РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ткачук М.А.,
при секретаре Зуевой А.Н.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области ФИО2 и ФИО3,
прокурора Иркутской областной прокуратуры Валеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-101/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными и отмене:
постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» в части установления количества подписей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11;
решения Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от "дата изъята" "номер изъят" «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11»,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Иркутской области и Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии о защите избирательных прав. В обоснование административных исковых требований указал, что "дата изъята" он выдвинул свою кандидатуру в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 в порядке самовыдвижения. Решением Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от "дата изъята" "номер изъят" в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 отказано.
Административный истец не согласился с указанным решением Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии, а также оспорил постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» в части установления количества подписей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11.
Считает, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Иркутской области является незаконным и нарушает его права, гарантированные статьями 3, 19, 32, 54 Конституции Российской Федерации, статьей 21 Всеобщей декларации прав человека, статьей 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьями 2, 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Указывает, что при проведении основных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, состоявшихся 8 сентября 2013 года, кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, должны были представить подписи избирателей в количестве 0,5% от численности избирателей в одномандатном избирательном округе № 11, что составляло 378 подписей. Шестикратное увеличение количества подписей до 2270 подписей, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области в рамках одного созыва нарушает принцип равенства избирательных прав граждан. Поскольку незаконным является постановление Избирательной комиссии Иркутской области, определившее количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатом в депутаты представительного органа государственной власти Иркутской области, также незаконным является основанное на нем решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва.
Административный истец ФИО1 просил признать незаконными и отменить:
постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» в части установления количества подписей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11;
решение Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от "дата изъята" "номер изъят" «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11».
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области ФИО2 и ФИО3 с административными исковыми требованиями не согласились, указав на соответствие требованиям избирательного законодательства оспариваемого постановления Избирательной комиссии Иркутской области.
Председатель Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие. В письменных возражениях указал на законность принятого решения об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11, поскольку не позднее чем за сорок пять дней до дня голосования, то есть до "дата изъята" , он не представил пакет документов, необходимый для регистрации.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и их представителей, а также заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 47 Устава Иркутской области к полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области относится назначение выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
Согласно части 1 статьи 86 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» в случае досрочного прекращения полномочий избранного по одномандатному избирательному округу депутата Законодательного Собрания Иркутской области по основаниям и в порядке, установленном Уставом Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области назначает дополнительные выборы депутата по соответствующему одномандатному избирательному округу. День голосования на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области определяется в соответствии со статьей 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Голосование на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области проводится не позднее чем через 1 год со дня досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Иркутской области. Если в результате досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Иркутской области Законодательное Собрание Иркутской области осталось в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Иркутской области, при этом по решению Избирательной комиссии Иркутской области сроки избирательных действий могут быть сокращены на одну треть.
Дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Законодательного Собрания Иркутской области не может быть избран на срок более 1 года. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Законодательное Собрание Иркутской области осталось в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с настоящей частью не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Закон Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ (далее – Закон Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» действует в редакции изменений, внесенных Законами Иркутской области от 02 декабря 2011 года № 118-ОЗ, от 11 мая 2012 года № 45-ОЗ, от 07 ноября 2012 года № 118-ОЗ, от 28 декабря 2012 года № 155-ОЗ, от 25 апреля 2013 года № 20-ОЗ, от 30 мая 2013 года № 33-ОЗ, от 14 января 2014 года № 6-ОЗ, от 05 марта 2014 года № 21-ОЗ, от 03 июня 2014 года № 55-ОЗ, от 09 декабря 2014 № 148-ОЗ, от 30 апреля 2015 года № 25-ОЗ, от 10 ноября 2015 года № 102-ОЗ, от 29 апреля 2016 года № 33-ОЗ, в последней редакции применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Закона Иркутской области от 29 апреля 2016 года № 33-ОЗ (14 мая 2016 года).
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16 декабря 2016 года № 46/43-ЗС назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и № 11 на 26 марта 2017 года.
