ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/2022 от 01.08.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-101/2022

М-104/2022

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 01 августа 2022 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стёксова В.И.,

при секретаре Ермаковой К.В.,

с участием прокурора Русановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Завод «Сельмаш»» к Министерству имущественных отношений Кировской области о признании недействующими в части распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 №1418 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость» и распоряжения министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 №1954 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

установил:

акционерное общество «Завод «Сельмаш» (далее – АО «Завод «Сельмаш», административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Кировской области (далее – Министерство, административный ответчик) о признании недействующими в части распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 №1418 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Перечень №1418 от 24.12.2020) и распоряжения министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 №1954 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Перечень №1954 от 30.12.2021).

В обоснование исковых требований указывает, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> (далее – Объект №1), который включен в Перечень №1418 от 24.12.2020 под номером <данные изъяты>, в Перечень №1954 от 30.12.2021 – под номером <данные изъяты>. Также является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> (далее - Объект №2), который включен в Перечень №1418 от 24.12.2020 под номером <данные изъяты>, в Перечень №1954 от 30.12.2021 – под номером <данные изъяты>. В отношении данных объектов в 2021, 2022 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Вместе с тем, указанные объекты недвижимости не обладают признаками, отвечающими требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и включение их в названный Перечень нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> не являются административно-деловыми либо торговыми центрами. Указанные здания фактически используются АО «Завод Сельмаш» исключительно для собственных нужд.

С учетом изложенного, административный истец просит признать недействующим со дня принятия пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418; признать недействующим со дня принятия пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 № 1954; взыскать с министерства имущественных отношений Кировской области в свою пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Административный ответчик – министерство имущественных отношений Кировской области в отзыве и дополнениях к нему указало на соблюдение процедуры принятия и введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов, а также законность включения имущества в Перечни, исходя из сведений регистрирующего органа и технической документации на имущество, полагая, что спорный Объект №1 с назначением «нежилое», наименованием «павильон «Снежинка» является торговым и относится к предприятиям розничной торговли, спорный Объект №2 с назначением «нежилое» наименованием «здание каркас ОКС» является административным зданием согласно сведениям с портала 2 gis.ru. Кроме того считают, что отсутствуют правовые основания для исключения спорных объектов из Перечней, поскольку административный истец не обращался в адрес Министерства с целью внесения изменений в перечни в порядке административной процедуры пересмотра результатов обследования, предусмотренном Постановлением Правительства Кировской области №256-П от 23.05.2022. Просили в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель административного истца – С. доводы и требования иска поддержала, дополнительно указала, что спорные объекты не могут использоваться в качестве торговых и административно-деловых центров. Павильон «Снежинка» согласно рабочему проекту предназначен для хранения и выдачи спортинвентаря зимних видов спорта, расположен за периметром промплощадки, рядом со стадионом, профилакторием, принадлежащем в те годы ГП «Завод «Сельмаш». С 2012 года указанный павильон не эксплуатируется по причине неудовлетворительного состояния (отсутствует часть крыши, разрушена отмостка, кирпич стен выщерблен), которое подтверждается фотографиями. Здание каркаса ОКС, расположенное по адресу: <данные изъяты>, приобретено у ООО «Агентство универсальной информации «Лира» по договору купли-продажи движимого и недвижимого имущества №3 от <данные изъяты>, согласно которому назначение всех объектов носит производственный характер, они расположены в пределах одной промплощадки, охрану которой осуществляет специализированная организация. Согласно техническому паспорту экспликация к объекту включает: коридор, раздевалку, кладовую и цех.

Представитель административного ответчика – Х. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнениях к нему, указал на законность и обоснованность распоряжений министерства в оспариваемой части. Кроме того, пояснил, что указание административного истца на назначение спорного Объекта №1 как хранение и выдача инвентаря фактически свидетельствует об оказание посредством рассматриваемого объекта бытовых услуг. Факт того, что павильон «Снежинка» находится в технически неисправном состоянии, не свидетельствует о том, что ранее данный объект не мог использоваться в целях, которые подпадают под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. На момент формирования Перечня №1418 от 24.12.2020 АО «Завод «Сельмаш» не являлся собственником Объекта №2. Указания в техническом паспорте по Объекту №2 вызываю вопросы.

Заинтересованное лицо – ИФНС России по г. Кирову, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица протокольным определением судьи от 20.07.2022, в судебное заседание не явилось, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указало, что в случае ошибочного включения объектов недвижимого имущества в Перечни уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения. В полномочия налогового органа не входит определение правомерности включения объекта недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Заинтересованное лицо – ООО «Агентство универсальной информации «Лира» привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица протокольным определением судьи от 20.07.2022, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявляло.

