ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1006/2021 от 31.05.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело <№...>а-1006/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2021 года <Адрес...>

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Зенина В.А.,

секретаря судебного заседания Терешиной Н.В.,

с участием прокурора Пшидаток В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению генерального директора ООО «Маяк» ФИО1 о признании недействующим решения думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) в части,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ООО «Маяк» ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании недействующим решения думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> « Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) в части фрагмента карты градостроительного зонирования села Дивноморское, являющейся приложением <№...> к решению Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> и приложением <№...> к правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 к зоне сельскохозяйственного производства, как не соответствующее нормам Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РРФ, генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик. Просил обязать АМО город-курорт Геленджик внести соответствующие изменения в фрагмент карты градостроительного зонирования села Дивноморское, являющейся приложением <№...> к решению Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> и приложением <№...> к правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик. Взыскать с ответчиков в пользу ООО «Маяк» 4500 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований административный истец сообщил, что <Дата ...> Думой муниципального образования город-курорт Геленджик принято решение <№...> (в редакции решения Думы муниципального образования город- курорт Геленджик от <Дата ...><№...>). Данным решением Дума утвердила изменения в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик согласно приложениям <№...> к решению. Согласно приложению <№...> к решению Думы от <Дата ...><№...>, являющимся также приложением <№...> к правилам землепользования территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы от <Дата ...><№...> (в редакции решения Думы от <Дата ...><№...>) (далее ПЗЗ) на фрагменте карты градостроительного зонирования села Дивноморское изменена территориальная зона, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 с Ж-2 (для индивидуального жилищного строительства) на СХ-1 (зона сельскохозяйственного производства). ООО «Маяк», являясь собственником земельного участка площадью 173 043 кв.м., кадастровый <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...> узнало о данном изменении только из выписки <№...> из ПЗЗ, согласованной управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее Архитектура) <Дата ...>. ООО «Маяк» считает, что изменение территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, расположенного по адресу: <Адрес...> с Ж-2 на СХ-1, произведенное утверждением фрагмента карты градостроительного зонирования <Адрес...>, являющегося приложением <№...> к решению Думы <№...> от <Дата ...> и приложением <№...> к ПЗЗ и как следствие предусмотренных для данных зон основных и условно разрешенных видов разрешенного использования, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и является незаконным и необоснованным по следующим основаниям: <Дата ...> ООО «Маяк» письменно обратилось в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик о включении земельного участка площадью 204800 кв.м., с кадастровым номером 23:40:0000000:765 в границы муниципального образования с изменением категории и вида разрешенного использования. ООО «Маяк», принимая во внимание письмо Администрации <№...> от <Дата ...> произвело раздел земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:765 и из него были сформированы земельные участки с кадастровым номером: 23:40:0000000:1566 и с кадастровым номером 23:40:0000000:1567. Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:1566 был включен в границы муниципального образования город-курорт Геленджик как жилая зона для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки на основании генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного <Дата ...> решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик <№...> от <Дата ...> Администрацией г-к Геленджик вынесено постановление от <Дата ...><№...> «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории». 31.05.2018г. проект планировки и проект межевания территории ООО «Маяк» площадью 20 га одобрен Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края. <Дата ...> постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик <№...> утвержден проект планировки и проект межевания западного микрорайона ООО «Маяк». ООО «Маяк» в феврале 2020 года начало производить раздел земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:1566 по утвержденному ППТ, однако в связи с проводимыми археологическими раскопками не успело завершить мероприятия по окончательному разделу земельного участка и изменению вида целевого использования. На кадастровый учет были поставлены 22 земельных участка с измененным видом разрешенного использования, в соответствии с действующим генеральным планом и правилами землепользования и застройки и земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, площадью 173043 кв. м. В ноябре 2020 года были окончены археологические раскопки на земельном участке и <Дата ...> в УАГ получена выписка <№...