ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1009/19 от 30.09.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-1009/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 30 сентября 2019 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Зубковой Т.И.

при секретаре Казачкиной Н.В.

с участием прокурора Пахомовой Н.А.

представителя административного истца Завицкого Г.Ю.,

представителя административного ответчика Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП Пахоменко Татьяны Борисовны к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 г. № 1410 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 4 сентября 2019 г. № 1153),

УСТАНОВИЛ:

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 г. №1410 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).

Текст приказа размещен на официальном интернет-портале правовой информации htpp://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2016 г.

В пункты Перечня включены нежилые помещения с кадастровыми номерами соответственно и , расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве собственности ИП Пахоменко Т.Б.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 4 сентября 2019 г. № 1153 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года. Данный приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации htpp://www.pravo.gov.ru 09 сентября 2019 г.

В действующей редакции приказа от 24 ноября 2016 г. № 1410 (в редакции приказа от 4 сентября 2019 г. № 1153) объекты недвижимости - нежилые помещения с кадастровыми номерами и , расположенные по адресу: <адрес>, содержатся в Перечне под пунктами и .

ИП Пахоменко Т.Б. обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 г. № 1410 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в Перечень принадлежащих ей объектов недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих ей на праве собственности. В обоснование заявленных требований указала, что спорные нежилые помещения не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса РФ. Фактически нежилые помещения используются для размещения медицинского учреждения - Клиники Прайм Медикал. Включение указанных нежилых помещений в Перечень влечет неправомерную обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Завицкий Г.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что спорные объекты по своему назначению являются нежилыми помещениями, которые с 2013 г. сданы в аренду и используются для размещения медицинского учреждения - Клиники Прайм Медикал. Это подтверждается договорами аренды от 07.06.2013 г., лицензиями, выданными Департаментом здравоохранения Брянской области и другими документами. Под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания данные нежилые помещения не предназначены и в таких целях фактически не используются. Кроме того, по заявлению административного истца Управлением имущественных отношений Брянской области данные объекты исключены из Перечня на 2019 г., что также подтверждает неправомерность включения их в Перечень на 2017 г.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. иск не признала, пояснив, что спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами соответственно и , расположенные по адресу: <адрес>, включены в Перечень на законных основаниях. По актам обследования от 17 октября 2016 г. каждого из объектов установлено, что данные объекты используются в качестве торговых объектов, в связи с чем указанные объекты подлежали включению в Перечень на 2017 г. по фактическому использованию в соответствии с п.4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 г. № 79-З «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Брянской области от 3 октября 2016 г. № 76-З) на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2 статьи 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 г. № 79-З «О налоге на имущество организаций»).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно Положению об Управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 г. № 66 (в редакции Указа от 2 апреля 2019 г. № 49), Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области; управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункты 1.1 и 1.3 Положения); управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 3.49, 3.50).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 г. № 1410 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», с учетом внесенных изменений, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Проверяя доводы административного истца о неправомерном включении спорных нежилых помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом в целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения в Перечень спорных объектов, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Пунктами 4, 5 указанного Порядка определено, что информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации. Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: 1) межведомственного взаимодействия УИО Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; 2) запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; 3) обследований объектов недвижимого имущества (далее - обследование).

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в данной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; предназначение помещений объекта; фактическое использование объекта.

Как следует из материалов дела, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Пахоменко Т.Б. на основании договора об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи нежилого помещения, построенного по долевому участию от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности нежилое помещение, общей площадью 98,9 кв.м, этаж1, номер на поэтажном плане 4, кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес> (л.д.8).

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Пахоменко Т.Б. на основании договора об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи нежилого помещения, построенного по долевому участию от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности нежилое помещение, общей площадью 166,5 кв.м, этаж1, номер на поэтажном плане 3, кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес> (л.д.10).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами и расположены на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования – для размещения многоквартирного жилого дома.

Таким образом, по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и по его предназначению (многоквартирный жилой дом) нельзя сделать вывод, что спорные нежилые помещения расположены в здании, которое может быть отнесено отдельно или одновременно к административно-деловому или торговому центру (комплексу).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещение с кадастровым номером , расположено по адресу: <адрес>, имеет площадь 98,9 кв.м, наименование и назначение – нежилое помещение, этаж №1, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , правообладатель Пахоменко Т.Б., с ДД.ММ.ГГГГ На данный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Клиника Прайм Медикал» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59-61).

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, помещение с кадастровым номером , расположено по адресу: <адрес>, имеет площадь 166,5 кв.м, наименование и назначение – нежилое помещение, этаж №1, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , правообладатель Пахоменко Т.Б., с ДД.ММ.ГГГГ На данный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Клиника Прайм Медикал» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-64).

Из представленной административным ответчиком копии Технического паспорта на здание – многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ», следует, что спорные объекты являются обособленными нежилыми помещениями, состоящими из нескольких комнат или отдельных помещений (л.д.163-170).

Согласно Экспликации к поэтажному плану многоквартирного дома, спорный объект с кадастровым номером , общей площадью 98,9 кв.м, является обособленным нежилым помещением, в которое входят отдельные помещения: лоджия - 4 кв.м, основное – 79,4 кв.м, санузел – 3,7 кв.м, основное – 11, 8 кв.м.

Согласно Экспликации к поэтажному плану, спорный объект с кадастровым номером , общей площадью 166,5 кв.м, является обособленным нежилым помещением, в которое входят отдельные помещения: основное – 50,3 кв.м, основное – 96,1 кв.м, тамбур –3,3 кв.м, санузел – 2,4 кв.м, туалет – 1,8 кв.м, основное – 10, 3 кв.м.

Суд находит, что оснований для включения спорных нежилых помещений в Перечень на 2017 г. по критерию их предназначения для целей делового, административного или коммерческого назначения, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не имеется.

В судебном заседании представитель административного ответчика Савенко О.В. пояснила, что спорные объекты были включены в Перечень по их фактическому использованию, на основании актов обследования, как торговые объекты.

Согласно пункту 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется УИО Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - рабочие группы органов местного самоуправления и органы местного самоуправления соответственно), информации, полученной от государственных органов, и следующих документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса: копия кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества; копия кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; кадастровая выписка об объекте недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении собственника (собственников) объекта недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в ЕГРП; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копия разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений). К указанным документам также могут быть приложены фото- и видео материалы (в случае осуществления фото- и видеосъемки) объекта недвижимого имущества.

Административным ответчиком представлены Акты обследования спорных объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и , составленные рабочей группой Советской районной администрации г.Брянска 17 октября 2016 г. (л.д.175-176).

В соответствии с пунктом 7.7. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, в акте обследования указываются:

1) дата и место составления акта обследования;

2) дата и номер распоряжения главы администрации муниципального района, городского округа Брянской области на проведение обследования;

3) фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших обследование;

4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов и (или) экспертов, привлеченных к участию в обследовании;

5) наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, гражданина, являющегося собственником объекта недвижимого имущества, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, гражданина, присутствовавшего при проведении обследования;

6) дата, время и место проведения обследования;

7) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.

Акт обследования подписывается всеми членами рабочей группы органов местного самоуправления, участвовавшими в проведении обследования (пункт 7.8.). Материалы фото- и (или) видеосъемки и проведенных измерений объекта недвижимого имущества являются неотъемлемой частью акта обследования (пункт 7.9.).

Суд находит, что Акты обследования спорных объектов от 17 октября 2016 г. не соответствуют требованиям, установленным к составлению таких актов.

В нарушение подпункта 2 пункта 7.7. Порядка, в представленных Актах обследования спорных объектов не указан номер распоряжения главы администрации муниципального района Брянской области на проведение обследования.

В Актах обследования на вопрос: «Под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания используется не менее 20 процентов общей площади обследуемого здания?», не содержится ответов: «Да» или «Нет».

В нарушение подпункта 7 пункта 7.7. Порядка, в графе «Заключение о виде фактического использования» не указано отношение площади фактического использования объекта для размещения торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества, в отсутствие каких-либо расчетов, указано: «торговля».

Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, для отнесения спорных объектов, каждый из которых состоит из нескольких отдельных помещений, по фактическому использованию к торговым объектам, в Актах должна содержаться достоверная информация о том, что не менее 20 процентов общей площади каждого спорного нежилого помещения используется для размещения торговых объектов, подтвержденная соответствующими расчетами.

Какие-либо материалы фото- и (или) видеосъемки и проведенных измерений спорных объектов недвижимого имущества, являющиеся согласно пункту 7.9. Порядка неотъемлемой частью акта обследования, административным ответчиком не представлены.

Суд полагает, что Акты обследования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и от 17 октября 2016 г., составленные рабочей группой Советской районной администрации г.Брянска, не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу, поскольку не отвечают установленным требованиям и не содержат необходимых сведений о фактическом использовании спорных нежилых помещений в качестве торговых объектов.

Суд принимает во внимание представленные административным истцом копии договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами и , общей площадью соответственно 166,5 кв.м и 98,9 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, заключенные ИП Пахоменко Т.Б. с ООО «Клиника Прайм Медикал» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-33, л.д.34-37).

В соответствии с условиями, содержащимися в пунктах 1.4. указанных договоров аренды, определено, что названные помещения будут использоваться в следующих целях: медицинский центр (л.д.30, л.д.33).

Из представленных копий Лицензий № ЛО-32-01-001115 от 31 августа 2015 г., №ЛО-32-01-001338 от 15 марта 2017 г., №ЛО-32-01-001565 от 14 августа 2018 г. следует, что Департаментом здравоохранения Брянской области выданы лицензии на осуществление медицинской деятельности ООО «Клиника Прайм Медикал», согласно приложениям, в которых приведены разрешенные виды медицинской деятельности.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в указанных нежилых помещениях, арендуемых ООО «Клиника Прайм Медикал», осуществлялась не медицинская, а торговая деятельность, административным ответчиком не представлено.

Материалами дела подтверждается, что спорные нежилые помещения фактически использовались ООО «Клиника Прайм Медикал» в целях осуществления медицинской деятельности.

Суд учитывает, что 10 июня 2019 г. на заседании межведомственной комиссии Управления имущественных отношений Брянской области принято решение об исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами и из Перечня на 2019 г.

В судебном заседании представитель ответчика Савенко О.В. пояснила, что данные объекты исключены из Перечня в связи с тем, что не было подтверждено их фактическое использование в качестве торговых объектов.

Таким образом, предназначение спорных нежилых помещений, в отсутствие надлежащих актов об установлении вида их фактического использования в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, без предоставления дополнительных сведений и расчетов о количестве площадей этих объектов, предусматривающих размещение торговых объектов, не позволяли отнести данные объекты к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных нежилых помещений условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения их в Перечень, не представлено.

Поскольку имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня на 2017 г. не позволяли с достоверностью определить спорные нежилые помещения как торговые, оспариваемую норму нельзя признать соответствующей налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ИП Пахоменко Т.Б.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положения недействующими с 01 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление ИП Пахоменко Татьяны Борисовны удовлетворить.

Пункты и Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 г. № 1410 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 4 сентября 2019 г. № 1153) признать недействующими с 01 января 2017 года.

Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, в Управление имущественных отношений Брянской области и размещению на официальном сайте Управления имущественных отношений Брянской области, Правительства Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 4 октября 2019 года.

Судья Брянского областного суда Т.И. Зубкова