ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1007/19 от 22.10.2019 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Машковцевой Е.И.

с участием прокурора Ищенко Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1007/19 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов Дмитровского городского округа Московской области о признании недействующим пункта 3 Решения Совета депутатов городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области от 02.07.2008 № 235/36 «О земельном налоге на территории городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области»,

установил:

2 июля 2008 года Советом депутатов городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области принято решение 235/36 «О земельном налоге на территории городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области» (л.д. 64-70, 83-88 т.2).

ФИО1, а затем ФИО3, административный иск которой объединен в одно административное производство с административным иском ФИО1 (далее - административные истцы), обратились в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями, и, уточнив требования в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), просили признать недействующим пункт 3 Решения Совета депутатов городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области от 02.07.2008 № 235/36 «О земельном налоге на территории городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области» с 1 января 2009 года (далее-Решение от 02.07.2008 № 235/36).

В обоснование требований ФИО1 указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1119 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>

ИФНС № 5007 по г. Дмитрову Московской области в адрес административного истца было выставлено налоговое уведомление от 13.10.2018 г. с перерасчетом земельного налога за 2015 - 2017 г.г. с увеличенной в 5 раз налоговой ставкой - 1,5%, вместо 0,3%. Перерасчет земельного налога был произведен на основании пункта 3 Решения от 02.07.2008 № 235/36., действие которого распространяется на налогообложение за период по 2018 г. Согласно письму администрации Дмитровского городского округа от 26.03.2019 г. ставка земельного налога была увеличена в соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса РФ. Из письма ИФНС № 5007 по г. Дмитрову Московской области от 16.01.2019 г. следует, что перерасчет земельного налога произведен с учетом разъяснений, полученных инспекцией от администрации Дмитровского городского округа Московской области, и в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

ФИО1 указывает, что принадлежащий ему земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки расположен в зоне Ж-2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, на земельном участке расположен жилой дом. Спортивно-оздоровительный комплекс на участке не зарегистрирован и фактически отсутствует, вид разрешенного использования для размещения спортивно-оздоровительного комплекса и объектов жилой инфраструктуры был передан от застройщика ЗАО «Кремакс-Конкор» при регистрации перехода права собственности, фактически земельный участок использовался только под жилую застройку. Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ФИО1 определена с учетом фактического использования.

ФИО1 полагает, что Совет депутатов городского поселения Яхрома не вправе самостоятельно устанавливать порядок применения налоговых ставок к земельному налогу в отношении земельных участков в противоречие статье 394 Налогового кодекса РФ больше 0,3% (л.д. 4-5 т. 1, 91-94, 127 т.2).

ФИО3 в административном иске сослалась на аналогичные обстоятельства, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором возведен жилой дом и хозяйственные постройки. Пункт 3 Решения от 02.07.2008 № 235/36 противоречит статье 6. пункту 4 статьи 12, пункту. 2 статьи 391, подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, поскольку предполагает необоснованное повышение налоговой ставки в отношении принадлежащего ей земельного участка. На вышеуказанном земельном участке не располагается объектов спортивно-оздоровительных комплексов (л.д. 3-7, 45-47, 106-111 т.2).

В судебном заседании представители административных истцов поддержали уточненные требования в полном объеме.

Представитель Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области (далее-административный ответчик) и администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее -заинтересованное лицо) административный иск не признала, поддержала представленные письменные объяснения, в которых указала, что Решение от 02.07.2008 № 235/36 принято с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, не нарушают прав и законных интересов административных истцов. Полагала, что административными истцами выбран неверный способ защиты прав и законных интересов, а также пропущен срок на обращение в суд (л.д.82-85 т.1, 121-122 т.2).

Представитель заинтересованного лица инспекции Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 117 т. 2).

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.

Заслушав пояснения представителей административных истцов, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей требования административных истцов подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 03.05.2018 №55/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Дмитровского муниципального района» (принят постановлением Мособлдумы от 12.04.2018 № 15/49-П) объединены территории городского поселения Деденево, городского поселения Дмитров, городского поселения Икша, городского поселения Некрасовский, городского поселения Яхрома, сельского поселения Большерогачевское, сельского поселения Габовское, сельского поселения Костинское, сельского поселения Куликовское, сельского поселения Синьковское, сельского поселения Якотское без изменения границ территории Дмитровского муниципального района. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Дмитровского муниципального района, наделено статусом городского округа (Дмитровский городской округ).

2 июля 2008 года Советом депутатов городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области принято решение 235/36 «О земельном налоге на территории городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области» (л.д. 64-70, 83-88 т.2).

Оспариваемое решение было опубликовано в официальном печатном издании – газете «Дмитровский вестник» № 74 от 10 июля 2008 года (л.д.82 т.2).

В период с даты принятия оспариваемого в части нормативного правого акта по дату обращения административных истцов в суд в Решение от 02.07.2008 № 235/36 вносились изменения и дополнения, не повлекшие за собой изменений в содержании оспариваемого пункта 3.

В соответствии с пунктами «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее-Налоговый кодекс РФ) предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Общие положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени предусмотрены статьей 5 Налогового кодекса РФ, пунктом 1 статьи 5 которого определено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Уставом муниципального образования «Городское поселение Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области» был определен перечень входящих в него населенных пунктов, круг вопросов местного значения, структура органов местного самоуправления (статьи 8,11,25 л.д. 86-105 т.1).

Пунктом 2 статьи 11 устава муниципального образования «Городское поселение Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области» к вопросам местного значения муниципального района отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области, опубликован и вступил в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 38 Устава муниципального образования «Городское поселение Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области», и по основаниям его принятия представителями административных истцов не оспаривается.

В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего административного дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1119 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 52-55 т.1).

ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 1157 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 19-21, 38-40 т.2.).

До апреля 2019 года принадлежащие административным истцам земельные участки имели вид разрешенного использования: для размещения спортивно-оздоровительного комплекса и объектов жилой инфраструктуры, на дату обращения с административным иском на основании заявления административных истцов вид разрешенного использования был приведен в соответствие с фактическим использованием–под индивидуальную жилую застройку.

Обращаясь с настоящим административным иском административные истцы указали, что с учетом различных видов разрешенного использования принадлежащих им на праве собственности земельных участков: для размещения спортивно-оздоровительного комплекса и объектов жилой инфраструктуры, земельный налог за период, начиная с 2015 года исчислен исходя из 1,5%, при этом при его исчислении применено правило, установленное оспариваемым пунктом 3, согласно которому из всех возможных значений ставок применяется наибольшее.

Как следует из пункта 3 Решения от 02.07.2008 № 235/36 при исчислении налога в случае, если в свидетельстве о государственной регистрации права указаны различные виды деятельности или условия использования земельного участка различны, из всех возможных значений ставок применяется наибольшее.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Исходя из приведенных норм Налогового кодекса РФ, налоговая ставка в отношении земельных участков, отнесенных к прочим, не может превышать 1,5 процента, а определение налоговой ставки отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости и распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» кадастровая стоимость принадлежащих административным истцам земельных участков была определена на дату кадастровой оценки- 1 января 2013 года исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (л.д. 128- 185,187-189 т.2). Как установлено в судебном заседании в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков для целей налогообложения определенная в названном порядке кадастровая стоимость применяет с 1 января 2014 года по 31 декабря 2018 года.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 Кодекса).

Из разъяснений Министерства финансов России (письмо от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593) следует, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.

С учетом приведенных положений Налогового кодекса РФ и названных разъяснений, ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении его кадастровой стоимости.

По мнению суда, представительный орган городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района при принятии пункта 3 Решения от 02.07.2008 № 235/36 вышел за пределы предоставленных законом полномочий.

Пунктом 3 Решения от 02.07.2008 № 235/36 в нарушение приведенных законов был определен порядок расчета налоговой ставки в размере 1,5 для случаев, когда в свидетельстве о государственной регистрации права указаны различные виды деятельности или условия использования земельного участка различны.Ппри этом названным пунктом предусмотрено, что при сходных обстоятельствах из всех возможных значений ставок применяется наибольшее, что исключает, по мнению суда, в нарушение прав налогоплательщиков применение ставки земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области в области кадастровой оценки-Министерством имущественных отношений Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, учтенного при определении его кадастровой стоимости.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.

С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.

Разрешая вопрос о дате признания недействующим пункта 3 Решения от 02.07.2008 № 235/36 суд исходит из того, что Решение от 02.07.2008 № 235/36 было опубликовано в установленном порядке в официальном печатном издании, указанное решение применялось в отношении неопределенного круга с 1 января 2009 года.

С учетом пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежат признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Дмитровского городского округа.

Руководствуясь статьями 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Решения Совета депутатов городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области от 02.07.2008 № 235/36 «О земельном налоге на территории городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области».

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Дмитровского городского округа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Ракунова.

Решение в окончательной форме принято 31 октября 2019 г.