Дело № 3а-100/2019 Мотивированное решение
составлено 21 июня 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 года гор. Мурманск
Мурманский областной суд в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Ж.В.
при секретаре Леметти Б.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Фокиной Ольги Валериановны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости,
установил:
Фокина О.В. обратилась с административным исковым заявлением к Правительству Мурманской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
В обоснование требований указала, что является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером *, общей площадью 448+/-7 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно – делового значения, расположенного по адресу: ..., на земельном участке расположено здание;
- с кадастровым номером *, общей площадью 1925+/-31 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно – делового значения, расположенного по адресу: ..., на земельном участке расположено здание №40.
По результатам государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * была определена в размере 3 781 720,32 рублей, с кадастровым номером * в размере 7444167,5 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25.11.2016 № 585-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области».
Между тем, согласно отчетам ООО «Профессиональная оценка» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * 508 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером * составляет 1626000 рублей.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков влияет на размер налоговых платежей, то увеличение кадастровой стоимости затрагивает права и законные интересы административного истца.
Просила суд установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером * размере его рыночной стоимости 508 000 рублей, с кадастровым номером * в размере его рыночной стоимости 1 626 000 рублей.
В судебное заседание административный истец Фокина О.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом не явилась, просил о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности Михельсон-Рудова В.Ю. в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила суд установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года: с кадастровым номером * в размере его рыночной стоимости 659 000 рублей, предоставив в обоснование уточненный отчет ООО «Профессиональная оценка» № 644-10/2018-1 от 29 мая 2019 года; с кадастровым номером * в размере его рыночной стоимости 2 002 000 рублей, предоставив в обоснование уточненный отчет ООО «Профессиональная оценка» № 643-10/2018-1 от 28 мая 2019 года.
Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области по доверенности Дорохова М.А. в судебном заседании не возражала по существу спора.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще. В письменном отзыве оставил вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Мурманской области» и администрации города Полярные Зори в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля К.А.В.., исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В судебном заседании установлено, что Фокина О.В. является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером *, общей площадью 448+/-7 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно – делового значения, расположенного по адресу: ..., на земельном участке расположено здание (том 1 л.д. 14);
- с кадастровым номером *, общей площадью 1925+/-31 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно – делового значения, расположенного по адресу: ..., на земельном участке расположено здание №40 (том 1 л.д. 16).
На указанных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие Фокиной О.В. на праве собственности (том1 л.д. 13, 15).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки поставлены на кадастровый учет: с кадастровым * -01 ноября 2005 года (том 2 л.д.3), с кадастровым * -21 апреля 2005 года (том 2 л.д.7).
Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года составляет: с кадастровым номером * в размере 3781 720,32 рублей (л.д. том 2 л.д.2), с кадастровым * в размере 7444167,5 рублей (том 2 л.д. 6).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области».
Из содержания постановления Правительства Мурманской области и приложений к нему видно, что кадастровая стоимость земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами * и * определена по состоянию на 01 января 2016 года в вышеуказанном размере.
Оценка стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Мурманской области осуществлялась в соответствии с главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков №01-КО-16, который прошел экспертную проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановление Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП как нормативный правовой акт не оспаривается, равно как и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.
С целью пересмотра результатов кадастровой оценки земельных участков, определенной по состоянию на 01 января 2016 года, Фокина О.В. 29 октября 2018 года обращалась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определениякадастровой стоимостипри Управлении Росреестра по Мурманской области с соответствующими заявлениями, которые поступили в Комиссию 30 октября 2018 года (л.д.39).
К заявлению были представлены отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненные ООО «Профессиональная оценка». Согласно отчету № 644-10/2018 от 25 октября 2018 года рыночная стоимостьземельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2016 года составляла 508 000 рублей (том 1 л.д. 34-152). Согласно отчету № 643-10/2018 от 23 октября 2018 года рыночная стоимостьземельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2016 года составляет 1 626 000 рублей (том 1 л.д. 153-268).
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определениякадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области от13 ноября 2018 года №710 и № 711 заявления Фокиной О.В. отклонены, поскольку представленные об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненные ООО «Профессиональная оценка» не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д.30-33).
Вместе с тем, суд полагает, что административный истец вправе оспорить результаты кадастровой стоимостиземельных участков, поскольку применение кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельных участков для целей налогообложения имеет преимущественное значение, и это следует из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В качестве доказательства, подтверждающего действительный размер рыночной стоимости спорных земельных участков, истцом в судебное заседание представлены уточненные отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненные ООО «Профессиональная оценка».
Согласно отчету № 644-10/2018-1 от 29 мая 2019 года рыночная стоимостьземельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2016 года составляет 659 000 рублей.
Согласно отчету № 643-10/2018-1 от 28 мая 2019 года рыночная стоимостьземельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 002 000 рублей.
Оформление и содержание указанных отчетов соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Оценка определялась индивидуально для конкретного земельного участка, на основании метода сопоставления результатов осмотра и расчетов, с учетом его специфических индивидуальных характеристик, анализа внешних факторов и рынка недвижимости, местоположения объекта оценки, следовательно, рыночная стоимость в данном случае является наиболее точной по сравнению с результатом массовой оценки.
Выводы оценщика мотивированы, соответствуют нормам Федерального закона от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Так, из содержания отчетов, выполненных ООО «Профессиональная оценка» следует, что оценщик оценил преимущества и недостатки каждого подхода, в результате применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков в Мурманской области на дату оценки и доходный подход. На различия между объектами оценки и объектами-аналогами применены соответствующие корректировки и на основе полученных результатов оценщик определил итоговую стоимость земельных участков. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблицах сравнения.
Оценщик проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений. Вносимые корректировки имеют обоснование.
В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Кроме того, в отчетах приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Свидетель К.А.В., являющийся старшим кадастровым оценщиком ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» и специалистом в области оценки объектов недвижимости, в судебном заседании подтвердил, что представленные отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненные ООО «Профессиональная оценка» № 644-10/2018-1 от 29 мая 2019 года № 643-10/2018-1 от 28 мая 2019 года соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Все выявленные в первоначальных отчетах ошибки устранены в полном объеме. Определенная в исправленных отчетах рыночная стоимость в отношении оцениваемых земельных участков может быть признана достоверной и соответствует средней рыночной стоимости земельных участков с данным видом разрешенного использования в муниципальном образовании г. Полярные Зори с подведомственной территорией г. Полярные Зори и н.п. Зашеек.
Таким образом, обстоятельств, дающих основание сомневаться в объективности и достоверности отчетов, не установлено.
Выводы оценщика объективно не опровергнуты, достоверных данных об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, суду не представлено.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы суду не поступало.
При таком положении следует признать рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года: с кадастровым * в размере, определенном в отчете ООО «Профессиональная оценка» № 644-10/2018-1 от 29 мая 2019 года в размере 659 000 рублей, с кадастровым * в размере, определенном в отчете ООО «Профессиональная оценка» № 643-10/2018-1 от 28 мая 2019 года в размере 2 002 000 рублей, достоверной.
Сопоставляя кадастровую стоимость указанных земельных участков с их рыночной стоимостью, суд признает, что эти стоимостные величины существенно различаются, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость участков.
Учитывая, что налоговые обязательства истца, в частности по уплате земельного налога, прямо зависят от величины кадастровой стоимости земельных участков, обоснованное определение кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает её права, следовательно, истец вправе требовать уточнения указанного значения.
Возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости законом допускается (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Право административного истца оспорить результаты определения кадастровой стоимости предусмотрено нормами статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административный истец обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области 30 октября 2018 года.
Руководствуясь статьями 174, 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым *, площадью 448 +/- 7 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно – делового значения, расположенного по адресу:..., на земельной участке расположено здание, равной его рыночной стоимости в размере 659 000 (шестьсот пятьдесят девять тысяч) рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым *, площадью 1925 +/- 31 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно – делового значения, расположенного по адресу:..., на земельной участке расположено здание *, равной его рыночной стоимости в размере 2 002 000 (два миллиона две тысячи) рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Фокина О.В. обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области 30 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Мурманского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.В. Тихонова