ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1004/17 от 01.12.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2017 года г.о. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.,

С участием прокурора Тихоновой Ю.В.,

Представителя АО «Тольяттисинтез» - ФИО2,

Представителя министерства имущественных отношений Самарской области ФИО3,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1004/2017 по административному иску АО «Тольяттисинтез» о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016г. №1907,

УСТАНОВИЛ:

АО «Тольяттисинтез» обратилось в Самарский областной суд с административным иском об оспаривании в части нормативно-правового акта, указав, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016г. №1907 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017год».

Под пунктом включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание (административный корпус завода №2) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (административно-бытовой корпус цеха БК-5) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (административный блок цеха №102) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (административно-бытовой блок цеха №102) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (Контора склада оборудования цеха база оборудования) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (И-20А административные помещения с лабораторией цеха БК-3) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (заводоуправление цеха АХО) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (заводоуправление цеха АХО) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (административного здания) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилое здание (Лит.А90- Столовая А-7 на 274 места) с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>.

Полагает, что является необоснованным включение указанных объектов в Перечень, поскольку они не могут быть отнесен к зданиям, в отношении которых осуществляется деловое, административное или иное коммерческое использование.

Просили административный иск удовлетворить, взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей за подачу иска в суд.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности от 12.04.2017г., заявленные требования поддержала, пояснила, что нормативно-правовой акт принят с нарушением процедуры его принятия, а именно без фактического осмотра объектов, что привело к необоснованному отнесению данных зданий к объектам, подпадающим под критерии, установленные положениями ст. 378.2 НК РФ. Предприятие является действующим, доступ третьих лиц на территорию ограничен. Спорные здания предусмотрены для ведения единой производственной деятельности, что составляет единый производственный комплекс. Доступ в столовую предприятия осуществляется только для его сотрудников.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 13.12.2016г., требования не признала, указав, что спорные объекты были включены в Перечень на основании данных из ЕГРН. Разрешенное использование зданий имеет наименование «административное».

Прокурор Тихонова Ю.В. полагала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку спорные объекты недвижимости включены в Перечень министерством имущественных отношений необоснованно. Административным истцом представлены доказательства использования объектов в производственных целях. Объекты не используются и не могут быть использованы в коммерческих и административных целях. Требования о взыскании госпошлины в размере 4 500 рублей подлежат удовлетворения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктов 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Статья 1.1. Закона Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" устанавливает, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014г. № 719 на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017".

Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

Судом установлено, что в вышеуказанный Перечень под пунктом включены: нежилое здание (административный корпус завода №2) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (административно-бытовой корпус цеха БК-5) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (административный блок цеха №102) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (административно-бытовой блок цеха №102) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (Контора склада оборудования цеха база оборудования) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (И-20А административные помещения с лабораторией цеха БК-3) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (заводоуправление цеха АХО) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (заводоуправление цеха АХО) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (административного здания) с кадастровым номером , под пунктом нежилое здание (Лит.А90- Столовая А-7 на 274 места) с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Данные нежилые здания принадлежат на праве собственности АО «Тольяттисинтез», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.05.2008г., 26.05.2008г., 22.05.2008г., 21.05.2008г., 17.05.2008г. (л.д. 62-71), а также выписками из ЕГРН об объекте недвижимости (л.д.24-43).

Из Устава АО «Тольяттисинтез», а также выписки из ЕГРЮЛ следует, что основными видами деятельности предприятия является производство основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах.

Как пояснила представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании, объекты включены в Перечень на основании информации, полученной из органов государственной регистрации, исходя из сведений о зарегистрированных правах и кадастровых сведениях об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях ст. 378.2 НК РФ. Актов фактического использования объектов недвижимости на момент формирования Перечня не составлялось. По мнению представителя административного ответчика, помещения в спорных объектах могут быть использованы в целях размещения офисов, осуществления торговли и организации общественного питания.

Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятия административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ.

Административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях указанной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и фактического использования помещений.

Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действовавших на момент включения объектов, принадлежащих административному истцу, в оспариваемый Перечень) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);

земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);

земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).

Спорные объекты располагаются на земельном участке с кадастровым номером .

Из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 13.10.2017г. и градостроительного плана, утвержденного распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 28.04.2016г., следует, что земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, площадью 3 361 669 кв.м. Земельный участок расположен в территориальной зоне ПК-1. Зона промышленных объектов I-II классов опасности.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, либо помещений, предназначенных для оказания услуг общественного питания, в связи с чем, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.

Со стороны административного истца представлены акты осмотра спорных зданий от 24.07.2017г., составленные кадастровым инженером «Право.Изыскания.Кадастр» ФИО1, согласно которых в результате выхода кадастрового инженера на объекты установлено, что:

- нежилое здание (административный корпус завода № 2) с кадастровым номером , общей площадью 505,3 кв.м., 1972 года постройки, состоит из 2-х этажей. Помещения данного здания используются для размещения рабочих мест инженерно-технических работников и руководства инженерно-технического центра (отдела) завода, что подтверждает только использование вышеуказанного здания в производственно-административной деятельности предприятия, но не факт офисного использования помещений. Указанное здание представляет собой административный корпус, в котором располагается административно-управленческий персонал АО «Тольяттисинтез», а также вспомогательные помещения мастерских. В указанных помещениях выполняют свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия.

- нежилое здание (административно-бытовой корпус цеха БК-5), с кадастровым номером , общей площадью 2 522,4 кв.м., 1982 года постройки, состоит из 4-х этажей. Помещения данного здания используются для размещения рабочих мест инженерно-технических работников и руководства конкретного производства завода, что подтверждает только использование данного здания в производственно-административной деятельности предприятия. Указанное здание представляет собой административно-бытовой корпус, в котором располагается административно-управленческий персонал АО «Тольяттисинтез», а также помещения гардеробных, санузлов, душевых. При этом в указанных помещениях выполняют свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия;

- нежилое одноэтажное здание административного блока цеха №102, литер А 139, с кадастровым номером , общей площадью 395,0 кв.м., 1962 года постройки. Помещения здания используются для размещения рабочих мест и мастерских инженерно-технических работников ЦВВ (цеха водоснабжения и водоочистки) завода, что подтверждает использование данного здания в производственно-административной деятельности предприятия. Указанное здание представляет собой административный блок, в котором располагается персонал конкретного цеха АО «Тольяттисинтез», а также помещения мастерских и вспомогательных помещений. При этом в указанных помещениях выполняют свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия;

- нежилое двухэтажное здание административно-бытового блока цеха № 102, литер А 144, с кадастровым номером , общей площадью 1 370,8 кв.м., 1977 года постройки. Помещения здания используются для размещения рабочих мест инженерно-технических работников и руководства ЦВВ (цеха водоснабжения и водоочистки) завода, что подтверждает использование данного здания в производственно-административной деятельности предприятия. Указанное здание представляет собой административно-бытовой корпус, в котором располагается административно-управленческий персонал АО «Тольяттисинтез», а также помещения лабораторий и вспомогательных помещений. При этом в указанных помещениях выполняют свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия;

- нежилое одноэтажное здание (контора склада оборудования цеха база оборудования) литер А 185, с кадастровым номером , общей площадью 139,6 к.м., 1971 года постройки. Помещения здания используются для размещения рабочих мест инженерно-технических работников и руководства базы оборудования (ЦСХ) АО «Тольяттисинтез», что подтверждает использование данного здания в производственно-административной деятельности предприятия. Указанное здание представляет собой здание конторы, т.е. административно-бытовое здание, в котором располагается персонал и руководство базы оборудования (ЦСХ). При этом в указанных помещениях выполняют свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия;

- нежилое четырехэтажное здание (И-20А административные помещения с лабораторией цеха БК-3) литер А11, с кадастровым номером , общей площадью 3 949,9 кв.м., 1985 года постройки. Помещения здания используются для размещения рабочих мест инженерно-технических работников служб технического директора-заместителя генерального директора предприятия, что подтверждает использование данного здания в производственно-административной деятельности предприятия. Указанное здание представляет собой административный корпус, в котором располагается административно-управленческий персонал АО «Тольяттисинтез», а также помещения лабораторий. При этом в указанных помещениях выполняет свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия;

- нежилое трехэтажное здание заводоуправления цеха АХЛ, литер А 215, с кадастровым номером , 1959 года постройки, общей площадью 1 197,5 кв.м. Помещения здания используются для размещения руководства предприятия, что подтверждает использование данного здания в производственно-административной деятельности предприятия. Указанное здание представляет собой административное здание, в котором располагается административно-управленческий персонал АО «Тольяттисинтез». При этом в указанных помещениях выполняет свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия;

- нежилое четырехэтажное здание заводоуправления цеха АХО, литер А 252, с кадастровым номером , общей площадью 2 430,8 кв.м., 1959 года постройки. Помещения здания используются для размещения руководства предприятия, что подтверждает использование данного здания в производственно-административной деятельности предприятия. Указанное здание представляет собой административное здание, в котором располагается административно-управленческий персонал АО «Тольяттисинтез». При этом в указанных помещениях выполняют свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия;

- нежилое трехэтажное административное здание, литер А 117А296, с кадастровым номером , общей площадью 1 739,2 кв.м. Помещения здания используются для размещения руководства предприятия, что подтверждает использование данного здания в производственно-административной деятельности предприятия. Указанное здание представляет собой административное здание, в котором располагается административно-управленческий персонал АО «Тольяттисинтез». При этом в указанных помещениях выполняют свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия.

Судом также установлено, что принадлежащий административному истцу объект с кадастровым номером , имеет назначение – нежилое здание, наименование здание (лит. А 90 – Столовая А-7 на 274 места), расположен по адресу: <адрес>.

Столовая – это предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.

Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вместе с минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов»), введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст.

В соответствии с указанными нормативными актами:

- общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и дополнительных услуг;

- предприятие общественного питания – объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе для организации досуга потребителей;

- услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

Исполнитель обязан: оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами; довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске; иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и порядке, которые согласованы с исполнителем. Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).

Торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (ст. 2 ФЗ №381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»).

Из представленного суду административным истцом акта осмотра от 24.07.2017г., составленного кадастровым инженером ООО «Право.Изыскания.Кадастр» ФИО1, следует, что нежилое здание (лит. А 90 – Столовая А-7 на 274 места), с кадастровым номером , общей площадью 1 706,9 кв.м. используется в качестве столовой цеха А-7 для работников АО «Тольяттисинтез», что подтверждает факт функционального назначения здания как столовой, но не факт его использования как самостоятельного коммерческого объекта общественного питания. Обследуемая столовая относится к объектам закрытого типа, обслуживающим только работников АО «Тольяттисинтез», т.к. она расположена на территории промышленной площадки с пропускным режимом, куда невозможен доступ посторонних лиц, т.е. потребителей, не являющихся работниками предприятия. Санитарно-бытовые помещения столовой обеспечивают возможность реализации хозяйственных и социально-бытовых нужд работников в период рабочей смены. При этом, размещение столовой обусловлено необходимостью обеспечения питанием работников завода, которые вследствие отдаленности предприятия от инфраструктуры города, а также режима работы, не имеют иной возможности организовать свое питание в обеденный период, при этом обслуживание посторонних лиц исключено в связи с установленным на заводе внутриобъектовым контрольно-пропускным режимом. Кроме того, столовая является структурным подразделением завода, в котором осуществляют свои трудовые функции персонал завода. Здание столовой является одним из корпусов производственного комплекса, расположено внутри промплощадки, помещения столовой не сдаются в аренду третьим лицам.

Таким образом, помещения столовой, согласно вышеуказанному акту осмотра, используются не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников Общества.

Иные акты осмотра спорных объектов административным ответчиком не составлялись, фактическое использование помещений не устанавливалось, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось.

Административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорные здания и помещения фактически используются в качестве размещения офисов и (или) объектов общественного питания, опосредованно не используемых в производственной деятельности Общества.

Из материалов дела следует, что свободный доступ посторонних лиц на территорию промышленной площадки, в том числе к спорным заданиям невозможен, поскольку территория предприятия имеет охраняемое капитальное ограждение, въезд на предприятие осуществляется через проходные с КПП, установлен пропускной режим и обеспечивается круглосуточная охрана.

Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у АО «Тольяттисинтез» критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ. Спорные объекты недвижимого имущества находятся в едином производственном комплексе и предназначены для обслуживания производства АО «Тольяттисинтез». Здания составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав в качестве объектов вспомогательного назначения. В зданиях располагаются только службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание производства.

Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию офис, поскольку используются самим Обществом для целей осуществления его хозяйственной деятельности, в аренду третьим лицам помещения не сдаются.

При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорных объектов, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорных объектов в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель истца просил взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области понесенные судебные расходы по оплате оплаченной государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением от 21.09.2017г. (л.д.16).

Руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ООО «Тольяттисинтез» удовлетворить.

Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016г. № 1907 в части включения в него:

- под пунктом нежилого здания (административный корпус завода №2) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (административно-бытовой корпус цеха БК-5) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (административный блок цеха №102) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (административно-бытовой блок цеха №102) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (Контора склада оборудования цеха база оборудования) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (И-20А административные помещения с лабораторией цеха БК-3) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (заводоуправление цеха АХО) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (заводоуправление цеха АХО) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (административного здания) с кадастровым номером ,

- под пунктом нежилого здания (Лит.А90- Столовая А-7 на 274 места) с кадастровым номером ,

расположенных по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу АО «Тольяттисинтез» судебные расходы по оплате государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено: 06 декабря 2017г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь