ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1010/2021 от 31.05.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2021-001154-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Харитонове М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-309/2022 по административному исковому заявлению Останиной Н.А. к Правительству Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Останина Н.А. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указано, что Останина Н.А. является собственником 3/10 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>. Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 7 257 976,68 руб. Согласно отчету (данные изъяты) № 2139-з от 15.11.2021 рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 3 272 000 руб., что значительно меньше установленной кадастровой стоимости. Полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что влечет нарушение прав административного истца как налогоплательщика. Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости равной 3 272 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Административный истец Останина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, о причинах уважительности неявки не сообщила.

Представитель административного истца Лакеев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на согласие с заключением судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал на допущенные нарушения в отчете об оценке, представленном административным истцом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного дела, не имеет материально-правового интереса.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что Управление не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости земельных участков, с которой административный истец не согласен.

Представитель заинтересованного лица администрации Ангарского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в случае установления кадастровой стоимости равной рыночной это приведет к недополучению в бюджет Ангарского городского округа денежных средств в виде земельного налога.

Представитель заинтересованного лица межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица (данные изъяты), заинтересованное лицо ФИО10 в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, о причинах уважительности неявки не сообщили.

При таких обстоятельствах в соответствии с п. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 245 КАС РФ и ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ от 03.07.2016 (далее - Закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) Закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, в соответствии с которой заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 6 Закона № 269-ФЗ до 01.01.2023 (если иная дата не определена решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 6) действует переходный период применения ст. 22 и ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ.

В этот период рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости осуществляется в соответствии со ст. 22 Закона № 237-ФЗ.

Постановлением Правительства Иркутской области от 01.02.2021 № 46-пп, в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 27.12.2021 № 1056-пп, о дата перехода к применению положений ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлена с 01.07.2022.

Таким образом, до указанной даты оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях установления рыночной стоимости осуществляется в судебном порядке в соответствии со ст. 22 Закона № 237-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

В ходе рассмотрения дела установлено, что собственниками земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, являются: Останина Н.А. (3/10 доли), ФИО11. (1/10 доля), (данные изъяты) (3/5 доли), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 №969-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области по состоянию на 01.01.2020.

13.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 7 257 976,68 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец, в силу положений ст.ст. 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), является плательщиком земельного налога, при исчислении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 данного Кодекса.

В соответствии с п. 1.1. ст. 391 НК РФ случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего Останиной Н.А. земельного участка могут повлиять на ее права и обязанности как налогоплательщика, в связи с чем у административного истца имеется право на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 13.01.2021.

С настоящим иском административный истец обратился в суд 17.12.2021, что подтверждается отметкой на почтовом конверте, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке № 2139-з от 15.11.2021, выполненный оценщиком (данные изъяты)ФИО12

Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 3 272 000 руб.

Определением суда от 15.02.2022 назначено проведение судебной оценочной экспертизы.

В заключении судебной экспертизы, выполненной экспертом (данные изъяты)ФИО13, указано следующее:

- отчет (данные изъяты) № 2139-з от 15.11.2021 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 01.01.2020 составляет 3 964 662руб.

Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку эксперт ФИО14 была предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, давая оценку заключению судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Лицами, участвующими в деле, заключение судебной экспертизы не оспорено.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, административные ответчики в нарушение требований ст. 62, ч. 5 ст. 247 КАС РФ не представили.

Принимая решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной ее рыночной стоимости, суд вправе установить рыночную стоимость в другом размере, чем указано в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных требований и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы в размере3 964 662 руб. по состоянию на 01.01.2020.

В силу положений ст.ст. 17, 18 Закона № 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 17.12.2021.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180 КАСРФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Останиной Н.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 3 964 662руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Дата обращения Останиной Н.А. с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости – 17.12.2021.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022.

Судья С.Н. Банщикова