Дело № 3\1-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Литвиновой И.В.
при секретаре Капитулиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кургане 9 февраля 2011 года
гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Кургана, Департаменту финансов Администрации города Кургана о взыскании денежной компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с заявлением о взыскании компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование своих требований указывали, что определением Курганского городского суда Курганской области от 20 октября 2009 года изменен способ исполнения решения того же суда о предоставлении заявителям благоустроенного жилого помещения, с Администрации города Кургана в пользу ФИО1 взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в сумме <...>, в пользу ФИО2, ФИО3 - стоимость благоустроенного жилого помещения в сумме <...>. Исполнительные листы выданы Курганским городским судом Курганской области 3 ноября 2009 года, 11 ноября 2009 года переданы в Федеральное казначейство. Указанное судебное постановление ответчиком не исполнено, денежные средства на его исполнение в бюджет города на 2010 год не включены. Просили взыскать с Казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации компенсацию за нарушение их права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу ФИО1 - <...>, солидарно в пользу ФИО2 и ФИО3 - <...>.
Вдальнейшем заявленные требования уточнили, просили взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок солидарно с Департамента финансов Администрации города Кургана и Администрации города Кургана. От требований к Казне Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации заявители отказались, отказ принят и определением Курганского областного суда от 17 сентября 2010 года производство по делу в этой части прекращено.
Решением Курганского областного суда от 27 сентября 2010 года в удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 отказано.
Данное решение отменено определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела ФИО1, представитель ФИО2 - ФИО4, представитель ФИО3 - ФИО5, представитель заявителей ФИО6 ссылаясь на нормы Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», на удовлетворении заявленных требований настаивали. Представитель заявителей ФИО6 указывала, что заявляя требования о взыскании компенсации в размере <...>. в пользу ФИО2 и ФИО3, подразумевалось взыскание равных долей указанной суммы в пользу каждого. Мирового соглашения стороны не достигли.
Представитель Администрации города Кургана и Департамента финансов Администрации города Кургана ФИО7 требования о взыскании компенсации не признавала. Полагала, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 не обладают правом на подачу заявления о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, так как судебное решение об обращении взыскания на бюджетные средства муниципального образования в пользу ФИО1, ФИО2 и ФИО3 отсутствует. Истцы отозвали из Департамента финансов Администрации города Кургана исполнительные листы, в связи с чем ответчик был лишен возможности исполнить определение суда и выплатить денежные средства. Вновь к исполнению листы были предъявлены 20 сентября 2010 года, на день рассмотрения дела не прошло шести месяцев со дня истечения срока, установленного Федеральным законом для исполнения судебного акта в соответствии с частью 8 статьи 3 Закона, частью 3 статьи 244.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для возложения солидарной ответственности не имеется, размер компенсации является явно завышенным и несоразмерным.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области ФИО8 своего мнения по заявленным требованиям не выразила. Поясняла, что ФИО2, ФИО3 и ФИО1 исполнительные листы о взыскании с Администрации города Кургана денежных средств были предъявлены в службу судебных приставов 1 июля 2010 года, 5 июля 2010 года вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств. В ходе принудительного исполнения было установлено, что должник является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кургана и получателем бюджетных средств, у него отсутствуют расчетные счета в учреждениях Банка России и иных организациях. В связи с чем 6 сентября 2010 года исполнительные производства окончены и исполнительные документы возвращены взыскателям.
Заслушав объяснения заявителя, представителей заявителей, представителя ответчиков и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы гражданских дел №, №, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что решением Курганского городского суда Курганской области от 28 июля 2009 года на Администрацию города Кургана была возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, отвечающее санитарно-техническом требованиям размером общей площади не менее <...>., ФИО2, ФИО3 - благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, отвечающее санитарно-техническим требованиям размером общей площади не менее <...>.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 20 октября 2009 года по заявлению истцов изменен способ исполнения указанного выше решения, с Администрации города Кургана в пользу ФИО1 взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в черте города Кургана в сумме <...>., в пользу ФИО2, ФИО3 - стоимость благоустроенного жилого помещения в сумме <...>. Определение суда вступило в законную силу 31 октября 2009 года, 3 ноября 2009 года зыскателям по их заявлениям выданы исполнительные листы.
