КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-101/2022
УИД 39ОS0000-01-2022-000023-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Струковой А.А.
при секретаре – Козловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СНТ «Родник» к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», Правительству Калининградской области об оспаривании решения ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 28 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000106, установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2021 года,
У С Т А Н О В И Л:
СНТ «Родник» обратилось в суд 24 января 2022 года с административным иском к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области, ссылаясь на то, что СНТ «Родник» с 15 февраля 2019 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 62 133 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование – земельные участки (территории) общего пользования, местоположение: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет 15 февраля 2019 года, установлена по состоянию на эту дату (то есть на 15 февраля 2019 года) актом ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» АОКС-39/2021/000092 от 7 октября 2021 года в размере 28 153 704,96 руб.
Сведения об установленной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 октября 2021 года и являются актуальными до настоящего времени.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 754 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области - 1 декабря 2021 года.
21 декабря 2021 года СНТ «Родник» обратилось в ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, представив, помимо иных документов, отчет об оценке от 16 декабря 2021 года № 335-12/21, выполненный оценщиком ООО «Декорум» ФИО1, о рыночной стоимости участка по состоянию на 1 декабря 2021 года - 80 663 руб.
Решением ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 28 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000106 в установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости отказано по мотиву несоответствия названного отчета об оценке положениям подпунктов «в», «и» пункта 8 ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299.
Полагая отчет об оценке соответствующим федеральным стандартам оценки и настаивая на ошибочности мнения бюджетного учреждения о существенном искажении оценщиком величины рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, СНТ «Родник», уточнив 14 февраля 2022 года основания заявленных требований, просило признать незаконным решение ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 28 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000106 и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2021 года – 80 663 руб.
В судебном заседании представители СНТ «Родник» - ФИО2 и председатель садоводческого товарищества ФИО3 заявили об отказе от требований к Управлению Росреестра по Калининградской области, которое является ненадлежащим ответчиком по основному требованию об оспаривании решения бюджетного учреждения.
В остальной части заявленные требования поддержали, дополнительно указав, что фактически земельный участок с кадастровым номером № площадью 62 133 кв.м представляет собой территорию общего пользования (проходы и проезды) в пределах землепользования СНТ «Родник» общей площадью более 38 га, в связи с чем такой участок не может быть отчужден на рынке недвижимости в качестве самостоятельного объекта.
Обращение в суд с настоящим административным иском обосновали значительным размером земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером №, бремя уплаты которого решением общего собрания садоводческого товарищества возложено на членов товарищества, большинство которых является пенсионерами и не имеет значительных источников доходов.
Представитель ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» - ФИО4 просила в административном иске отказать, письменные возражения бюджетного учреждения приобщены к материалам дела (л.д. 78-79).
Представитель Управления Росреестра по Калининградской области – ФИО5 просил в удовлетворении требований, заявленных к Управлению, которое является ненадлежащим ответчиком по делу, отказать. Письменные возражения на административное исковое заявление приобщены к материалам дела.
Правительство Калининградской области, а также администрация городского округа «Город Калининград», которая привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайство об отложении разбирательства дела и (или) возражений на административное исковое заявление не представили, представителей для участия в судебном заседании не направили.
На основании части 6 статьи 226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей Правительства Калининградской области и администрации городского округа «Город Калининград», явка которых не признана обязательной.
Определением суда от 14 апреля 2022 года принят отказ СНТ «Родник» от требований к Управлению Росреестра по Калининградской области, производство по делу в части требований к данному административному ответчику прекращено.
В остальной части административные исковые требования разрешены по существу.
Заслушав пояснения представителей административного истца, бюджетного учреждения, Управления Росреестра по Калининградской области, показания допрошенного в качестве свидетеля оценщика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года.
Названным постановлением Правительства области от 22 ноября 2019 года № 788 государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года была проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Установленная по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Калининградской области является актуальной.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 15 февраля 2019 года, то есть после даты государственной кадастровой оценки.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости либо ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых изменены в ЕГРН, установлен статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании частей 1, 5, 6 названной статьи определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514.
