ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/2022 от 05.05.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2022-000056-79

Дело № 3а-101/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Борозненко Л.Р., секретарем Кочерьяном Ю.Г.

с участием:

старшего прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Емелиной Е.А.,

представителя административного истца Ростовской областной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Медведева С.В.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Чуднова Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Ростовской областной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» об оспаривании отдельных положений постановления Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 15 декабря 2021 г. № П-23 «О проведении государственного учета численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области»,

у с т а н о в и л :

Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее также Минприроды Ростовской области, министерство) 15 декабря 2021 г. принято постановление № П-23 «О проведении государственного учета численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области» (далее также – постановление № П-23), пунктом 6 которого для охотпользователей установлен ряд предписаний.

Подпунктом 6.1 пункта 6 постановления предусмотрено: «В срок не позднее 10 календарных дней до начала проведения полевых учетных работ представлять на согласование специалистам межрайонных отделов управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира министерства графики проведения полевых учетных работ с указанием конкретных дат и ответственных лиц по каждому охотничьему хозяйству в двух экземплярах.

В случае изменений в графиках проведения учетных работ сообщать об этом в письменном виде специалистам межрайонных отделов управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира министерства не менее чем за 2 рабочих дня до изменяемой даты учетных работ».

Подпункт 6.2 пункта 6 обязывает охотпользователей «по окончании полевых учетных работ, в течение 5 рабочих дней, предоставить первичные материалы учетов специалистам межрайонных отделов управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира министерства для рассмотрения, проверки, проведения оценки качества ведомостей учета и обобщения».

Согласно подпункту 6.3 пункта 6 охотпользователи должны направлять представителя с надлежаще оформленными полномочиями в министерство для рассмотрения материалов комиссией в соответствии с установленными сроками.

Подпунктом 6.5 пункта 6 определено, что в случае нарушения подпункта 6.1 пункта 6 постановления, методик проведения государственного учета численности охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотничьих угодий охотпользователям предписано организовать повторное проведение учетов с участием специалистов управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира министерства.

В силу подпункта 2.1 пункта 2 того же постановления под охотпользователями в тексте названного акта понимаются осуществляющие деятельность в закрепленных охотничьих угодьях юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» далее – Закон об охоте.

Ростовская областная общественная организация «Общество охотников и рыболовов» (далее также Общество) обратилась в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований (л.д. 6-9,74) просило суд признать недействующими подпункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 пункта 6 постановления Минприроды Ростовской области от 15 декабря 2021 г. № П-23.

В обоснование заявленных требований указано, что Общество является охотпользователем, заключившим охотхозяйственные соглашения с Минприроды Ростовской области в отношении 58 охотугодий. Административный истец полагает, оспариваемые нормы приняты Минприроды Ростовской области с превышением компетенции, противоречат Закону об охоте, приказам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. № 964, от 27 июля 2021 г. № 512, нарушают права Общества, устанавливают для него как для охотпользователя не предусмотренные федеральными актами обязанности, вводят дополнительные административные процедуры.

В судебном заседании представитель административного истца Медведев С.В. поддержал заявленные требования, ссылаясь на приведенные выше доводы.

Представитель Минприроды Ростовской области Чуднов Д.М. просил отказать в удовлетворении административного иска (л.д. 112-118, 156-159), пояснив, что введение оспариваемых положений обусловлено выполнением министерством возложенных на него полномочий по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории области, необходимостью оптимизации взаимодействия с охотпользователями, исходя из опыта прошлых лет по учету численности охотничьих ресурсов. При этом указал, что в настоящее время министерством подготовлен проект изменений в постановление № П-23, предусматривающий исключение из него подпункта 6.5 пункта 6.

Выслушав доводы представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Емелиной Е.А. о наличии оснований для признания оспариваемых норм недействующими, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановление Минприроды Ростовской области от 15 декабря 2021 г. № П-23 содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть является нормативным правовым актом, проверка которого осуществляется судом по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта в соответствии с этими правилами суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом, Общество является общественной организацией, имеет статус юридического лица, осуществляет свою деятельность на закрепленных охотничьих угодьях в Ростовской области. Между Обществом и Минприроды Ростовской области заключен ряд охотхозяйственных соглашений, по которым Общество (охотпользователь) приняло на себя обязательства по обеспечению проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, в том числе по осуществлению учета и оценки используемых охотничьих ресурсов, представлению министерству материалов такого учета в сроки, установленные законодательством.