31 мая 2010 года ФИО2, ФИО3, ФИО1 обратились в суд с иском к Администрации города Кургана о взыскании денежных средств за неисполнение решения суда, производство по данному делу прекращено определением Курганского городского суда Курганской области от 30 июня 2010 года в связи с отказом истцов от иска и принятия такого отказа судом. Поскольку из материалов гражданского дела № следует, что ФИО2, ФИО3. ФИО1 требования о взыскании с Администрации города Кургана денежных средств были заявлены по иным основаниям, не связанным с нормами Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», производство по настоящему делу не подлежало прекращению в силу статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки.
11 ноября 2009 года ФИО1. ФИО2, ФИО3 обратились в Департамент финансов Администрации города Кургана с заявлениями об обращении взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, представив все необходимые документы. Они были включены в список на приобретение квартир в муниципальный жилищный фонд и выплате денежных средств по судебным актам об изменении способа исполнения решения суда о предоставлении жилья, утвержденный постановлением Администрации города Кургана от 23 марта 2010 года №, под №. В перечне выплат денежного эквивалента стоимости жилья по исполнительным листам сведения о наличии у администрации города долга по обязательствам о выплате истцам денежных средств отсутствуют.
29 июня 2010 года исполнительные листы по заявлениям истцов были выданы им на руки для предъявления в службу судебных приставов.
1 июля 2010 года ФИО1, ФИО2 и ФИО3 указанные листы предъявлены для исполнения в ФИО9 СП по взысканию с ЮЛ и ИИДНХ Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, 5 июля 2010 года возбуждены исполнительные производства. В ходе принудительного исполнения установлено, что Администрация города Кургана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кургана и получателем бюджетных средств, у нее отсутствуют расчетные счета в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях. На основании статей 239, 242(1) Бюджетного кодекса Российской Федерации 6 сентября 2010 года исполнительные производства были окончены, а исполнительные листы возвращены взыскателям.
20 сентября 2010 года исполнительные листы о взыскании с Администрации города Кургана в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3 стоимости жилых помещений вновь предъявлены к оплате в Департамент финансов Администрации города Кургана, где находятся по настоящее время и не исполнены.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" взыскатели при нарушении их права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 названной статьи компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, независящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям, в том числе о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), установлен в три месяца.
При этом при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Судом установлено, что со дня вступления в законную силу определения Курганского городского суда Курганской области от 20 октября 2009 года по день вынесения настоящего решения прошел год и три месяца.
Из ответа администрации города Кургана от 24.12.2010, а также пояснений представителя Департамента финансов Администрации города Кургана и Администрации города Кургана ФИО7, данных в судебном заседании, следует, что денежные средства на исполнение судебных решений выделяются в пределах утвержденных на финансовый год лимитов, по мере поступления доходов в бюджет города Кургана в соответствии с существующей очередностью, установленной по дате обращения. Заявления истцов учтены под номерами № и №. В бюджете города Кургана в 2010 году на выплату денежной компенсации стоимости жилья по судебным решениям было предусмотрено <...>., что позволило выплатить денежную сумму в полном объеме первым 18 обратившимся гражданам. Администрация города Кургана в настоящее время не имеет возможности ускорить выделение денежных средств из бюджета города Кургана на оплату данных судебных актов.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что законодателем не предусмотрено такое основание для освобождения должника от исполнения судебного акта, как отсутствие денежных средств либо наличие обязательств в отношении иных лиц, определение суда не исполнено, заявленные ФИО1, ФИО2 и ФИО3 требования о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд находит обоснованными.
Суд полагает, что это не противоречит выводам, изложенным в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 64 от 23 декабря 2010 года «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», согласно которым превышение разумного срока исполнения судебного акта не оправдывают обстоятельства, связанные в том числе с организацией процедуры судебных актов, отсутствием необходимых для исполнения судебного акта денежных средств.
С учетом критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека при взыскании компенсации за неисполнение судебного постановления в течении аналогичного периода, принимая во внимание все обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, продолжительность нарушения и значимость его последствий для заявителей, а также с учетом принципов разумности и справедливости размер взыскиваемой в пользу каждого из заявителей компенсации судом устанавливается в размере <...>. ФИО1 и ФИО2 также понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины по <...> каждой, которые также подлежат взысканию в связи с удовлетворением заявленных требований.
Согласно пункту 4 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 указанного закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.
Пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 64 от 23 декабря 2010 года «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющих составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В соответствии Положением о Департаменте финансов Администрации города Кургана, утвержденном решением Курганской городской Думы от 26 мая 2010 года № 107, Департамент является юридическим лицом, для выполнения возложенных на него функций имеет основной текущий счет бюджета города по доходам и расходам (пункт 1 статьи 1), непосредственно составляет проект бюджета города Кургана, организует исполнение и непосредственно исполняет бюджет города Кургана (подпункты 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 3).
На основании изложенного, а также руководствуясь статьей 2449 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета города Кургана Департаментом финансов Администрации города Кургана.
Взысканная компенсация должна быть перечислена на счета, открытые заявителями во внутренних структурных подразделениях Курганского отделения Сбербанка России, реквизиты которых указанны в заявлениях ФИО1, ФИО2, ФИО3 и копиях представленных банковских документов.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчиков о том, что истцами заявление о присуждении компенсации подано ранее шести месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта об обращении взыскания на бюджетные средства муниципального образования.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, исполнительные листы находились в Департаменте финансов Администрации города Кургана с 11 ноября 2009 года по 29 июня 2010 года, а также с 20 сентября 2010 года по настоящее время. Указанные сроки превышают в общей сложности как установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок для исполнение судебного акта по искам к муниципальному образованию, исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и шестимесячный срок, установленный частью 8 статьи 3 Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Препятствием для исполнения судебного акта в период с 29 июня по 20 сентября 2010 года явились не действия заявителей по отзыву исполнительных листов и предъявлению их для принудительного исполнения в службу судебных приставов, а отсутствие у должника денежных средств. Об этом свидетельствует так же то обстоятельство, что судебный акт не исполнен ни после повторного предъявления исполнительных документов в Департамент финансов Администрации города Кургана, ни после отмены решения Курганского областного суда Курганской области от 27 сентября 2010 года, которым заявителям было отказано во взыскании компенсации.
Также являются необоснованными доводы представителя ответчиков о том, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 не имеют права на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, так как в отношении них не выносились судебные акты, предусматривающие возложение обязанности на органы местного самоуправления произвести выплаты за счет средств местного бюджета либо обращающие взыскание на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных (казенных) учреждений.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 20 октября 2009 года денежные средства, являющиеся эквивалентном стоимости жилого помещения, обязанность по предоставлению которого была ранее возложена на Администрацию города Кургана, взысканы в пользу истцов с того же ответчика. За разъяснением порядка исполнения указанного судебного акта, в том числе источников финансирования, стороны не обращались.
При решении вопроса об окончании исполнительного производства, по которым взыскателями выступали ФИО1, ФИО2 и ФИО3, судебным приставом-исполнителем Курганского ГО СП по взысканию с ЮЛ и ИИДНХ Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области установлено, что Администрация города Кургана является получателем бюджетных средств, у нее отсутствуют расчетные счета в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях. Департамент финансов Администрации города Кургана открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей и (или) получателей средств бюджета города для учета операций по исполнению бюджета города, администрации города Кургана открыт лицевой счет.
Кроме того, администрация города Кургана в ответе от 24 декабря 2010 года №, направленном в адрес ФИО1 о невозможности исполнения судебного постановления в связи с недостаточностью бюджетных средств, ссылается на осуществление финансовой деятельности строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, ограничение деятельности лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели. Указывает, что в соответствии со статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации все муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, помимо бюджета муниципального образования для исполнения расходных обязательств муниципальных образований в силу статьи 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации не допускается.
В связи с чем доводы представителя Администрации города Кургана и Департамента финансов Администрации города Кургана о том, что исполнению судебного акта в разумные сроки за счет иных источников финансирования препятствовали действия истцов по отзыву исполнительных документов противоречат вышеприведенной позиции.
Орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта о присуждении компенсации, определен в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Решение о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Кургана, Департаменту финансов Администрации города Кургана о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента финансов Администрации города Кургана за счет средств бюджета города Кургана компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок:
- в пользу ФИО1 - <...>, перечислив их на счет №, открытый на имя ФИО1 в <...>, возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме <...>;
- в пользу ФИО2 - <...>., перечислив их на счет №, открытый на имя ФИО2 в <...>, возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме <...>;
- в пользу ФИО3 - <...>, перечислив их на счет №, открытый на имя ФИО3 в <...>.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Курганского областного суда И.В.Литвинова