ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/2021 от 01.06.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3a-101/2021

УИД 75OS0000-01-2021-000166-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июня 2021 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Нагайцевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шагдаровой И.В. об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости,

установил:

23 апреля 2021 года Шагдарова И.В. посредством представителя по доверенности Казановой О.С. обратилась в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 12 710,1 кв.м, наименование – «реконструкция производственного здания «Цех № 15» в части нежилого помещения с кадастровым номером под оптовую базу с вспомогательными помещениями магазина самообслуживания по адресу: <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 28 декабря 2018 года, – 175 721 000 рублей.

В обоснование требований представитель административного истца указал, что нежилое здание принадлежит Шагдаровой И.В. на праве собственности. Кадастровая стоимость здания, установленная на 28 декабря 2018 года в размере 239 888 520,89 рублей, существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 20 апреля 2021 года. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество, подлежащего оплате административным истцом за 2018, 2019, 2020 годы, что является для него существенной финансовой нагрузкой.

Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.

В судебное заседание административный истец Шагдарова И.В., ее представитель Казанова О.С., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Правительства Забайкальского края Новожилова О.В. в письменных возражениях ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что оснований для оспаривания результатов государственной кадастровой оценки не имеется, поскольку в настоящее время на основании приказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22 октября 2020 года № 20/НПА в Единый государственный реестр недвижимости внесены результаты очередной государственной кадастровой оценки. Срок для обращения в суд не может быть восстановлен ввиду отсутствия уважительных причин пропуска такого срока.

Заинтересованное лицо администрация городского округа «Город Чита», извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила. В письменных возражениях представитель Попова Е.А. выразила несогласие с заявленными требованиями, указав, что в целях устранения сомнений в объективности и обоснованности отчета об оценке необходимо проведение судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости объекта недвижимости, при этом ссылаясь на то, что пересмотр кадастровой стоимости повлечет нарушение баланса финансовых интересов органа местного самоуправления, уменьшение налоговых поступлений в бюджет городского округа «Город Чита».

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, заинтересованное лицо ПАО «Сбербанк России», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть административное дело в отсутствие представителя.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).

Объектом налогообложения согласно указанной норме признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 403 НК РФ).

Законом Забайкальского края от 18 ноября 2014 года № 1081-ЗЗК «О реализации абзаца третьего пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» единой датой начала применения на территории Забайкальского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения определено 1 января 2015 года.

Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 1 декабря 2017 года № 510 датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определено 1 января 2018 года.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки до указанной даты был регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, физическое лицо – собственник объекта недвижимости, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной в том случае, если его кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, объект недвижимости – помещение с кадастровым номером , площадью 12 710,1 кв.м, назначение – нежилое, наименование – реконструкция производственного здания «Цех № 15» в части нежилого помещения с кадастровым номером под оптовую базу с вспомогательными помещениями магазина самообслуживания по адресу: <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Шагдаровой И.В., находится в ипотеке у ПАО «Сбербанк России» сроком с 20 июня 2018 года по 5 июня 2028 года, (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 17 мая 2021 года – л.д. 196-199).

Нежилое помещение поставлено на учет 1 марта 2018 года.

На основании постановления Правительства Забайкальского края от 23 октября 2012 года № 458 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости утверждена по состоянию на 28 декабря 2018 года в размере 239 888 520,89 рублей. Сведения о данном размере кадастровой стоимости 28 декабря 2018 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 мая 2021 года (л.д. 200, 203).

Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22 октября 2020 года № 20/НПА утверждены результаты очередной государственной кадастровой стоимости объектов капитального строительства. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером утверждена по состоянию на 1 января 2020 года в размере – 212 048 826,25 рублей, датой начала ее применения определено 1 января 2021 года. Сведения о данном размере кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 11 января 2021 года (л.д. 205).

Из изложенного следует, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 28 декабря 2018 года, как на момент обращения административного истца в суд, так и на момент рассмотрения дела является архивной.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

В абзаце первом статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 15 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.

Пунктами 1, 2 статьи 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Как следует из содержания административного искового заявления и установлено судом, права административного истца затрагиваются в связи с необходимостью уплаты налога на имущество за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости.

При таком положении, принимая во внимание, что начисление налога на момент обращения административного истца в суд осуществляется исходя из оспариваемого размера кадастровой стоимости объекта недвижимости, включая налоговый период 2020 года, а у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной, в связи с чем суд полагает возможным восстановить Шагдаровой И.В. срок на обращение в суд с заявленными требованиями.

В подтверждение того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет определения рыночной стоимости недвижимого имущества от 20 апреля 2021 года, составленный оценщиком ООО «Консалт» Т.Т.С., являющейся членом Ассоциации «Русское общество оценщиков» (регистрационный от 24 декабря 2007 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: состраховщики СПАО «ИНГОССТРАХ», АО «АльфаСтрахование», период действия договора – с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года (страховой полис ). Ответственность ООО «Консалт» застрахована в ООО «СО «Верна» (страховой полис , период действия договора с 2 апреля 2021 года по 1 апреля 2022 года).

Оценщик в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к субъекту оценочной деятельности статьей 4 Закона об оценочной деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с направлением «Оценка недвижимости», указанным в квалификационном аттестате от 16 ноября 2018 года.

В отчете приведена подробная информация о количественных и качественных характеристиках объекта оценки, изложены результаты проведенного анализа рынка оцениваемого объекта недвижимости, в частности, проанализирована система факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности при проведении оценки оценщик имеет право самостоятельно применять методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Основанием для отказа от применения затратного подхода к оценке рыночной стоимости объекта недвижимости указано на отсутствие возможности достоверно выявить все виды устаревания и износа ввиду оценки на ретроспективную дату. Из-за невозможности объективно оценить величину совокупного накопленного износа объекта недвижимости использование методик затратного подхода может привести к существенному искажению результата оценки.

Отказываясь от применения доходного подхода, оценщик указал на явную неопределенность исходных данных, обусловленную отсутствием достаточного количества предложений по аренде аналогичных по состоянию, площади, местоположению, назначению объектов, а также информации о степени загрузки, средних операционных расходах аналогичных объектов недвижимости в открытых источниках.

В качестве наиболее приемлемого для оценки рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком избран метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, представляющего собой согласно положениям пункта 12 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. При этом под объектом-аналогом понимается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

При реализации указанного подхода к оценке выбрано пять объектов-аналогов, определена совокупность характеристик, влияющих на стоимость объектов сравнения, по каждому из которых выполнена корректировка значения единицы сравнения либо обосновано отсутствие корректировки.

На основании примененной методики по результатам согласования рыночная стоимость объекта оценки – объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 12 710,1 кв.м, назначение – нежилое, наименование – реконструкция производственного здания «Цех № 15» в части нежилого помещения с кадастровым номером под оптовую базу с вспомогательными помещениями магазина самообслуживания по адресу: <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, определена по состоянию на 28 декабря 2018 года в размере 175 721 000 (сто семьдесят пять миллионов семьсот двадцать одна тысяча) рублей.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела каких-либо возражений от участвующих в деле лиц против принятия отчета об оценке от 20 апреля 2021 года в качестве доказательства заявленной величины рыночной стоимости объекта недвижимости не поступило. Данных о том, что рыночная стоимость названного объекта является иной, нежели отражено в отчете об оценке, суду не представлено. О назначении и проведении судебной оценочной экспертизы ходатайств не заявлялось.

При таком положении, оценив отчет об оценке рыночной стоимости по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером подлежит установлению на 28 декабря 2018 года в размере, равном его рыночной стоимости, - 175 721 000 рублей.

Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, поскольку в настоящее время утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, то кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, установленная в размере рыночной, подлежит применению для целей налогообложения с 28 декабря 2018 года и до 1 января 2021 года, даты применения вновь утвержденной кадастровой стоимости.

В суд с настоящим административным исковым заявлением Шагдарова И.В. обратилась 23 апреля 2021 года.

Данных о том, что Шагдарова И.В. обращалась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Шагдаровой И.В. об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 12 710,1 кв.м, назначение – нежилое, наименование – реконструкция производственного здания «Цех № 15» в части нежилого помещения с кадастровым номером под оптовую базу с вспомогательными помещениями магазина самообслуживания по адресу: <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: 175 721 000 (сто семьдесят пять миллионов семьсот двадцать одна тысяча) рублей по состоянию на 28 декабря 2018 года, для целей, предусмотренных налоговым законодательством, на период с 28 декабря 2018 года до 1 января 2021 года.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 23 апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение изготовлено 1 июня 2021 года.