Основные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области были назначены постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30 мая 2013 года № 56/4-ЗС на 8 сентября 2013 года.
Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва истекает 8 сентября 2018 года. Дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области назначены для замещения двух депутатских мандатов, поскольку постановлениями Законодательного Собрания Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" и "номер изъят" досрочно прекращены полномочия депутатов К. и Ч.
В соответствии с положениями пункта 8 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Пунктом 10 статьи 71 данного закона определено, что дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Поскольку срок полномочий Законодательного Собрания Иркутской области истекает в сентябре 2018 года, а досрочное прекращение полномочий двух депутатов К. и Ч. произошло "дата изъята" , дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области назначены с соблюдением установленных законодательством сроков.
Статьей 2 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ установлено, что в соответствии с Уставом Иркутской области Законодательное Собрание Иркутской области состоит из 45 депутатов, при этом:
1) 22 депутата Законодательного Собрания Иркутской области избираются по одномандатным избирательным округам (один одномандатный избирательный округ - один депутат);
2) 23 депутата Законодательного Собрания Иркутской области избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Срок полномочий депутатов законодательного Собрания Иркутской области составляет пять лет (статья 3 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ).
В соответствии со статьей 7 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Иркутской области образуются 22 одномандатных избирательных округа сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Схема одномандатных избирательных округов утверждается законом Иркутской области.
Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 163-ОЗ утверждена Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, в соответствии с которой число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № 11, составляет 75652 избирателя.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Данная норма действует в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ и Федерального закона от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который вступил в силу со дня его официального опубликования 5 мая 2014 года, установив, что положения статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частями 2 и 8 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ установлено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
Поскольку Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» не установлено, что норма пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не может применяться при проведении дополнительных выборов в случае, если основные выборы проводились до вступления в силу вышеназванных Федеральных законов № 95-ФЗ и 66-ФЗ, поэтому она применяется при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и № 11, которые назначены на 26 марта 2017 года.
Не установлено таких ограничений и Законом Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 03 июня 2014 года № 55-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области», поскольку дополнительные выборы проводятся в Законодательное Собрание Иркутской области второго созыва (статья 92 закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ).
Таким образом, дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва являются самостоятельными выборами и к порядку их проведения применяются положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также статьи 38 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 32 статьи 22 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ Избирательная комиссия Иркутской области при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и настоящим Законом:
организует подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории Иркутской области при подготовке и проведении указанных выборов;
обеспечивает на территории Иркутской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, изданием необходимой печатной продукции;
издает постановления по вопросам применения настоящего Закона;
организует дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
Согласно вышеназванным положениям Закона Иркутской области Избирательной комиссией Иркутской области в связи с организацией дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва издано постановление от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11», в соответствии с приложением и пунктом 1 которого определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, в том числе по одномандатному избирательному округу № 11 – 2270 подписей, а также установлено, что максимальное количество подписей, представляемых в окружную избирательную комиссию составляет 2497.
Административный истец ФИО1, выдвинутый "дата изъята" кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва в порядке самовыдвижения, оспаривает постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» в части установления количества подписей избирателей по одномандатному избирательному округу № 11.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 10, 17 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.
Поскольку Избирательная комиссия Иркутской области является правоприменительным органом, так как издает постановления по вопросам применения Закона Иркутской области «О выборах депутатов законодательного Собрания Иркутской области», а также организует дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, административный истец вправе оспорить в суде постановление Избирательной комиссии Иркутской области, которым определено количество подписей избирателей в абсолютном выражении, необходимое для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11, по которому он выдвинул свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
Проверяя соответствие оспариваемого постановления Избирательной комиссии Иркутской области требованиям федерального законодательства, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 года № 51-ОЗ «Об Избирательной комиссии Иркутской области» (в редакции Законов Иркутской области от 09 декабря 2009 года № 98/64-оз, от 08 ноября 2010 года № 100-ОЗ, от 06 мая 2011 года № 23-ОЗ, от 11 мая 2012 года № 45-ОЗ, от 16 декабря 2013 года № 128-ОЗ, от 14 января 2014 года № 6-ОЗ, от 09 октября 2014 года № 109-ОЗ, от 11 декабря 2014 года № 151-ОЗ, от 30 апреля 2015 года № 25-ОЗ, от 10 ноября 2015 года № 102-ОЗ) решения и действия (бездействие) Избирательной комиссии Иркутской области и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в суд в порядке, установленном федеральными законами.
