ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1017/2021 от 02.02.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при помощнике судьи ФИО5, с участием представителя административного истца ФИО2ФИО3, действующей на основании доверенности Номер изъят от 01 декабря 2021 г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-316/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Иркутской области, областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2, действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности ФИО3, обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В обоснование административных исковых требований указывает, что является собственником земельных участков:

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предпринимательство 4.0, площадью 583 (+/-8,45) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-ппв размере 1 085 318,63 рублей;

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения, включая склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, площадью 4 970 (+/-3,5) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-ппв размере 3 562 744,50 рублей;

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения, включая склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, площадью 1 430 (+/-13) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-ппв размере 1 025 167,00 рублей.

Рыночная стоимость объектов недвижимости определена оценщиком ФИО6 ООО «Центр экспертизы и управления собственностью». Согласно отчету № 122/2021 от 31.08.2021, рыночная стоимость земельных участков составляет:

- с кадастровым Номер изъят – 320 000,00 рублей;

- с кадастровым Номер изъят – 2 155 000,00 рублей;

- с кадастровым Номер изъят – 711 000,00 рублей.

Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предпринимательство 4.0, площадью 583 (+/-8,45) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 320 000,00 рублей, по состоянию на 1 января 2020 г.;

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения, включая склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, площадью 4 970 (+/-3,5) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 2 155 000,00 рублей, по состоянию на 1 января 2020.

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения, включая склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, площадью 1 430 (+/-13) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 711 000,00 рублей, по состоянию на 1 января 2020.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2ФИО3, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик - Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что отчет об оценке, представленный административным истцом, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость земельных участков рассчитана в соответствии с действующим законодательством и федеральными стандартами оценки.

Административный ответчик - ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объектов недвижимости.

Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в компетенцию Управления не входит осуществление оценочной деятельности, следовательно, оно не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости земельных участков, с которой административный истец не согласен.

Заинтересованное лицо - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области поступил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного административного дела, не имеет материально-правового интереса.

Заинтересованное лицо – Администрация города Усть-Илимска, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, дополнительно указав, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная Правительством Иркутской области является законной и обоснованной.

Суд, выслушав мнение представителя административного истца ФИО2ФИО3, действующей на основании доверенности, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО2ФИО3, изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 01.01.2020 результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельных участков с кадастровыми Номер изъят, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.12.2021.

Земельные участки поставлены на кадастровый учет:

- с кадастровым Номер изъятДата изъята ;

- с кадастровым Номер изъятДата изъята ;

- с кадастровым Номер изъятДата изъята .

13 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 1 085 318,63 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.11.2021.

13 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 3 562 744,50 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.11.2021.

13 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 1 025 167,00 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.11.2021.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В пункте 5 указанной статьи закреплено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят, могут повлиять на права ФИО2 и его обязанности как плательщика земельного налога, поэтому у административного истца имеется право на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков равной их рыночной стоимости.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости Дата изъята .

С настоящим иском ФИО2 обратился в суд Дата изъята (согласно штампу Службы доставки корреспонденции), то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке - ООО «Центр экспертизы и управления собственностью». Согласно отчету № 122/2021 от 24.11.2021.

В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно отчету № 122/2021 от 24.11.2021, рыночная стоимость земельных участков составляет:

- с кадастровым Номер изъят – 320 000,00 рублей;

- с кадастровым Номер изъят – 2 155 000,00 рублей;

- с кадастровым Номер изъят – 711 000,00 рублей.

Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов оценки, суд, приходит к выводу, что он соответствует требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Отчет содержит точное описание объектов исследования с указанием их количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода (метод сравнения продаж); корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объектов недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.

Полномочия оценщика ФИО6 на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно свидетельству о членстве в саморегулируемой организации оценщиков Номер изъят от 22.08.2021ФИО6 является членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», включена в реестр членов с Дата изъята , регистрационный Номер изъят. Статус данного оценщика действительный. Кроме того, к отчету приложен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от Дата изъята Номер изъят, сроком действия до Дата изъята .

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчет об оценке мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.

Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.

Лица, участвующие в деле, отчет не оспаривали, согласились с ним, возражений относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной отчетом, не заявили. Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетом сведений о величине рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков, доказательств того, что рыночная стоимость объектов оценки является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель Правительства Иркутской области указал на то, что представленный отчет соответствует действующему законодательству и федеральным стандартам оценки.

На основании изложенного, суд признает отчет рыночной стоимости объекта оценки № 122/2021 от 24.11.2021, составленный оценщиками ООО «Центр экспертизы и управления собственностью» ФИО6 надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми Номер изъят, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предпринимательство 4.0, площадью 583 (+/-8,45) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г., в размере 320 000,00 (триста двадцать тысяч) рублей.

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения, включая склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, площадью 4 970 (+/-3,5) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020, в размере 2 155 000,00 (два миллиона сто пятьдесят пять тысяч) рублей.

- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения, включая склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, площадью 1 430 (+/-13) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г., в размере 711 000,00 (семьсот одиннадцать тысяч) рублей.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ФИО2 в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят равной рыночной стоимости является - Дата изъята

Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предпринимательство 4.0, площадью 583 (+/-8,45) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 320 000 (триста двадцать тысяч) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения, включая склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, площадью 4 970 (+/-3,5) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 2 155 000,00 (два миллиона сто пятьдесят пять тысяч) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения, включая склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, площадью 1 430 (+/-13) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 711 000,00 (семьсот одиннадцать тысяч) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020.

Установить, что датой обращения ФИО2 в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят равной рыночной стоимости является - Дата изъята

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята