ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/18 от 12.09.2018 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12.09.2018 город Майкоп

Верховный Суд Республики Адыгея в составе

судьи Мейстер В.М.,

секретаря судебного заседания Аутлевой Д.А.,

рассмотрев административное исковое заявление управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Региональному отделению Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» по Республике Адыгея о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц

У С Т А Н О В И Л А:

Региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» по Республике Адыгея (далее – Отделение) создано на учредительном собрании 14.03.2012 и зарегистрировано управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея 16.04.2012.

Сведения об Отделении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 19.04.2012, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1120100000130.

Отделение действует на основании Устава Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» от 02.10.2011.

Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Отделения является Правление отделения, избираемое высшим руководящим органом – конференцией сроком на два года не более двух сроков подряд.

Согласно данным ЕГРЮЛ лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени Отделения, является председатель Правления – ФИО1.

В утвержденный Устав Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» дважды вносились изменения: 16.03.2017 и 11.12.2017. Деятельность Отделения с 16.03.2017 осуществлялась на основании устава, утратившего силу.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея обратилось в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о ликвидации Отделения ввиду осуществления ею деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации, норм, предусмотренных ее Уставом. В обоснование административного иска указано, что Отделение не устранило по настоящее время выявленные в ходе проведенной в отношении него плановой документарной проверки нарушения, в том числе не представило сведений об осуществлении деятельности по достижению уставных целей за период с 2016 по 2017 год, что является нарушением требований Устава, также не привело Устав в соответствие с действующим законодательством.

В судебное заседание представитель управления Минюста России по Республике Адыгея не явился.

Административный ответчик своего представителя в суд не направил, ввиду отсутствия полномочий у председателя и членов правления в связи с истечением срока избрания. Однако в качестве свидетелей явились бывший председатель правления ФИО1 и члены правления ФИО2 и ФИО3 Все явившиеся члены регионального отделения полагали иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения свидетелей – членов отделения ФИО1, ФИО2, ФИО3, исследовав письменные материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части первой статьи 44 названного закона, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ Федерального закона от 19.09.1995 № 82-ФЗ) «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ «Об общественных объединениях») и I. 4.1. п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора (контроля) за деятельностью некоммерческих организаций (общественных объединений).

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций».

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.

Из материалов дела следует, что Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Общественной организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 12.07.2015 по 12.07.2018 и установлено, что деятельность Отделения осуществляется с нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.

В частности, установлено, что на момент проведения проверки органы регионального отделения не сформированы и деятельность свою по достижению уставных целей не осуществляют, региональным отделением не соблюдаются положения Устава Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» и Устава своего подразделения, органы отделения, предусмотренные Уставом, сформированы один раз в 2012 году, по истечении двухлетнего срока конференция не проводилась. Также не соблюдается требование о ежегодной публикации отчета об использовании своего имущества.

Указанными действиями (бездействием) Отделением нарушены положения статей 8, 29 ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, отдельные положения Устава, в связи с внесением в главу 4 Гражданского кодекса РФ изменений (от 05.05.2014) отдельные положения Устава не соответствуют действующему законодательству РФ.

Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в установленный срок в Управление Минюста России по Республике Адыгея не предоставлены.

Таким образом, Общественной организацией при осуществлении своей деятельности неоднократно и грубо нарушались положения федерального законодательства.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей бывший председатель правления отделения ФИО1, члены правлении ФИО2, ФИО3, пояснили, что региональное отделение проводит общественные мероприятия, но как организация свою деятельность в соответствии с действующим законодательством по достижению уставных целей не осуществляет и не отчитывается.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты нарушений законодательства Российской Федерации и Устава, изложенные в административном исковом заявлении, установлены и подтверждаются материалами дела. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» № 64 от 27.12.2016, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Принимая во внимание, что Устав Отделения требует внесения в него изменений, руководящие органы Отделения остаются несформированными более трех лет, выявленные нарушения положений Устава и федерального законодательства не устраняются и устранить законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску, в том числе государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании требований о ликвидации регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» по Республике Адыгея» с исключением данных о ней из ЕГРЮЛ подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 264 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея удовлетворить.

Ликвидировать региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» по Республике Адыгея» ОГРН 1120100000130 от 19.04.2012, учетный номер 0112010256 от 26.04.2012 и исключить данные о нем из ЕГРЮЛ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 14.09.2018.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея В.М. Мейстер