Именем Российской Федерации
18 мая 2016 года город Тамбов
Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.,
При секретаре Рудаковой О.О.,
С участием представителя административного истца ООО «Компания Козерог» по доверенности Удалова Д.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-100/2016 по административному исковому заявлению ООО «Компания Козерог» к администрации Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
- земельного участка: с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под сооружение – эстакаду литер IX, сооружение – железнодорожный путь литер Х, здание литер Д, здание литер Ж, здание литер Е (земельные участки предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок); площадью *** кв. м, расположенного по адресу: *** установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Компания Козерог» на праве собственности в период с 06.02.2015 года по 29.07.2015 года принадлежал земельный участок с кадастровым номером *** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под сооружение – эстакаду литер IX, сооружение – железнодорожный путь литер Х, здание литер Д, здание литер Ж, здание литер Е (земельные участки предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок); площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***Р.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером *** на праве общей долевой собственности принадлежит: 3/5 доли - ФИО3, 2/5 доли - ФИО7
Государственная кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Администрации Тамбовской области 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» по состоянию на 01.01.2014 года и составляет *** рублей 30 копеек.
3 ноября 2015 года ООО «Компания Козерог» обратилось с заявлением в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Росреетсра по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной в сумме *** рублей.
Решением комиссии от 2 декабря 2015 года № 431 в удовлетворении заявления ООО «Компания Козерог» отказано.
30 декабря 2015 года ООО «Компания Козерог» обратилась административным исковым заявлением к администрации Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка: с кадастровым номером *** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под сооружение – эстакаду литер IX, сооружение – железнодорожный путь литер Х, здание литер Д, здание литер Ж, здание литер Е (земельные участки предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок); площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***Р, установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года в сумме *** рублей.
В административном исковом заявлении истец указал, что являясь собственником земельного участка, должен оплатить земельный налог на 2015 года, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость завешена, поэтому размер земельного налога, подлежащий уплате, также является завышенным.
Просил установить кадастровую стоимость равной рыночной на основании статьи 66 Земельного кодекса РФ равной рыночной.
В подтверждение установления рыночной стоимости земельного участка истец представил суду Отчет ООО «Оценка+» № 2015-09-28-О от 30 июня 2015 года, составленный оценщиком Сутягиным В.Ю. – членом НП СРО «СВОД», Положительное заключение эксперта НП СРО «СВОД» от 29 октября 2015 года № 2784/С-15.
Определением Тамбовского областного суда от 09 февраля 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.
По ходатайству административного истца определением суда от 09 марта 2016 года по делу назначена судебная экспертиза на предмет установления рыночной стоимости земельного участка, производство по делу приостановлено.
29 апреля 2016 года производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Компания Козерог» Удалов Д.В. административный иск поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной согласно заключению судебного эксперта в сумме *** рублей.
В судебное заседание заинтересованные лица на стороне административного истца без самостоятельных исковых требований ФИО6 и ФИО7 не явились, о рассмотрении дела извещены. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения административного искового заявления данные лица не возражают.
В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области, представитель заинтересованного лица администрации г. Тамбова Тамбовской области не явились, о рассмотрении дела извещены.
Административным ответчиком администрацией Тамбовской области представлен отзыв на иск от 04.03.2016 г., в котором указано на существенное отличие величины рыночной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости. Обязанность доказать величину действительной рыночной стоимости лежит на административном истце. На этом основании администрация Тамбовской области просит отказать в удовлетворении иска.
16 мая 2016 г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Тамбовской области.
Административным ответчиком Управлением Росреестра по Тамбовской области представлен отзыв на иск от 16.02.2016 г., в котором Управление указывает, что не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года. Разрешение вопроса по установлению кадастровой стоимости Управление оставляет на усмотрение суда. Управление просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области представил суду отзыв на иск от 04 февраля 2016 г. №571, в котором указал, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не передавались функции по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2014 года, поэтому привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» к участию в деле в качестве соответчика является необоснованным. В случае удовлетворения иска, решение суда будет исполняться на основании ст. 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
11 мая 2016 г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Филиала.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. № 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серия 68-АА № 426047 от 13.02.2012 года, что в период с 06.02.2015 года по 29.07.2015 года административному истцу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером ***
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.12.2015 года кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2014 года земельного участка с кадастровым номером *** составляет *** рублей 30 копеек.
В качестве доказательств определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года, административный истец представил суду Отчет ООО «Оценка+» № 2015-09-28-О от 30 июня 2015 года, составленный оценщиком Сутягиным В.Ю. – членом НП СРО «СВОД», Положительное заключение эксперта НП СРО «СВОД» от 29 октября 2015 года № 2784/С-15.
Факт соблюдения досудебного порядка урегулирования спора подтверждается копией решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области от 2 декабря 2015 года № 431.
В ходе рассмотрения по делу назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного по состоянию на 01.01.2014 года участка в связи с установлением несоответствия Отчета об оценке ООО «Оценка+» № 2015-09-28-О от 30 июня 2015 года требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Согласно выводу, содержащемуся в заключении судебного эксперта ООО «Экспертное бюро № 1» Мамонтова О.А. от 30 марта № 2016– 03-09 - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2014 г. составляет *** рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (с изменениями, внесенными приказом от 22 июня 2015 г. № 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области», утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Постановление от 28.11.2014 года № 1498 вступило в силу для целей налогообложения 01.01.2015 года. Для иных целей по истечении месяца со дня официального опубликования. Постановление опубликовано 28 ноября 2014 года. Следовательно, вступило в силу 29 декабря 2014 год.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу положений частей 1, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.
В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагаются кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Указанные документы административным истцом суду представлены.
В доказательство установления в отношении спорного земельного участка рыночной стоимости на 01.01.2014 года административный истец представил Отчет ООО «Оценка+» № 2015-09-28-О от 30 июня 2015 года, составленный оценщиком Сутягиным В.Ю. – членом НП СРО «СВОД», Положительное заключение эксперта НП СРО «СВОД» от 29 октября 2015 года № 2784/С-15 о соответствии Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При составлении Отчета оценщиком допущены нарушения действующего законодательства об оценочной деятельности, что повлияло на величину рыночной стоимости объекта оценки. Это подтверждается решением комиссии по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области от 02 декабря 2015 года № 431.
В соответствии с частями 1- 4 статьи 84 КАС РФ
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Согласно пунктам 23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).
Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
На основании статьи 77, 78 КАС РФ с учетом замечаний к Отчету оценщика, содержащихся в решении комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости по делу назначена судебная экспертиза.
Судебным экспертом установлена иная рыночная стоимость земельного участка.
Оценивая представленные доказательства в совокупности:
- Отчет ООО «Оценка+» № 2015-09-28-О от 30 июня 2015 года;
- Положительное заключение эксперта НП СРО «СВОД» от 29 октября 2015 г. №2784/С-15;
- заключение судебного эксперта ООО «Экспертное бюро № 1» Мамонтова О.А. от 30.03.3026 г. № 2016-03-09,
суд приходит к выводу, что установленная судебным экспертом рыночная стоимость земельного участка в сумме *** рублей является объективной, может быть принята как доказательство установления рыночной стоимости по состоянию на ***.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность указанной рыночной стоимости, суду не представлено.
Заключение судебного эксперта соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, выводы эксперта мотивированы.
В связи с отраженными в решении комиссии недостатками Отчета оценщика по ходатайству административного истца по делу была назначена судебная экспертиза.
Представитель административного истца в судебном заседании просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в сумме, определенной судебным экспертом.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Суд признает права административного истца нарушенными несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости. Права могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной.
При таких обстоятельствах имеются законные основания для установления по состоянию на 01.01.2014 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым *** равной рыночной в сумме *** рублей.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Федеральным законом на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возложены функции по государственной кадастровой оценке, в части включения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Органом кадастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.
Указанные полномочия переданы Кадастровой палате на основании пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, пункта 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 Положения О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 г. № 878, от 06.04.2011 г. № 246, от 03.11.2011 г. № 904, от 14.09.2012 г. № 924) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции по государственной кадастровой оценке.
Следовательно, Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области являются надлежащими ответчиками по делу.
Таким образом, судом установлено и подтверждается доказательствами, что имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под сооружение – эстакаду литер IX, сооружение – железнодорожный путь литер Х, здание литер Д, здание литер Ж, здание литер Е (земельные участки предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок); площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***Р, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Тамбовским филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления юридического лица об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области.
ООО «Компания Козерог» с заявлением в комиссию обратилось 3 ноября 2015 года, что подтверждается копией решения комиссии.
Следовательно, период действия установленной судом кадастровой стоимости с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
По данному делу административным истцом в судебном порядке реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной.
На административном истце лежит обязанность представить суду надлежащие доказательства в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах судебные расходы по данному делу по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей и проведению судебной экспертизы в сумме *** рублей относятся на административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Компания Козерог» (заявление в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подано 3 ноября 2015 года) удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под сооружение – эстакаду литер IX, сооружение – железнодорожный путь литер Х, здание литер Д, здание литер Ж, здание литер Е (земельные участки предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок); площадью 35 783 кв. м, расположенного по адресу: ***Р, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под сооружение – эстакаду литер IX, сооружение – железнодорожный путь литер Х, здание литер Д, здание литер Ж, здание литер Е (земельные участки предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок); площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***Р, равной рыночной *** (тридцать пять миллионов двести шестьдесят четыре тысячи сто сорок семь) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Э. Мороз
Решение суда в окончательной форме принято 23 мая 2016 года.
Судья Л.Э. Мороз