ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/18 от 12.09.2018 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12.09.2018 город Майкоп

Верховный Суд Республики Адыгея в составе

судьи Мейстер В.М.,

секретаря судебного заседания Аутлевой Д.А.,

рассмотрев административное исковое заявление управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Региональному отделению Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» по Республике Адыгея о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц

У С Т А Н О В И Л А:

Региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» по Республике Адыгея (далее – Отделение) создано на учредительном собрании 14.03.2012 и зарегистрировано управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея 16.04.2012.

Сведения об Отделении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 19.04.2012, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) <***>.

Отделение действует на основании Устава Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» от 02.10.2011.

Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Отделения является Правление отделения, избираемое высшим руководящим органом – конференцией сроком на два года не более двух сроков подряд.

Согласно данным ЕГРЮЛ лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени Отделения, является председатель Правления – ФИО1.

В утвержденный Устав Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» дважды вносились изменения: 16.03.2017 и 11.12.2017. Деятельность Отделения с 16.03.2017 осуществлялась на основании устава, утратившего силу.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея обратилось в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о ликвидации Отделения ввиду осуществления ею деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации, норм, предусмотренных ее Уставом. В обоснование административного иска указано, что Отделение не устранило по настоящее время выявленные в ходе проведенной в отношении него плановой документарной проверки нарушения, в том числе не представило сведений об осуществлении деятельности по достижению уставных целей за период с 2016 по 2017 год, что является нарушением требований Устава, также не привело Устав в соответствие с действующим законодательством.

В судебное заседание представитель управления Минюста России по Республике Адыгея не явился.

Административный ответчик своего представителя в суд не направил, ввиду отсутствия полномочий у председателя и членов правления в связи с истечением срока избрания. Однако в качестве свидетелей явились бывший председатель правления ФИО1 и члены правления ФИО2 и ФИО3 Все явившиеся члены регионального отделения полагали иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения свидетелей – членов отделения ФИО1, ФИО2, ФИО3, исследовав письменные материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части первой статьи 44 названного закона, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ Федерального закона от 19.09.1995 № 82-ФЗ) «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ «Об общественных объединениях») и I. 4.1. п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора (контроля) за деятельностью некоммерческих организаций (общественных объединений).

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций».

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.

Из материалов дела следует, что Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Общественной организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 12.07.2015 по 12.07.2018 и установлено, что деятельность Отделения осуществляется с нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.

В частности, установлено, что на момент проведения проверки органы регионального отделения не сформированы и деятельность свою по достижению уставных целей не осуществляют, региональным отделением не соблюдаются положения Устава Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» и Устава своего подразделения, органы отделения, предусмотренные Уставом, сформированы один раз в 2012 году, по истечении двухлетнего срока конференция не проводилась. Также не соблюдается требование о ежегодной публикации отчета об использовании своего имущества.

Указанными действиями (бездействием) Отделением нарушены положения статей 8, 29 ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, отдельные положения Устава, в связи с внесением в главу 4 Гражданского кодекса РФ изменений (от 05.05.2014) отдельные положения Устава не соответствуют действующему законодательству РФ.

Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в установленный срок в Управление Минюста России по Республике Адыгея не предоставлены.

Таким образом, Общественной организацией при осуществлении своей деятельности неоднократно и грубо нарушались положения федерального законодательства.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей бывший председатель правления отделения ФИО1, члены правлении ФИО2, ФИО3, пояснили, что региональное отделение проводит общественные мероприятия, но как организация свою деятельность в соответствии с действующим законодательством по достижению уставных целей не осуществляет и не отчитывается.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты нарушений законодательства Российской Федерации и Устава, изложенные в административном исковом заявлении, установлены и подтверждаются материалами дела. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» № 64 от 27.12.2016, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Принимая во внимание, что Устав Отделения требует внесения в него изменений, руководящие органы Отделения остаются несформированными более трех лет, выявленные нарушения положений Устава и федерального законодательства не устраняются и устранить законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску, в том числе государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании требований о ликвидации регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» по Республике Адыгея» с исключением данных о ней из ЕГРЮЛ подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 264 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея удовлетворить.

Ликвидировать региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» по Республике Адыгея» ОГРН <***> от 19.04.2012, учетный номер 0112010256 от 26.04.2012 и исключить данные о нем из ЕГРЮЛ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 14.09.2018.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея В.М. Мейстер