ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1017/2022 от 20.06.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2022 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,

при секретаре Толкачёвой М.С.,

с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Филипповской О.Н.,

представителя Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосергиевскому району Голосняк Ю.С.,

представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Липкович Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосергиевскому району (далее также – ОМВД России по Новосергиевскому району) к Совету депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, Совету депутатов муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района об оспаривании нормативно-правового акта,

установил:

решением Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района от 15 ноября 2018 г. № 48/4 р.С. утверждены Правила содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет, которые в установленном порядке подписаны и опубликованы на официальном сайте администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет».

Пунктом 130 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет закреплено, что в случае установки ограждений строительных площадок с занятием под эти цели тротуаров, объектов озеленения, дорог обязательно согласование данных действий с администрацией поселения, организациями, осуществляющими содержание улично-дорожной сети города, ГИБДД ОМВД России по Новосергиевскому району.

Пунктом 174 указанных выше Правил установлено, что при размещении малых архитектурных форм в непосредственной близости к проезжей части в части обеспечения безопасности дорожного движения должны быть согласованы с ГИБДД ОМВД России по Новосергиевскому району.

Пунктом 214 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет предусмотрено, что выявление брошенного и разукомплектованного транспорта на территории поселения осуществляют органы внутренних дел.

Пункт 215 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет возлагает ответственность за организацию работ по выявлению, учёту и эвакуации брошенного и разукомплектованного транспорта возлагается на органы внутренних дел.

Пунктом 218 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет определено, что контроль за эвакуацией брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел.

ОМВД России по Новосергиевскому району обратился в суд с административным иском о признании изложенных выше пунктов 130, 174, 214, 215, 218 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет недействующими с момента вступления решения суда в силу, как противоречащими положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

Одновременно ОМВД России по Новосергиевскому району обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района, указав, что решением Совета депутатов муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района от 11 апреля 2022 г. № 22/2 р.С. утверждены Правила содержания и благоустройства на территории муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района.

Данные Правила в установленном порядке подписаны и опубликованы на официальном сайте администрации муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет».

Содержания пунктов 130, 174, 214, 215 и 218 Правил содержания и благоустройства на территории муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района аналогичны пунктам 130, 174, 214, 215 и 218 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет.

ОМВД России по Новосергиевскому району просил суд признать пункты 130, 174, 214, 215, 218 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Мустаевский сельсовет недействующими с момента вступления решения суда в силу, как противоречащими положениям Закона о полиции, Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

Определением судьи Оренбургского областного суда от 31 мая 2022 г. административные исковые дела по административным исковым требованиям ОМВД России по Новосергиевскому району к Совету депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, Совету депутатов муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района объединены в одно производство, присвоен объединенному делу № 3а-1017/2022.

Определением Оренбургского областного суда от 20 июня 2022 г. производство по делу прекращено в части исковых требований ОМВД России по Новосергиевскому району к Совету депутатов муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, а также в части исковых требований о признании пунктов 130, 174, 214, 215 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет.

В судебном заседании представитель ОМВД России по Новосергиевскому району Голосняк Ю.С., представитель УМВД России по Оренбургской области Липкович Л.И., действующие на основании доверенностей, просили суд признать недействующими пункты 214, 215 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет.

Представители Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, Совета депутатов муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района, администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, администрации муниципального образования Мустаевский сельсовет Новосергиевского района извещённые о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования в части признания недействующими пунктов 214, 215 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района от 15 ноября 2018 г. № 48/4 р.С. утверждены Правила содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет.

Данное решение принято в надлежащей форме полномочным представительным органом, опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет».

Пунктом 214 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет предусмотрено, что выявление брошенного и разукомплектованного транспорта на территории поселения осуществляют органы внутренних дел.

Пункт 215 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет возлагает ответственность за организацию работ по выявлению, учёту и эвакуации брошенного и разукомплектованного транспорта возлагается на органы внутренних дел.

Разрешая требования о противоречии оспариваемых пунктов 214, 215 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Вопросы местного значения, а также права органов местного самоуправления на решение вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, определены ст. 14 - 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 131-ФЗ).Согласно абзацу 20 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ Правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального округа относится утверждение Правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о полиции правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции (часть 2 статьи 3 Закона по полиции).

Согласно частям 1 и 4 статьи 4 Закона о полиции полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Положениями статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе:

- осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а также за соблюдением специализированными организациями установленных требований к ним и за деятельностью специализированных организаций, связанной с участием в государственной регистрации транспортных средств, за деятельностью изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; осуществлять государственную регистрацию транспортных средств; выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске автомототранспортных средств к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных транспортных средств; участвовать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в техническом осмотре автобусов (пункт 19);

- осуществлять надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 19.1).

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены обязанности органов полиции по выявлению брошенного и разукомплектованного транспорта, а также не возлагает ответственность за организацию работ по выявлению, учёту и эвакуации брошенного и разукомплектованного транспорта, следовательно, Совет депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района оспариваемым нормативным правовым актом возложил на ОМВД России по Новосергиевскому району обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством, регламентирующим деятельность и правовое положение органов внутренних дел.

Вместе с тем, статья 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» не относит к числу правовых актов, составляющих правовую основу деятельности полиции, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющий полномочия органов местного самоуправления, также не предоставил указанным органам права на решение вопросов, связанных с порядком организации и деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, органы местного самоуправления не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование по вопросам, не относящимся к их ведению, что свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что в результате применения оспариваемого нормативного правового акта права граждан и организаций не реализовывались, суд приходит к выводу о признании недействующими с момента принятия пункты 214, 215 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», вступившее в законную силу решение суда должно быть опубликовано изданием, опубликовавшим нормативный правовой акт, признанный судом не действующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Отдела МВД России по Новосергиевскому району удовлетворить.

Признать недействующими с момента принятия пункты 214, 215 Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования Покровский сельсовет, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района от 15 ноября 2018 г. № 48/4 р.С., в части возложения на органы внутренних дел обязанностей по выявлению, выдаче заключения о принадлежности, осуществления контроля за эвакуацией брошенного и разукомплектованного транспорта.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Оренбургского

областного суда Р.Р. Кучаев

Мотивированное решение составлено 29 июня 2022 г.

Судья Оренбургского

областного суда Р.Р. Кучаев