ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-100/17 от 02.08.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-100/2017

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 01 августа 2017 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Ошмариной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Грачевой Анастасии Александровны в интересах Румянцева Владимира Михайловича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Представитель Грачева А.А., действующая по доверенности, в интересах Румянцева В.М. обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 16593 кв.м, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – объекты складского назначения IV-V классов санитарной классификации предприятий, временные торговые объекты, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 7 058 000 рублей по состоянию на 27 ноября 2013 года.

Заявление обосновано следующим: Румянцев В.М. является собственником указанного земельного участка на основании договора купли-продажи муниципального имущества от 08.11.12г. Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе города Углич, а также удельные показатели данной категории земель. С учетом методических рекомендаций кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 27 ноября 2013 года определена в размере 32 537 545,56 рублей.

Румянцевым В.М. произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 27 ноября 2013 года. Согласно отчету ООО «Ярэксперт» №10431/17 от 25 апреля 2017 года рыночная стоимость земельного участка на указанную дату установлена в размере 7 058 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель Румянцева В.М. по доверенности Грачева А.А. административное исковое заявление поддержал.

Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представил суду на административный иск отзыв, в котором оставил разрешение дела на усмотрение суда. Подтвердил размер кадастровой стоимости земельного участка с 27 ноября 2013 года в размере 32 537 545,56 рублей.

Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на заявление, в которых указало на рассмотрение дела в отсутствии их представителя.

Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в сообщении просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя, возражал против заявленных требований. В обоснование своих возражений указывает, что оценщик использует объекты-аналоги, которые по своим характеристикам не соответствуют объекту оценки.

Иные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению акционерного общества не представили.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя административного истца Грачеву А.А., пояснения свидетеля ФИО 1, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Рямянцев В.М. является собственником земельного участка земельного участка площадью 16593 кв.м, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – объекты складского назначения IV-V классов санитарной классификации предприятий, временные торговые объекты, расположенного по адресу: <адрес>.

Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 ноября 2012 года.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Румянцев В.М. в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

27 ноября 2013 года были изменены качественные характеристики земельного участка – вид разрешенного использования земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определена согласно части 2 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222.

Согласно положениям Методических указаний кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Удельные показатели кадастровой стоимости закреплены в постановлении Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.

С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером с 27 ноября 2013 года составляет 32 537 545,56 рублей.

Административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету ООО «Ярэксперт» № 10431/17 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 27 ноября 2013 года составляет 7 058 000 рублей.

Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, опровергнуты в судебном заседании пояснениями оценщика ФИО 1, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Замечания относительно использования аналога, находящегося у правообладателя в аренде, не могут быть приняты, поскольку установлено, что при анализе объекта-аналога № 1 оценщиком было установлено, что объект отличается по передаваемым имущественным правам, в связи с чем, была проведена повышающая корректировка в размере 1,32 в соответствии со Справочником оценщика недвижимости. Подробное описание примененной корректировки содержится в отчете, таким образом, все отличия объекта-аналога от объекта оценки устранены.

Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Румянцев В.М. в обоснование своей позиции представил положительное заключение эксперта №170607-0310 от 22 июня 2017 года, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждена.

С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия обоснованных доводов со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц о необоснованности представленного заявителем отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения заявителя в суд, т.е. – 12 июля 2017 года.

Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку административный истец обратился с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости 12 июля 2017 года, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка для целей налогообложения применяется с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление представителя Грачевой Анастасии Александровны в интересах Румянцева Владимира Михайловича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 16593 кв.м, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – объекты складского назначения IV-V классов санитарной классификации предприятий, временные торговые объекты, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 7 058 000 (семь миллионов пятьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на 27 ноября 2013 года на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 7 058 000 (семь миллионов пятьдесят восемь тысяч) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 12 июля 2017 года

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.