ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1014/18 от 15.10.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-1014/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе :

председательствующего судьи Гриценко И.В.,

при секретаре судебного заседания Рябчиковой И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, в размере равной рыночной стоимости,

установил:

< Ф.И.О. >1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к < Ф.И.О. >2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ «< Ф.И.О. >2 кадастровая палата < Ф.И.О. >2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края; Администрации Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого дома, с кадастровым номером <...>, площадью 168.0 кв.м, расположенного по адресу: <...> размере равной его рыночной стоимости 1517 091 рубль.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что <...>, она приобрела в собственность земельный участок по адресу: Краснодарский край, <...> с/т «Ветработник», 23 на котором в 2013 году построила жилой дом, которому был присвоен кадастровый <...>.

<...>, она произвела отчуждение жилого дома с кадастровым номером 23:49:0306003:17076 и земельного участка < Ф.И.О. >5 за 800000 рублей.

Согласно данным филиала ФГБУ «< Ф.И.О. >2 кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером <...> составляет 6 583276.56 рублей.

В связи с тем, что определенная договором купли продажи стоимость домовладения меньше его кадастровой стоимости, она обязана оплатить налог на доход физического лица с продажи в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 217 НК РФ исходя из кадастровой стоимости объекта продажи, умноженной на понижающий коэффициент 0.7.

Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости выполненного ООО «Сочинская городская экспертно-исследовательская лаборатория», рыночная стоимость объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером <...> составляет 1517 091 рубль.

Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости объекта недвижимости, являются неверными и нарушают ее права.

Завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера налога на доходы физического лица.

< Ф.И.О. >2 административного истца < Ф.И.О. >6 действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против кадастровой стоимости установленной заключением эксперта, поскольку она включает налог на добавленную стоимость.

Просил суд установить кадастровую стоимость жилого дома равной рыночной без учета НДС в размере 3 622 881 рубль и отнести на счет административных ответчиков расходы по оплате экспертизы и услуг < Ф.И.О. >2.

< Ф.И.О. >2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, < Ф.И.О. >2 ФГУ «< Ф.И.О. >2 кадастровая палата < Ф.И.О. >2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Администрации Краснодарского края, в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Суд считает необходимым рассмотреть дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса, поскольку о месте и времени рассмотрения дела они были извещены надлежащим образом.

Выслушав < Ф.И.О. >2 административного истца – < Ф.И.О. >6, изучив доводы административного искового заявления и возражения на него, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточенных административных исковых требований по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела < Ф.И.О. >1 принадлежал на праве собственности, жилой дом, с кадастровым номером 23:49:0306003:17076 площадью 168.0 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...> с/т «Ветработник», <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <...>.

Согласно данным филиала ФГБУ «< Ф.И.О. >2 кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером <...> составляет 6583276.56 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...> за <...>/<...>

Плательщиками налога на доходы физических лиц, согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Для целей статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

Как следует из положений части 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения налогового законодательства, < Ф.И.О. >1 обязана оплатить налог на доход физического лица полученный от отчуждения принадлежащего ей на праве собственности жилого дома в соответствии с нормами статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из кадастровой стоимости дома.

В силу ст.24.18 < Ф.И.О. >2 закон от <...><...> - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости выполненного ООО «Сочинская городская экспертно-исследовательская лаборатория», рыночная стоимость объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером <...> составляет 1517 091 рубль.

В соответствии со ст.77 КАС РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

При рассмотрении дела судом установлено, что представленный отчет о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, вызывает сомнения в достоверности определения рыночной стоимости.

Определением Краснодарского краевого суда от <...> по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия отчета ООО «Сочинская городская экспертно-исследовательская лаборатория» требованиям < Ф.И.О. >2 закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в российской Федерации» и установления рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, производство, которой поручено ООО «Департамент профессиональной оценки».

Согласно заключения эксперта <...>/ДПО от <...>, ООО «Департамент профессиональной оценки» отчет <...> от <...> ООО «Сочинская городская экспертно-исследовательская лаборатория» не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Рыночная стоимость объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> на дату определения кадастровой стоимости <...>, с учетом НДС составляет 4275000 рублей.

В силу ст.62, ч.8ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ, в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, проанализировав заключение судебной экспертизы, установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», < Ф.И.О. >2 стандартов оценки.

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертном вопросы. У суда нет оснований сомневаться в компетенции эксперта проводившего данную экспертизу. Информация, использованная экспертом при проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, удовлетворяет требованиям закона. Выводы эксперта не опровергнуты.

Вместе с тем из установленной экспертом кадастровой стоимости, необходимо вычесть налог на добавленную стоимость 18%, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> на дату определения кадастровой стоимости <...> без учета НДС составит 3622881 рубль.

В соответствии со ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером <...> ведет к необоснованному увеличению налога на доходы физического лица.

Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - <...>.

В силу положений статьи 24.18 < Ф.И.О. >2 закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «< Ф.И.О. >2 кадастровая палата < Ф.И.О. >2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером <...> является <...>,

В соответствии со ст. 24.20 < Ф.И.О. >2 закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В силу п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

< Ф.И.О. >1 обратилась в Краснодарский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, в размере его рыночной стоимости <...>, что подтверждается отметкой отдела входящей корреспонденции.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 < Ф.И.О. >2 закона от <...> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Лицо должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах. Суд неоднократно вызывал в судебное заседание представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края; администрации Краснодарского края.

В судебное заседание представители, извещенные надлежащим образом, не являлись, о причинах не явки не сообщали, ходатайств об отложении слушания дела не представляли. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.

При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, заключения эксперта, суд удовлетворяет уточненные административные исковые требования < Ф.И.О. >1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости жилого дома, в размере его рыночной стоимости.

В силу ч.11 ст.49 КАС РФ эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения.

Директором ООО «Департамент профессиональной оценки » в суд подано ходатайство о взыскании с < Ф.И.О. >1 расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы, в размере 45000 рублей.

< Ф.И.О. >2< Ф.И.О. >1 в суд подано ходатайство о взыскании с административных ответчиков солидарно в пользу < Ф.И.О. >1 расходов на < Ф.И.О. >2 в размере 47000 рублей и отнесении на счет ответчиков расходов на экспертизу в размере 45000 рублей.

Согласно ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании п.1 ст.106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, оплата услуг < Ф.И.О. >2.

В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

На основании вышеизложенного в удовлетворении ходатайства о взыскании с административных ответчиков солидарно услуг < Ф.И.О. >2 в размере 47000 рублей необходимо- отказать.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым, взыскать с административного истца в пользу экспертной организации, стоимость проведения судебной экспертизы в полном объеме в размере 45000 рублей.

Руководствуясь ст.20, 175, 177, 180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования < Ф.И.О. >1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, жилого дома с кадастровым номером <...>, площадью 168.0 кв.м, расположенного по адресу: <...> в размере равной его рыночной стоимости, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...>, в размере 3622881 рубль.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером, <...> считать <...>.

Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>

< Ф.И.О. >1 в удовлетворении заявления о взыскании с < Ф.И.О. >2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ «< Ф.И.О. >2 кадастровая палата < Ф.И.О. >2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Администрации Краснодарского края, солидарно услуг < Ф.И.О. >2 в размере 47000 рублей – отказать.

Взыскать с < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, уроженки <...>, проживающей: Краснодарский край, <...> пользу ООО «Департамент профессиональной оценки» расходы за проведение экспертизы в размере 45000 ( сорок пять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение тридцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Решение изготовлено в окончательной форме <...>.

Судья

к делу № 3а-1014/2018