РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2020 года г.Самара Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Ласковской С.Н., при секретаре судебного заседания Нагапетян А.Г., с участием: прокурора Атяскиной О.А., административного истца Муратовой О.Л., представителя административного истца Писарева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1016/2020 по административному исковому заявлению Муратовой Ольги Львовны к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, у с т а н о в и л : Муратова О.Л. обратилась в Самарский областной суд с административным иском, с последующим уточнением исковых требований, о признании недействующими со дня их принятия: - Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее – Перечень на 2017г.), утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 (далее – приказ № 1907), в части включения в него под пунктом 21405 нежилого помещения с кадастровым номером №; - Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее – Перечень на 2018г.), утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 (далее – приказ № 1647), в части включения в него под пунктом 23905 нежилого помещения с кадастровым номером №; - Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее – Перечень на 2019г.), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018г. № 1608 (далее – приказ № 1608), в части включения в него под пунктом 25567 нежилого помещения с кадастровым номером №. Требования обоснованы тем, что в названные Перечни включено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> которое не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку оно располагается в многоквартирном жилом доме, Муратова О.Л. сдает его в аренду ООО «<данные изъяты>». Данное Общество использует спорное нежилое помещение для организации своей деятельности. При этом основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является деятельность в области технического регулирования стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца. В судебном заседании административный истец Муратова О.Л. и ее представитель по доверенности Писарев И. А. заявленные требования поддержали в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, с учетом их уточнения. Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно. На административное исковое заявление министерство представило возражения, пояснив, что нежилое помещение соответствует критериям объекта, предусмотренным пп.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ и обоснованно включено в Перечни на 2017-2019 г.г. на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также в соответствии с п. 5 ст. 378.2 НК РФ. Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно, представил письменный отзыв, в котором требования административного истца поддержал. В соответствии со ст. ст. 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав пояснения административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу ст. 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014г. № 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014г. № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы. В рамках переданных полномочий приказом министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден Перечень на 2017 год, приказом министерства от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден Перечень на 2018 год, приказом министерства от 29 октября 2018 г. № 1608 утвержден Перечень на 2019г., в которые под пунктами 21405, 23905 и 25567 соответственно включено нежилое помещение с кадастровым номером №. Данные приказы с Перечнями опубликованы: - приказ министерства № 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", № 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", № 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", № 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение); - приказ министерства № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", № 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", № 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", № 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)); - приказ № 1608 – на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16 ноября 2018г., в издании "Волжская коммуна", № 308(30543), 20 ноября 2018г. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ. Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия. Несмотря на истечение срока действия приказов №1907, №1647 и №1608, данные нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется ее обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки. Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. На основании подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Муратовой О.Л. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>». Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, данный объект недвижимости имеет назначение и наименование: нежилое помещение, его площадь составляет 411,3 кв.м. Указанное нежилое помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>», что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН от 30.03.2020 г. Земельный участок под указанным жилым домом не сформирован, что подтверждается уведомлением ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 18.06.2020 г. об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке по адресу: <адрес>». Из технического паспорта на нежилое помещение, выполненного 08.10.2019 г. ООО «<данные изъяты>» г.о. Тольятти Самарской области, усматривается, что общая площадь спорного нежилого помещения составляет - 411,1 кв.м., нежилое помещение состоит из: лаборатории площадью - 26,4 кв.м., ремонтной лаборатории – 16,7 кв.м., диагностики приборов – 50 кв.м., приемочной – 60,6 кв.м., вахты – 11,1 кв.м., туалета – 2,1 кв.м., подсобного помещения – 2,1 кв.м., коридора – 4 кв.м., поверки приборов – 11,3 кв.м., нежилого помещения – 2,9 кв.м., склада – 13 кв.м., коридора – 13,6 кв.м., комнаты приема пищи - 19,6 кв.м., склада – 9,5 кв.м., туалета – 1 кв.м., туалета – 1,1 кв.м., умывальной – 2 кв.м., хранение приборов – 28,9 кв.м., поверка приборов – 17,2 кв.м., поверка приборов – 24,2 кв.м., лаборатории – 23,4 кв.м., кладовой – 3 кв.м., туалета – 2,4 кв.м., бухгалтерии – 18,1 кв. м., ремонтной лаборатории – 22,5 кв.м., подсобного помещения – 3 кв.м., ремонтной лаборатории – 21,4 кв.м. Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования, выполненного 23.12.2019 г. <данные изъяты>», а также фотоматериалов к нему, нежилое помещение с кадастровым номером № находится на первом этаже по адресу: <адрес>» и по результатам визуального осмотра 66,5 кв.м. данного нежилого помещения занимает централизованное приемное помещение, 68,1 кв.м. (18,1 + 50) – офисы, 163,1 кв.м. – лаборатории, 56,5 кв. м. – склады, 19,6 кв.м. – комната приема пищи, 8,6 кв.м. – сан. узлы, 23,5 кв.м. – коридоры. Вместе с тем, суд полагает, что термины «диагностики приборов» (50 кв.м.) и «бухгалтерии» (18,1 кв. м.) не тождественны термину «офис», наименование и назначение нежилого помещения и помещений, входящих в его состав не свидетельствуют о предназначении его для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. По смыслу закона, основания для включения объекта в указанные Перечни по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными. При этом, как следует из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней на 2017,2018 и 2019 годы не проводилось, фактическое использование помещений не устанавливалось, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось. В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорное помещение передано в аренду ООО «<данные изъяты>», что подтверждается соответствующими договорами аренды нежилых помещений от 01.01.2017 г., 01.11.2017 г., 01.10.2018 г., 18.11.2019 г. Получение услуг в объекте посторонним лицам невозможно, так как вход на объект возможен только через вахту по электронному звонку в предварительно оговоренное время. Согласно Устава ООО «<данные изъяты>», утвержденного внеочередным общим собранием участников от 12.03.2010 года №1 и выписке из ЕГРЮЛ от 18.03.2020 г. основным видом деятельности данного Общества является деятельность в области технического регулирования стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции. Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, на 2018 год и на 2019 год. Суд также принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт. Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у Муратовой О.Л. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ. При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению. В соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018, 2019 гг.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части со дня их принятия. Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна". Расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей при подаче иска подтверждены чек - ордерами ПАО Сбербанк от 06.03.2020 г. и 23.03.2020 года и обусловлены требованиями закона, в связи с чем, подлежат взысканию в пользу административного истца, в соответствии со ст.ст. 103, 111 КАС РФ. На основании изложенного и руководствуясь статьями 103,111, 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : Административный иск Муратовой Ольги Львовны - удовлетворить. Признать недействующими со дня принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом 21405 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом 23905 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>»; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом 25567 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>». Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу. Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Муратовой Ольги Львовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд. Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 июня 2020 года. Судья: С.Н. Ласковская |