Правовой статус Избирательной комиссии Иркутской области определен в статье 5 указанного закона, в соответствии с которой Избирательная комиссия Иркутской области является государственным органом Иркутской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Иркутской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Иркутской области.
Избирательная комиссия Иркутской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Избирательной комиссии Иркутской области составляет пять лет. Если срок полномочий Избирательной комиссии Иркутской области истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
В соответствии со статьей 6 названного закона области решения Избирательной комиссии Иркутской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения и иные акты Избирательной комиссии Иркутской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты Избирательной комиссии Иркутской области не подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьей 10 указанного закона области Избирательная комиссия Иркутской области:
1) осуществляет на территории Иркутской области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
3) обеспечивает на территории Иркутской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
7) осуществляет формирование территориальных избирательных комиссий;
8) назначает на должности и освобождает от должностей председателей территориальных избирательных комиссий.
Порядок формирования Избирательной комиссии Иркутской области определен в статье 11 Закона Иркутской области «Об Избирательной комиссии Иркутской области».
Так, Избирательная комиссия Иркутской области формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса.
Формирование Избирательной комиссии Иркутской области осуществляется Законодательным Собранием Иркутской области и Губернатором Иркутской области на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Иркутской области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом Иркутской области, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, Избирательной комиссии Иркутской области предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
ФИО4 членов Избирательной комиссии Иркутской области назначается Законодательным Собранием Иркутской области, другая половина - Губернатором Иркутской области.
Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатор Иркутской области обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов Избирательной комиссии Иркутской области на основе поступивших предложений:
1) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
2) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Иркутской области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом Иркутской области, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В состав Избирательной комиссии Иркутской области может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав Избирательной комиссии Иркутской области.
Решения о назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области оформляются правовыми актами соответственно Законодательного Собрания Иркутской области и Губернатора Иркутской области.
Судом установлено, что Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 05 декабря 2012 года № 51/5-ЗС членами Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса назначены:
1)Б. министр культуры и архивов Иркутской области, выдвинутый от Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
2)К. заместитель председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского района, выдвинутый от политической партии «Либерально-демократическая партия России»;
3)Ш., секретарь Избирательной комиссии Иркутской области, выдвинутый Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
4)В.., пенсионерка, выдвинутая Думой Усть-Кутского муниципального района;
5)Д. адвокат некоммерческой организации «И.», выдвинутый Иркутской областной общественной организацией инвалидов войны, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;
6)П. заместитель директора по законопроектной работе Иркутского областного государственного научно-исследовательского казенного учреждения «И.», выдвинутый ИРО Общероссийская общественная организация «А.»;
7)Т. пенсионер, выдвинутый Думой муниципального образования «О.».
Указом Губернатора Иркутской области от 14 декабря 2012 года № 401-уг членами Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса назначены:
1)Б. адвокат, предложенный для назначения Иркутской городской общественной организацией «К.»;
2)Д. директор Юридического института Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «С.», предложенный для назначения Иркутским областным комитетом Общероссийской общественной организацией «Р.»;
3)Д. старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института экономики, управления и права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «И.», предложенный для назначения политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»;
4)И. председатель Избирательной комиссии Иркутской области, предложенный для назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
5)С. министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, предложенный для назначения политической партией «Гражданская Платформа»;
6)С. начальник юридического отдела Администрации А., предложенный для назначения Иркутским областным отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;
7)С. заместитель руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области – начальник управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, предложенный для назначения Думой муниципального образования «Н.».
