел учета тепловой энергии учитывает ее в полном объеме. Энергия пущенная на горячее водоснабжение там не учитывается. Технические условия на оборудование узла учёта тепловой энергии названного многоквартирного дома были выданы МП «Советстеплосети», Узел учета введён в эксплуатацию до вступления в силу Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034. Неисправность общедомового прибора учёта тепловой энергии многоквартирного <адрес> в надлежащем порядке не установлена и не зафиксирована в соответствующем акте проверки. Результаты измерений потреблённой на отопление тепловой энергии ежемесячно передавались ответчику. Отдельного прибора учёта теплоносителя, расходуемого на подогрев воды, не имеется. Он оплачивает горячую воду по нормативу. Вместе с тем, положения вышеуказанных Правил допускает при отсутствии отдельного учёта количества тепловой энергии, расходуемой на горячее водоснабжение, определять его расчётным методом. Количество потреблённой тепловой энергии на отопление при исправном общедомовом приборе учета должно определяться по его показаниям. Представленный отчет относится к горячей воде и не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» п.120-121. Количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, при наличии отдельного учета и временной неисправности приборов (до 30 дней) рассчитывается по фактическому расходу, определенному по приборам учета за предыдущий период. В случае отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней, количество тепловой энергии теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение). В данном отчете, полагается опять перенести трубу на горячее водоснабжение, чтобы прибор считал в совокупности, не получатся достоверных сведений, сколько тепла пошло на отопление и сколько на горячее водоснабжение, что не соответствует Правилам №1034 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Методология расчета горячего водоснабжения не предполагает использование общедомового прибора учета. Если врезка будет, то прибор будет считать общий учет по двум услугам. Коммунальная услуга на горячее водоснабжение осуществляется круглый год, отопление сезонно. В одном случае это коммунальная услуга, а во втором коммунальный ресурс. Это юридические разные понятия. Если будет сделана врезка, то достоверного учета не будет не там ни там. Сейчас труба, которая идет к ним в дом разделается на 2 трубопровода, один идет на подачу тепла на приготовление горячей воды, второй идет на систему отопления. Вот на трубопроводе, который идет в систему отопления узел стоит. Он считает только тепло на систему отопления. На трубопроводе, который подает тепло на приготовление горячего водоснабжения никакого узла учета не стоит. Они платят по норме.
Представитель ответчика МП «Советсктеплосети» ФИО2, действующая на основании доверенности от 05.04.2021 в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласилась, пояснила, что узел учета действительно там с 2012 года установлен. Данный прибор учета не допущен в эксплуатацию в связи с тем, что не представлен полный пакет документов в соответствии с Постановлением №1034. В связи с этим начисления производятся по нормативу. Выдавались технические условия управляющей компании Управдом, она уведомлялась письмом от 10.07.2018 о том, что необходимо привести узел учета в соответствие с Постановлением №1034, однако компания не привела узел учета в соответствие. В сентябре 2018 года выходили представители управляющей компании и теплоснабжающей организации, проверяли прибор учета. При действующем узле учета невозможно достоверно вычислить объем энергии необходимой для отопления и подогрева воды. В настоящий момент есть врезка в магистраль, потом идет ответвление на отопление которое идет через спорный прибор учета, а вторая врезка идет для приготовления горячей воды, установлен водонагреватель, часть коммунального ресурса уходящего на горячее водоснабжение не учитывается этим прибором учета. Они не могут пересчитать истцу по прибору учету, так как действующей методикой расчета это не предусмотрено. После вынесения решения, фактически ничего не поменялось, но они по-прежнему считают, что узел учета не соответствует требованиям. В суд за понуждением установить прибор в соответствии с законодательством не обращались. После решения суда переписки не было. Они считают, что теплоноситель, подаваемый в многоквартирный дом должен разделяться и на отопление и на горячее водоснабжение. По этому счетчику не учитываются все потери. Должна быть врезка после прибора учета, чтобы весь теплоноситель определялся и дополнительный стоял отвод для приготовления горячего водоснабжения. Это не единственный дом, еще 24 дома в Советске. В г.Советске закрытая система водоснабжения, это значит, что горячая вода приготавливается в каждом многоквартирном доме. У них двухкомпонентный тариф. Тариф на горячее водоснабжения складывается из тарифа на холодную воду и норматива на подогрев.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Управдом», привлеченный к участию в деле определением суда от 15.03.2021 ФИО3, действующий на основании доверенности от 04.03.2021, в судебном заседании с требованиями искового заявления согласился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «ПРОФЖКХ», привлеченный к участию в деле определением суда от 15.03.2021, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» предусмотрено, что потребители, подключённые (технологически присоединённые) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в их едином нормативно-правовом смысле, следует, что количество тепловой энергии, поставляемой по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем измерения энергоресурсов приборами учета, устанавливаемыми в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. При отсутствии в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета расчетными способами определения количества энергетических ресурсов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в пункте 80 которых установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. При этом к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно пункту 42 (1) Правил № 354 от 06.05.2011 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 (1) и 3 (4) приложена № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учёта тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2019 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту, в том числе – Правила коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя), в пунктах 6 и 7 которых, в частности, указано, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета. По истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
Согласно пункту 14 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, используемые приборы учёта должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учёта в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
В соответствии с пунктом 61 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя смонтированный узел учёта, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
Акт ввода в эксплуатацию узла учёта служит основанием для ведения коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя по приборам учёта, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя).
В соответствии с ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Советского городского суда от 22.10.2019 по гражданскому делу № по исковому заявлению ФИО1 к МП «Советсктеплосети» о понуждении к использованию показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и производстве перерасчета за потребленную тепловую энергию было установлено, что истец ФИО1 является собственником <адрес>.
Названный многоквартирный дом до 28.09.2020 находился в управлении ООО «Управдом г. Советск».
С 28.09.2020 находится в управлении управляющей компании ООО «ПРОФЖКХ».
МП «Советсктеплосети» - теплоснабжающая (теплосетевая) организация является для собственников помещений многоквартирного <адрес> исполнителем коммунальной услуги отопления и коммунальной услуги горячего водоснабжения, то есть подаёт через присоединённую сеть в многоквартирный дом тепловую энергию на отопление и на горячее водоснабжение.
Указанный многоквартирный дом оснащён общедомовым прибором учёта тепловой энергии.
Согласно акта приёмки (повторного допуска теплосчётчика к эксплуатации), составленного и утверждённого МП «Советсктеплосети» 28.12.2012, был произведен технический осмотр приборов (средств измерений) узла учёта расхода тепловой энергии многоквартирного <адрес> – теплосчётчик ТЭМ-104 заводской №, в комплекте ППР Ф 80, заводской №, ТСП ( 2 шт.), заводской №, в результате которого установлено их соответствие действующим на тот момент Правилам учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённым Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, зарегистрированным в Минюсте РФ 25.09.1995 № (утратили силу с 41.01.2015). МП «Советсктеплосети» приняло на коммерческий расчёт учёта расхода тепловой энергии вышеуказанного многоквартирного дома с 28.12.2012 по 28.12.2013. Срок последующей поверки установлен: 20.11.2016.
14.07.2016 МП «Советсктеплосети» был утверждён акт приёмки (повторного доступа теплосчётчика к эксплуатации), согласно которому произведён технический осмотр тех же приборов (средств измерений) узла учёта расхода тепловой энергии многоквартирного <адрес>, которые вновь были признаны соответствующими требованиям нормативов и приняты на коммерческий расчёт учёта расхода тепловой энергии с 14.07.2016 по 15.10.2017. Срок следующей поверки определён: 26.05.2020. Оба приведённых выше актов приёмки подписаны представителями МП «Советсктеплосети» и ответственным представителем потребителя в лице представителя ООО «Управдом г. Советск».
28.09.2020 теплосчетчик ТЭМ-104 прошел поверку в ФБУ «Калининградский ЦСМ» и признан пригодным к применению. Срок следущей поверки 27.09.2024.
В сентябре 2018 года работниками МП «Советсктеплосети» с участием представителя управляющей организации – ООО «Управдом г. Советск» произведён осмотр системы отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении названной управляющей организации, результаты которого отражены в акте от 28.09.2018. Зафиксировано, что узлы учёта тепловой энергии многоквартирных домов, включая многоквартирный <адрес>, не приведены в соответствие с изменённой схемой теплового пункта (ТП), согласованной с МП «Советсктеплосети» от 23.04.2018.
МП «Советсктеплосети» были выданы технические условия № 32-18 на ремонт узла учёта тепловой энергии многоквартирного <адрес> с целью приведения его в соответствие с изменённой схемой теплового пункта, согласованной с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией 23.04.2018.
С октября 2018 года МП «Советсктеплосети» изменило для потребителей — собственников (пользователей) помещений многоквартирного <адрес> порядок расчётов за услуги подачи тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, определяя объём принятой потребителями тепловой энергии (теплоносителя) расчётным путём, то есть без использования полученной по показаниям общедомового прибора учёта тепловой энергии измерительной информации: с октября 2018 года по декабря 2018 года — исходя из среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, с января 2019 года по апрель 2019 года, с октября 2019 года по апрель 2020 года, с октября 2020 по декабрь 2020 — исходя из нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления. Показания общедомового прибора учёта тепловой энергии к расчёту объёма тепловой энергии с октября 2018 года ответчиком не принимаются.
Данное обстоятельство следует из ответов МП «Советсктеплосети» от 20.11.2018 исх. № 470, от 22.08.2019 № 599 исх. № 599, от 18.08.2020 исх.№306 на обращения ФИО1 и жильцов дома с заявлениями по вопросам обоснованности начисления платы за названные выше коммунальные услуги и производстве перерасчета платы за отопление на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, и не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя расчётным путём допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учёта приборов учёта; 2) неисправность приборов учёта; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учёта, являющихся собственностью потребителя.
Пунктами 31, 3, 86, 75 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя от 18.11.2013 № 1074, коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя расчётным путём допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учёта приборов учёта; неисправность прибора учёта; нарушение установленных договором сроков представления показания приборов учёта, являющихся собственностью потребителя. При этом под неисправностью средств измерений узла учёта понимается такое состояние средств измерений, при котором узел учёта не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков проверки средств измерений, входящих в состав узла учёта, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
При выявлении нарушений в работе узла учёта количество израсходованной тепловой энергии определяется расчётным методом с момента выхода из строя прибора учёта, входящего в состав узла учёта.
Узел учёта тепловой энергии считается вышедшим из строя в следующих случаях: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учёта; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учёта, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учёта; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учёта; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчётного периода (пункт 74 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя).
В соответствии с ранее действовавшими Правилами учёта тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995 № Вк-4936, узел тепловой энергии считался вышедшим из строя в случаях несанкционированного вмешательства в его работу, нарушения пломб на оборудовании узла учёта, линий электрических связей, механического повреждения приборов и элементов узла учёта, работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учёта (пункт 9, 10).
Пунктом 83 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя предусмотрено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учёта, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учёта с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учёта.
Исходя из содержания вышеприведённых ответов МП «Советстеплосети» в адрес ФИО1, показаний представителя ответчика данных в судебном заседании следует, что данной теплоснабжающей организацией несоответствие узла тепловой энергии многоквартирного <адрес> установленным требованиям законодательства признано в том, что в узле учёта не осуществляется учёт теплового носителя, отпускаемого для осуществления подогрева воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, так как в настоящее время врезка осуществлена до прибора учёта тепловой энергии.
В силу положений Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», положения которого применены к рассматриваемым по настоящему делу спорным правоотношениям, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе услуги.
Причём, в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законодатель закрепил дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
С учётом приведённых нормативных положений, приведённые МП «Советсктеплосети» в акте осмотра системы отопления и горячего водоснабжения от 28.09.2018, а также в ответах в адрес ФИО1 от 20.11.2018 исх. № 470 и от 22.08.2019 № 599 исх. № 599, от 18.08.2020 №306 обстоятельства, не могут служить основанием для вывода о том, что прибор учёта тепловой энергии многоквартирного <адрес> непригоден к эксплуатации и коммерческому расчёту объёма потреблённой тепловой энергии на отопление.
В предоставленном представителем ответчика техническом отчете, изготовленном ООО «Рея», специалист указал, что при обследовании рабочей схемы подключения прибора учета тепловой энергии, счетчик тепла не полностью учитывает затраты на подогрев воды и были даны рекомендации привести в соответствие схему подключения прибора учета тепловой энергии, произвести врезку на подогрев ГВС после прибора учета тепловой энергии, установить второй расходомер на обратную подачу теплоносителя с учетом рекомендаций постановления Правительства Российской Федерации №1034 от 18.11.2013 и дополнений принятых 09.09.2017 и 13.02.2019 и выданных технических условий теплоснабжающей организацией. О том, что прибор учета (счетчик) установленный для расчета потребленной тепловой энергии на отопление, не верно учитывает потребленную тепловую энергию в отчете не указано.
Как указал в судебном заседании истец ФИО1 и не оспаривала представитель ответчика, объем тепловой энергии теплоносителя, расходуемого на горячее водоснабжение, рассчитывается и оплачивается исходя из нормативов потребления тепловой энергии.
Доказательств неисправности общедомового прибора учёта, входящего в состав узла учёта тепловой энергии названного многоквартирного дома, осуществляющего измерение объёма потреблённой на отопление тепловой энергии (теплоносителя) и в целом узла учета тепловой энергии, ответчиком не представлено и материалы дела не содержат. На момент проведения 28.09.2018 МП «Советсктеплосети» проверки, узел учёта тепловой энергии функционировал несколько лет и неоднократно подвергался освидетельствованию на предмет исправности и пригодности к дальнейшему использованию для коммерческого учёта объёма тепловой энергии.
Установив наличие введенного в установленном законом порядке в эксплуатацию общедомового прибора учёта тепловой энергии и теплоносителя, исправности данного прибора, сведений о сроке проверки прибора, повторного допуска узла учёта тепловой энергии в эксплуатацию с 14.07.2016 и очередной даты поверки теплосчётчика – 27.09.2024, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для определения количества поданной в вышеуказанный многоквартирный дом тепловой энергии на отопление расчётным путём, а не по показаниям прибора учёта, что свидетельствует о нарушении МП «Советсктеплосети» прав истца, как потребителя тепловой энергии.
Ответчик в качестве несоответствия узла учета нормативным требованиям ссылается на п.п. д п.75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», в силу которого узел учета считается вышедшим из строя при наличии врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета.
При этом ответчик указывает на наличие врезки в трубопровод, не соответствующей согласованной им в апреле 2018 года схеме теплового пункта, неисполнение управляющей компанией требований по приведению теплового пункта в соответствие с данной схемой.
Однако, как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, действия по врезке в трубопроводы, предусмотренные п.п.д п.75 Правил, в данном доме не осуществлялись, а неисправным узел учета ответчик полагает вследствие неисполнения управляющей компанией указаний по изменению системы теплового узла, направленных на то, чтобы приборами учета фиксировалась и тепловая энергия, отходящая для водоподогрева.
В судебном заседании представитель ответчика поясняла, что после решения Советского городского суда от 22.10.2019 с требованиями к управляющей компании об изменении системы теплового узла, в надлежащем порядке, МП «Советсктеплосети» не обращалось.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что узел учета тепловой энергии, направляемой на отопление, в доме истца был установлен в соответствии с действовавшим на момент его установки законодательством, схемой теплового пункта, принимался к эксплуатации поставщиком тепловой энергии и его показания учитывались при расчете платы за отопление, конструкция теплового пункта в доме истца не менялась с момента установки прибора учета тепловой энергии.
Согласно п.6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета, следовательно доводы представителя ответчика о том, что действующая методика не позволяет определять приборно-расчетным методом учета весь теплоноситель подаваемый на отопление и приготовление горячей воды оборудованием – водоподогревателем, находящимся непосредственно в МКД, а также потери теплоносителя внутри инженерной сети дома, является не верными.
Ссылка ответчика на убытки, связанные с ненадлежащим учетом отпущенной тепловой энергии, потребляемой для подогрева в доме, несостоятельны.
Учитывая, что сам узел учета изменений фактически не претерпевал, несанкционированных врезок в трубопроводы не допущено, и при отсутствии предусмотренных законом условий для признания его неисправным, суд полагает, что показания счетчика снабжающей организацией не могут не приниматься к сведению при расчете платы за потребленную энергию на отопление в доме.
Материалами дела подтверждено отсутствие на системе горячего водоснабжения многоквартирного <адрес> общедомового прибора учёта тепловой энергии и теплоносителя, объём тепловой энергии, теплоносителя, расходуемого на горячее водоснабжение и может быть определён теплоснабжающей (теплосетевой) организацией расчётным способом с применением соответствующих нормативно-правовых положений.
Так в соответствии с пунктом 121 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя в случае отсутствия отдельного учёта или нерабочего состояния приборов более 30 дней количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение).
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о неправомерности действий ответчика по изменению с октября 2019 года порядка расчётов за услуги подачи тепловой энергии на отопление с применением расчётного способа без учёта показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт по его, истца, квартире платы за отопление с октября 2019 года по апрель 2020 года, исходя из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.
Требования истца о перерасчете платы за период с октября 2020 по декабрь 2020 года за тепловую энергию исходя из среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за предшествующие 6 месяцев, являются неверными, поскольку за данный период имеются свои показания прибора учета, предоставленные суду ООО «ПРОФЖКХ» в ответе от 19.04.2021 №191, в котором также указано, что показания ОДПУ своевременно передавались в адрес МП «Советсктеплосети». Следовательно перерасчет за период с октября 2020 года по декабрь 2020 года по квартире истца ФИО1 также необходимо произвести из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МП «Советсктеплосети» в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления неимущественного характера в размере 300 рублей.
В силу ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как следует из материалов дела, ФИО7 составила исковое заявление, предъявленное истцом в суд, не являющееся объёмным.
Из представленной суду копии договора на разовое оказание услуг с физическим лицом от 01.05.2020 и указано истцом в исковом заявлении, распиской от 28.12.2020, следует, что за составление искового заявления, ФИО1 уплачено индивидуальному предпринимателю ФИО8 3 500 рублей.
С учетом объема и сложности составленного искового заявления, с МП «Советсктеплосети» в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 1 500 рублей, которые суд считает разумными и оправданными.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к муниципальному предприятию «Советсктеплосети» о понуждении к использованию показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии и производстве перерасчёта за потреблённую тепловую энергию, удовлетворить.
Признать незаконными действия муниципального предприятия «Советсктеплосети» по начислению в период с октября 2019 года по апрель 2020 года платы за отопление по многоквартирному дому <адрес> исходя из нормативов потребления коммунального ресурса.
Обязать муниципальное предприятие «Советсктеплосети» в течение пятнадцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за отопление по <адрес> за период с октября 2019 года по апрель 2020 года, с октября 2020 года по декабрь 2020 года, исходя из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.
Взыскать с Муниципального предприятия «Советсктеплосети» в пользу ФИО1 в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 1 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Советский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.
Мотивированное решение суда составлено 18.05.2021.
Судья Ю.Н. Ганага