УИД: 66OS0000-01-2021-000838-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 11 мая 2022 года |
Номер производства 3а-100/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2022 года.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2022 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-100/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Паркинг» (ИНН 6670190414/667001001) к административным ответчикам – Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Паркинг» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просило установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> (далее – земельный участок) в размере его рыночной стоимости 8602017 руб. В обоснование заявленных требований, административным истцом был представлен отчет об оценке № 216-06.2021 от 12 июля 2021 года (далее – Отчёт), выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Апрайз» И.
Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором подтверждена дата определения и размер кадастровой стоимости земельного участка. Представителем Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитиным А.А. направлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что Отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а потому являются недопустимым доказательством по делу.
По ходатайству представителя административного истца определением суда от 01 ноября 2021 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту С. (ООО «Априори АртЭкс»). Согласно заключению эксперта № 36/2/2022 от 04 марта 2022 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года составляет 9123 118 руб.
В судебном заседании приняла участие представитель административного истца Каштан А.В., которая просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном в заключении эксперта.
Иные лица, участвующие в деле, - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, - в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом.
Протокольным определением от 11 мая 2022 года суд возобновил производство по административному делу.
Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также заключение эксперта, суд приходит к следующим выводам.
Пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено платное использование земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Федерального закона). Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела, административный истец является собственником земельного участка общей площадью 2 567 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – деловое управление, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 по состоянию на 01 января 2020 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 25763387,46 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 ноября 2020 года.
Воспользовавшись предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец, являясь плательщиком земельного налога, обратился 12 августа 2021 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области, решением которой, от 31 августа 2021 года заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка было отклонено на том основании, что Отчет не соответствует законодательству об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Выражая несогласие с размером кадастровой стоимости земельного участка, административный истец 10 сентября 2021 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, представил Отчет, согласно которому, по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляет 8602 017 руб.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
По ходатайству представителя административного истца судом была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта С. № 36/2/2022 от 04 марта 2022 года по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляет 9123 118 руб.
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым, судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9). Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7). Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8). При этом в силу статьи 25 того же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Эксперт С. является незаинтересованным в исходе дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы была предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт имеет специальное высшее образование, диплом о профессиональной переподготовке в области оценочной деятельности, квалификационный аттестат, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена оценщика по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», необходимый стаж оценочной и экспертной работы, при осуществлении экспертной и оценочной деятельности гражданская ответственность эксперта застрахована.
При исследовании заключения эксперта, судом установлено, что оно выполнено в соответствии с требованиями законодательства об экспертной и оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. Определение рыночной стоимости земельного участка с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, не представлено. В названной ситуации ставить экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется, в связи с чем, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.
С учетом изложенного, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка составляла 9123118 руб. Именно в таком размере, удовлетворяя требования, и следует установить кадастровую стоимость земельного участка.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Паркинг», удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 9123 118 (девять миллионов сто двадцать три тысячи сто восемнадцать) руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, считать 12 августа 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова