Именем Российской Федерации
18 апреля 2016 года город Тамбов
Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.,
При секретаре Минчевой Ж.С.,
С участием представителя административного истца ОАО «ТАМБОВМАШ» по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-51/2016 по административному иску ОАО «ТАМБОВМАШ» к администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 г.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «ТАМБОВМАШ» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***», общей площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***.
Государственная кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» в сумме *** рублей.
04 сентября 2015 года ОАО «ТАМБОВМАШ» обратилось с заявлением в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 г. в сумме *** рубля.
Решением комиссии от 25 ноября 2015 года № 233 в удовлетворении заявления ОАО «ТАМБОВМАШ» отказано.
8 декабря 2015 года ОАО «ТАМБОВМАШ» предъявило административный иск к администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и определении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года в размере *** рубля.
В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: *** - *** рубля истец представил суду Отчет независимого оценщика ИП ФИО2 №10/07-15 от 16 июля 2015 г., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, - члена НП СРО «СВОД», Положительное заключение на Отчет эксперта НП СРО «СВОД» от 14 августа 2015 г. № 1892/С-15.
В исковом заявлении ОАО «ТАМБОВМАШ» указало, что оно является собственником земельного участка с кадастровым номером ***. Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2013 г. № 1498, является завышенной. В связи с этим общество вынуждено уплачивать земельный налог в завышенном размере. На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ истец просил установить кадастровую стоимость равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года.
На основании определения Тамбовского областного суда от 27 января 2016 года по ходатайству административного истца по делу назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено.
Определением суда от 14 апреля 2016 года производство по делу возобновлено, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административный иск поддержала. В обоснование иска сослалась на доводы искового заявления. Просила установить кадастровую стоимость равной рыночной, в сумме *** рубля, указанной в исковом заявлении, так как судебным экспертом подтверждено соответствие Отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности, рыночная стоимость земельного участка, установленная оценщиком, подтверждена.
В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области, представитель заинтересованного лица администрации г. Тамбова не явились, о рассмотрении дела извещены телефонограммами.
Административным ответчиком Управлением Росреестра по Тамбовской области представлен отзыв на иск от 17.12.2015 г., в котором Управление указывает, что не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года, поэтому не является лицом, заинтересованным в исходе дела. Разрешение вопроса по установлению кадастровой стоимости Управление оставляет на усмотрение суда.
Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области представил суду отзыв на иск от 12 января 2016 г. № 42, в котором указал, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не передавались функции по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2014 года, поэтому привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» к участию в деле в качестве соответчика является необоснованным. В случае удовлетворения иска, решение суда будет исполняться на основании ст. 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Заинтересованное лицо администрация г. Тамбова представила возражения на иск от 24.12.2015 г., в которых указала на несоответствие Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности: ст.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 4 ФСО № 3 и п. 10, 11, 22 ФСО № 7.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. № 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и подтверждается копией свидетельств о государственной регистрации права собственности от 24 октября 2011 г. года серия 68 АБ № 378325, что истцу на праве собственности принадлежит спорный земельный участок.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** от 16.10.2015 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года составляет *** рублей.
В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельного участка - *** рубля, по состоянию на 01.01.2014 года, административный истец представил суду Отчет независимого оценщика ИП ФИО2 №10/07-15 от 16 июля 2015 г., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, - члена НП СРО «СВОД», Положительное заключение на данный Отчет эксперта НП СРО «СВОД» от 14 августа 2015 г. № 1892/С-15 о соответствии Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Факт соблюдения досудебного порядка урегулирования спора подтверждается копией заявления административного истца в комиссию от 04.09 2015 года и копией решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области от 25 сентября 2015 года № 233.
В ходе рассмотрения по делу назначена судебная экспертиза на предмет определения соответствия Отчета независимого оценщика ИП ФИО2 №10/07-15 от 16 июля 2015 г. требованиям законодательства об оценочной деятельности федеральных стандартов и правил оценки и подтверждения рыночной стоимости земельного участка, определенной в Отчете оценщика.
Согласно выводам, содержащимся в заключении судебного экспертиза АНКО «Тамбовский центр судебных экспертиз» ФИО3 от 14 марта 2016 г. № 252/50, Отчет независимого оценщика ИП ФИО2 №10/07-15 от 16 июля 2015 г. признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в Отчете, признана соответствующей действительной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (с изменениями, внесенными приказом от 22 июня 2015 г. № 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области», утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Постановление от 28.11.2014 года № 1498 вступило в силу для целей налогообложения 01.01.2015 года.
Согласно Приложению к данному постановлению утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет *** рублей по состоянию на 01.01.2014 года
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу положений частей 1, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.
В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагаются кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Указанные документы административным истцом суду представлены.
В доказательство установления в отношении спорного земельного участка рыночной стоимости на 01.01.2014 года административный истец представил Отчет независимого оценщика ИП ФИО2 №10/07-15 от 16 июля 2015 г., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, - члена НП СРО «СВОД», и Положительное заключение на данный Отчет эксперта НП СРО «СВОД» от 14 августа 2015 г. № 1892/С-15 о соответствии Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В соответствии с частями 1- 4 статьи 84 КАС РФ
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Согласно пунктам 23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).
Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
На основании статьи 77, 78 КАС РФ с учетом замечаний к Отчету оценщика, содержащихся в возражениях заинтересованного лица администрации г. Тамбова по делу была назначена судебная экспертиза.
Оценивая имеющееся в деле доказательства: Отчет независимого оценщика ИП ФИО2 №10/07-15 от 16 июля 2015 г., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, - члена НП СРО «СВОД»; Положительное заключение на данный Отчет эксперта НП СРО «СВОД» от 14 августа 2015 г. № 1892/С-15 о соответствии Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности; заключение судебного эксперта АНКО «Тамбовский центр судебных экспертиз» ФИО4 от 14 марта 2016 г. № 252/50 в совокупности, суд приходит к выводу, что установленная оценщиком рыночная стоимость земельного участка является объективной, может быть принята как доказательство установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014 г. в сумме *** рубля.
Таким образом, несмотря на недостатки Отчета, отраженные в решении комиссии по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости от 25 сентября 20165 г. № 233, в возражениях заинтересованного лица администрации г. Тамбова, рыночная стоимость, определенная в Отчете оценщика - *** рубля, является достоверной, соответствующей рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года.
Это подтверждается заключением судебного эксперта. Объективных оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность указанной рыночной стоимости, заинтересованным лицом – администрацией г. Тамбова суду не представлено.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Именно в связи с возражениями администрации г. Тамбова по ходатайству административного истца по делу была назначена судебная экспертиза.
Суд признает права административного истца нарушенными. Несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной.
При таких обстоятельствах имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года в сумме *** рубля.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Федеральным законом на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возложены функции по государственной кадастровой оценке, в части включения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Органом кадастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.
Указанные полномочия переданы Кадастровой палате на основании пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, пункта 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 Положения О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 г. № 878, от 06.04.2011 г. № 246, от 03.11.2011 г. № 904, от 14.09.2012 г. № 924) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции по государственной кадастровой оценке.
Следовательно, Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области являются надлежащими ответчиками по делу.
Таким образом, судом установлено и подтверждается доказательствами, что имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; ***», общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Тамбовским филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления юридического лица об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области. ОАО «ТАМБОВМАШ» с заявлением в комиссию обратилось 04 сентября 2015 года, что подтверждается копией заявления и решения комиссии.
Следовательно, период действия установленной судом кадастровой стоимости с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
По данному делу административным истцом в судебном порядке реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной.
На административном истце лежит обязанность представить суду надлежащие доказательства в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах судебные расходы по данному делу по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей и проведению судебной экспертизы в сумме *** рублей относятся на административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ОАО «ТАМБОВМАШ» (заявление в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подано 04 сентября 2015 года), удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***», общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид ***», общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Э. Мороз
Решение суда в окончательной форме принято 22 апреля 2016 года.
Судья Л.Э. Мороз