№ 3а-1018/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего: Михеевой С.Н.
при секретаре: Шляхта О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 декабря 2016 года
административное дело по административному исковому заявлению Акимова <данные изъяты> к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, КУГИ по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Акимов <данные изъяты>. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленченские и общественные объекты, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленченские и общественные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником указанных земельных участков. Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.08.2014 составляет 3 977 971,04 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 01.08.2014 составляет 3 798 654,92 рублей. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанных земельных участков с кадастровыми номерами № по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей соответственно. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст. 66 п. 3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Административный истец указывает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно выше их рыночной стоимости, в связи с чем, нарушает его права, поскольку расчет земельного налога производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца, ФИО7 действующий на основании доверенности от 22.10.2015, представивший диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель КУГИ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменный отзыв.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.
Представитель администрации г. Кемерово, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменный отзыв на административное исковое заявление.
В соответствии с требованиями статьи 247 ч. 4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело, в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, Митрохина Б.А., проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов дела, Акимов <данные изъяты>. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленченские и общественные объекты, расположенного по адресу: <адрес>
с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленченские и общественные объекты, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.07.2011 (л.д. 18-19).
Согласно кадастровым справкам от 12.11.2016 датой определения кадастровой стоимости указанных земельных участков является 01.08.2014, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, и составляют 3 977 971,04 рублей и 3 798 654,92 рублей, соответственно (л.д.19, 20).
Согласно кадастровым делам, предоставленным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № являются учтенными, поставлены на кадастровый учет 20.06.2011, л.д. 134-203. Очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены на основании решения КУГИ Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области» по состоянию на 01.08.2014. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015.
Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ООО «<данные изъяты>» № № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленченские и общественные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленченские и общественные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 26-99).
В отношении данного отчета НП СРО экспертным советом «<данные изъяты>» представлено экспертное заключение № № Новокузнецк от 19.10.2016, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № ОН 298/16 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы, сделанные Оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки являются обоснованными и достоверными (л.д. 100-111).
Оценивая в совокупности, полученные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, очередные результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № являются учтенными, поставлены на кадастровый учет 20.06.2011, кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 01.08.2014, сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, что подтверждается кадастровыми паспортами на земельные участки, кадастровыми делами и кадастровыми справками о кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно сведениям, содержащимся в отчете об определении рыночной стоимости земельных участков на дату оценки, оценщиком дана характеристика объектов оценки с учетом локальных особенностей расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость. Приведены объекты-аналоги, с учетом требований ФСО №1,2,3,7 и Федерального закона «Об оценочной деятельности». Оценщиком учтены ценообразующие факторы и обоснованно применена соответствующая корректировка.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение, не доверять которому у суда нет оснований.
В своей совокупности представленные стороной истца доказательства не противоречат друг другу, подтверждают доводы, изложенные в исковом заявлении.
При этом, административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо иных доказательств относительно величины рыночной стоимости спорных земельных участков.
В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, уплачивающего земельный налог, исчисляемый исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах требования Акимова <данные изъяты>. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Акимова <данные изъяты> – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленченские и общественные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01.08. 2014;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленченские и общественные объекты, расположенного по адресу: №, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01.08. 2014;
Датой обращения Акимова <данные изъяты> в суд считать 18.11.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.12.2016