Дело № 3а–100/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 20 августа 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.,
с участием представителей : административных истцов - ФИО1 и ООО УК «Профи» - ФИО2, административного ответчика – Правительства Ставропольского края, заинтересованного лица – Управление Ставропольского края – государственная жилищная инспекция – ФИО3, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края – Мамбетова Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Профи» о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил :
24 сентября 2020 года ФИО1 обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - Правительству Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия : пункта 4 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п, в части слов - «в соответствии с должностными регламентами» и пункта 18 этого же Порядка в части слов - «и составлять протоколы об административных правонарушениях».
В предварительном судебном заседании 2 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Ставропольского края – государственная жилищная инспекция (том 1 л. д. 114). Определением суда от 2 ноября 2020 года заявление ООО УК «Профи» удовлетворено, последнее признано административным соистцом по настоящему административному делу (том 1 л. д. 117-120).
Впоследствии административные истцы уточнили заявленные требования и просили признать недействующими :
- пункт 4 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края» (в редакции от 23 июля 2020 года № 389-п) в части слов - «в соответствии с должностными регламентами» со дня принятия данного постановления;
- пункт 18 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края» в части слов «и составлять протоколы об административных правонарушениях» в той мере, в которой данное право распространяется на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с момента вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2019 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», то есть с 29 марта 2019 года.
В обоснование заявленных и впоследствии уточненных требований административные истцы указали, что в соответствии с пунктом 69 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, об административных правонарушения предусмотренных часть 2 статьи 7.23.2, статьей 7.32.2, частями 5 и 6 статьи 9.23, частью 2 статьи 13.19.2, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 24 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.11 данного Кодекса. Из содержания данной нормы право составлять протоколы по статьям 14.1.3 и 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указано. Однако, в соответствии с частью 1 статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1.3 и 7.23.3, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор.
Оспариваемое постановление принято уполномоченным на это органом - Правительством Ставропольского края, которое вправе устанавливать перечень должностных лиц, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям. Управление Ставропольского края – государственная жилищная инспекция в соответствии с Положением об управлении как орган исполнительной власти не наделено правом устанавливать такой перечень лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях.
Ссылка в Порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края на должностной регламент, который, являясь локальным правовым актом, устанавливающим круг полномочий работника, не подлежит обнародованию, свидетельствует о неопределенности круга должностных лиц органа государственной власти, наделенных правом возбуждать дела об административных правонарушениях. Невозможность определить полномочия должностного лица, замещающего должность, включенную в Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, на составление протоколов об административных правонарушениях и по каким статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без ознакомления с его должностным регламентом, который отсутствует в свободном доступе, исключает для лиц, в отношении которых такой протокол составляется, и иных лиц - участников производства по делам об административных правонарушениях, а также должностных лиц, и органов, рассматривающих такие дела, возможность сделать вывод о правомерности действий должностного лица органа государственной власти по составлению протокола об административных правонарушениях.
Оспариваемые нормы не отвечают требованиям, предъявляемым федеральным законодателем к юридико-технической конструкции правовой нормы - об определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Административный истец ФИО1, являющаяся генеральным директором ООО УК «Профи», в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствие (том 1 л. д. 75).
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание лиц административного истца в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административных истцов – ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Правительства Ставропольского края и заинтересованного лица – Управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция – ФИО3 поддержала доводы представленных в дело возражений, просила в удовлетворении требований истцов отказать.
Заслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, оценив оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мамбетова Р.Я. о необоснованности заявленных требований, суд приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части в суд может обратиться лицо, в отношении которого применен этот акт, а также лицо, которое является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из административного иска и пояснений представителя истцов следует, что в отношении административного истца - ООО УК «Профи» и его генеральный директор ФИО1 должностными лицами Управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция составлялись протоколы об административных правонарушениях, судами принимались решения о привлечении Общества к административной ответственности на основании таких протоколов. Таким образом, в отношении административных истцов применен оспариваемый нормативный правовой акт, а потому они вправе обращаться в суд с настоящим иском.
Проверяя соблюдение нормативных положений при принятии оспариваемых пунктов Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края», суд установил следующее.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как установлено часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статей 8, 39 Устава Ставропольского края, статьи 1 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края» (с последующими дополнениями и изменениями) Правительство является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края.
По вопросам деятельности Правительства издаются постановления и распоряжения, порядок принятия, опубликования и вступления в силу которых определяется регламентом Правительства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 года № 419-п. Постановления и распоряжения Правительства Ставропольского края подписываются Губернатором Ставропольского края или лицом, исполняющим его обязанности.
Оспариваемое постановление прошло процедуру согласования, что подтверждается представленными в дело доказательствами (том 2 л. д. 118-143), официально опубликовано в издании газеты «Ставропольская правда» № 49-50 от 28 февраля 2014 года (том 2 л. д. 34-37) в соответствии со статьей 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края».
Постановлением Правительства Ставропольского края от 23 июля 2020 года № 389 внесены изменения в Постановление № 41-п и именно в этой редакции оспаривается истцами.
Изложенное свидетельствует о том, что Правительством Ставропольского края при принятии оспариваемого постановления соблюдены требования к процедуре принятия, форме и виду, в которых высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты. Оспариваемое постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения с Российской Федерации, опубликовано в установленном законом порядке, что не оспаривается административными истцами.
Проверяя соблюдение нормативных положений при принятии оспариваемого постановления Правительства Ставропольского края суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п утвержден Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, в соответствии с которым уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, является управление Ставропольского края – государственная жилищная инспекция. Порядок организации деятельности, полномочия, функции управления, а также организационная структура управления определяются положением об управлении, утверждаемом Правительством Ставропольского края.
Задачей регионального государственного надзора является осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных, в том числе, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В пункте 4 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п (в оспариваемой редакции от 23 июля 2020 года № 389-п) установлено, что должностные лица управления, которые осуществляют региональный государственный надзор, являются государственными жилищными инспекторами Ставропольского края.
Региональный государственный надзор уполномочены осуществлять следующие должностные лица управления:
начальник управления - главный государственный жилищный инспектор Ставропольского края;
заместитель начальника управления - заместитель главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края;
начальники отделов, в обязанности которых входит осуществление регионального государственного надзора в соответствии с должностными регламентами;
заместитель начальника управления;
начальники отделов, в обязанности которых входит осуществление регионального государственного надзора в соответствии с должностными регламентами;
заместители начальников отделов, в обязанности которых входит осуществление регионального государственного надзора в соответствии с должностными регламентами;
главные государственные инспекторы;
старшие государственные инспекторы;
государственные инспекторы (том 2 л. д. 45-47).
В оспариваемом пункте 18 указанного положения установлено, что по результатам проверки должностными лицами управления, проводящими проверку, составляется акт проверки по форме, утверждаемой управлением.
Акт проверки составляется в двух экземплярах, один из которых в течение 3 рабочих дней вручается под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении руководителю, уполномоченному представителю проверяемого органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданину.
Также по результатам проверки должностные лица управления могут выдавать предписания и составлять протоколы об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 июня 2014 года № 244-п «Об утверждении Положения об управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору», утратившему силу с 01 января 2020 года в связи с изданием постановления Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № 607-п, управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору являлось органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим, в том числе, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № 607-п, принятого в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 20 ноября 2019 года № 367 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае», утверждено Положение об управлении Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, в соответствии с которым Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Ставропольского края, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (в редакции постановления от 14 августа 2020 года № 432-п).
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям формального законодательства по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса (пункт 6.1).
В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.55 главы 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3 (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), 9.5.1, частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов), статьей 14.1.3 (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 №, от 14.12.2015 № 379-ФЗ, от 03.07.2016 № 372-ФЗ, от 05.12.2016 № 412-ФЗ, от 26.07.2017 № 209-ФЗ).
Таким образом, частью 1 статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, по рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствующей сфере деятельности, в том числе, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 7.23.3.), осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (статья 14.1.3.), а частью 1 статьи 28.3 указанного Кодекса установлена компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляющих региональный государственный жилищный надзор по составлению протоколов об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с подпунктом 69 части 2 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правом на составление протокола об административных правонарушениях обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, - об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьями 14.1.3. и 7.23.3 данного Кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 209-ФЗ).
Часть 4 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит норму, в соответствии с которой перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К протоколам процессуальных действий предъявляются четкие требования в части строгого соблюдения процессуальных норм, определяющих порядок их производства и фиксации. Протокол процессуального действия должен быть составлен только правомочным должностным лицом, указанным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 4 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет бланкетный характер, указывая, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. ч. 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 194-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 35 Закона Ставропольского края от 12 октября 1994 года № 6-кз «Устав (Основной Закон) Ставропольского края» Губернатор Ставропольского края определяет структуру органов исполнительной власти Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 31 июля 1996 года № 15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края» структура органов исполнительной власти Ставропольского края определяется Губернатором Ставропольского края в соответствии с функциями, задачами соответствующих органов и их местом в системе органов исполнительной власти Ставропольского края, а также с учетом организационно-правовых форм, установленных для соответствующих федеральных исполнительных органов государственной власти.
В силу положений статьи 3 указанного Закона Ставропольского края систему органов государственной власти Ставропольского края образуют : Губернатор Ставропольского края, Дума Ставропольского края, Правительство Ставропольского края, отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти Ставропольского края.
Правительство Ставропольского края, отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти Ставропольского края составляют единую систему исполнительной власти Ставропольского края, возглавляемую высшим должностным лицом Ставропольского края - Губернатором Ставропольского края.
Порядок формирования отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти Ставропольского края и осуществления ими своих полномочий регулируется нормативными правовыми актами Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края, издаваемыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края и законами Ставропольского края.
Пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства, в соответствии со статьями 13 и 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» и в соответствии с законодательством Ставропольского края Правительством Ставропольского края принято постановление от 12 февраля 2014 года № 41-п «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края», в котором определен уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий региональный государственный надзор, а также определены должностные лица управления, осуществляющие региональный государственный надзор в соответствующей сфере деятельности. По результатам проверки должностные лица управления могут составлять протоколы об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 июня 2014 года № 244-п (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) было утверждено Положение об управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, являющимся органом исполнительной власти Ставропольского края. Подпунктом 2 пункта 13 данного Положения предусмотрено, что начальник Управления издает в пределах своей компетенции приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации деятельности управления – приказы ненормативного характера, распоряжения.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № 607-п утверждено Положение об управлении Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, являющемся органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, в пункте 14 которого предусмотрено, что начальник управления издает в пределах своей компетенции приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации деятельности управления – приказы ненормативного характера, распоряжения.
Приказом начальника Управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция от 10 марта 2020 года № 50-од утвержден перечень должностных лиц управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, уполномоченных на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьями 7.23.3 и 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях :
заместитель начальника управления Ставропольского края государственной жилищной инспекции – заместитель главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края;
заместитель начальника управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции;
начальник отдела лицензирования, контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций по управлению многоквартирными домами, начальники отделов, заместители начальников отделов, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции следующих структурных подразделений : отдела по контролю (надзору) за содержанием, использованием и эксплуатацией жилищного фонда; отдела по контролю (надзору) за порядком предоставления коммунальных услуг и энергоснабжением; отдела по контролю (надзору) за соблюдением правил пользования жилыми помещениями; отдела по контролю (надзору) за начислением платы за жилищно-коммунальные услуги, формированием фондов и финансированием капитального ремонта; отдела по контролю (надзору) за соблюдением требований жилищного законодательства на территории региона Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края; отдела лицензирования, контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций по управлению многоквартирными домами.
Анализ вышеизложенных норм законодательства свидетельствуют о том, что компетенция по установлению перечня должностных лиц, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях, делегирована федеральным законодательством органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. Такой перечень во исполнение норм федерального законодательства изначально установлен оспариваемым постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п и в дальнейшем утвержден органом исполнительной власти края - управлением Ставропольского края – государственная жилищная инспекция в приказе от 10 марта 2020 года № 50-од.
Таким образом, наделение оспариваемым постановлением Правительства Ставропольского края органа исполнительной власти края – управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция - функциями по выполнению процессуальных действий по составлению протоколов об административных правонарушениях не противоречит вышеприведенному федеральному и региональному законодательству.
