ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-06/18 от 01.11.2018 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 3а-06/18

РЕШЕНИЕ

г. Черкесск 1 ноября 2018 года

Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Дзыба З.И. при секретаре судебного заседания Булгаровой С.М., с участием: представителя административного истца Хубиевой Н.А. - Кулябцева Р.Ф., представителя административного ответчика-Правительства КЧР Чагарова А.Т., представителя административного ответчика - Управления Росреестра по КЧР Анапиева А.Я., представителя заинтересованного лица - Мэрии МО г. Черкесска Говоркова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хубиевой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Мэрии МО г. Черкесска об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Хубиева Н.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого определена в размере 36 881 950,84 руб.

Полагая данную кадастровую стоимость завышенной, Хубиева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

В обоснование требований указано, что оспариваемая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, равная 36 881 950,84 руб., утвержденная Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. № 394, завышена, что приводит к необоснованному увеличению размера земельного налога, подлежащего уплате истцом. По мнению истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 10 570 294 рубля, что определено отчетом оценщика ИП М.Н.Н.

Определением суда по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.

Представитель административного истца Хубиевой Н.А. Кулябцев Р.Ф. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил суд установить рыночного стоимость спорного земельного участка по состоянию на 17.01.2014 г. в размере, указанном в экспертном заключении судебной оценочной экспертизы №3-Э/08/2018 от 12 октября 2018 года, проведенной экспертом ООО «Юридическое агентство «Аргумент», то есть в размере 13 779 000 рублей.

Представитель Правительства КЧР Чагаров А.Т., представитель административного ответчика - Управления Росреестра по КЧР Анапиев А.Я., представитель заинтересованного лица - Мэрии МО г. Черкесска Говорков И.А. возражали против удовлетворения требований, указав на обоснованность установленной кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Административный истец Хубиева Н.А., представитель «ФКП Росреестра», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лицо, владеющее объектом недвижимости на праве собственности.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Согласно п.8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство ресторана и кафе, имеет площадь <данные изъяты> кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 17.01.2014 г. установлена Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. № 394 в размере 36 881 950 рублей, 84 коп.

Как следует из представленных в материалы дела копий налоговых уведомлений, в 2015 году Хубиевой Н.А. земельный налог по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, налоговыми органами был начислен с налоговой базы в размере 2 466 612 рублей и составил 36 999 рублей. В 2016 году Хубиевой Н.А. земельный налог по этому же земельному участку налоговыми органами был начислен с налоговой базы в размере 36 881 950 рублей и составил 221 292 рубля. В 2017 году Хубиевой Н.А. земельный налог по этому же земельному участку налоговыми органами был начислен с налоговой базы в размере 36 881 950 рублей и также составил 221 292 рубля.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Поскольку Правительством КЧР для спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, истец представил в суд отчет ИП М.Н.Н. об определении рыночной стоимости земельного участка, равной 10 570 294 рублей. Согласно же кадастровой справке, его кадастровая стоимость по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 36 881 950 рублей 84 коп.

В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности определением суда от 03 августа 2018 года по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 17.01.2014 года.

Из поступившего в суд заключения судебной оценочной экспертизы № 3-Э/08/2018 от 12.10.2018 г., проведенной экспертом ООО «Юридическое агентство «Аргумент»», усматривается, что рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. на 17 января 2014 года составляет 13 779 000 рублей.

Как следует из статьи 59 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Такое доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Согласно части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы (часть 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав заключение эксперта № 3-Э-08/2018 от 12.10.2018 г. и сопоставив его содержание с материалами дела, суд приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

При этом суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, стажем работы в оценочной деятельности с 2007 года.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта № 3-Э-08/2018 от 12.10.2018 г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.

Суд полагает возможным согласиться с представленным экспертным заключением, поскольку доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемых объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица ходатайств о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявляли.

Исходя из положений статьи 82 КАС РФ и норм Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта № 3-Э-08/2018 от 12.10.2018 г. надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, учитывая представленные доказательства, в частности, экспертное заключение, которое суд считает надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, требования истца подлежат удовлетворению с установлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, равной рыночной в размере 13 779 000 (тринадцати миллионам семистам семидесяти девяти тысячам) рублей по состоянию на 17.01.2014 г.

Поскольку, согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление. В данном случае заявление поступило в суд 30.11.2017., при этом суду представлены также данные об обращении истца 06.09.2017 г. за №76 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КЧР (л.д. 8-12), суд полагает необходимым определить дату обращения как 06.09.2017 г., а период применения установленной кадастровой стоимости - с 01.01.2017 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.248, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Хубиевой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Мэрии МО г Черкесска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство ресторана и кафе, площадью <данные изъяты> кв.м., равной по состоянию на 17.01.2014 г. его рыночной стоимости в размере 13 779 000 ( тринадцати миллионам семистам семидесяти девяти тысячам) рублей.

Датой обращения Хубиевой Н.А. о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 сентября 2017 года.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации на период с 1 января 2017 года и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство ресторана и кафе, площадью <данные изъяты> кв.м., в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КЧР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 07 ноября 2018 года.

Судья Верховного суда КЧР