№ 3а-15/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 11 июня 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Л.Н.
при секретаре Денисовой К.А.
с участием прокурора Пахомовой Н.А.
представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителей заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русинвест» об оспаривании отдельного положения решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 июля 2019 года №1242)
У С Т А Н О В И Л:
27 апреля 2016 года решением Брянского городского Совета народных депутатов № 405 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее – Схема размещения НТО). Данное решение опубликовано 29 апреля 2016 года в муниципальной газете "Брянск" № 17(850).
В Схему размещения НТО на территории города Брянска по Бежицкому району в разделе «Павильоны», согласно позиции № включено место для размещения нестационарного торгового объекта «павильон» с адресным ориентиром <адрес> нечетная сторона остановочный комплекс, специализация общепит, цветы, бытовая химия, для субъектов малого или среднего предпринимательства.
Пунктом 1.4 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 июля 2019 года № 1242 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 № 405" из раздела «Павильоны» по Бежицкому району г. Брянска исключена позиция №. Данное решение опубликовано 2 августа 2019 года в муниципальной газете "Брянск" № 30(1028).
Представитель ООО «Русинвест» обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в редакции пункта 1.4 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 июля 2019 года № 1242 в части исключения из раздела «Павильоны» по Бежицкому району г. Брянска позиции № с адресным ориентиром <адрес> нечетная сторона остановочный комплекс, как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающим права и законные интересы административного истца.
В обоснование заявленного требования представитель административного истца ссылается на то, что ООО «Русинвест» установлен торговый павильон в составе остановочного комплекса в месте определенном паспортом временного объекта и в соответствии с утвержденной Схемой, срок действия паспорта временного объекта до 03.10.2021. Полагает, что у ответчика не имелось законных оснований исключать из Схемы размещения НТО спорный торговый объект, учитывая, что он является нестационарным. В обжалуемом решении № 1242 не указаны мотивированные причины, исключения места из схемы. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место – сохраняется бизнес». Полагает, что обжалуемое Решение административного ответчика противоречит: Федеральному закону от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статье 10 ГК РФ, Приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 года и период до 2020 года», а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленное требование по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов ФИО2 возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что изменения в Схему размещения НТО, с исключением принадлежащего административному истцу нестационарного торгового объекта, внесены в установленном порядке с соблюдением требований действующего законодательства. Брянской городской администрацией было представлено мотивированное обоснование исключения из Схемы размещения НТО спорной позиции, в связи с чем принятое решение не является произвольным, а факт отсутствия мотивировки в оспариваемом Решении не может свидетельствовать о каком-либо нарушении по причине отсутствия такого требования в законе или ином нормативном правовом акте, имеющих большую юридическую силу. Оспариваемое решение не нарушает права административного истца, поскольку исключение места из схемы не влечет прекращения действия паспорта временного объекта.
Представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации ФИО6 просит в иске отказать, ссылаясь на то, что место размещения нестационарного торгового объекта (позиция 71) расположено в пешеходной зоне и отсутствует возможность удобного подъезда без создания помех для автотранспорта и пешеходов, что является нарушением п. 2.7. Приказа Управления потребительского рынка Брянской области от 24.11.2016 № 589 «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов». Кроме того, получены отказы сетевых организаций ПАО «Ростелеком» в г. Брянске, МУП «Брянский городской водоканал» в согласовании места размещения нестационарного торгового объекта, что в соответствии с Положением о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01.07.2011 № 556, является основанием для исключения спорного места из Схемы размещения НТО. Вопрос о предоставлении административному истцу компенсационного места не рассматривался, поскольку исключение места из Схемы не повлекло прекращение торговой деятельности в указанном месте.
Представитель заинтересованного лица Управления по строительству и развитию территории города Брянска ФИО3 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что по результатам представленных Бежицкой районной администрацией г. Брянска документов, в том числе отсутствия согласования сетевыми организациями места размещения нестационарного торгового объекта позиции №, а также с учетом нарушений градостроительной ситуации, Управлением было дано отрицательное заключение по спорному месту размещения нестационарного торгового объекта.
Представитель заинтересованного лица МУП «Брянский городской водоканал» ФИО4 пояснила, что предприятие не согласовало место размещения спорного нестационарного торгового объекта, так как не выдержано нормативное расстояние объекта от напорной канализации диаметром 300 мм. Согласно требованиям СП 42.13330.2016 нормативное расстояние объектов от напорного канализационного коллектора не должно быть менее 5 м. Согласно же схеме размещения объекта на топографической съемке расстояние от павильона поз. № по <адрес> до канализационного коллектора составляет менее 2 метров.
Представитель ПАО «Ростелеком» ФИО5 просит в иске отказать, ссылаясь на то, что спорный торговый объект размещается в пределах охранной зоны телефонной канализации и расположенных в ней кабельных линий связи ПАО «Ростелеком», что является нарушением Правил охраны линий и сооружении связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 1995 года № 578. В соответствии с пунктом 4 Правил на трассах действующих кабельных линий связи устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи не менее чем на 2 метра с каждой стороны. Размещение торговых объектов (равно как и иных зданий, строений) в пределах охранных зон линий электросвязи действующим законодательством РФ не допускается.
Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2); принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3).
Согласно статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Устава города Брянска (принят постановлением Брянского городского Совета народных депутатов 30 ноября 2005 года № 213-п) Брянский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска.
Подпунктом 26.1 пункта 2 статьи 30 Устава города Брянска предусмотрено, что городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 утверждена Схема размещения НТО на территории города Брянска, в которую включено по Бежицкому району г.Брянска в разделе «Павильоны» согласно позиции № – место для размещения нестационарного торгового объекта «павильон» с адресным ориентиром <адрес> нечетная сторона остановочный комплекс, специализация общепит, цветы, бытовая химия, для субъектов малого или среднего предпринимательства.
Указанное решение Брянского городского Совета народных депутатов опубликовано в муниципальной газете «Брянск», что соответствует порядку, установленному решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 года № 893 «Об определении официального источника опубликования муниципальных правовых актов города Брянска».
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном порядке, официально опубликован и вступил в силу, с соблюдением процедуры опубликования.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).
Согласно требованиям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2011 года № 556 утверждено Положение о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Согласно пункту 4 указанного Положения схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска разрабатывается и утверждается Брянским городским Советом народных депутатов в целях создания условий для обеспечения жителей города Брянска услугами торговли. Нестационарные торговые объекты размещаются на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории города Брянска, в местах, определенных схемой.
Материалами дела и в судебном заседании установлено, что во исполнение статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска первоначально была утверждена Решением Брянского Совета народных депутатов 25 апреля 2012 года № 781.
В Схему Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 20.12.2012 № 898 было включено торговое место – павильон <адрес> нечетная сторона, остановочный комплекс (позиция № №).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 утверждена Схема размещения НТО на территории города Брянска, спорный объект вошел в нее позицией № в разделе «Павильоны» по Бежицкому району. Ранее принятые решения признаны утратившими силу.
Как следует из материалов дела, 22 сентября 2016 года ООО «Русинвест» выдан паспорт временного объекта № Б-0028/16 на торговый павильон с адресным ориентиром <адрес> нечетная сторона остановочный комплекс. На основании решения Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2018 срок действия паспорта продлен до 03 октября 2021 года.
ООО «Русинвест» установлен торговый павильон в составе остановочного комплекса в соответствии с утвержденной схемой.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 31 июля 2019 года № 1242 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 № 405" из раздела «Павильоны» по Бежицкому району г. Брянска исключена позиция №.
Административный ответчик в обоснование законности принятого решения ссылается на наличие письменного предложения Брянской городской администрации об исключении спорной позиции из Схемы размещения НТО.
Как установлено в судебном заседании, вопрос о внесении изменений в Схему размещения НТО был инициирован для актуализации мест размещения нестационарных торговых объектов в районах, где имеется достаточное количество торговых площадей, а также проверки на соответствие их размещения действующим нормативным требованиям.
В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2011 года № 556, подготовка материалов для внесения изменений в схему осуществляется в порядке, установленном пунктами 5-11, 15.16, 17 настоящего Положения.
Исключение из схемы нестационарного торгового объекта осуществляется Брянским городским Советом народных депутатов:
– на основании письменного предложения Брянской городской администрации с мотивированным обоснованием исключения;
– на основании письменных предложений контролирующих, надзорных и правоохранительных органов с мотивированным обоснованием исключения;
– в случае изменения градостроительной ситуации до истечения установленного в схеме периода функционирования (пункт 19 Положения).
При этом в пункте 17 Положения (в ред. Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28.02.2018 № 929) регламентированы условия, при которых не допускается включать в схему нестационарные торговые объекты:
а) с нарушением существующих градостроительных и других нормативов, регулирующих размещение объектов мелкорозничной торговой сети;
б) на территории дворов жилых зданий;
в) в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных), тротуарах (где затрудняется движение пешеходов и транспорта и усложняется проведение механизированной уборки);
г) в охранной зоне инженерных коммуникаций без согласования сетевых организаций, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, на территориях отвода железной дороги, а также на расстоянии менее 10 метров от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы (в ред. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28.02.2018 № 929);
д) нарушающие движение транспорта и пешеходов (в ред. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28.02.2018 № 929);
е) в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (в ред. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28.02.2018 № 929);ж) в случае если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (в ред. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28.02.2018 № 929);
Аналогичные условия недопустимости размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены п. 2.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589.
При этом пунктом 3.7 указанного Порядка установлено, что внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.
В материалы дела представлено письменное предложение Брянской городской администрации от 25 июня 2019 года № 1/28-6532 об исключении из Схемы ряда объектов, в том числе и спорной позиции, с приложением мотивированного обоснования и копий документов ресурсоснабжающих организаций.
Так в обоснование исключения из Схемы размещения НТО позиции № приведено градостроительное заключение Управления по строительству и развитию территории города Брянска от 05 марта 2019 года № 28/2485, согласно которому в результате градостроительного анализа установлено, что место размещения нестационарного торгового объекта расположено в пешеходной зоне, отсутствует возможность удобного подъезда без создания помех для автотранспорта и пешеходов, что является нарушением п. 2.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016 года, согласно которому не допускается включать в схему размещения НТО на тротуарах (где затрудняется движение пешеходов и транспорта и усложняется проведение механизированной уборки); не допускается включать (дополнять) в схему размещения НТО, нарушающие движение транспорта и пешеходов.
Кроме того, представлены отказы ПАО Ростелеком, МУП «Брянский городской водоканал» в согласовании места размещения нестационарного торгового объекта.
По сообщению ПАО «Ростелеком» от 25 декабря 2018 года № 0320/05/5987-18 имеется запрет на размещения нестационарного торгового объекта по указанному адресному ориентиру, так как установка нестационарного торгового объекта попадает на телефонную канализацию.
Согласно сообщению МУП «Брянский городской водоканал» от 17 января 2019 года № 411-и место размещения нестационарного торгового объекта не согласовано, так как не выдержано нормативное расстояние от напорной канализации Д-300 мм.
Оценивая доводы представителя административного ответчика и заинтересованных по делу лиц о несоответствии места размещения нестационарного торгового объекта (позиции №) требованиям действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Так в целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее – Правила № 578), которые являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности.
Земельная площадь охранных зон на трассах линий связи и линий радиофикации используется юридическими и физическими лицами в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации с учетом ограничений, установленных Правилами и обеспечивающих сохранность линий связи и линий радиофикации (п. 38 Правил).
Представитель ПАО «Ростелеком» в обоснование доводов о недопустимости размещения нестационарного торгового объекта по спорному адресному ориентиру ссылается на нарушения пунктов 39, 48, 49 Правил № 578, поскольку место размещения нестационарного торгового объекта согласно топосъемки на 25 см входит в охранную зону.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении инженерных коммуникаций, в том числе водопровода и напорной канализации, установлены Сводом правил СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1034/пр.
В соответствии с п. 12.35 вышеуказанного СП 42.13330.2011 размер охранных зон от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 12.5, согласно которой нормативное расстояние от фундаментов указанных объектов от напорного канализационного коллектора должно быть не менее 5 метров.
Материалами дела и в судебном заседании установлено, что по <адрес> находится напорный канализационный коллектор, сведения об охранной зоне которого в единый государственный реестр недвижимости не включены.
Согласно же схеме размещения нестационарного торгового объекта на топографической съемке расстояние от павильона поз. № до напорного коллектора составляет менее 2 метров и частично входит в охранную зону.
Представитель МУП «Брянский городской водоканал», заявляя о нарушении Свода правил не исключает вариант их устранения нарушения путем размещения места за пределами охранной зоны.
Оценивая доводы представителей заинтересованных лиц, суд находит, что заявленные ими нарушения, не являются бесспорными основаниями для исключения места из Схемы размещения НТО, поскольку в силу положений пунктов 4 и 6 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ нестационарный торговый объект представляет собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, что указывает на возможность устранения нарушения не только путем исключения места из Схемы размещения НТО, но и размещения места за пределами охранных зон, учитывая частичный заступ спорного места размещения нестационарного торгового объекта в охранные зоны.
Доводы представителей о том, что павильон, принадлежащий административному истцу, фактически является капитальным строением не имеют правового значения при рассмотрении данных исковых требований, касающихся исключения места размещения нестационарного торгового объекта, а не конкретного торгового объекта, в связи с чем приведенные доводы могут являться предметом рассмотрения иных требований заинтересованных лиц в ином судебном процессе.
Что касается заключения управления по строительству и развитию территории города Брянска о размещении места нестационарного торгового объекта на тротуаре и создании помех для автотранспорта и пешеходов, то суд приходит к следующему.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года № 2438-р определен перечень нормативных документов, которые регламентируют безопасность дорожного движения при его организации. Требования ГОСТа ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" не содержат запретов к обустройству нестационарного торгового объекта в составе остановочного комплекса.
Привлеченный к участию в рассмотрении дела в качестве специалиста сотрудник ОГИБДД УМВД России по г. Брянску ФИО7 пояснил, что для дачи пояснений по настоящему делу был осуществлен выезд на место и установлено, что помех для посадки в общественный транспорт и высадки пассажиров, нет. Ширина площадки позволяет беспрепятственно осуществлять посадку, высадку пассажиров, а также ожидание пассажирами общественного транспорта. Пунктом 5.1 ГОСТ Р 50597-2019 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", также не предусмотрено никаких требований в части обустройства нестационарного торгового объекта в составе остановочного комплекса.
Таким образом, размещение места нестационарного торгового объекта на сегодняшний момент не влияет на безопасность дорожного движения и не создает помех для движения транспортных средств, пешеходов.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд приходит к выводу, что административным ответчиком бесспорных доказательств, подтверждающих несоответствие спорного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям градостроительных и других нормативов, регулирующих размещение объектов мелкорозничной торговой сети, не представлено.
Доводы представителей административного ответчика, заинтересованных лиц о том, что принятое решение не влечет нарушений прав административного истца, суд находит несостоятельными, поскольку данных о том, что ООО «Русинвест» намерен прекратить торговую деятельность после истечения срока действия паспорта временного объекта не имеется.
Вместе с тем, приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место – сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятым Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803, также предусмотрено право на размещение нестационарного торгового объекта как по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона, так и без проведения аукциона.
В данном случае оспариваемый нормативный правовой акт приведет к демонтажу (сносу) павильона, принадлежащего административному истцу, соответственно затрагивает права последнего.
Действующее федеральное законодательство направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения НТО, сокращения сферы торговых услуг.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 3111-О отмечено, что согласно части 1 статья 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Таким образом, исключение места из Схемы размещения НТО не должно быть произвольным.
Оценивая же собранные по делу доказательства суд находит, что доказательств того, что земельный участок, на котором находится спорный торговый объект, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо внесение данного торгового павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, административным ответчиком не представлено и судом не добыто.
При указанных обстоятельствах с учетом анализа норм федерального законодательства и обстоятельств дела суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказана обоснованность исключения спорного места из схемы размещения нестационарных торговых объектов, в связи с чем административный ответчик не может произвольно исключить данное место из Схемы без предоставления компенсационного места.
На основании изложенного, суд находит обоснованными доводы административного истца о противоречии оспариваемого решения Брянского городского Совета народных депутатов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в муниципальной газете «Брянск» или в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором подлежат опубликованию муниципальные правовые акты Брянского городского Совета народных депутатов.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Русинвест» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в редакции пункта 1.4 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 июля 2019 года № 1242 в части исключения из раздела «Павильоны» по Бежицкому району позиции № с адресным ориентиром: <адрес> нечетная сторона остановочный комплекс.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в муниципальной газете «Брянск» или в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором подлежат опубликованию муниципальные правовые акты Брянского городского Совета народных депутатов
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2020 года.
Судья Брянского областного суда Л.Н.Бобылева