С учетом надлежащего извещения заинтересованных лиц и отсутствием ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании на основании представленных в материалы дела доказательствах, исследованных и оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, судом установлено, что с <данные изъяты> административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>; с <данные изъяты> на основании договора купли-продажи №3 от <данные изъяты>, заключенного с ООО «Агентство универсальной информации «Лира», является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в границах охраняемой промплощадки по производству железобетонных изделий.

Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 № 1954 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Указанные объекты включены в Перечень от 24.12.2020 № 1418 под номером <данные изъяты> (Объект №1), под номером <данные изъяты> (Объект №2), а также в Перечень от 30.12.2021 № 1954 под номером <данные изъяты> (Объект №1), под номером <данные изъяты> (Объект №2).

Указывая, что нежилые помещения включены в оспариваемые Перечни в отсутствие объективных данных о соответствии объектов недвижимости критериям статьи 378.2 НК РФ, что свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика, последний обратился в Кировский областной суд с настоящим иском.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет соблюдения требованиям нормативных правовых актов, действующих на момент их принятия и устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3.1.7 Положения о министерстве государственного имущества Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 27.05.2015 № 40/272, обязанность утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, была возложена на данное министерство.

Согласно пункту 1.11 указанного Положения, пункту 1.2 распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 № 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 настоящего Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений, нормативные правовые акты в форме распоряжений, решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области.

В соответствии с пунктом 1.3 распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 № 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства является официальный сайт министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru).

Согласно пункту 6.1 указанного распоряжения нормативные правовые акты министерства вступают в силу после их официального опубликования. Днем официального опубликования считается день первой публикации полного текста нормативного правового акта на официальном сайте министерства в разделе «Нормативные правовые акты министерства».

Оспариваемые распоряжения от 24.12.2020 и от 30.12.2021 опубликованы на официальном сайте Министерства (www.dgs.kirovreg.ru), который в соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 № 01-452, является источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области, - 26.12.2020 и 30.12.2021 соответственно.

Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 № 31-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 № 26» министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).

Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 № 668-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 07.12.2020 № 170 и передаче некоторых государственных функций и полномочий» министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области.

Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка их принятия и введения в действие.

Указанные обстоятельства применительно к оспариваемым нормативным правовым актам административным истцом не оспариваются.

Проверяя указанные распоряжения в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действие которых распространялось на момент принятия распоряжений, суд учитывает следующее.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, регламентирующей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, обязывает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи (подпункт 1), то есть в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (далее - нежилые помещения).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них признаются объектом налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества.

При этом, по смыслу подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Из системного толкования приведенных норм применительно к обстоятельствам дела следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если обладает признаками имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества закреплено в части 2 статьи 372, части 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

С 01.01.2017 вступил в силу Закон Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области».

В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО (в редакции от 11.10.2019) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), включая помещения в них, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в абзацах втором и третьем настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период (абзац 7 статьи 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО)

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из пояснений представителя административного ответчика в ходе судебного разбирательства, спорные объекты недвижимости включены административным ответчиком в Перечень в рамках процедуры осуществления министерством имущественных отношений Кировской области мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), данным регистрирующего органа.

Порядок мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость установлен в рассматриваемые периоды времени Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 № 375-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения», Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 № 578-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения».

Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 № 375-П, министерство ежегодно на основании сведений об объектах и правах на них, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, проводит анализ представленных данных на предмет выявления объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, а также статьей 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области».

Подпункт 2.1.2 пункта 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 № 375-П, предусматривает, что министерство запрашивает у Кировского областного государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» информацию о назначении объектов на основании документов технического учета (инвентаризации).

Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 № 375-П, министерство формирует перечень объектов, подлежащих обследованию на предмет определения вида их фактического использования. В данный перечень включаются объекты, которые соответствуют критериям в части их общей площади, но, в отношении которых отсутствует возможность установить вид их фактического использования исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации).

Исходя из пункта 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 № 578-П, для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления предварительного перечня используются сведения ЕГРН.

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются: доступная информация и заявления, касающиеся вида фактического использования объектов недвижимого имущества, поступившие в текущем периоде от собственников объектов недвижимого имущества, в том числе документы технического учета (инвентаризации), информация об объектах недвижимого имущества из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и других органов и организаций, а также сведения актов обследования объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 2.3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 № 578-П, мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества не осуществляются в отношении объектов недвижимого имущества, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения (офисы и сопутствующая офисная инфраструктура), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

назначение (наименование) здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) установлено для делового, административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 № 578-П, в случае отсутствия информации, позволяющей установить вид фактического использования объектов недвижимого имущества, уполномоченный орган проводит их обследование.

