ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/2021 от 18.05.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2020-001665-23

Дело № 3а-101/2021 (3а-1979/20220)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2021 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Гатиной О.Ф.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой А.М., представителя административного истца ООО «Теплосети» П., действующего на основании доверенности, представителя административного истца ПАО «Юнипро» - филиал «Яйвинская ГРЭС» К., В., действующих на основании доверенностей, представителя административного ответчика И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административным искам общества с ограниченной ответственностью «Теплосети», филиала «Яйвинская ГРЭС» публичного акционерного общества «Юнипро» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим со дня принятия Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для 13 климатического района в отношении части категорий домов,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода (далее – нормативы), дифференцированные по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов.

Данный приказ опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 50, том 2, 23 декабря 2019 года, и на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru, 18 декабря 2019 года.

В настоящее время приказ действует в редакции приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 06 ноября 2020 года № 46-01-06-27 «О внесении изменения в строку 2.5 таблицы «3 климатический район (Пермский городской округ, городской округ закрытое административно-территориальное образование Звездный Пермского края, Краснокамский городской округ, Верещагинский городской округ Пермского края, Пермский муниципальный район)» нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов, расположенных на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149».

Указанный приказ также опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 46, 16 ноября 2020 года.

ООО «Теплосети» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим со дня принятия Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для 13 климатического района.

В обоснование требований указал на несоответствие оспариваемых положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Административное исковое заявление поступило в суд 25 ноября 2020 года; определением суда от 27 ноября 2020 года административное исковое заявление принято к производству суда.

28 декабря 2020 года поступило ходатайство филиала «Яйвинская ГРЭС» публичного акционерного общества «Юнипро» о вступлении в административное дело в качестве соистца с требованиями о признании не действующим со дня принятия Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для 13 климатического района.

В обоснование заявленных требований общество также указало на несоответствие оспариваемых положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Определением суда от 28 января 2021 года филиал «Яйвинская ГРЭС» публичного акционерного общества «Юнипро» привлечен к участию в деле в качестве процессуального соистца, в порядке части 4 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец филиал «Яйвинская ГРЭС» публичного акционерного общества «Юнипро» изменил предмет заявленных требований, в окончательном виде просил признать приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для 13 климатического района, установленные для: 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из камня, кирпича; стенами из панелей, блоков; стенами из дерева, смешанных и других материалов; 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича.

В свою очередь, административный истец ООО «Теплосети» также обратился в суд с заявлением об изменении предмета заявленных требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором сформировал требования в окончательном виде, и просит признать приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года №СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для 13 климатического района, установленные для: 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении всех типов многоквартирных домов; 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня после 1999 года постройки; 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки; 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки.

Представитель административного истца ООО «Теплосети» П. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом его уточнения, дополнительных письменных объяснениях.

Представители административного истца ПАО «Юнипро» филиал «Яйвинская ГРЭС» К., В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом его уточнения, и дополнительных письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

Определением суда от 22 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, при этом отказано судом в привлечении указанного лица к участию в деле в качестве соответчика по мотивам, изложенным в определении.

Заинтересованное лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом; от представителя поступило заявление с просьбой рассмотрения дела без их участия.

Определением суда от 28 января 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Теплоэнергетика», ООО «Губахинская Энергетическая Компания», МП «Рябининское», ООО «Обособленное подразделение «Партнер», ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».

Заинтересованные лица МУП «Теплоэнергетика», ООО «Губахинская Энергетическая Компания», МП «Рябининское», ООО «Обособленное подразделение «Партнер», ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора Пермского краевой прокуратуры, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные иски в полном объеме, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за тепловую энергию.

Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, отопления, и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее по тексту – Правила № 306).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края утверждены Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода» оспариваемым административными истцами в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных (жилых) домов, расположенных в 13 климатическом районе.