> из правил землепользования и застройки территории по земельному участку с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 с видом разрешенного использования-зона малоэтажной жилой застройки. <Дата ...> от Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края получено положительное заключение <№...> о согласовании хозяйственного освоения земельного участка площадью 173043 кв.м. с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 для жилищного строительства. Однако, как уже выше указывалось, о том, что по градостроительному зонированию по данному земельному участку изменена зона Ж-2 на зону СХ-1, ООО «Маяк» узнало из выписки <№...> из правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, согласованной УАГ <Дата ...>. Карта градостроительного зонирования села Дивноморское, утвержденная решением Думы <№...> от <Дата ...> в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 к зоне СХ-1 не соответствует Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ и действующему генеральному плану развития муниципального образования город-курорт Геленджик. В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса РФ у Администрации г-к Геленджик не было оснований для рассмотрения вопроса о внесении изменений в ПЗЗ в части отнесения земельного участка ООО «Маяк» к зоне СХ-1 на карте градостроительного зонирования села Дивноморское. Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 соответствовал ПЗЗ и генеральному плану, от ООО «Маяк» не поступало предложений об данных изменениях. ООО «Маяк» полагает, что при утверждении карты градостроительного зонирования села Дивноморское, Думой г-к Геленджик и Администрацией г-к Геленджик не учтена сложившаяся планировка территории, не принят во внимание действующий генеральный план, утвержденный решением Думы <№...> от <Дата ...> в редакции решения Думы <№...> от <Дата ...>, не учтены интересы ООО «Маяк», как правообладателя земельного участка. Также, ООО «Маяк» полагает, что Администрацией г-к Геленджик подан на утверждение Думе г-к Геленджик фрагмент карты градостроительного зонирования <Адрес...>, отличающийся от фрагмента карты градостроительного зонирования. Так, на официальном сайте Администрации г-к Геленджик (www.gelendzhik.org) размещено постановление <№...> от <Дата ...> о назначении и проведении публичных слушаний с приложениями. Согласно приложения <№...> к данному постановлению, земельный участок ООО «Маяк» отнесен на карте градостроительного зонирования <Адрес...> к зоне Ж-2 (индивидуальная жилая застройка). Также в фойе УАГ г-к Геленджик был размещен стенд с информацией о внесении изменений в ПЗЗ, на котором на карте градостроительного зонирования <Адрес...> земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 также отнесен к зоне Ж-2. Данный стенд находился в фойе АУГ до февраля 2021 года. Кроме того, на сайте Министерства экономического развития ФГИС ТП (fgistp.economy.gov.ru) размещена информация о внесении изменений в ПЗЗ г-к Геленджик, утвержденных постановлением <№...> от <Дата ...> и карте градостроительного зонирования <Адрес...> земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 также относится к зоне Ж-2. ООО «Маяк» обратилось в Администрацию с просьбой внести изменения в ПЗЗ согласно генерального плана и постановления <№...> от 01.08.2018г., однако Администрация г-к Геленджик уклоняется от ответа и не дает пояснений по данному вопросу. Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 со всех сторон находится в зоне жилой застройки, по земельному участку проложены коммуникации и осуществление сельскохозяйственной деятельности на данном участке не представляется возможным. Выращивание винограда и иных многолетних культур в зоне жилой застройки запрещено требованиями СанПиН <Дата ...>-21, так как при применении пестицидов и других удобрений действующими нормативами установлена 300 метровая охранная зона. Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 не занят пашнями и многолетними насаждениями, и не используется в целях ведения сельскохозяйственного производства с момента включения его в генеральный план. ООО «Маяк», для дальнейшего хозяйственного освоения земельного участка под жилищное строительство, как предусмотрено действующим генеральным планом и ПЗЗ, произвело разработку проекта ПТ, выполнение геодезических работ, выполнение топографических съемок, осуществило полное финансирование археологических раскопок: договор <№...> на выполнение археологических разведок от <Дата ...> на сумму 579896 руб.; договор <№...> на проведение проектных работ по подготовке проекта планировки с проектом межевания западного микрорайона ООО «Маяк» в <Адрес...> от <Дата ...> на сумму 2251449 рублей; договор №ПЭ-Н-36/2016 на проведение археологических работ от <Дата ...> на сумму 1100000 рублей; договор <№...> на выполнение спасательных археологических полевых работ от <Дата ...> на сумму <№...> рублей; договор на выполнение инженерно-геодезических работ от <Дата ...> на сумму <№...> рублей; договор на оказание услуг <№...> от <Дата ...> на инженерно-геологические изыскания на сумму <№...> рублей; договор <№...> на разработку эскизного проекта от <Дата ...> на сумму <№...> рублей; договор <№...>-Зр от <Дата ...> на выполнение работ по описанию местоположения границ населенного пункта Дивноморское на сумму <№...> рублей; договор <№...> на выполнение спасательных археологических работ от <Дата ...> на сумму <№...> рублей. Финансовые вложения в данный проект составили более <№...> рублей. Данные средства были заимствованы ООО «Маяк» путем заключения договоров займа, которые подлежат безусловному возврату. Оспариваемым решением Думы, фактически будет причинен прямой материальный ущерб ООО «Маяк», что приведет к безусловному банкротству общества.

Ранее в судебном заседании генеральный директор ООО «Маяк» ФИО1 уточнил предмет административного иска.

В настоящем судебном заседании генеральный директор ООО «Маяк» ФИО1, представитель ООО «Маяк» ФИО2, действующий на основании доверенности <№...> от <Дата ...>, исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить

Представитель Думы муниципального образования город-курорт Геленджик ФИО3 просил в иске отказать и пояснил, что в настоящее время имеется разночтение между ПЗЗ муниципального образования город-курорт Геленджик, в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик. В целях приведения данных документов в соответствии с действующим градостроительным законодательством, необходимо внесение изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик, поскольку в действующем законодательстве предусмотрено, что у одной территориальной зоны должен быть один единый вид использования земельного участка.

В возражениях на исковое заявление председатель городской Думы г-к Геленджик ФИО4 просил в удовлетворении административного искового заявления ООО «Маяк» об оспаривании решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> в части касающейся земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7305 отказать и сообщил, что в настоящее время согласно правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>, указанный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования. Ранее, согласно правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>, указанный земельный участок располагался в зоне малоэтажной жилой застройки. Вместе с тем, в целях определения дальнейшего развития стратегии градостроительного развития земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 в рамках внесения изменений в генеральный план городского округа, с учетом вида разрешенного использования земельного участка («для сельскохозяйственного производства»), было принято решение об отнесении данного земельного участка к зоне сельскохозяйственного использования в рамках проведения процедуры внесения изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик. Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город- курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>)». Вышеуказанная информация о проведении публичных слушаний размещалась в средствах массовой информации, административный истец мог принять в них участие и внести соответствующие предложения. (л.д. 201-204).

В возражениях на исковое заявление представитель администрации муниципального образования г-к Геленджик ФИО5 просила в удовлетворении административного искового заявления ООО «Маяк» об оспаривании решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> в части касающейся земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7305 отказать по основаниям полностью соответствующим основаниям, указанным в возражениях председателя городской Думы г-к Геленджик ФИО4 (л.д. 201-204, 210-213).

В возражениях на исковое заявление представитель Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г-к Геленджик ФИО5 просила в удовлетворении административного искового заявления ООО «Маяк» об оспаривании решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> в части касающейся земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7305 отказать по основаниям полностью соответствующим основаниям, указанным в возражениях председателя городской Думы г-к Геленджик ФИО4 (л.д. 201-204, 206-209, 210-213).

В своём заключении прокурор Пшидаток В.А. сообщил, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме и пояснил, что п. 2 ч.1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом. Согласно положениям ч. 3 ст. 9, частей 9, 10 ст. 31, п. 2, ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. Ответчиком нарушены положения частей 9, 10 ст. 31 и п.2 ч.1 ст. 34 ГрК РФ при принятии обжалуемого решения от 18.12.2020г. в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 территориальной зоны сельскохозяйственного использования, противоречащей функциональному зонированию действующего генерального плана городского округа.

Судья Краснодарского краевого суда, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата ...> N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, ООО «Маяк» (ИНН <***>) является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, площадью 173043 кв.м. расположенного в Краснодарском крае, <Адрес...> (л.д. 18-20). Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> (в редакции решения Думы муниципального образования город- курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) утверждены изменения в решение Думы муниципального образования город- курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город- курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) согласно приложениям <№...> к решению (л.д. 12-13). Согласно приложению <№...> к решению Думы от <Дата ...><№...>, являющимся также приложением <№...> к правилам землепользования территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы от <Дата ...><№...> (в редакции решения Думы от <Дата ...><№...>) (далее ПЗЗ) на карте градостроительного зонирования села Дивноморское изменена территориальная зона, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 с Ж-2 (для индивидуального жилищного строительства) на СХ-1 (зона сельскохозяйственного производства) (л.д. 17).

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ч. 1 ст. 260 ГК РФ).

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (ч. 3 ст. 261 ГК РФ).

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (ч. 1 ст. 263 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

С учетом прав собственников, установленных ст. 209, ч. 1 ст. 260, ч. 3 ст. 261, ч. 1 ст. 263 ГК РФ и ограничений, установленных ч. 2 ст. 260 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы ООО «Маяк» нарушены.

Проверяя полномочия Думы муниципального образования город-курорт Геленджик на принятие оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от <Дата ...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город-курорт Геленджик наделено статусом городского округа (Закон Краснодарского края от <Дата ...> N 668-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Геленджик и наделении его статусом городского округа").

Согласно части 1 статьи 7, пункту 12 части 2 статьи 27 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...> N 614 (ред. от <Дата ...>), Дума муниципального образования город-курорт Геленджик (орган местного самоуправления) является представительным органом муниципального образования, к полномочиям которого относится утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город-курорт Геленджик, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании город-курорт Геленджик. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (ч. 3,5 статьи 75 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...> N 614 (ред. от <Дата ...>)).

Решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» от <Дата ...><№...> (Том IV, V) и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик gelendzhik.org <Дата ...>.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления, имеющим полномочия на его принятие, и введен в действие в соответствии с требованиями Устава муниципального образования город-курорт Геленджик.

Проверяя процедуру принятия решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>), суд исходит из следующего.

Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в том числе в карту градостроительного зонирования территории <Адрес...>. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории <Адрес...> (приложение <№...> к решению Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>), земельный участок площадью 17,3043 га с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.

В соответствии со схемой функционального зонирования генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> (в редакции от <Дата ...><№...>, действующей на момент принятия решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>), земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 расположен в зонах застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами не более 3-этажей с приусадебными земельными участками, малоэтажными многоквартирными жилыми домами (сблокированными и секционными не более 4 этажей, включая мансарду, с приквартирными земельными участками, плотностью 50-150 чел./га), делового, общественного и коммерческого назначения, автомобильных дорог.

Проектом внесения изменений в Правила, опубликованным в печатном выпуске «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» от <Дата ...><№...> (Том II), изменение границ территориальной зоны малоэтажной жилой застройки (Ж-2), в границах которой был расположен земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, и установление зоны сельскохозяйственного использования (СХ-1) не предусмотрено.

Вопрос об отнесении указанного земельного участка к зоне сельскохозяйственного использования (СХ-1), согласно протоколу публичных слушаний от <Дата ...>, проведенных в <Адрес...>, не рассматривался. Сведения об инициаторе внесенного предложения отсутствуют.

В нарушение порядка проведения публичных слушаний, установленного положениями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки, регламентированного положениями статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заключение о результатах публичных слушаний подготовлено вышеуказанной комиссией при несоблюдении процедуры рассмотрения вопроса на публичных слушаниях и порядка внесения изменений в правила.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...> N 614 (ред. от <Дата ...>), проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с Законом Краснодарского края от <Дата ...> N 3014-КЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов", за исключением случаев, установленных статьей 46 Федерального закона от <Дата ...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета.

Административными ответчиками оценка регулирующего воздействия проекта оспариваемого муниципального нормативного правового акта суду не представлена.

Кроме того, из материалов дела следует, что для дальнейшего хозяйственного освоения земельного участка под жилищное строительство, как предусмотрено действующим генеральным планом и ПЗЗ, ООО «Маяк» произвело разработку проекта ПТ, выполнение геодезических работ, выполнение топографических съемок, осуществило полное финансирование археологических раскопок: договор <№...> на выполнение археологических разведок от <Дата ...> на сумму <№...> руб.; договор <№...> на проведение проектных работ по подготовке проекта планировки с проектом межевания западного микрорайона ООО «Маяк» в <Адрес...> от <Дата ...> на сумму <№...> рублей; договор №ПЭ-Н-36/2016 на проведение археологических работ от <Дата ...> на сумму <№...> рублей; договор <№...> на выполнение спасательных археологических полевых работ от <Дата ...> на сумму <№...> рублей; договор на выполнение инженерно-геодезических работ от <Дата ...> на сумму <№...> рублей; договор на оказание услуг <№...> от <Дата ...> на инженерно-геологические изыскания на сумму <№...> рублей; договор <№...> на разработку эскизного проекта от <Дата ...> на сумму <№...> рублей; договор <№...>-Зр от <Дата ...> на выполнение работ по описанию местоположения границ населенного пункта Дивноморское на сумму <№...> рублей; договор <№...> на выполнение спасательных археологических работ от <Дата ...> на сумму <№...> рублей. Финансовые вложения в данный проект составили более <№...> рублей. Данные средства были заимствованы ООО «Маяк» путем заключения договоров займа, которые подлежат безусловному возврату. Оспариваемым решением Думы, фактически будет причинен прямой материальный ущерб ООО «Маяк», что приведет к безусловному банкротству общества.

Данные обстоятельства, также не учтены органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик при принятии решения от <Дата ...><№...>.

С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что процедуру принятия решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) в части внесения изменения в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик в части фрагмента карты градостроительного зонирования села Дивноморское в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306. нарушена.

Данный вывод подтверждается Предписанием об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от <Дата ...><№...>.1-01-3234/21, выявленных Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в ходе плановой проверки деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик и официальным ответом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от <Дата ...><№...> генеральному директору ООО «Маяк» ФИО1

Проверяя соответствие решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В силу ст. 3 Градостроительного кодекса РФ муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить настоящему Кодексу. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...> N 498 утвержден Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик.

Согласно выкопировке <№...> из генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик утвержденного Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...> N 498 и действующего на дату рассмотрения административного иска ООО «Маяк» земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...> находиться в зонах застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами, малоэтажными многоквартирными жилыми домами, делового, общественного и коммерческого назначения, автомобильных дорог.

Решение думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> « Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик внесены изменения в части фрагмента карты градостроительного зонирования села Дивноморское, и земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 отнесен к зоне сельскохозяйственного производства.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из пункта 3 части 1 статьи 18 и пунктов 2 и 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документом территориального планирования муниципального образования являются генеральный план городского округа, который содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.

В силу ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (ч. 10 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (ч.1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В нарушение части 3 статьи 31 и пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> утверждены изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 территориальной зоны сельскохозяйственного использования (СХ-1), противоречащей функциональному зонированию действующего генерального плана городского округа.

С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>), в части внесения изменения в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик в части фрагмента карты градостроительного зонирования села Дивноморское в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Данный вывод подтверждается Предписанием об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от <Дата ...><№...>.1-01-3234/21, выявленных Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в ходе плановой проверки деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик и официальным ответом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от <Дата ...><№...> генеральному директору ООО «Маяк» ФИО1

Также, данный вывод подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"). В пункте 57 Обзора указано, что для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни. Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения. Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом. Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Кроме того, суд обращает внимание на следующее обстоятельство.

Как следует из материалов дела, решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...> N 498 утвержден Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик, решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> утверждены правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик. В данных нормативных правовых актах земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 со всех сторон находится в зоне жилой застройки, по земельному участку проложены коммуникации. Выращивание винограда и иных многолетних культур в зоне жилой застройки запрещено требованиями СанПиН <Дата ...>-21, так как при применении пестицидов и других удобрений действующими нормативами установлена 300 метровая охранная зона. Доказательства, подтверждающие использование земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, с даты включения его в Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик утвержденный решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...> N 498 для ведения сельскохозяйственного производства, административными ответчиками суду не представлены.

В силу ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный иск генерального директора ООО «Маяк» ФИО1 о признании недействующим решения думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> « Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) в части фрагмента карты градостроительного зонирования села Дивноморское, являющегося приложением <№...> к решению Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> и приложением <№...> к правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306 подлежит удовлетворению. В КАС РФ не содержится норм предусматривающих обязательный досудебный порядок для данной категории дел.

В связи с удовлетворением административного искового заявления во исполнение положений 3 и 4 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на администрацию МО город-курорт Геленджик обязанности в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.-к. Геленджик в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, к зоне Ж-2 («малоэтажная жилая застройка») и взыскании с административных ответчиков в равных долях в пользу ООО «Маяк» судебных расходов в размере 4500 рублей, т.е. по 2 500 рублей с каждого административного ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление генерального директора ООО «Маяк» ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия решение думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...>) в части фрагмента карты градостроительного зонирования села Дивноморское, Краснодарского края, являющейся приложением <№...> к решению Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> и приложением <№...> к правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от <Дата ...><№...> в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, к зоне сельскохозяйственного производства (СХ-1).

Обязать Думу муниципального образования город-курорт Геленджик опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Обязать администрацию МО город-курорт Геленджик в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.-к. Геленджик в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7306, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, к зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2).

Взыскать с Думы муниципального образования город-курорт Геленджик и администрации МО город-курорт Геленджик в равных долях в пользу ООО «Маяк» судебные расходы в размере 4500 рублей, т.е. по 2 500 рублей с каждого административного ответчика.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья

Краснодарского краевого суда