Таким образом, из вышеприведенных норм Порядков, примененных министерством при формировании Перечней на 2021, 2022 годы следует, что необходимость определения вида фактического использования недвижимого имущества административным ответчиком посредством обследования объекта постановлена в зависимость от возможности установления факта использования имущества в предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ целях, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <данные изъяты> следует, что здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет назначение – нежилое, наименование – павильон «Снежинка», расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, отсутствуют данные о виде разрешенного использования (л.д. 44-46).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <данные изъяты> следует, что здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет назначение – нежилое, наименование – здание каркас ОКС, расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, отсутствуют данные о виде разрешенного использования (л.д. 41-43).

Как установлено судом, в 2020, 2021 годах обследование спорных объектов недвижимости, в целях определения вида их фактического использования при формировании Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 - 2022 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в порядке, регламентированном постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2016 № 22/126 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения», не проводилось.

Принимая решение о включении в Перечни объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, павильон «Снежинка», Министерство, руководствуясь сведениями из Единого государственного реестра недвижимости о наименовании нежилого здания «павильон» и ссылаясь на определение «павильона», закрепленного в пункте 4 части 3 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ; ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 №582-ст; «НПБ 103-95. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования, утвержденными ГУГПС МВД РФ, введенные приказом ГУГПС МВД РФ от 31.01.1995 №5, пришло к выводу, что указанный объект относится к предприятиям розничной торговли.

Рассматривая законность и обоснованность включения спорного Объекта №1 в Перечни, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <данные изъяты> назначение здания павильон «Снежинка», расположенного по адресу: <данные изъяты>, указано как нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 15).

В соответствии с распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 11.05.2016 №1746-зр павильон «Снежинка» указан в качестве нежилого помещения, и ему присвоен адресный ориентир: <данные изъяты>

Как следует из акта обследования ООО «Землемер» от <данные изъяты> на землях кадастрового квартала <данные изъяты>, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными лицами, расположен объект: павильон «Снежинка», представляющий собой одноэтажное здание с кирпичными стенами, под постройки 1989.

Согласно представленному административным истцом рабочему проекту павильона «Снежинка» 1989 г., указанный объект предназначен для хранения и выдачи спортинвентаря зимних видов спорта, расположен с восточной стороны промплощадки завода Сельмаш в южной части г. Кирова: с южной стороны объекта расположены Южные электросети, база ОКСа, с северной стороны профилакторий на 100 мест; с восточной расположен стадион с трибунами и бытовыми помещениями; с западной стороны гаражный кооператив, заводской парк (л.д. 142-146).

По состоянию на 31.12.2021 павильон «Снежинка» инв. <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> имеет балансовую стоимость <данные изъяты> рублей, остаточную стоимость – 0 рублей, что подтверждается справкой АО «Завод «Сельмаш».

Согласно представленным фотографиям, объект в текущий момент не эксплуатируется по причине неудовлетворительного состояния объекта, отсутствует часть крыши, разрушена отмостка, кирпич стен выщерблен.

Анализ представленных документов не позволяет прийти к выводу о возможности признания спорного здания торговым исходя лишь из указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости наименования помещения как «павильон».

Спорный объект с момента его ввода в эксплуатацию в 1989 году носил название павильон «Снежинка», поэтому ссылки административного ответчика на нормативные акты, дающие понятие «павильон» как торговый и принятые после постройки объекта, суд не принимает во внимание.

Здание с кадастровым номером <данные изъяты> с 2012 года не используется АО «Завод «Сельмаш».

На момент включения спорного объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества на 2021, на 2022 года установление вида фактического использования здания с соблюдением соответствующей процедуры не проводилось и его фактическое использование не устанавливалось.

Объект №1, об исключении которого из Перечня на 2021, 2022 гг. заявляет административный истец, исходя из технических характеристик, не может быть отнесено к торговым центрам (комплексам). Одно лишь наименование здания с кадастровым номером <данные изъяты> «павильон», вопреки доводам административного ответчика, без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2, пунктов 3, 4 и абзаце третьем пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, площадь которых составляет более 20% площади здания, не позволяет его отнести к торговому центру (комплексу).

С учетом изложенного, спорный объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> павильон «Снежинка» не подлежит включению в Перечни объектов недвижимого имущества на 2021-2022 гг. исходя из его наименования, поскольку ни предназначение нежилого помещения, ни его фактическое использование и расположение не позволяют признать его объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.

Принимая решение о включении в Перечни объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, здание каркаса ОКС, Министерство, руководствуясь сведениями с портала 2 gis.ru, пришло к выводу, что указанный объект является административным зданием.

Рассматривая законность и обоснованность включения спорного Объекта №2 в Перечни, суд приходит к следующему.