С учетом анализа положений постановления Правительства Пермского края от 2 августа 2012 года № 605-п «Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг», указа Губернатора Пермского края от 17 октября 2018 года № 99 «Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года № 630-п «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края», действующих в редакциях на дату принятия оспариваемого приказа в части, суд пришел в выводу, что приказ от 16 декабря 2019 года №СЭД-24-02-46-149 принят уполномоченным на дату его принятия органом – Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается.

При этом суд считает необходимым отметить, что с 1 ноября 2020 года функции рассматриваемой в сфере переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края, которое является правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, следовательно, обязательным субъектом в настоящее время в данном публичном правоотношении является Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

Так, Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода (далее – нормативы), дифференцированные по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов.

Указанным приказом утверждены нормативы, в том числе, для 13 климатического района (Губахинский городской округ, городской округ «Город Кизел», Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края), для многоквартирных и жилых домов, дифференцированных по количеству этажности (1 этажные, 3-4 этажные, 5-9 этажные многоквартирные жилые дома), по году постройки (до 1999 года постройки включительно, либо после 1999 года постройки) и по группам многоквартирных и жилых домов (многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича; многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков; многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов), а именно:

для 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича норматив составил 0,0333 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из панелей, блоков – 0,0268 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из дерева, смешанных и других материалов - 0,0268 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц;

для 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков составил 0,0318 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из камня, кирпича составил 0,0227 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц;

для 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков составил 0,0252 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из камня, кирпича - 0,0267 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц;

для 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки составил 0,0181 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц;

для 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки составил 0,0155 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц;

для 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки составил 0,0134 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц

Норматив для 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков, определен методом аналога, а нормативы для остальных групп домов – расчетным методом.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Теплосети», публичное акционерное общество «Юнипро» филиал «Яйвинская ГРЭС», являются теплоснабжающими организациями и оказывают услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 13 климатическом районе на территории Пермского края.

Таким образом, административные истцы являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в части нормативов для 13 климатического района.

Административные истцы, полагая, что установленные административным ответчиком оспариваемые нормативы для 13 климатического района, определенные как аналоговым методом, так и расчетным методом, приняты с нарушением Правил № 306, в связи с чем они обратились в суд с рассматриваемыми исками.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным правилам.

Пунктами 13, 19 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306).

Как отмечено выше, норматив для 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков, определен методом аналога.

Пунктом 31 Правил № 306 предусмотрено, что определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.

Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31 - 32 (2) Правил № 306.

Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения № 1 к названным правилам (пункт 34 Правил № 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил № 306).

Из материалов дела следует, что для расчета норматива на территории 13 климатического района (Губахинский городской округ, городской округ «Город Кизел», Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края) для 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича использовались 50 домов, а для 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков – 131 дом. По сведениям административного ответчика это все имеющиеся дома, подходящие под критерии.

Из абзаца второго пункта 33 Правил № 306 следует, что в представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.

При определении норматива в 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича, в нарушении правил, судом установлено следующее.

Исходя из анализа представленных сторонами доказательств, судом установлено, что из имеющихся 50 домов под условия выборки подходят 34 дома, оставшиеся дома полежат исключению из расчета в связи с их несоответствием пункту 33 Правил № 306, а именно:

- Жилые дома № 3, 4, 23, расположенные по адресам: <...> соответственно, имеют стены из смешанных материалов – крупноблочные и кирпич, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

- Жилые дома, расположенные по адресам: <...> <...> (корпус 1 и 2); <...> <...> имеют нежилые помещения, подключенные к общему вводу.

- Жилые дома, расположенные по адресам: <...>, <...> – приборы учета установлены не с начала отопительного сезона.

- Жилые дома, расположенные по адресам: <...>; <...>; <...>, - являются 5-и этажными домами.

- Жилой дом, расположенный по адресу: <...>, завершен строительством в 2005 году.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Тем самым, включение указанных домов в представительную выборку не может быть признано обоснованным, поскольку противоречит абзацу 2 пункта 33 Правил № 306. Доказательств обратного материалы дела не содержат, административным ответчиком не приведено.

Объем выборки определяется на основе предварительной выборки в 2 этапа: а) на первом этапе производится предварительный отбор многоквартирных домов или жилых домов, в отношении которых дисперсия выборочной совокупности определяется по формуле 2; б) среднее арифметическое предварительной выборки рассчитывается по формуле 3.

При обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40 Правил № 306).

Проанализировав приведенные обстоятельства, проверив расчеты представленные сторонами, суд пришел к выводу, что после исключения значений расходов коммунальных ресурсов, отличающихся от средних расходов по выборке более чем на 20%, остается 17 домов.

Между тем, согласно формулам 1 и 2 приложения № 1 к Правилам №306 количество предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен составить 20. Расчет, выполненный административным истцом ПАО «Юнипро» - филиал «Яйвинская ГРЭС», содержащийся в письменных объяснениях, проверен судом, и соответствует Правилам № 306.

При определении норматива в 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков, в нарушении правил, судом установлено следующее.

Исходя из анализа представленных сторонами доказательств, судом установлено, что из имеющихся 131 домов под условия выборки подходят 103 дома, оставшиеся дома полежат исключению из расчета в связи с их несоответствием пункту 33 Правил № 306, а именно:

- Жилые дома, расположенные по адресам: <...> <...>; <...>; <...> <...>; <...> - имеют нежилые помещения, подключенные к общему вводу.

- Жилые дома, расположенные по адресам: п. Карьер-Известняк, ул. Мира, <...> – приборы учета в течение отопительного сезона 2018-2019 г. работали с перебоями.

- Жилые дома, расположенные по адресам: <...>, 80, 82, 86, ул. Крупской, д. 18, ул. Макаренко, д. 6, ул. Учебная, д. 12, ул. Физкультурников, д. 1 – имеют смешанное отопление, часть квартир имеет автономное электрическое отопление.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Тем самым, включение указанных домов в представительную выборку не может быть признано обоснованным, поскольку противоречит абзацу 2 пункта 33 Правил № 306. Доказательств обратного материалы дела не содержат, административным ответчиком не приведено.

Объем выборки определяется на основе предварительной выборки в 2 этапа: а) на первом этапе производится предварительный отбор многоквартирных домов или жилых домов, в отношении которых дисперсия выборочной совокупности определяется по формуле 2; б) среднее арифметическое предварительной выборки рассчитывается по формуле 3.

При обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40 Правил № 306).

Проанализировав приведенные обстоятельства, проверив расчеты представленные сторонами, суд пришел к выводу, что после исключения значений расходов коммунальных ресурсов, отличающихся от средних расходов по выборке более чем на 20%, остается 50 домов.

Между тем, согласно формулам 1 и 2 приложения № 1 к Правилам №306 количество предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен составить 51. Расчет, выполненный административным истцом ПАО «Юнипро» - филиал «Яйвинская ГРЭС», содержащийся в письменных объяснениях, проверен судом, и соответствует Правилам № 306.

Таким образом, по мнению суда, отсутствует необходимый объем выборки для расчета норматива для 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича, и для 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков, методом аналогов. Административный ответчик не установил фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по данным группам, соответственно.

Тем самым, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик в нарушение пунктов 9, 9.1, 31, 32, 32.2, 33 Правил № 306 не принял все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов и жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома и жилого дома по указанным группам домов. В результате данные действия административного ответчика привели к неправильному определению объема выборки и неверному применению метода расчета.

Кроме того, по мнению суда, административным ответчиком также нарушен порядок измерений и снятия показаний приборов учета в домах, предварительно выбранных для расчета норматива, в силу следующего.

Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306).

Согласно пункту 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

По смыслу пунктов 37 и 38 Правил № 306 названный план содержит сведения, устанавливающие сроки проведения мероприятий по снятию показаний приборов учета в домах из сформированного объема выборки.

Между тем, судом установлено, что план, предусмотренный пунктом 36 Правил № 306, не составлялся. Сведений о том, что снятие показаний приборов учета производилось в сроки, установленные в пункте 37 названных правил, административным ответчиком в материалы дела не представлено. В материалах дела отсутствуют сведения о дате и времени снятия показаний приборов учета, что не соответствует требованиям подпункта «е» пункта 38 Правил № 306.

Следует отметить, что административный ответчик в судебном заседании подтвердил, что не осуществлялось снятия показаний приборов учета при установлении нормативов. Суд отмечает, что данные о показаниях приборов учета были предоставлены ресурсоснабжающими организациями не на текущие даты, в соответствии с утвержденным Планом проведения измерений и снятия показаний приборов учета, а по архивным данным, хранящимся у ресурсоснабжающих организациях. При этом административному ответчику не известно о том, когда эти показания были сняты сторонними организациями, в каком порядке и при каких обстоятельствах. Сведения о показаниях приборов учета, предоставленные ресурсоснабжающими организациями министерству, также отсутствуют в материалах дела.

То обстоятельство, что у административного ответчика не имелось времени для составления плана проведения измерений и снятия показаний приборов учета, не является поводом для нарушения порядка определения нормативов методом аналогов.

В данном случае, одним из главных показателей для определения норматива указанным методом является показания приборов учета. Их снятие в нарушении предусмотренного порядка влечет недостоверность указанных сведений, и как следствие, определенный методом аналогов норматив не может расцениваться, как рассчитанный с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по формуле 5 приложения № 1 к Правилам № 306, составляющими показателями которой являются суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал); общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м); период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.

При этом орган регулирования не устанавливал фактические даты начала и окончания отопительного периода по каждому муниципальному образованию, в котором производилось снятие показаний приборов учета. Между тем, указанное обстоятельство является существенным для определения норматива методом аналогов, поскольку показания приборов учета снимаются в отношении отопления - первого и последнего числа отопительного периода (подпункт «б» пункт 37 Правил № 306).

Установив указанные нарушения пунктов 37, 38 Правил № 306 при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из камня, кирпича; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из панелей, блоков, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в данной части.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении всех типов многоквартирных домов; 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года со стенами из панелей, блоков; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из камня, кирпича; 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня после 1999 года постройки; 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки; 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, определены расчетным методом.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к настоящим Правилам (пункт 43 Правил).

Тем самым, расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.

Приложение к указанным правилам (пункт 18) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели: Qо - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м); nот - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

Согласно формуле 19 показатель Qо зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax), а также показателей tвн (температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома), tсро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период), ttро (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления), количественные значения которых и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил № 306.

Также в формуле 19 используются значения nо - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже.

Пунктом 20 Правил № 306 предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax) определяется как произведение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qуд) и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома (S).

По результатам исследования и оценки, представленных административным ответчиком расчетов, суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода использовались недостоверные значения ряда показателей.

Переменными значениями в данных формулах, в частности, являются значения tсро, определяющее среднесуточную температуру наружного воздуха за отопительный период; tвн - температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C); tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C); nо - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже.

Согласно пункту 2 Правил 306 количественные значения показателей tвн, tсро, tро и nо по существу являются климатическими условиями.

В расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в двухэтажных многоквартирных и жилых домах на территории 13 климатического района Пермского края административный ответчик использовал показатель tсро равный минус 4,7°C, показатель tро равный минус 26°C, а показатель tвн равный 18 °C.

Показатель tвн для расчета норматива установлен равным 18 °C, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», как нормативная температура воздуха в жилых помещениях.

Между тем показатели tсро, tро подлежат определению в соответствии с пунктом 44 Правил № 306, предусматривающим, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период; при отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется, исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; а расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, установлены «СНиП 23-01-99*. Строительная климатология», введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 года № 45.

СНиП 23-01-99 предусматривают климатические параметры холодного периода года только по 4 населенным пунктам Пермского края: Бисер, Ножовка, Пермь, Чердынь (таблица 1*).

Из пункта 1.2* СНиП 23-01-99 усматривается, что в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Для пунктов, не указанных в таблицах, расположенных в прибрежных районах морей и крупных водохранилищ и в местностях с абсолютной отметкой более 500 м, а также удаленных от метеостанций более чем на 100 км, климатические параметры следует определять по данным НИСФ РААСН, Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова или территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета.

Таким образом, в силу прямого указания пункта 44 Правил климатические параметры, принимаемые равными параметрам ближайшего населенного пункта, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период и расчетной температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта только при отсутствии у органов гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах и при отсутствии климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Из буквального толкования названного пункта следует, что источником указанных данных являются именно органы гидрометеорологической службы, только в отсутствие, которых расчет температуры может быть осуществлён, исходя из параметров ближайшего населенного пункта.

При таких обстоятельствах, климатические параметры, принимаемые равными параметрам ближайшего населенного пункта, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органов гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах и при отсутствии климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Тем самым, из пункта 44 Правил № 306 следует, что источником указанных данных являются именно органы гидрометеорологической службы, только в отсутствие, которых расчет температуры может быть осуществлён, исходя из параметров ближайшего населенного пункта.

Судом установлено, что метеорологические наблюдения ведутся в 25 населенных пунктах Пермского края и в отношении них могут быть предоставлены данные о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период, что подтверждается отчетом от 12 августа 2019 года, выполненным ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».

Согласно справке Пермского ЦГМС-филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 16 января 2020 года № 96, в 13 климатическом районе (Губахинский городской округ, городской округ «Город Кизел», Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края) метеорологические наблюдения ведутся на 3 метеостанциях (Губаха, Чердынь, Вай) для всех районов 13 климатического района. Среднесуточная температура воздуха за последние 5 отопительных периодов (отопительные периоды 2014/2015, 2015/2016, 2016/2017, 2018/2019) отмечалось на трех метеостанциях -5,0°C; -4,7°C; - 5,5°C, соответственно, среднее значение -5,07°C. Средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки (среднеарифметическое средних температур наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд за последние 5 отопительных периодов) отмечалось на трех метеостанциях -27°C; -25°C, -30°C, соответственно, среднее значение -27,3°C.

Между тем, административным ответчиком использовались данные, содержащиеся в отчете от 12 августа 2019 года, выполненном ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», путем сопоставления таблиц 4.5 и 4.6 Отчета. Согласно которым, среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный

период (tсро) в 13 климатическом районе составила минус 4,7°C, а расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (tро) составила минус 26°C.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что министерство при расчете нормативов не использовало данные органов гидрометеорологической службы, поскольку полагало достаточным использования данных, приведенных в отчете, поскольку они составлены на основании данных органов гидрометеорологической службы.

Суд не может согласиться с указанной позицией административного ответчика, поскольку данные, представленные в отчете, являются расчетными, и получены с целью определения климатических районов на территории Пермского края, объединяющих районы Пермского края по аналогичным климатическим условиям. Данный отчет не подлежал использованию в целях определения показателей среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро) и расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (tро), поскольку Правила предусматривают приоритетное использование сведений органов гидрометеорологической службы. То обстоятельство, что университет при определении климатических районов мог использовать данные органов гидрометеорологической службы, не освобождает административного ответчика от специального получения названных сведений от органов гидрометеорологической службы, поскольку согласно тексту отчета, полученные данные подверглись математическому анализу в целях определения климатических районов и получения усредненных показателей. При этом указанные в отчете данные о температуре в 13 климатическом районе не соответствуют справке Пермского ЦГМС-филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 29 августа 2019 года № 2222, приложенной к отчету.

Так, к отчету приложена справка Пермского ЦГМС-филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 29 августа 2019 года № 2222, согласно которой приведены данные среднесуточной температуры воздуха за последние 5 отопительных периодов, а также средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки, средняя продолжительность отопительного периода по 6 метеостанциям (Вая, У-Черная, Чермоз, Кын, ФИО1, ФИО2), однако только, из числа приведенных, метеостанция Вая регистрирует климатические условия в 13 климатическом районе, и имеет следующие показатели: -5,5; -30; 249, соответственно (т. 4, л.д. 21). Суд отмечает, что указанные значения не были использованы при определении норматива.

