ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/19 от 28.02.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело №3а-101/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года г.Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд

в составе судьи Абрамова Д.М.

при секретаре Паненковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Белоусова П.Ю. о признании частично не действующими отдельных положений Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 N 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области»,

с участием прокурора Емелиной Е.А.,

административного истца Белоусова П.Ю. и его представителя адвоката Бавыкина В.В.,

представителей Законодательного Собрания Ростовской области – Сухаревского И.А., Кудинова А.Н.,

представителя Губернатора Ростовской области – Пилипеевой Н.Л.,

руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Белоусов П.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пункта 5 части 1 статьи 5, статьи 5.2 Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 N 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», возложении обязанности на Законодательное Собрание Ростовской области принять нормативный правовой акт, определяющий при предоставлении мер поддержки статус хозяйствующих субъектов, с которыми наряду с гражданами, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, были заключены договоры долевого участия в строительстве проблемных объектов, сославшись на следующие обстоятельства.

Административный истец признан пострадавшим участником долевого строительства, включен в реестр пострадавших граждан 9 июня 2017 года (проблемный объект находится в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН).

Административный истец утверждает, что оспариваемые положения статей 5 и 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС нарушают его жилищные права, не соответствуют по своему смыслу Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст.306). В частности, оспариваемые нормы Областного закона заведомо ставят пострадавших граждан – участников долевого строительства в худшие условия по сравнению с юридическими лицами, участвующими в долевом строительстве (приводится в качестве примера АО «Металлургспецоборудование», которому во многих проблемных объектах принадлежит значительное количество квартир), при этом юридические лица не могут быть включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома.

Установление в пункте 5 части 1 статьи 5 Областного закона критерия высокой степени готовности проблемного объекта (65 процентов и более) для предоставления субсидии лишает большую часть пострадавших граждан возможности осуществить достройку проблемных объектов с меньшей степенью готовности.

Статья 5.2 Областного закона ставит пострадавших участников долевого строительства в худшие условия в сравнении с первоначальными. В соответствии с данной правовой нормой пострадавшим участникам предлагается поменять выбранные (недостроенные) дома в хороших районах с развитой инфраструктурой на другие дома, по усмотрению застройщика с гораздо меньшей площадью, без гарантии того, что дом будет достроен. Белоусов П.Ю. полагает, что оспариваемая норма нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище и запрет на произвольное лишение жилища.

Административный истец и его представитель адвокат Бавыкин В.В., действующий на основании ордера и доверенности, в суд явились, заявленные требования просили удовлетворить.

Представители Законодательного Собрания Ростовской области – Сухаревский И.А., Кудинов А.Н., действующие на основании доверенностей, в суд явились, просили отказать в удовлетворении административного иска, представили письменные возражения.

Представитель Губернатора Ростовской области – Пилипеева Н.Л., действующая на основании доверенности, в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Прокурор Емелина Е.А. в заключении полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Областной закон Ростовской области от 30.07.2013 N 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» принят Законодательным Собранием Ростовской области, подписан Губернатором Ростовской области в соответствии с Уставом Ростовской области, опубликован в газете "Наше время", N 394-395, 02.08.2013.

В Областной закон вносились изменения Областными законами от 23.12.2013 №90-ЗС, от 20.02.2015 №310-ЗС, от 24.04.2015 №353-ЗС, от 28.12.2015 №481-ЗС, от 27.07.2016 N 562-ЗС, от 14.12.2016 N 804-ЗС, от 27.07.2017 N 1176-ЗС, от 19.10.2017 N 1198-ЗС, от 04.05.2018 N 1373-ЗС, от 02.08.2018 N 1434-ЗС. Все изменения официально опубликованы.

В соответствии со статьёй 1 данный Областной закон устанавливает меры поддержки участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиками обязательств, возникающих из договоров участия в долевом строительстве, и их объединений, а также инвесторов, обеспечивающих права указанных лиц на жилые помещения.

Статьёй 4 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС (в редакции Областного закона Ростовской области от 27.07.2017 N 1176-ЗС) в целях обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения предоставляются следующие меры поддержки:

1) субсидии объединениям участников долевого строительства в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов, проблемных многоквартирных домов; 2) субсидии инвесторам в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов; 3) обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 5 Областного закона в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов предоставляются субсидии:

объединениям участников долевого строительства на завершение строительства и ввод в эксплуатацию проблемных объектов с высокой степенью строительной готовности (65 процентов и более); данный пункт введен Областным законом от 02.08.2018 N 1434-ЗС.

В силу пункта 3 части 1 статьи 5 Областного закона порядок определения объема и предоставления субсидий, указанных в пунктах 1, 2 и 5 части 1 и части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Ростовской области.

Постановлением Правительства Ростовской области от 11.02.2019 N 61 "О порядке предоставления субсидии объединениям участников долевого строительства на завершение строительства и ввод в эксплуатацию проблемных объектов с высокой степенью строительной готовности (65 процентов и более)" в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Областным законом от 30.07.2013 N 1145-ЗС "О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области" утверждено Положение о порядке предоставления субсидии объединениям участников долевого строительства на завершение строительства и ввод в эксплуатацию проблемных объектов с высокой степенью строительной готовности (65 процентов и более).

Постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru, 12.02.2019.

В силу статьи 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения может осуществляться инвестором посредством полного или частичного освобождения пострадавшего участника долевого строительства от оплаты жилого помещения в ином строящемся или введенном в эксплуатацию многоквартирном доме по договору, заключаемому инвестором с пострадавшим участником долевого строительства.

В целях обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестор заключает с пострадавшим участником долевого строительства договор участия в долевом строительстве, либо договор купли-продажи, либо иной договор, предусматривающий предоставление (передачу) инвестором пострадавшему участнику долевого строительства жилого помещения и освобождающий пострадавшего участника долевого строительства от его оплаты в размере стоимости количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров жилого помещения, стоимость которых была оплачена пострадавшим участником долевого строительства по ранее заключенному договору участия в долевом строительстве проблемного объекта, но не более расчетной нормы, определенной в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Расчетная норма в зависимости от условий ранее заключенного договора участия в долевом строительстве проблемного объекта составляет:

1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору участия в долевом строительстве проблемного объекта у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на однокомнатную квартиру, а также в случае, если пострадавший участник долевого строительства не может документально или в судебном порядке подтвердить количество приобретенных им комнат в проблемном объекте;

2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору участия в долевом строительстве проблемного объекта у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на двухкомнатную квартиру;

3) 54 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору участия в долевом строительстве проблемного объекта у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на квартиру с количеством комнат три и более.

Обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения в соответствии с настоящей статьей осуществляется в порядке, установленном Правительством Ростовской области, на основании их заявлений и при условии обязательной передачи прав требования и (или) имущественных прав в отношении проблемного объекта и застройщика такого проблемного объекта муниципальному образованию, на территории которого расположен проблемный объект.

Постановлением Правительства Ростовской области от 27.06.2018 N 418 «О некоторых мерах по реализации Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС» утвержден «Порядок обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором».

В это постановление вносились изменения 22.10.2018, 29.12.2018, которые надлежаще опубликованы.

Анализ доказательств и доводов сторон не позволяет суду согласиться с требованиями административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с частями 2,4,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Жилищное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Статья 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Таким образом, оспариваемый административным истцом Областной закон Ростовской области принят уполномоченным органом государственной власти, в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, официально опубликован. По этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Установлено, что Белоусов П.Ю. 9 июня 2017 года признан пострадавшим участником долевого строительства, включен в реестр пострадавших граждан Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области (проблемный объект находится в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН).

Административный истец, исходя из существа его доводов, претендует на меру государственной региональной поддержки в виде субсидии объединениям участников долевого строительства в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов, проблемных многоквартирных домов, на данном этапе установлен критерий высокой степени строительной готовности проблемного объекта (65 процентов и более) для предоставления субсидии из областного бюджета.

Содержание приведенных положений Областного закона показывает, что в соответствии со статьёй 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в Ростовской области создана система дополнительных мер государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства, которая в том числе подразумевает 3 способа обеспечения прав, указанных в статье 4 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС.

Порядок реализации такой меры поддержки, как предоставление из областного бюджета субсидии объединениям участников долевого строительства в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов, проблемных многоквартирных домов, урегулирован в соответствии со статьёй 5 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС постановлением Правительства Ростовской области от 11.02.2019 N 61 "О порядке предоставления субсидии объединениям участников долевого строительства на завершение строительства и ввод в эксплуатацию проблемных объектов с высокой степенью строительной готовности (65 процентов и более)".

Следовательно, в настоящее время конкретизирован порядок реализации приведенного способа обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства с учетом финансовых возможностей Ростовской области, рассматриваемая норма не является неконкретной или неясной.

Доводы административного истца о том, что пункт 5 части 1 статьи 5 Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 N 1145-ЗС заведомо ставит пострадавших граждан – участников долевого строительства в худшие условия по сравнению с юридическими лицами, участвующими в долевом строительстве, лишает большую часть пострадавших граждан возможности осуществить достройку проблемных объектов с меньшей степенью готовности не могут служить основанием для признания этого пункта недействующим.

Изменения в Областной закон путем введения 02.08.2018 оспариваемого пункта являются реализацией прерогативы законодателя субъекта Российской Федерации с учетом конкретных бюджетных условий региона.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне. В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. При этом суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Также не имеется оснований для вывода о наличии противоречия пункта 5 части 1 статьи 5 Областного закона положениям пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона. Областной закон содержит положения, обеспечивающие дополнительные гарантии для определенного круга пострадавших лиц, не предоставляет каких-либо публичных преференций (предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий – пункт 20 статьи 4 приведенного Федерального закона).

Суждения административного истца в рассматриваемой части базируются на необходимости достройки за счет предоставляемых субсидий многоквартирного дома любой степени готовности, между тем, определение конкретных условий предоставления такой меры поддержки относится в полной мере к компетенции регионального законодателя. В результате реализации соответствующего полномочия административным ответчиком суд не находит нарушений общеправовых принципов. Региональный законодатель определил с учетом специфики допущенных на территории Ростовской области нарушений в области долевого строительства и финансовых возможностей категорию защищаемых лиц – объединения участников долевого строительства проблемных объектов с высокой степенью строительной готовности. Для иных пострадавших граждан предусмотрены другие меры поддержки.

Ссылка на возможность нецелевого использования бюджетных средств является предположением и относится к сфере конкретных правоотношений на стадии реализации мер поддержки, с конкретными заявлениями в уполномоченные государственные органы административный истец не обращался.

Нельзя согласиться с утверждением административного истца о противоречии статьи 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС нормам более высокой юридической силы. Следует отметить при разрешении доводов административного истца, что суд общей юрисдикции не проверяет нормы Областного закона на соответствие Конституции Российской Федерации (статье 40, в частности, как указал Белоусов П.Ю.).

К оспариваемой статье в полной мере относятся выводы о дополнительном правовом регулировании и создании региональных гарантий и мер поддержки в рамках применения статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретное содержание части 3 статьи 5.2 Областного закона о расчетной норме предоставляемого инвестором жилья (в зависимости от условий ранее заключенного договора участия в долевом строительстве проблемного объекта) не может рассматриваться как проявление дискриминации либо ухудшать правовое положение заявителя, поскольку лишь создает дополнительную правовую гарантию при реализации масштабного инвестиционного проекта и не лишает административного истца права на реализацию иных прав в данной сфере правоотношений, в том числе предусмотренных на федеральном уровне.

Поскольку отсутствуют надлежащие основания для признания не действующими пункта 5 части 1 статьи 5, статьи 5.2 Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 N 1145-ЗС, не имеется оснований для возложения на Законодательное Собрание Ростовской области обязанности принять нормативный правовой акт, определяющий при предоставлении мер поддержки статус хозяйствующих субъектов, поскольку возложение такой обязанности возможно при условии признания определенной правовой нормы недействующей (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Принимая во внимание изложенное, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Белоусова П.Ю. о признании не действующими пункта 5 части 1 статьи 5, статьи 5.2 Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 N 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», возложении обязанности на Законодательное Собрание Ростовской области принять нормативный правовой акт, определяющий при предоставлении мер поддержки статус хозяйствующих субъектов, с которыми наряду с гражданами, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, были заключены договоры долевого участия в строительстве проблемных объектов.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд.

Судья: Д.М. Абрамов

В окончательной форме решение принято 5 марта 2019 года