ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1010/20 от 19.06.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 июня 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания – Нагапетян А.Г.,

с участием:

прокурора – Магометовой Е.Г.,

представителя административного истца - Обуховой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1010/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альтаир» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир» (далее - ООО «Альтаир») обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании недействующими со дня их принятия:

- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее – Перечень на 2017г.), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 (далее – приказ № 1907), в части включения в него под пунктом 2590 нежилого здания с кадастровым номером ;

- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее – Перечень на 2018г.), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 (далее – приказ № 1647), в части включения в него под пунктом 2899 нежилого здания с кадастровым номером .

Также Общество просило взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в свою пользу возмещение судебных расходов – госпошлины в размере 9 000 рублей.

Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), данное здание не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание. Включение указанного объекта в данные Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца Обухова Т.А., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило возражения, пояснив, что нежилое здание соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, и обоснованно включено в перечисленные выше Перечни на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также на основании осмотра, произведенного <данные изъяты>» 29.10.2019 г.

Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что требования ООО «Альтаир» подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.

В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.ст. 14, 372 НК РФ).

Законом Самарской области от 25 ноября 2003г. № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014г. № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1907 утвержден Перечень на 2017 г., приказом № 1647 утвержден Перечень на 2018 г.

Данные приказы с Перечнями опубликованы: приказ № 1907 - в издании «Волжская коммуна», N 313(29859), 24 ноября 2016 г., на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24 ноября 2016 г.; приказ № 1647 - в издании "Волжская коммуна", N 281(30176), 31 октября 2017 г. (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), "Волжская коммуна", N 283(30178), 1 ноября 2017 г. (Приложение (пп. 91 - 16435)).

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия.

Несмотря на истечение срока действия указанных приказов, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в пункт 2590 Перечня на 2017 г., в пункт 2899 Перечня на 2018 г.

Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016г. N 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО «Альтаир» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , наименование: Сборно-Кассовый павильон, назначение: нежилое здание, площадью 62,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2013 года, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.02.2020 года № 63/215/726/2020-360.

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 64 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под базу, арендуемом ООО «Альтаир» в спорный период по договору от 24 сентября 2008 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 03.12.2019 года.

Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем объектов офисного, коммерческого, делового назначения, торговых объектов и объектов общественного питания.

Согласно техническому паспорту, составленному филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», на здание, расположенное по адресу: <адрес>, исходя из экспликации к плану строения Литера № В, расположенного по улице <адрес>, от 15 января 2004 г., спорный объект включает части помещения: бытовка 15 кв.м, коридор 1,1 кв.м, бытовка 7,7 кв.м, бытовка 7,6 кв.м, бытовка 14,7 кв.м, коридор 1,1 кв.м, бытовка 14,6 кв.м, коридор 1,1 кв.м.

При этом термин «бытовка» не тождественен термину «офис», наименование здания не свидетельствует о предназначении его для объектов офисного, делового, коммерческого назначения. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в указанные Перечни по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.

Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового центра, офисов.

Основным видом деятельности ООО «Альтаир» является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.06.2020 г. № ЮЭ9965-20-97759449.

Мероприятия по определению фактического использования здания на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов министерством не производились.

Согласно договору аренды № 46-01/16 от 1 апреля 2016 г., заключенному между ООО «Альтаир» и ООО «<данные изъяты>», земельный участок с кадастровым номером и нежилое здание с кадастровым номером литера В в комплексе с иными зданиями – литеры АА1, Б, Г, Д, Е, Ж, З, К, общей площадью 5 785 кв.м, переданы в аренду ООО «<данные изъяты>».

Из акта приема-передачи от 01.04.2016 года к договору аренды от 01.04.2016 года № 46-01/16 следует, что целевое назначение помещений: организация складского хранения товаров.

Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>», является торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.06.2020 г. № ЮЭ9965-20-97759079.

Спорный объект недвижимости расположен на охраняемой территории, где действует пропускной режим, ограничивающий свободный доступ посетителей, что подтверждается договором от 1 апреля 2016 г. № 20-01/16 об охране производственных (хозяйственных) объектов, заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ООО <данные изъяты>».

На основании ч. 9 ст. 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно акту осмотра от 29.10.2019 года, выполненному <данные изъяты>», нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 62,9 кв.м., фактически используется: под офисы – помещения, площадью 30,8 кв.м., комнаты приема пищи, отдыха – помещения, площадью 30,8 кв.м. На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует, возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.

Доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании спорного здания в период 2017-2018 гг. в целях, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечни не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018гг.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части со дня их принятия.

Принимая во внимание оплату административным истцом государственной пошлины в размере 9 000 рублей согласно платежному поручению № 91 от 12 февраля 2020г., суд полагает, что данный вид судебных расходов подлежит возмещению административным ответчиком в соответствии со ст.ст. 103, 111 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208 - 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Альтаир» удовлетворить.

Признать недействующими со дня их принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016г. № 1907, в части включения в него под пунктом 2590 нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017г. № 1647, в части включения в него под пунктом 2899 нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Альтаир» возмещение судебных расходов – государственной пошлины в размере 9 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июня 2020 года.

Судья: С.Н. Ласковская