Следует обратить внимание, что в справке Пермского ЦГМС-филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 29 августа 2019 года № 2222 содержатся сведения от одной метеостанции, относящейся к 13 климатическому району, а в справке от 16 января 2020 года № 96 - сведения от трех метеостанций, относящихся к 13 климатическому району.

Исходя из анализа сведений, поступивших из органов гидрометеорологической службы (справка от 16 января 2020 года № 96) и отчета университета, суд приходит к выводу, что значения температуры в 13 климатическом районе, являются различными, причем, температура в 13 климатического района по данным органов гидрометеорологической службы является ниже, чем температура, указанная в отчете. Данное обстоятельство, по мнению суда, указывает на то, что в приведенные показатели температуры в отчете, подлежали использованию лишь для определения климатических районов, а не использование их в непосредственном расчете норматива.

Анализ данных, содержащихся в оспариваемом приказе, показывает, что в некоторых случаях нормативы для населенных пунктов, расположенных в климатических зонах с более благоприятными климатическими условиями, значительно превышают нормативы, установленные для более холодных климатических зон, при том, что нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление этих домов, безусловно, должен иметь обратную зависимость.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерности использования административным ответчиком в качестве показателей tсро, tро данных, содержащихся в отчете университета.

Кроме того, переменным значением в данных формулах, в частности, является значение nо, то есть продолжительность отопительного периода.

Из формулы 19 Приложения 1 Правил № 306 следует, что значение nо, то есть продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже.

В расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных и жилых домах на территории 13 климатического района Пермского края административный ответчик использовал показатель nо, равный 245 суткам. Указанный показатель также определен административным ответчиком исходя из сведений, содержащихся в отчете университета.

Между тем, по аналогии значение nо (количество суток в отопительном периоде, когда среднесуточная температура наружного воздуха была 8 °C и ниже), которое уточняет значение показателя nот (количество месяцев в отопительном периоде), также должно определяться на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд в соответствии с пунктом 44 Правил №306 с одной и той же станции метеонаблюдения, что и для показателя tсро, поскольку в противном случае (в случае использования разных источников) не будет обеспечена достоверность и актуальность этих значений.

Таким образом, допустимость расчетов климатических параметров, а – значения tсро, tро, nо, на основании отчета университета, исключается предписаниями, содержащимися в пункте 44 Правил № 306, из которых следует, что единственным компетентным органом, который обладает необходимыми полномочиями для определения среднеарифметического значения средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период, а также продолжительности периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже, являются только органы гидрометеорологической службы, учитывая при этом то обстоятельство, что у органов гидрометеорологической службы имеется информации о данных климатических параметрах.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неправомерности использования административным ответчиком в качестве показателей продолжительности отопительного периода значения nо, равного 245 суткам, исходя из сведений, содержащихся в отчете. При этом суд отмечает, что административный ответчик не анализировал и не устанавливал продолжительности отопительного периода по сведениям органов гидрометеорологической службы.

Кроме того, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, выполненного расчетным методом, в оспариваемых категориях домов для 13-го климатического района, административный ответчик допустил ошибку в определении значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном дом, или площадь жилого дома (S), что подтверждается следующим.

Согласно формуле 19 показатель Qо зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax), которая определяется по формуле 20: qmax = qуд.x S, где: qуд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4; S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м).

Как следует из расчета, представленного административным ответчиком, при установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из дерева, смешанных и других материалов (л.д. 207-208), qmax = 3379500,5 ккал в час на 1 кв.м.; qуд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), в соответствии с таблицей 4 «Значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома», составляет 145; следовательно, при определении qmax административный ответчик использовал общую площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м) (S) равной 23 306,9 кв.м. (расчет: 3379500,5 ккал в час на 1 кв.м. / 145).

При этом при расчете норматива по формуле 18 предусмотрено применение значения Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов; которое использовалось в расчете норматива в размере 47 816,6 кв.м.

При анализе расчетов нормативов для иных категорий домов, выполненных расчетным методом, также выявлены аналогичные ошибки. При расчете нормативов для всех категорий домов показатель Sоб использовался в большем размере, чем показатель S.

Так, при расчете норматива для 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из панелей и блоков, показатель Sоб использовался в размере 9200,7 кв.м., а показатель S в размере 4484,64 кв.м.; при расчете норматива для 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из камня и кирпича, показатель Sоб использовался в размере 3812,5 кв.м., а показатель S в размере 2 309,03 кв.м.; при расчете норматива для 1-этажных многоквартирных и жилых домов после 1999 года постройки со стенами из камня и кирпича, показатель Sоб использовался в размере 286,5 кв.м., а показатель S в размере 268,5 кв.м.; при расчете норматива для 1-этажных многоквартирных и жилых домов после 1999 года постройки со стенами из дерева, смешанных и других материалов, показатель Sоб использовался в размере 107,7 кв.м., а показатель S в размере 100,8 кв.м.; при расчете норматива для 4-5-этажных многоквартирных и жилых домов после 1999 года постройки со стенами из камня и кирпича, показатель Sоб использовался в размере 31 243,7 кв.м., а показатель S в размере 29 840,36 кв.м.; при расчете норматива для 3-этажных многоквартирных и жилых домов после 1999 года постройки со стенами из камня и кирпича, показатель Sоб использовался в размере 10205,64 кв.м., а показатель S в размере 9701,6 кв.м.

Исходя из анализа показателей S и Sоб следует, что показатель S должен иметь большее значение, чем показатель Sоб, либо они должны быть равными, поскольку показатель S включает в себя не только площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, как показатель Sоб, но и помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах, суммарная площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (Sоб) не может быть больше суммарной общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S).

Между тем, в рассматриваемом случае, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в отношении всех категорий домов, выполненного расчетным методом, административный ответчик применил значение Sоб большее, чем значение S, в каких то категориях домов, более чем в 2,2 раза, что является арифметической ошибкой, повлекшей неверное определение норматива потребления коммунальной услуги.

Использование недостоверных фактических данных значения S и Sоб повлияло на размер оспариваемого норматива. При этом применение расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг не должно являться произвольным, основанным на недостоверных и недостаточных фактических данных.

Установив указанные нарушения Правил № 306 при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении всех типов многоквартирных домов; 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года со стенами из панелей, блоков; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из камня, кирпича; 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня после 1999 года постройки; 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки; 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований также в данной части.

Доводы административного ответчика о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта права административных истцов не нарушают, находятся в неустранимом противоречии с исследованными судом доказательствами. Административные истцы являются теплоснабжающими организациями и оказывают услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 13 климатическом районе на территории Пермского края, осуществляют расчеты с потребителями на основании оспариваемых нормативов. Административные истцы оспаривают нормативный правовой акт только в той части, в которой он непосредственно затрагивает права административных истцов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам № 306, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующими нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении всех типов многоквартирных домов; 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня после 1999 года постройки; 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки; 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенных в 13 климатическом районе (Губахинский городской округ, городской округ «Город Кизел», Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края) на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 декабря 2020 года № 46-02-04-72.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Теплосети», публичного акционерного общества «Юнипро» филиал «Яйвинская ГРЭС» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении всех типов многоквартирных домов; 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки в отношении следующих типов многоквартирных жилых домов: со стенами из панелей, блоков; со стенами из камня, кирпича; 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня после 1999 года постройки; 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки; 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенных в 13 климатическом районе (Губахинский городской округ, городской округ «Город Кизел», Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края) на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 декабря 2020 года № 46-02-04-72.

Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме 01 июня 2021 года.