Изложенное подтверждает, что Общество, является субъектом правоотношений, регулируемых постановлением № П-23, и вправе оспорить в судебном порядке нормативный правовой акт в указанной выше части.

Постановление министерства № П-23 с соблюдением требований, установленных Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», 21 декабря 2021 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (номер опубликования 6101202112210013) и на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru (номер опубликования 6122202112210009). Текст постановления также размещен на сайте министерства https://минприродыро.рф.

Документ подписан министром; вступил с силу со дня его официального опубликования (пункт 10 постановления № П-23), правила введения акта в действие не нарушены. Форма правового акта (постановление), исходя из существа содержащихся в нем норм, соответствует пункту 1.13 Положения о министерстве. По этим основаниям положения постановления № П-23 не оспариваются.

Проверяя полномочия Минприроды Ростовской области на принятие оспариваемых административным истцом норм, а также соответствие этих норм актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Минприроды Ростовской области - орган исполнительной власти Ростовской области, осуществляющий реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая объекты животного мира и среду их обитания, в том числе в области охоты (пункт 1.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 30 апреля 2014 г. № 320).

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Законом об охоте, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 упомянутого Закона).

Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия; распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32-34 названного Федерального закона (части 2 и 4 статьи 36 Закона об охоте).

Согласно пункту 12 статьи 32 Закона об охоте установление порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

На основании пункта 5 части 1 статьи 33 Закона об охоте Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона об охоте полномочий вправе издавать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 4 названной статьи).

В соответствии с частью 12 статьи 36 Закона об охоте порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и должен включать в себя в том числе формы и сроки предоставления данных, включаемых в состав государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также следующие требования к осуществлению учета охотничьих ресурсов, предусмотренного частью 5 той же статьи: 1) срок принятия решения об осуществлении учета и срок осуществления учета охотничьих ресурсов; 2) обязанность определить лицо, ответственное за осуществление учета охотничьих ресурсов; 3) предварительное письменное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, о сроках проведения учета, планируемых к применению методиках (подходах) учета, предусмотренных частями 7 и 8 статьи; 4) осуществление учета охотничьих ресурсов совместно с представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, по предварительному запросу такого органа в сроки, запланированные лицом, осуществляющим учет; 5) хранение материалов учета охотничьих ресурсов и предоставление указанных материалов органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

На момент принятия Минприроды Ростовской области постановления от 15 декабря 2021 г. № П-23 применялся Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. № 964 (Порядок № 964) (действовал с 1 января 2021 г. по 28 февраля 2022 г.). С 1 марта 2022 г. действует Порядок с аналогичным названием, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июля 2021 г. № 512 (Порядок № 512).

Предусмотренная пунктом 5 статьи 34 Закона об охоте возможность осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации иных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации не предполагает при издании такими органами правовых актов возможность вторжения в сферу полномочий Российской Федерации.

Учитывая, что установление порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов относится к полномочиям федерального органа, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий этот мониторинг, не вправе утверждать порядок его осуществления.

Имеющаяся, по мнению министерства, недостаточная урегулированность вопросов взаимодействия между этим органом и охотпользователями, не дает названному органу права издавать нормативный правовой акт, отдельными положениями которого фактически изменяется установленный федеральным органом порядок осуществления государственного мониторинга, устанавливаются дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и законных интересов охотпользователей, вводятся дополнительные административные процедуры.

Следует отметить, что в оспариваемых подпунктах пункта 6 постановления № П-23 обязанности охотпользователей не дифференцируются министерством в зависимости от вида пользования охотничьими угодьями – при наличии заключенного охотхозяйственного соглашения или на основании долгосрочной лицензии.

Вместе с тем, в актах, имеющих большую юридическую силу, порядок проведения учета охотничьих ресурсов такими охотпользователями не полностью идентичен.

В соответствии с частью 5 статьи 36 Закона об охоте, пунктом 7.2 Порядка № 964 учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия осуществляется: в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; в закрепленных охотничьих угодьях - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения; на особо охраняемых территориях федерального значения - федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями.

На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» и Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 августа 2021 г., в охотничьих угодьях, в которых пользование охотничьими ресурсами осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, учет охотничьих ресурсов осуществляется указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Введенное Федеральным законом № 455-ФЗ дополнение учтено в пунктах 4.1.2, 4.1.3, 12 Порядка № 512.

Участие представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в проведении учета численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, в отношении которых заключены охотхозяйственные соглашения, является факультативным и возможно только в порядке, предусмотренным Законом (часть 6 статьи 36 Закона об охоте, пункт 11 Порядка № 512).

Процедура согласования со специалистами отделов министерства графиков проведения полевых учетных работ для охотпользователей не предусмотрена ни положениями Закона об охоте, ни нормами Порядка № 964 и пришедшего ему на смену Порядка № 512. Установленная оспариваемой нормой процедура согласования является дополнительной к правовому регулированию, установленному федеральным органом.

Действующим с 1 марта 2022 г. Порядком № 512 (пункты 13, 13.1, 13.2) определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения; юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование охотничьими ресурсами на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, (охотпользователи) обязаны принять решение о применении одной или нескольких методик учета и (или) научных подходов учета, предусмотренных пунктами 5 и 6 Порядка, и сроках осуществления учета охотничьих ресурсов и уведомить уполномоченный орган о принятом решении не менее чем за 30 календарных дней до осуществления учета численности охотничьих ресурсов.

Обязанность направлять иные извещения, запросы на согласование для охотпользователей Порядком не установлена.

Таким образом, действующими на федеральном уровне актами для охотпользователей предусматривается не согласовательный порядок информирования уполномоченного регионального органа о сроках проведения учетных работ (который предполагает возможность отказа в согласовании по усмотрению государственного органа или его должностных лиц), а уведомительный порядок, исключающий излишнюю свободу усмотрения публичного органа, который обязан принять полученное уведомление к сведению.

Направление охотпользователем уведомления в уполномоченный орган о сроках планируемого проведения учета охотничьих ресурсов, по смыслу содержащихся в Порядке № 512 норм, предполагает включение в него информации о сроках полевых учетных работ как основного этапа учета.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ... – специалист управления развития охотничьего хозяйства министерства пояснила, что на практике охотпользователи представляют в министерство именно графики проведения полевых учетных работ.

Из подпункта 4 части 12 статьи 36 Закона об охоте, пунктов 11, 14.4 Порядка № 512 следует, что уполномоченный орган на основе полученного от охотпользователя уведомления о сроках проведения учетных работ (в том числе полевых учетных работ) решает вопрос о направлении охотпользователю, с которым заключено охотхозяйственное соглашение, предварительного письменного запроса об осуществлении учета охотничьих ресурсов совместно с представителем уполномоченного органа (не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проведения полевых работ, запланированных охотпользователем), определяет должностное лицо, которое будет принимать участие в осуществлении учета в сроки, запланированные указанным охотпользователем.

Таким образом, абзац первый подпункта 6.1 пункта 6 постановления Минприроды Ростовской области № П-23, устанавливающий обязанность охотпользователей (независимо от основания пользования) в срок не позднее 10 календарных дней до начала проведения полевых учетных работ представлять на согласование специалистам министерства графики проведения полевых учетных работ с указанием конкретных дат и ответственных лиц по каждому охотничьему хозяйству в двух экземплярах, противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, принят министерством с превышением нормотворческой компетенции.

Предусмотренная абзацем вторым подпункта 6.1 пункта 6 постановления № П-23 обязанность охотпользователей не менее чем за 2 рабочих дня до изменяемой даты учетных работ в письменном виде сообщить специалистам межрайонных отделов министерства об изменении графика также не основана на законе, устанавливает для охотпользователей дополнительное требование, не предусмотренное Порядком, утвержденным федеральным органом.

Кроме того, в ряде случаев требование о письменном извещении специалистов министерства в указанный срок может быть невыполнимым, принимая во внимание, что полевые учетные работы могут переноситься менее чем на 2 дня, например, из-за погодных условий.

Вместе с тем, за невыполнение требований, содержащихся в подпункте 6.1 пункта 6, а также методик проведения государственного учета численности охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотничьих угодий, министерством в подпункте 6.5 пункта 6 постановления № П-23 установлена обязанность охотпользователя организовать повторное проведение учетов с обязательным участием специалистов управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира министерства.

Законодательством не предусмотрено право регионального министерства устанавливать санкции за неисполнение введенных им предписаний в виде обязанности охотпользователя провести повторно учетные работы, требующие дополнительных финансовых затрат, совершения определенных организационных действий, привлечения к участию большого количества людей. Законодательством также не допускается установление органом власти субъекта Российской Федерации иных случаев обязательного участия в учетных работах сотрудников министерства, чем те, которые предусмотрены федеральным законодательством.

В силу частей 9 и 11 статьи 36 Закона об охоте данные учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия, получаемые в соответствии с частью 5 статьи 36 названного Закона, представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и используются в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и определения объемов изъятия охотничьих ресурсов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Пунктом 13.2 Порядка № 512 предусмотрено, что охотпользователи, заключившие охотхозяйственные соглашения, и имеющие долгосрочные лицензии, обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный орган материалы учета численности охотничьих ресурсов, содержащие данные о численности охотничьих ресурсов, предусмотренные применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета, в срок до 1 апреля. Такой же срок представления данных, полученных по результатам проведенного учета, предусматривался Порядком № 964.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предоставляет данные Государственного мониторинга в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежегодно в срок до 15 мая (пункт 17 Порядка № 12, пункт 10 Порядка № 964).

В силу пункта 15 Порядка № 512 охотпользователи обеспечивают сохранность данных учета охотничьих ресурсов не менее 6 лет и предоставляют указанные материалы уполномоченному органу по письменному запросу, а также при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Обязанность охотпользователей представлять сведения о результатах проведенного учета в иные сроки законодательством не предусмотрена.

С учетом изложенного введенная подпунктом 6.2 пункта 6 постановления министерства № П-23 обязанность охотпользователей по окончании полевых учетных работ, в течение 5 рабочих дней, предоставить первичные материалы учетов специалистам межрайонных отделов управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира министерства для рассмотрения, проверки, проведения оценки качества ведомостей учета и обобщения, не основана на законе.

Необходимость обеспечить сбор материалов учета численности охотничьих ресурсов, предусмотренных применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета (пункт 14.3 Порядка № 512) не предоставляет министерству права устанавливать в нормативном порядке дополнения к обязанностям, предусмотренным Порядком, утвержденным федеральным органом.

Содержащееся в подпункте 6.3 пункта 6 постановления № П-23 предписание охотпользователям направлять представителя с надлежаще оформленными полномочиями в министерство для рассмотрения материалов комиссией в соответствии с установленными сроками, не отвечает критерию правовой определенности. Этот подпункт может быть истолкован как обязывающий охотпользователя обеспечить участие своего представителя в соответствующей административной процедуре – при рассмотрении материалов комиссией министерства. Однако такая обязанность из действующего законодательства не следует.

За неисполнение требований органа государственной власти, основанных на нормативно закрепленных предписаниях, субъект правоотношений, при наличии соответствующих условий, может быть привлечен к ответственности, в том числе предусмотренной законодательством об административных правонарушениях. Возложение на указанного субъекта дополнительных обязанностей способно привести и к иным неблагоприятным для него последствиям.

При изложенных обстоятельствах суд признает обоснованными доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми нормами и необходимости признания этих норм недействующими.

Исходя из существа оспариваемых норм, принимая во внимание, что на их основе не были реализованы права граждан и организаций, в целях реального восстановления нарушенных прав субъектов отношений, учитывая подтвержденную представителем административного ответчика информацию об отсутствии случаев применения на практике правовых последствий неисполнения оспариваемых норм, суд считает возможным признать эти нормы недействующими со дня их принятия.

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

На основании статьи 111 КАС РФ суд присуждает административному истцу с другой стороны судебные расходы.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Ростовской областной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия подпункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 пункта 6 постановления Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 15 декабря 2021 г. № П-23 «О проведении государственного учета численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области».

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в пользу Ростовской областной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А.Руднева

Решение в окончательной форме принято 20 мая 2022 г.

Судья О.А.Руднева