Статьей 13 Закона Иркутской области «Об Избирательной комиссии Иркутской области» установлен порядок проведения выборов председателя, заместителя председателя и секретаря Избирательной комиссии Иркутской области.
Судом установлено, что постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" и "номер изъят" подтверждается избрание председателем Избирательной комиссии Иркутской области Д., а заместителем председателя Избирательной комиссии Иркутской области Д.. Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" подтверждается избрание секретарем Избирательной комиссии Ш.
В соответствии с положениями пунктов 11, 14, 16 статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Согласно частям 5, 10 и 12 статьи 14 Закона Иркутской области «Об Избирательной комиссии Иркутской области» заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Избирательная комиссия Иркутской области правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава комиссии.
Заседание Избирательной комиссии Иркутской области является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса.
Избирательная комиссия Иркутской области разрабатывает и принимает регламент Избирательной комиссии Иркутской области.
На каждом заседании Избирательной комиссии Иркутской области составляется протокол заседания комиссии.
Решения Избирательной комиссии Иркутской области об избрании на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря Избирательной комиссии Иркутской области, а также о внесении предложений по кандидатурам председателей избирательных комиссий муниципальных образований, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии, противоречащего закону, либо принятого с превышением установленной компетенции, либо нарушающего избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, а также решения по иным вопросам, установленным федеральными законами, принимаются на заседании Избирательной комиссии Иркутской области большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения Избирательной комиссии Иркутской области по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса.
Решения Избирательной комиссии Иркутской области оформляются постановлениями. Решения Избирательной комиссии Иркутской области подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемое Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 принято по иным вопросам (определено количество подписей избирателей в абсолютном выражении, необходимое для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и № 11), для его принятия необходимо большинство голосов от присутствующих членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Судом установлено, что Избирательная комиссия Иркутской области сформирована в количестве четырнадцати членов с правом решающего голоса, то есть в полном составе.
Заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
На заседании Избирательной комиссии Иркутской области 22 декабря 2016 года присутствовало девять членов с правом решающего голоса из четырнадцати (Д.., Ш.., Б.., В.., П.., С.., С.., С.., С..), то есть кворум имелся, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии "данные изъяты"
За принятие оспариваемого постановления «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» проголосовали все девять членов (решение принято единогласно).
Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок принятия оспариваемого решения соблюден.
Форма принятия решения также соблюдена, так как все решения Избирательной комиссией Иркутской области принимаются в форме постановлений.
Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» в связи с временным отсутствием председателя комиссии (нахождение в служебной командировке) подписано заместителем председателя Избирательной комиссии Иркутской области Д. в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Регламента Избирательной комиссии Иркутской области и распоряжением Избирательной комиссии Иркутской области от 29 ноября 2016 года № 296-к, а также секретарем Избирательной комиссии Иркутской области Ш.., которая в установленном законом порядке также вела протокол.
Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11, рассчитано Избирательной комиссией Иркутской области в абсолютном выражении на основании пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», а также частей 2 и 8 статьи 38 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», с учетом общего числа избирателей в округе (численность избирателей на 1 июля 2012 года), установленного Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 163-ОЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов законодательного Собрания Иркутской области».
Расчет количества подписей избирателей по одномандатному избирательному округу № 11, по которому выдвинут кандидатом в депутаты ФИО1, следующий: необходимо сложить количество избирателей, определенных указанным законом по состоянию на 1 июля 2012 года по Муниципальному образованию «Братский район» (часть территории), по Муниципальному образованию города Братска (часть территории), по Муниципальному образованию Балаганский район, по Муниципальному образованию «Нижнеилимский район» (часть территории), по Районному муниципальному образованию «Усть-Удинский район». Общее число избирателей в округе 75652, умножить на 3 процента и с учетом округления получится 2270 подписей избирателей. Превышение данного количества возможно не более чем на 10 процентов, поэтому максимальное количество подписей составит: 2270 прибавить 10 процентов или 227 подписей избирателей (2270 х 10 процентов = 227) = 2497 подписей избирателей.
Административный истец ФИО1 заявляет о нарушении принципа равенства избирательных прав, поскольку действующие депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, выдвинутые в порядке самовыдвижения, в момент проведения выборов 8 сентября 2013 года должны были собрать 378 подписей избирателей (0,5 процента от числа избирателей в округе по ранее действовавшему законодательству), тогда как при проведении дополнительных выборов 26 марта 2017 года в Законодательное Собрание Иркутской области второго созыва кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо собрать 2270 подписей избирателей.
В силу положений пункта 3 статьи 11 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, стабильность избирательного законодательства является гарантией равенства граждан при осуществлении ими активного и пассивного избирательного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1995 года № 9-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 334-О).
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ прямо предусматривается, что положения статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции данного Федерального закона применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу данного Федерального закона - 5 мая 2014 года (пункт 3 статьи 3). Дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва назначены на 26 марта 2017 года, то есть указанные положения вступили в силу до начала соответствующей избирательной кампании и, соответственно, не влияют на количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата.
Проанализировав вышеприведенные положения законодательства, учитывая, что федеральный и региональный законодатели не предусмотрели возможность применения законодательства, регулирующего порядок проведения основных выборов, при проведении дополнительных выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации после изменения законодательства 5 мая 2014 года, суд приходит к выводу о том, что избирательные права ФИО1 не нарушены, поскольку он находится в равных условиях сбора подписей избирателей с другими кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения и участвующими в дополнительных выборах в Законодательное Собрание Иркутской области второго созыва.
Поскольку оспариваемое административным истцом постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» в части установления количества подписей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11, принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия, опубликовано в установленном законом порядке на сайте Избирательной комиссии Иркутской области www.irkutsk.izbirkom.ru и доведено до сведения ФИО1, оно соответствует закону и отмене не подлежит, поскольку также не нарушает права административного истца, в том числе предусмотренные статьями 3, 19, 32, 54 Конституции Российской Федерации, статьей 21 Всеобщей декларации прав человека, статьей 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьями 2, 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Доводы административного истца ФИО1 об отсутствии необходимости в трате денежных средств на избирательную кампанию по дополнительным выборам и об отсутствии депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва без уважительных причин на заседаниях не являются предусмотренными законодательством основаниями для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Административный истец оспаривает решение Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от "дата изъята" "номер изъят" «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11».
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, в том числе окружные избирательные комиссии и территориальные (районные, городские и другие) комиссии.
Общие условия формирования избирательных комиссий определены статьей 22 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом «в» пункта 8 статьи 25 названного Федерального закона окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Окружная избирательная комиссия осуществляет, в том числе, регистрацию кандидатов.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.
Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет.
Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса.
Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Судом установлено, что Братская районная территориальная избирательная комиссия сформирована постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03 декабря 2015 года № 98/1105 в следующем составе членов с правом решающего голоса:
1)Б. – консультант (юрист) Думы МО «Б.» от представительного органа местного самоуправления,
2)Б. – приемосдатчик груза и багажа ООО «Т.» от регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Иркутской области,
3)В. – сторож отдела образования администрации МО «Б.»,
4)Д.. – инспектор по контролю за исполнением поручений при руководстве ООО Комбинат «Б.» от Иркутского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,
5)Д. – помощник депутата Законодательного Собрания Иркутской области от Иркутского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
6)К. – председатель Братской районной территориальной избирательной комиссии,
7)О. – от Иркутского регионального отделения Политической партии ЛДПР,
8)Т. – временно не работающая, от Иркутского регионального отделения «Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,
9)Ч. ведущий специалист отдела образования администрации МО «Б.», от Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «ГРАЖДАНСКАЯ ПЛАТФОРМА».
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" председателем Братской районной территориальной избирательной комиссии назначен К.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" в связи с изменением фамилии Д. на А. постановлено Д. считать А.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" постановлено А. освободить от обязанностей члена Братской районной территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса до истечения срока полномочий на основании личного заявления.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" членом Братской районной территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса назначена П., "дата изъята" года рождения, ведущий инженер-программист отдела общего и дополнительного образования Управления образования Администрации муниципального образования «Б.», предложенную для назначения в состав комиссии собранием избирателей по месту работы.
В соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 17 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе.
Полномочия окружной избирательной комиссии по решению Избирательной комиссии Иркутской области могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 23 декабря 2016 года № 142/1533 на Братскую районную территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 11 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области кандидатом может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. Кандидат может быть выдвинут непосредственно либо в составе областного списка кандидатов по областному избирательному округу в соответствии с настоящим Законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется путем самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением.
Согласно статье 31 указанного Закона области самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом соответствующей окружной избирательной комиссии с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.
Соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Вместе с заявлением представляются: копия паспорта; заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании; основном месте работы или службы; о занимаемой должности (роде занятий); сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
После приема данных документов избирательная комиссия незамедлительно выдает кандидату письменное подтверждение их получения за подписью члена комиссии с правом решающего голоса, принявшего документы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что "дата изъята" Братской районной территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО1 выдано подтверждение о приеме документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу № 11 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва.
ФИО1 в Братскую районную территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 11 представлены:
заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 11 на выборах депутата Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва;
сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о счетах и вкладах в банках, ценных бумагах;
копия паспорта;
копия диплома о высшем образовании;
копия пенсионного удостоверения;
копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
справка о принадлежности к политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость»;
документ о согласовании наименования политической партии;
сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В нарушение положений части 1 статьи 39 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» ФИО1 в Братскую районную территориальную избирательную комиссию в срок не позднее чем за сорок пять дней до дня голосования, то есть до 18 часов по местному времени "дата изъята" , не представлен необходимый пакет документов для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 не представил в Братскую районную территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии подписные листы с подписями избирателей в соответствии с требованиями статей 37 и 38 вышеназванного Закона области, а также финансовый отчет.
Эти обстоятельства в судебном заседании административный истец ФИО1 подтвердил, указав на сложности сбора подписей в одномандатном избирательном округе № 11 ввиду большой территории, а также на то обстоятельство, что им было собрано 350 подписей, которые он также не представил в избирательную комиссию.
В соответствии с положениями статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации (часть 1).
Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3(3) статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», абзацем 1 части 4 статьи 39 настоящего Закона области (часть 7).
Таким образом, учитывая отсутствие подписных листов и финансового отчета, Братская районная территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии имела предусмотренные законодательством основания для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11.
Судом установлено, что Братская районная территориальная избирательная комиссия сформирована в составе девяти членов с правом решающего голоса. На заседании комиссии "дата изъята" присутствовало восемь членов с правом решающего голоса: К.., Б.., В.., Б.., Д.., О.., Т.., Ч.., то есть кворум имелся, комиссия заседала в правомочном составе.
За принятие решения об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 проголосовали единогласно все восемь членов комиссии. Решение принято в установленный законодательством десятидневный срок "дата изъята" , поскольку подписные листы и финансовый отчет не были представлены в срок до 18 часов "дата изъята" .
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соответствии требованиям избирательного законодательства оспариваемого решения Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от "дата изъята" "номер изъят" «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11».
Поскольку судом не установлено нарушений требований действующего законодательства при принятии оспариваемых решений Избирательной комиссией Иркутской области и Братской районной территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии, Иркутский областной суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных требований ФИО1 о признании незаконными и отмене:
постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» в части установления количества подписей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11;
решения Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от "дата изъята" "номер изъят" «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11».
Руководствуясь статьями 175-179, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконными и отмене:
постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года № 142/1535 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам № 3 и 11» в части установления количества подписей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11;
решения Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от "дата изъята" "номер изъят" «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья М.А. Ткачук
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2017 года.