Ссылка административных истцов на неопределенность содержания оспариваемой правовой нормы – пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением № 41-п, допускающей неоднозначное толкование круга лиц, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях без ознакомления с их должностными регламентами, и исключающей для лиц, в отношении которых такой протокол об административном правонарушении составлен, а также - для должностных лиц и органов, рассматривающих такие дела, сделать вывод о правомерности действий должностного лица органа государственной власти по составлению протокола об административных правонарушениях, является несостоятельной, поскольку содержание протокола об административном правонарушении регулируется положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой орган, рассматривающий вопрос о привлечении лица к административной ответственности на основании соответствующего протокола об административном правонарушении проверяет в том числе полномочия должностного лица на его составление и, в случае выявленных нарушений, совершает действия, предусмотренные в статье 28.8 настоящего Кодекса.
Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт – постановление Правительства Ставропольского края № 41-п издан в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2013 года № 493, которым утверждено Положение о государственном жилищном надзоре. Пункт 4 данного постановления в первоначальной редакции устанавливал, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок осуществления государственного жилищного надзора в том числе включал : наименование органа государственного жилищного надзора, структуру и порядок организации его деятельности, полномочия и функции такого органа, перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия. Органам государственной власти субъекта было рекомендовано создать органы государственного жилищного надзора, обеспечивающие выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами (пункт 12).
Впоследствии изданный приказ органа исполнительной власти субъекта - Управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция от 10 марта 2020 года № 50-од фактически дублирует оспариваемое постановление Правительства Ставропольского края в части указания перечня должностных лиц, наделенных властными полномочиями, устанавливая данный перечень уже в соответствии с должностными регламентами и административным регламентом осуществления управлением Ставропольского края – государственной жилищной инспекцией регионального государственного жилищного надзора.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление № 41-п в оспариваемой части – пункт 4 - не нарушает прав и законных интересов административных истцов, поскольку наряду с данным постановлением имеется ряд иных нормативных и ненормативных актов, которыми закреплены полномочия должностных лиц управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края по проведению проверок, составлению актов, выдаче предписаний, в том числе составлению протоколов об административных правонарушениях в случае выявления правонарушений.
Как следует из уточненных исковых требований, истцы просят признать недействующим с 29 марта 2019 года пункт 18 порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства от 12 февраля 2014 года № 41 в части слов – «и составлять протоколы об административных правонарушениях» в той мере, в которой данное право распространяется на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть с момента вступления в законную силу Федерального закона от 18 марта 2019 года № 26-ФЗ.
Данные требования в части «и составлять протоколы об административных правонарушениях», по мнению суда, не подлежат удовлетворению в силу вышеизложенного, а в остальной части не подлежат удовлетворению, поскольку полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов. При разрешении вопросов о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, суд не вправе вносить в него какие либо изменения или дополнения в части толкования правоприменительной нормы, не предусмотренной данным оспариваемым актом.
Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом без лицензии (если она обязательна) - это административное правонарушение (ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). До внесения изменений частью 1 указанной нормы такое правонарушение влекло наложение административного штрафа : на должностных лиц - в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от 150 000 до 250 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридические лица - от 150 000 до 250 000 рублей.
В случае управления многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований (за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 указанного Кодекса) административный штраф составлял (ч. 2 ст. 14.1.3 данного Кодекса) : для должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; для индивидуальных предпринимателей - от 250 000 до 300 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; для юридических лиц - от 250 000 до 300 000 рублей.
Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внес в этот Кодекс поправки, направленные на повышение эффективности лицензионного контроля. Так данный Закон (подп. «в» п. 3) дополнил статью 14.1.3 новой частью 3, которая вводит отдельный состав административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.23.3 «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» и 14.1.3 «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон № 26-ФЗ (п. 5) наделил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, Общества с ограниченной ответственностью УК «Профи» о признании недействующим со дня принятия : пункта 4 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края» в части слов - «в соответствии с должностными регламентами» со дня принятия данного постановления, а также пункта 18 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 12 февраля 2014 года № 41-п «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ставропольского края» в части слов «и составлять протоколы об административных правонарушениях» в той мере, в которой данное право распространяется на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с момента вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2019 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», то есть с 29 марта 2019 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2021 года.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.