ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/2018 от 12.03.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2018 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Лазукиной О.Г.,

при секретаре Щепотине П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-101/2018 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринг» к комитету Тульской области по тарифам об оспаривании в части постановления комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2016 г. N 47/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг.»,

установил:

14 декабря 2016 года комитетом Тульской области по тарифам принято постановление N 47/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг.» (том 1 л.д. 139-143)

Данным постановлением установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО «Квадра - генерирующая компания» по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на 2017 года долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.(приложение 4 таблица 29)

Общество с ограниченной ответственностью «Инжиниринг» (далее по тексту ООО «Инжиниринг») обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением, в дальнейшем уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), о признании недействующим постановления комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2016 года N 47/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг.» в части таблицы 29 приложения № 4 оспариваемого постановления, со дня его принятия либо иного указанного судом времени. Просил возложить на комитет Тульской области по тарифам обязанность произвести перерасчет тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО «Квадра - генерирующая компания» по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на 2017 года долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг. с применением метода сравнения аналогов.

Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, включая положения части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», главы II Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года N 1075, пунктов 8,9,26, главы III, IX.I, IX.IV, IX.VIII Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной Службы по тарифам от 13.06.2013 года N 760-э.

Полагает, что установленные на 2016-2018 годы тарифы на тепловую энергию по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» являются необоснованно завышенными. Так, исходя из материалов тарифной заявки ПАО «Квадра» на 2017 год в исходные данные для расчета тарифа заложены показатели, которые привели к утверждению заведомо невыгодного для административного истца тарифа, а именно стоимость блочно-модульной котельной с учетом ее амортизации в размере 1019, 51 тыс. руб. и налог на имущество организаций в размере 427,78 тыс. руб.

По мнению административного истца, комитет Тульской области по тарифам необоснованно принял во внимание завышенные капитальные вложения инвестора ПАО «Квадра», совершенные при строительстве блочно-модельной котельной, поскольку при строительстве котельной планировалась выработка тепла в объеме значительно превышающем потребление существующих абонентов. Завышенные капитальные затраты привели к повышению амортизационных отчислений, учитываемых в расходах текущего периода, входящих в базу для определения тарифа на соответствующий период регулирования в состав расходов по объекту недвижимого имущества блочно-модульная котельная, а также к завышению уплачиваемого налога на имущество предприятия. При этом комитет не принял во внимание, что ПАО «Квадра» не предпринимались меры производственно-экономического характера, направленные на снижение затрат и приведение их к экономически обоснованным, в частности, не осуществлены консервация основных средств, закрытие части производства.

ООО «Инжиниринг» полагает, что исходя из названных исходных данных, а также с учетом производственных показателей блочно-модульной котельной, примененный для расчета данного тарифа метод индексация является заведомо неэффективным для административного истца, тогда как имелись правовые основания для применения метода сравнения аналогов. Указанные нарушения, по мнению административного истца, свидетельствуют о несоблюдении при установлении оспариваемого тарифа баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителя.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Денисов Д.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить. Считал, что при определении тарифа был неправильно применен метод регулирования. Оспариваемый тариф установлен административным ответчиком на основании экспертного заключения ГКУ ТО «Э». На стр. 5 названного заключения есть таблица 1, из которой следует, что котельная работает лишь на 6,9% от установленной мощности при использовании в работе одного котла, вместо 3-х установленных, в связи с чем амортизационные расходы и налог на имущество организации, являются необоснованно завышенными. При этом ПАО «Квадра» не предпринимало мер производственно-технического характера, направленных на снижение затрат и приведение их к экономически обоснованным. Административный ответчик в свою очередь ежегодно утверждал тариф для ПАО «Квадра» с учетом завышения амортизационных отчислений. Полагал, что тариф должен был быть определен с использованием метода сравнения аналогов.

Представитель административного ответчика комитета Тульской области по тарифам по доверенности Волкова А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, считая их необоснованными, указав, что оспариваемое заявителем в части постановление принято комитетом Тульской области по тарифам в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права заявителя не нарушает. Указала, что в соответствии с основами ценообразования, правилами государственного регулирования в сфере тарифного регулирования, регламентом, для ПАО «Квадра» был выбран метод индексации установленных тарифов, в 2015 году было вынесено соответствующее постановление, которое не подлежит оспариванию в настоящем административном деле. Расходы по оспариваемой статье затрат определены и приняты комитетом в соответствии с нормами действующего законодательства. В связи с чем в удовлетворении административного иска просила отказать.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Квадра-генерирующая компания» по доверенности Аржаков В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований ООО «Инжиниринг», полагая, что комитет правомерно установил действующий тариф.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Тульской областной прокуратуры Лазукиной О.Г., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Статья 8 названного Федерального закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года N 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) (пункт 1). К одной из его основных задач относится установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (подпункт 15 пункта 3) ( том 1 л.д. 147-149).

На основании пункта 2 постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете "Тульские известия" и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru ( том 1 л.д. 150-151).

Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам постановления от 14 декабря 2016 года N 47/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг.»( том 1 л.д.139-146)

Судом установлено, что названное постановление было принято по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 года большинством голосов членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседании, в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года N 17. ( том 1 л.д. 124-138)

19.12.2016 года постановление комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 г. N 47/3 официально опубликовано в сетевом издании в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, а также на сайте комитета tarif@tularegion.ru и вступило в силу. (том 1 л.д. 152-154)

Изложенное свидетельствует о том, что указанное постановление, оспариваемое заявителем в части, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.

Правомочность органа, принявшего вышеупомянутое постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования заявителем в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

ООО «Инжиниринг» обратилось в суд с административным иском об оспаривании постановления комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2016 года N 47/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг.» 09 ноября 2017 года, административное исковое заявление принято к производству суда 27 ноября 2017 года. В ходе рассмотрения дела в связи с принятием постановления комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2017 года N 58/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на 2018 год долгосрочных периодов регулирования 2015 - 2019, 2016 - 2018, 2016 - 2019 и 2017 - 2020 гг.» постановление комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2016 года N 47/3 в оспариваемой части утратило силу с 01 января 2018 года. (т.1 л.д. 235-239)

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 названного Кодекса утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Из разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N 6-П, также следует, что возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя. Если заявителем оспаривается нормативный правовой акт, не затрагивающий его права, свободы или законные интересы, то суд отказывает в принятии заявления к рассмотрению. В то же время сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормативным правовым актом, уже свидетельствует о возможности рассмотрения соответствующего дела и тем самым о возможности защиты нарушенных прав в рамках оспаривания правового акта, содержащего правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, не дожидаясь принятия на его основе негативных для данного лица правоприменительных решений.

Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, между ПАО «Квадра - генерирующая компания» и ООО «Инжиниринг» (после преобразования АО «Инжиниринг») ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на снабжение тепловой энергии в горячей воде, согласно которого организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение нежилых помещений, являющихся собственностью ООО «Инжиниринг» по адресу: <адрес>, общей площадью 2056,6 кв.м. ООО «Инжиниринг» в свою очередь обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию в определенном договоре порядке, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (том 1 л.д.83-98). Указанный договор сторонами не расторгнут, ООО «Инжиниринг» принимает поставленную тепловую энергию в соответствии с условиями договора.

В рассматриваемом случае, тариф на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО «Квадра - генерирующая компания» по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на 2017 год, установленный оспариваемым постановлением, принят в основу расчета оплаты поставленной в 2017 году ООО «Инжиниринг» тепловой энергии, что подтверждается счетами ПАО «Квадра - генерирующая компания» для ООО «Инжиниринг» по тепловой энергии за 2017 год. ( том 2 л.д.196-202) Таким образом, тарифы являются обязательными для взаиморасчетов между сторонами договора об оказании услуг по передаче тепловой энергии.

Согласно расчету ПАО «Квадра - генерирующая компания» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инжиниринг» имеет задолженность по оплате тепловой энергии за октябрь-декабрь 2017 года, итого задолженность на конец 2017 года составляет <данные изъяты> руб. ( том 2 л.д. 225-227)

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права и законные интересы. Следовательно, тот факт, что постановление комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2016 года N 47/3 в оспариваемой части утратило силу в связи с принятием постановления комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2017 года N 58/2, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела по существу.

Проверяя данный нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений и регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются, в том числе, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Согласно части 1 статьи 10 указанного Закона государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075, Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом Федеральной Службы по тарифам от 13.06.2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

Исходя из положений, предусмотренных Основами, органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (п. 3). К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относится тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (п. 4). Срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации (п. 15).

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 г. N 47/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2017 года долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг.» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО «Квадра - генерирующая компания» по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.

Административный истец оспаривает постановление Комитета от 14.12.2016 №47/3 в части применения метода индексации при установлении оспариваемого тарифа на 2017 год.

Допустимые методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения установлены в статье 9 Закона о теплоснабжении (метод экономически обоснованных расходов; метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов). При этом в процессе регулирования тарифов мог использоваться один из этих методов регулирования.

До 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов). Сроки или этапы указанного перехода в отношении организаций или групп организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в случаях и в порядке, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, вправе определить перечень субъектов Российской Федерации и (или) виды организаций, в отношении которых применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Аналогичные положения отражены в пунктах 16, 19 Основ ценообразования, пунктах 13, 26 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов (пункт 12). Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 28). Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы. Форма решения и протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования отражены в пунктах 31 и 32. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 33).

Установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов (за исключением метода обеспечения доходности инвестированного капитала) рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Квадра» обратилось в комитет Тульской области по тарифам с заявлением о выборе метода регулирования тарифов на тепловую энергию и теплоноситель для потребителей ОАО «Квадра» на территории Тульской области на 2016, 2017, 2018 годы, в котором просит установить тарифы на тепловую энергию методом индексации (т.3 л.д.174).

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 07.05.2015 года № 15/1 методом регулирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, услуги по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения на 2016 - 2018 гг. для филиала ПАО «Квадра – «Центральная генерация» выбран метод индексации установленных тарифов (т.3 л.д. 5).

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 27.11.2015 г. N 43/5 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель на долгосрочные периоды регулирования на 2016-2018 и 2016-2019 гг.» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО «Квадра - генерирующая компания» по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг.(т.3 л.д.3-4)

Данные постановления не оспаривались, недействующими не признаны.

При утверждении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО «Квадра - генерирующая компания» по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг. в соответствии с постановлением комитета Тульской области по тарифам от 07.05.2015 года № 15/1 был применен метод индексации установленных тарифов.

Довод административного истца о необходимости перерасчета тарифа на тепловую энергию по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг. методом сравнения аналогов не состоятелен.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом.

2017 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования тарифов 2016-2018 гг. для филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация».

В рамках тарифного дела на 2017 год метод регулирования тарифов не определялся, оспариваемым постановлением от 14.12.2016 № 47/3 не устанавливался. Метод регулирования тарифов на тепловую энергию и теплоноситель для потребителей ОАО «Квадра» на территории Тульской области на 2016, 2017, 2018 годы, выбран постановлением комитета Тульской области по тарифам от 07.05.2015 года № 15/1.

Как установлено судом и следует из материалов дела решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения было принято органом регулирования с учетом предложения ПАО «Квадра - «Центральная генерация», осуществляющего регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, на основе анализа представленных в обоснование заявления материалов с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами. Обстоятельств, препятствующих или исключающих выбор метода индексации установленных тарифов органом регулирования выявлено не было. Не указано на такие обстоятельства и административным истцом в обоснование позиции о неверном выборе метода регулирования тарифов.

При этом, суд находит обоснованным довод административного ответчика об отсутствии у регулирующего органа достаточных оснований для изменения метода регулирования тарифов в середине долгосрочного периода регулирования тарифов.

Таким образом, комитетом Тульской области по тарифам правомерно применен метод индексации установленных тарифов при утверждении тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО «Квадра - генерирующая компания» по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.

Проверяя доводы административного истца о завышении тарифа на тепловую энергию по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» в результате завышения амортизационных отчислений, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

В силу пункта 71 Основ при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43 Основ сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пункту 73 Основ величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

На основании пункта 39 Методических указаний N 760-э амортизация основных средств и нематериальных активов, определяется в соответствии с приложением 4.10 к настоящим Методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определялся регулирующим органам в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", согласно которой срок полезного использования автоматизированной блочно-модульной котельной - 20 лет (7 амортизационная группа), газопровода котельной - 35 лет (10 амортизационная группа).

Первоначальная стоимость блочно-модульной котельной принята к учету Комитетом в размере 19 154 044,31 руб. в соответствии с предоставленным предприятием актом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме-передаче здания (сооружения) форма на 19125563,24 руб., актом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств на 28481,07 руб., а также инвентарной карточкой учета объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ форма .

Первоначальная стоимость газопровода котельной принята к учету Комитетом в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме-передаче здания (сооружения) форма в размере 2163547,29 руб.

Таким образом, амортизационные отчисления составляют:

19154044,31 : 20 = 957702,21 руб. - котельная;

2163547,29 : 35 = 61815,6 руб. - газопровод.

Расходы по статье «амортизация» учтены в тарифе на тепловую энергию в размере: 957702,21+61815,6= 1 019 517,8 руб.

Таким образом, размер расходов на амортизацию основных средств, учтенный в тарифе на тепловую энергию по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация», основан на представленных материалах и рассчитан в соответствии с законодательством.

Расходы по статье «Налог на имущество организации» учтены в тарифе в размере 381,14 тыс.руб.

В соответствии со статьей 380 Налогового кодекса Российской Федерации ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Законом Тульской области № 414-ЗТО от 24.11.2003 года «О налоге на имущество» налоговая ставка установлена в размере 2,2 %.

Согласно статье 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Расчет налога на имущество в тарифе на тепловую энергию на 2017 год произведен, исходя из остаточной стоимости блочно-модульной котельной и газопровода котельной, что соответствует требованиям вышеназванных нормативно-правовых актов.

Органом регулирования в порядке пункта 28 Правил при установлении тарифа на 2017 года была проведена экспертиза поступившего предложения на предмет его обоснованности.

Исходя из экспертного заключения, подлежащие учету при установлении тарифов на тепловую энергию расходы указанной теплоснабжающей организации, в том числе по статьям амортизация основных средств и нематериальных активов и налог на имущество, были проверены и подтверждены в заявленном размере.

Таким образом, тарифы на тепловую энергию установлены для ПАО «Квадра - генерирующая компания» по блочно-модульной котельной филиала ПАО «Квадра - «Центральная генерация» на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг. в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016 - 2018 гг.

Противоречий оспариваемого административным истцом в части постановления комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 года N 47/3 какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, повлекших нарушение прав и законных интересов административного истца, в процессе судебного разбирательства не установлено.

Также обществом не представлено доказательств существенного нарушения порядка и процедуры принятия оспариваемого приказа комитета Тульской области по тарифам, которые могли бы повлечь его отмену.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, поскольку региональный нормативный правовой акт издан органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) в пределах нормотворческой компетенции, в оспариваемой части соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, права административного истца не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринг» к комитету Тульской области по тарифам об оспаривании в части постановления комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2016 года N 47/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг.» отказать.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в газете "Тульские известия" и (или) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 16 марта 2018 года.

Председательствующий