ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1017/2023 от 25.01.2024 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-221/2024

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 25 января 2024 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Скородумовой Ю.П.,

с участием прокурора Назаровой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каплиной Марины Владимировны о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 года,

У С Т А Н О В И Л :

приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 04 декабря 2020 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 14 декабря 2021 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 25 ноября 2022 года.

Каплина М.В. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением

о признании недействующим с момента принятия пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20;

о признании недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №Сл-326-13-703523/21;

о признании недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что Каплина М.В. является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого здания, назначение: «нежилое», наименование: «жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке», кадастровый номер [номер], общая площадь 235,3 кв.м., адрес объекта: [адрес].

В пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в пункт [номер] раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, включен вышеуказанный объект недвижимости, однако включенный в названные пункты Приложений объект недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладает. Включение данного объекта недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Назаровой П.А., обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, установление, изменение и отмены региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пунктов 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п.3 ст.402 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Пунктом 4 статьи 38, пунктом 1 статьи 39 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти области, определяет их полномочия, в том числе по осуществлению нормативного регулирования общественных отношений в установленной сфере деятельности.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 02 июня 2017 года №387, от 30 июля 2018 года №557) министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:

1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;

2) нормативные правовые акты Губернатора области;

3) нормативные правовые акты Правительства области;

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, приказ от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства 04 декабря 2020 года, 14 декабря 2021 года, 25 ноября 2022 года соответственно.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.);

- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.);

- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п.1.2.9.).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, вступившим в силу 24 декабря 2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

В названном классификаторе под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельных участков объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), который предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка «магазины», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, в указанной части соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года №П/0412 (действующему в настоящее время).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.

Как следует из материалов дела, Каплина М.В. является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого здания, назначение: «нежилое», наименование: «жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке», кадастровый номер [номер], общая площадь 235,3 кв.м., адрес объекта: [адрес].

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], общей площадью 398+/-7 кв.м., который имеет категорию земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «магазины».

Собственником земельного участка с кадастровым номером [номер] является Каплина М.В., право собственности у которой возникло на основании решения Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 02 сентября 2008 года (л.д. 119, т.1).

Согласно ответу филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области от 06 декабря 2023 года №37-11574/23, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости 15 января 1997 года с видом разрешенного использования «для садоводства» и площадью 398 кв.м.

Сведения о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка были внесены на основании распоряжения Главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 14 февраля 1995 года №149-р.

09 декабря 2016 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] «для садоводства» изменен на вид разрешенного использования «магазины» на основании письменного заявления Каплиной М.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 07 декабря 2016 года. 27 января 2015 года площадь 398 кв.м. изменена на 398+/-7 кв.м.

Вид разрешенного использования «магазины» содержится в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412.

По данным Единого государственного реестра недвижимости, в истребуемый период правообладатели земельного участка с кадастровым номером [номер] не обращались в Филиал с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования данного земельного участка.

Из ответа администрации города Нижнего Новгорода (Департамент градостроительного развития и архитектуры) от 14 декабря 2023 №исх-07-06-675292/23 следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 года №07-01-06/22, земельный участок с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования «магазины», расположен в границах территориальной зоны ТО-2 (зона многофункциональной общественной застройки местного значения - городских районов и планировочных частей).

К основным видам разрешенного использования относятся: «магазины» (код 4.4), «административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг» (код 3.1.2), «предоставление коммунальных услуг» (код 3.1.1), «оказание социальной помощи населению» (код 3.2.2), «оказание услуг связи» (код 3.2.3), «служебные гаражи» (код 4.9), «бытовое обслуживание» (код 3.3), «образование и просвещение» (код 3.5), «объекты культурно-досуговой деятельности» (код 3.6.1), «цирки и зверинцы» (код 3.6.3), «государственное управление (код 3.8.1), «обеспечение обороны и безопасности» (код 8.0), «обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях» (код 3.9.1), «проведение научных исследований» (код 3.9.2), «предпринимательство» (код 4.0), «деловое управление» (код 4.1), «банковская и страховая деятельность» (код 4.5), «общественное питание» (код 4.6), «гостиничное обслуживание» (код 4.7), «развлекательные мероприятия» (код 4.8.1), «выставочно-ярмарочная деятельность» (код 4.10), «обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий» (код 5.1.1), «обеспечение занятий спортом в помещениях» (код 5.1.2), «площадки для занятий спортом» (код 5.1.3), «оборудованные площадки для занятий спортом» (код 5.1.4), «водный спорт» (код 5.1.5), «связь» (код 6.8), «обеспечение внутреннего правопорядка» (код 8.3), «гидротехнические сооружения» (код 11.3), «улично-дорожная сеть» (код 12.0.1), «благоустройство территории» (код 12.0.2).

К условно разрешенным видам использования относятся: «заправка транспортных средств» (код 4.9.1.1), «автомобильные мойки» (код 4.9.1.3), «водный транспорт» (код 7.3), «воздушный транспорт» (код 7.4), «амбулаторно-поликлиническое обслуживание» (код 3.4.1), «осуществление религиозных обрядов» (код 3.7.1).

Согласно ответу Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 14 декабря 2023 года №Исх-330-673267/23 видно, что в соответствии с генеральным планом города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22, земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в функциональных зонах: О-2 «Зона многофункциональной общественной застройки местного значения - городских районов и планировочных частей, Т-3 «Территория улиц и дорог».

В соответствии с правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом ДГДИРА Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в территориальной зоне ТО-2 «Зона многофункциональной общественной застройки местного значения – городских районов и планировочных частей».

Из имеющегося в материалах дела градостроительного регламента зоны многофункциональной общественной застройки местного значения – городских районов и планировочных частей ТО-2 следует, что зона многофункциональной общественной застройки местного значения – городских районов и планировочных частей выделена для обеспечения правовых условий формирования местных центров городских районов вдоль основных улиц города с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения, не предусматривающих размещение жилой застройки.

Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, действующего на момент изменения вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: вид разрешенного использования земельного участка «магазины» (код 4.4).

Налоговое законодательство не требует прямого соответствия вида разрешенного использования земельного участка по коду 4.4 по классификации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, для возможности включения его в Перечни.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, включая арендаторов, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Как ранее уже отмечалось, земельный участок с кадастровым номером [номер] был внесен в Единый государственный реестр недвижимости 15 января 1997 года с видом разрешенного использования «для садоводства».

09 декабря 2016 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] «для садоводства» изменен на вид разрешенного использования «магазины».

Каплина М.В. реализуя свое право собственника недвижимого имущества в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом ДГДИРА Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 для зоны ТО-2 выбрала разрешенное использование земельного участка: магазины.

В реестровом деле на земельный участок с кадастровым номером [номер] имеется заявление Каплиной М.В. о смене вида разрешенного использования земельного участка с «для садоводства» на «магазины» (л.д.228, т.1).

Из указанного следует, что объект недвижимости с кадастровым номером [номер] на момент издания оспариваемых Перечней на 2021, 2022, 2023 года, располагался и в настоящее время располагается на земельном участке с кадастровым номером [номер], который имеет вид разрешенного использования «магазины».

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.

При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 соответственно.

Одним из таких критериев является расположение на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 3 и подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно).

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2), рынков (код 4.3), магазинов (код 4.4); банковская и страховая деятельность (код 4.5); общественное питание (код 4.6); объекты дорожного сервиса (код 4.9.1); заправка транспортных средств (код 4.9.1.1); автомобильные мойки (код 4.9.1.3); ремонт автомобилей (код 4.9.1.4), склады (код 6.9), складские площадки (код 6.9.1) и др.).

В названном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка «магазины», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 квадратных метров.

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «магазины», в полной мере соответствует коду 4.4 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, следовательно, позволял размещать на нем торговые объекты.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года №П/0412, в указанной части соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540.

Вид разрешенного использования земельного участка как «магазины», также соответствовал коду 1.2.5 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39 (действующий ранее).

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Из вышеуказанного следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: [номер] правообладателем выбран самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования из предусмотренных зонированием территории видов разрешенного использования; данный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: [номер] по своему наименованию однозначно предусматривал размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, подпадающего под признаки объекта торговли (магазина), попыток смены вида разрешенного использования не предпринималось.

Таким образом, на момент определения оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества принадлежавшее административному истцу нежилое здание, обладало признаками объекта торговли (магазин), поскольку оно располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает размещение на нем объектов торговли.

Данное условие является самостоятельным основанием для признания нежилого здания торговым центром (комплексом), поскольку оно располагалось на земельном участке с приведенным выше видом разрешенного использования, предусматривающем размещение торговых объектов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 июня 2015 года №1259-О, статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость, определив в качестве основного критерия для названных целей вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о законности включения нежилого здания с кадастровым номером [номер] в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, поскольку данное нежилое здание обладает признаками торгового центра (комплекса), в связи с чем, подлежит признанию объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором размещено упомянутое здание, предусматривает размещение торговых объектов (магазины), оно в целях налогообложения относится к торговым центрам, следовательно, спорное нежилое здание, правомерно включено в оспариваемые Перечни как вид недвижимого имущества, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом судом принимается во внимание, что нежилое здание, расположенное по адресу: [адрес], используется в качестве объекта торговли – магазина.

Данный факт нашел свое отражение в ответе Межрайонной ИФНС №21 по Нижегородской области, из которого следует, что согласно открытым источником сети «Интернет» в нежилом здании, расположенном по адресу: [адрес], располагаются организации «Ваша усадьба», «Печи».

Из имеющегося в административном деле фотоматериала следует, что по адресу [адрес] расположено нежилое одноэтажное здание, которое используется в качестве объекта торговли – садового магазина. Нежилое здание оснащенно оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей.

Суд учитывает, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения, помещения), которые используются (могут быть использованы) для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела, спорный объект недвижимости, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости для последующего определения размера налоговой базы (2 процента от кадастровой стоимости), поскольку с экономической точки зрения спорный объект недвижимости используется по его функциональному назначению (магазин) и приносить самостоятельный доход.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты признаны судом соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушающим прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении административного искового заявления Каплиной М.В. о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 года, следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Каплиной Марины Владимировны о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 года, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2024 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин