ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-100/2021 от 15.06.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-100/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2021 года                                                       город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

с участием прокурора Данилова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» о признании недействующими в части  пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года № 366-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год», подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года № 367-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год», в части пункта 6 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года № 368-П «О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений  в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области»,

У С Т А Н О В И Л:

30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 366-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год» (далее также приказ № 366-П).

30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 367-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год» (далее также приказ № 367-П),

30 декабря 2020  года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 368-П «О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений  в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» (далее также приказ № 368-П).

Тексты приказов № 366-П, № 367-П, № 368-П опубликованы 12 января 2021 года в газете «Ульяновская правда»  № 1 (24.375).

Акционерное общество «Оборонэнерго» обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в течение всего периода действия  в части  пункта 32 приложения к приказу Агентства по   регулированию    цен    и   тарифов  Ульяновской  области    от   30 декабря 2020 года № 366-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Волга» и АО «Оборонэнерго», подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года № 367-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год», в части пункта 6 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года № 368-П «О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений  в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части внесения изменений в строку 7 Приложения к Приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой  валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы» в части установления НВВ АО «Оборонэнерго» на 2021 год, возложении обязанности по изданию заменяющих нормативных актов.

Заявление мотивировано тем, что АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Ульяновской области.

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций, в том числе АО «Оборонэнерго», на долгосрочный период регулирования – с 2020 по 2024 годы; на 2021 год размер НВВ установлен в 19 949,69 тыс.руб.

Приказом № 368-П от 30 декабря 2020 года в приказ № 06-482 (Приложение      строка 7) внесены изменения, размер НВВ АО «Оборонэнерго» на 2021 год установлен в 18 054,11 тыс.руб.

Приказом № 367-П от 30 декабря 2020 года установлены единые котловые тарифы на 2021 год.

Приказом № 366-П от 30 декабря 2020 года установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год: в том числе, пара АО «Оборонэнерго» - ПАО «МРСК Волги» с разбивкой по полугодиям (строка 32 Приложения к приказу).

Оспариваемыми приказами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.

Нарушение прав и законных интересов АО «Оборонэнерго» выразилось в проведении корректировки НВВ на 2021 год с нарушением тарифного законодательства, что привело к занижению НВВ и установлению ее в экономически необоснованном размере.

При расчете НВВ на 2021 год расчет тарифным органом произведен в нарушение положений пунктов 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрический энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При определении итогового значения НВВ Агентством применена величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, тогда как административный истец относится к сетевым организациям, на которые данные законоположения не распространяются, поскольку НВВ АО «Оборонэнерго» за три последних периода регулирования не превысила 10% суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрический энергии.

При корректировке НВВ на 2021 год в нарушение пункта 9 Методических указаний приняты во внимание и учтены фактические значения параметров расчета тарифов за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, тогда как необходимо учитывать значения лишь по итогам истекшего периода, то есть, за 2019 год.

Поскольку размер оспариваемой необходимой валовой выручки был использован при последующем расчете и установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, а также индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии, то АО «Оборонэнерго» полагает, что и приказы № 366-П и № 367-П также следует признать недействующими.

В судебном заседании представитель административного истца       ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в иске доводам, дав аналогичные пояснения.

Представитель административного ответчика Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области ФИО2 просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемые приказы были приняты Агентством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказы нормативным правовым актам в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, имеющим большую юридическую силу, не противоречат и прав административного истца не нарушают.

Представители заинтересованного лица ПАО «Россети Волга» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании пояснили, что считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен. При таких обстоятельствах суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены и определены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике включает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в сфере электроэнергетики федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

Частью 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике установлено, что общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

АО «Оборонэнерго» является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии. На территории Ульяновской области действует филиал общества «Уральский».

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций, в том числе АО «Оборонэнерго», на долгосрочный период регулирования – с 2020 по 2024 годы;  на 2021 год размер НВВ установлен в размере 19 949,69 тыс.руб.

30 апреля 2020 года АО «Оборонэнерго» обратилось в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии оказываемые  АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» потребителям Ульяновской области и корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год.

30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов   Ульяновской области принят приказ № 368-П «О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений  в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», которым пунктом 6 внесены изменения в  строку 7 Приложения к   приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования  (без учета оплаты потерь) 2020-2024 года» в части установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2021 год в размере 18 054,11 тыс.руб.

30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов   Ульяновской области принят приказ № 367-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год».

30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов   Ульяновской области принят приказ № 366-П  «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год».

Тексты приказов № 366-П, № 367-П, № 368-П опубликованы 12 января 2021 года в газете «Ульяновская правда»  № 1 (24.375).

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года № 6/138-П, в области регулирования цен и тарифов одной из основных задач Агентства является государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемые       приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.

Как видно из положений оспариваемого в части нормативного правового акта, приказом № 368-П для АО «Оборонэнерго» (филиал «Уральский») необходимая валовая выручка на 2021 год определена в размере 18 054,11 тыс.руб. Определяя НВВ в указанном размере, орган регулирования исходил из положений пункта 7 Основ ценообразования с применением величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов; корректировка НВВ на 2021 год произведена с учетом периодов 2015-2018 г.г.

Обратившись в суд, и утверждая о недействительности нормативных правовых актов, административный истец указывает, что необходимая валовая выручка необоснованно занижена в связи с применением величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, а также с учетом корректировок за 2015-2018 годы.

Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Согласно части 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Как указано в абзаце 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 11 пункта 7 Основ ценообразования).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования  тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки установлен названными Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее Методические указания 98-э).

Согласно пункту 11 Методических указаний 98-э учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определяется величиной

 не определяется для территориальных сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, за исключением результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что правило распределения исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов в целях сглаживания изменения тарифов – не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Как установлено по делу, величина необходимой валовой выручки                   АО «Оборонэнерго» за 3 последних периода регулирования ниже 10 процентов (менее 1%), в связи с чем действие абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования на данную сетевую организацию распространено быть не могло.

Согласно пункту 11 Методических указаний 98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на i-год долгосрочного периода регулирования определяется по формуле (2):

Величина Вi определяется в соответствии с формулой (3):

Из данной формулы видно, что в ее состав входит величина

, которая не должна учитываться для административного истца при установлении размера НВВ.

Согласно пункту 9 Методических указаний 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

При установлении тарифов для АО «Оборонэнерго» на 2021 год последним истекшим годом, за который известны фактические значения, является 2019 год.

Как следует из формул 3 и 7 Методических указаний 98-э, конкретизирующих пункт 7 Основ ценообразования применительно к расчету НВВ при корректировке тарифов, установленных методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в НВВ включаются расходы, выявленные по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, в части неподконтрольных расходов - как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования. С учетом того, что последним годом, за который известны фактические значения для 2021 года является 2019 год, следовательно, корректировка административного ответчика с учетом данных 2015-2016 гг. является неправомерной.

Приведенные обстоятельства влияют на итоговую величину необходимой валовой выручки и как следствие, на размер тарифа, следовательно, дают основание полагать об экономической необоснованности установленных тарифов на передачу электрической энергии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт  - пункт 6 приказа № 368-П в части внесения изменений в  строку 7 Приложения к   приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования  (без учета оплаты потерь) 2020-2024 года» в части установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2021 год не соответствует действующему федеральному законодательству.

В силу вышеизложенного доводы административного ответчика, суть которых сводится к утверждению о правомерности корректировки НВВ административного истца на  долгосрочный период регулирования по результатам анализа его регулируемой деятельности за предшествующий долгосрочный период регулирования и применения механизма сглаживания, определенного абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования, суд находит основанными на неверном толковании норм материального права. Не превышение 10% суммарной НВВ территориальных сетевых организаций за три последних периода регулирования является обстоятельством, исключающим применение величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов.

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункту 81 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 15(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных во исполнение пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), потребители оплачивают услуги территориальных сетевых организаций по передаче электрической энергии по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.

Как следует из пункта 42 Правил недискриминационного доступа, пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, устанавливаются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов для потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на основе НВВ, рассчитанной для каждой сетевой организации, находящейся в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения, и в соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 20-э/2 на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Суммарная НВВ всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний № 20-э/2).

Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации – получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой.

Поскольку НВВ АО «Оборонэнерго» на 2021 год рассчитана неверно, суд приходит к выводу о том, что размер тарифных ставок единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии на 2021 год, а также размер индивидуального тарифа для взаиморасчета с ПАО «Россетти Волга», рассчитанные на основе размера НВВ сетевой компании, определенного с ошибкой, также являются неверными.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующими в части приказов № 368-П, № 367-П, № 366-П.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом приказы следует признать не действующими в части с момента их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21 КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины. Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление акционерного общества «Оборонэнерго» об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года № 368-П «О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений  в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части внесения изменений в  строку 7 Приложения к   приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования  (без учета оплаты потерь) 2020-2024 года» в части установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2021 год.

Признать недействующими со дня принятия подпункты 1.1, 1.2 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года № 367-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год».

Признать недействующим со дня принятия пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года № 366-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год»  в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россетти Волги» и АО  «Оборонэнерго» на территории Ульяновской области (строка 32 приложения к указанному приказу).

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» расходы по уплате государственной пошлины 4500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                        О.ФИО5