Согласно договору купли-продажи №3 от <данные изъяты> АО «Завод Сельмаш» приобрело у ООО «Агентство универсальной информации «Лира» движимое и недвижимое имущество, находящееся по адресу: <данные изъяты>, в том числе здание каркас ОКС, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 147-148). Из договора усматривается, что назначение всех объектов носит производственный характер, они расположены в пределах одной промплощадки.

Согласно пункту 1.2 договора на оказание услуг по охране объекта №2 от <данные изъяты>, заключенного между АО «Завод Сельмаш» и ООО «Вятское охранное общество, объектом охраны являются здания по адресу: <данные изъяты> и прилегающая производственная территория в границах объекта, что исключает доступ посторонних лиц (л.д. 149-153).

Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером <данные изъяты> экспликация к объекту включает: коридор, раздевалку, кладовую и цех (л.д. 132)

Анализ представленных документов не позволяет прийти к выводу о возможности признания здания фактически используемым в целях административного назначения исходя из сведений, содержащихся на портале 2 gis.ru.

Экспликация к поэтажному плану здания не содержит помещений, поименованных в качестве офисных.

Здание с кадастровым номером <данные изъяты> фактически используется АО «Завод «Сельмаш» исключительно для собственных производственных нужд.

Как указывалось ранее, на момент включения спорного объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества на 2021, на 2022 года установление вида фактического использования здания с соблюдением соответствующей процедуры не проводилось и его фактическое использование не устанавливалось, соответствующих замеров площади помещений используемых под указанные цели не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета бесспорно не позволяли отнести данный объект недвижимости к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, что не оспаривается административным ответчиком.

В дело не представлено никаких доказательств, опровергающих использование истцом спорного объекта недвижимости по иному назначению. Иных сведений, позволяющих определить принадлежность здания к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам бытового обслуживания населения в материалах административного дела также не содержится.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ объект недвижимости, налог в отношении которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости, должен отвечать определенным правилам, а именно: являясь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, то есть нахождение людей и рабочий процесс сотрудников в помещениях такого здания (строения, сооружения).

Деятельность офисов, как и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, напрямую связана с взаимодействием организации с клиентами, контрагентами, объекты, включаемые в Перечень, должны быть предназначены, использоваться или иметь физическую возможность использоваться как помещения, в которых возможно регулярное осуществление какой-либо свободной деятельности человека.

Объект №2, об исключении которого из Перечней на 2021-2022 гг. заявляет административный истец, исходя из технических характеристик, не может быть отнесено к административно-деловому центру. Наличие сведений на портале 2 gis.ru о том, что указанный объект является административным зданием, без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2, пунктов 3, 4 и абзаце третьем пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, площадь которых составляет более 20% площади здания, не позволяет его отнести к административно-деловому или торговому центру (комплексу), а технические характеристики помещений в здании (коридор, раздевалку, кладовую и цех) не предусматривают размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры.

При таких данных, на основании сведений, содержащихся в экспликации к поэтажному плану, спорный объект недвижимости не подлежит включению в Перечни объектов недвижимого имущества на 2021-2022 гг., поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений прямо и однозначно не предусматривают размещение офисов либо помещений торговли, в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Таким образом, ни предназначение нежилого помещения, ни его фактическое использование и расположение не позволяют признать его объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что включение принадлежащих административному истцу нежилых зданий и помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020-2021 гг. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, неправомерно, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений прямо и однозначно не предусматривают размещение офисов, кафе, объектов торговли и предприятий сферы обслуживания населения иным лицам в целях делового, административного или коммерческого назначения.

С учетом изложенного, доводы административного ответчика о наличии оснований для включения спорного имущества в Перечни не могут быть признаны обоснованными.

Доводы административного ответчика об отсутствии правовых оснований для исключения спорных объектов из Перечней, поскольку административный истец не обращался в адрес Министерства с целью внесения изменений в Перечни в порядке административной процедуры пересмотра результатов обследования, предусмотренном Постановлением Правительства Кировской области №256-П от 23.05.2022, являются необоснованными, поскольку предусмотренная административная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком, несоблюдение которого препятствует обращению в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 Налогового кодекса РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2021, 2022 гг. на момент рассмотрения настоящего дела истек, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемое административным истцом положения затрагивают его права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктами 3 и 4 распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2018 № 04-1758 предписано разместить Перечень на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и направить в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области, а также размещению на официальном сайте министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 4 500 рублей относятся на административного ответчика и подлежат возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьями 103, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление АО «Завод «Сельмаш»» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418.

Признать недействующим со дня принятия пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 № 1954.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Кировской области в пользу АО «Завод «Сельмаш» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений Кировской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский областной суд.

Судья В.И. Стёксов

Мотивированное решение суда составлено 8 августа 2022 года.

Решение15.08.2022