Пунктом 18 Порядка установлен механизм определения кадастровой стоимости земельного участка с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования оцениваемого объекта.
В этой связи кадастровая стоимость участка, при определении которой в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ, не учитываются в полной мере его индивидуальные характеристики, как правило, не совпадает с рыночной стоимостью объекта.
В то же время, в силу части 1 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объектов недвижимости, в том земельного участка, может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 754 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области - 1 декабря 2021 года.
Таким образом, с 1 декабря 2021 года правообладатели объектов недвижимости, расположенных на территории Калининградской области, кадастровая стоимость которых установлена в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вправе требовать установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
В силу части 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ к заявлению об установлении рыночной стоимости должен быть приложен, помимо прочих документов, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1).
Частью 11 этой же статьи определено, что бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
При этом согласно части 12 названной статьи в случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
На основании части 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
По делу установлено, что решением Зеленоградского районного совета депутатов от 28 сентября 1987 года предоставлен городу Калининграду для коллективного садоводства и огородничества участок площадью 32 га из земель совхоза «Перелесский».
Решением Зеленоградского районного совета депутатов от 29 января 1991 года предоставлен Чкаловскому гарнизону для организации садового общества указанный земельный участок площадью 32 га.
10 февраля 1993 года садоводческому товариществу «Родник» (<адрес>) было выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 32 га.
Постановлением администрации города Калининграда от 14 мая 1993 года № 406 по ходатайству садоводческого товарищества предоставлен ему в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 36,43 га, то есть площадь первоначально предоставленного участка увеличена практически на 4 га.
На основании данного постановления от 14 мая 1993 года садоводческому товариществу выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования участком площадью 36,43 га.
Из межевого плана земельного участка от 29 декабря 2009 года следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 364 300 кв.м, представлявший собою единое землепользование садоводческого товарищества, был разделен с образованием земельного участка с кадастровым номером № площадью 61 393 кв.м, разрешенное использование – под проезды общего пользования.
Имеющаяся в составе межевого плана схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории утверждена 12 ноября 2009 года заместителем главы администрации городского округа «Город Калининград».
В последующем в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставлен постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 5 марта 2012 года № 294 в собственность СНТ «Родник» земельный участок с кадастровым номером № уточненной площадью 62 841 кв.м под проезды общего пользования.
Остальные земельные участки, образованные в границах землепользования садоводческого товарищества, общей площадью 314 859 кв.м предоставлены в собственность гражданам-членам СНТ «Родник» для ведения садоводства.
Затем границы земельного участка под проезды общего пользования были уточнены и 15 февраля 2019 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 62 133 кв.м, разрешенное использование – территория общего пользования.
Кадастровая стоимость данного земельного участка рассчитана ГБУ Калининградской области по состоянию на 15 февраля 2019 года в размере 28 153 704,96 руб. методом моделирования с отнесением объекта к подгруппе 6.6.1 «Земельные участки под линейными объектами, рассчитанные по УПКС граничащих участков».
Таким образом, несмотря на значительную площадь данного участка, его разрешенное использование, конфигурация и местоположение таковы, что данный участок подлежит использованию исключительно в качестве проездов (проходов), то есть территории общего пользования.
Согласно представленному заявителем отчету об оценке от 16 декабря 2021 года № 335-12/21, выполненному оценщиком ООО «Декорум» ФИО1, рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 1 декабря 2021 года составляет 80 663 руб.
Бюджетное учреждение, оставляя оспариваемым решением от 28 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000106 без удовлетворения заявление СНТ «Родник» об установлении кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2021 года, исходило из того, что отчет об оценке от 16 декабря 2021 года № 335-12/21 не соответствует положениям подпунктов «в», «и» пункта 8 ФСО № 3, поскольку при определении рыночной стоимости объекта оценки в размере затрат, связанных с межеванием и оформлением прав на земельный участок, оценщик не в полном объеме учел комплекс необходимых работ, а в приложенной к отчету смете инженера ООО «Гео инжиниринг», квалификация которого не подтверждена, определены затраты на инженерно-геодезические изыскания данного участка, которые являются частью комплекса работ и не включают в себя затраты на подготовку проекта межевания (или технического проекта), а также затраты на подготовку межевого плана.
Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления СНТ «Родник» бюджетное учреждение не указало ни в оспариваемом решении от 28 декабря 2021 года, ни в судебных заседаниях.
Пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, предусмотрено, что вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения: принятые при проведении оценки объекта оценки допущения (подпункт «в»); описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты. При этом такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки (подпункт «и»).
Из содержания отчета об оценке и показаний оценщика ФИО1 следует, что оцениваемый земельный участок фактически представляет собой территорию для проезда (прохода) к земельным участкам для ведения садоводства, такие участки в качестве самостоятельных объектов не имеют спроса на рынке недвижимости и, соответственно, не отчуждаются на открытом рынке в условиях конкуренции, в связи с чем не представляется возможным провести анализ цен сопоставимых объектов недвижимости.
Поскольку земельные участки аналогичного назначения на открытом рынке не предлагаются к продаже и не отчуждаются, оценщик ввиду отсутствия достоверной информации о ценах сделок (предложений) по аналогичным объектам недвижимости отказался от применения метода сравнительного подхода.
Законность отказа от проведения оценки сравнительным подходом не ставится под сомнение бюджетным учреждением и, более того, согласуется с положениями пункта 44.1 действующих с 18 февраля 2022 года Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 4 августа 2021 года № П/0336, а также требованиями пункта 7.1.1 действовавших в период оценки названного земельного участка Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226, согласно которым сравнительному подходу отдается предпочтение перед другими подходами к оценке при развитости рынка объектов недвижимости и при достаточности и репрезентативности информации о сделках (предложениях) с объектами недвижимости, при этом в качестве цены аналога используются сведения о цене сделки (предложения), выраженные в виде запрашиваемой, предлагаемой или уплачиваемой денежной суммы в отношении схожего по характеристикам объекта недвижимости и сравнительный подход не используется или используется только для проверки результатов, полученных с применением затратного и доходного подходов, при оценке земельных участков в случае отсутствия рынка объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 7.1.3 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226, и аналогичным по содержанию пунктом 44.3 действующих с 18 февраля 2022 года Методических указаний утвержденных приказом Росреестра от 4 августа 2021 года № П/0336, доходный подход основан на определении ожидаемых доходов от использования объектов недвижимости. Доходный подход рекомендуется применять при наличии надежных данных о доходах и расходах по объектам недвижимости, об общей ставке капитализации и (или) ставке дисконтирования.
Исходя из назначения оцениваемого участка как территории общего пользования (по сути – проездов к участкам для ведения садоводства), оценщик правомерно обосновал отказ от применения доходного подхода отсутствием объективных данных о какой-либо доходности использования объекта оценки.
Правомерность отказа от проведения оценки доходным подходом также не оспаривается.
Обосновывая в данной ситуации выбор затратного подхода, оценщик обосновал свою позицию положениями пункта 7.1.3 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 (в редакции от 9 августа 2018 года), согласно которым затратный подход основан на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости. Для использования этого подхода необходимы актуальные и достоверные данные о соответствующих затратах.
Затратный подход используется при определении кадастровой стоимости ОКС.
Затратный подход не рекомендуется применять при оценке земельных участков, за исключением:
- земельных участков, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности;
- земельных участков, предназначенных для размещения памятников (в том числе монументов, обелисков, памятных знаков);
- земельных участков, по которым использование других подходов приводит к значению кадастровой стоимости, меньшему, чем величина затрат, связанных с межеванием и оформлением прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 9 сентября 2019 года пункт 7.1.3 в части слов «- земельных участков, по которым использование других подходов приводит к значению кадастровой стоимости, меньшему, чем величина затрат, связанных с межеванием и оформлением прав на земельный участок» признан утратившим силу.
Однако при этом Методические указания (в редакции приказа от 9 сентября 2019 года) не установили иного правового регулирования оценки тех земельных участков, по которым в силу объективных причин невозможно применение сравнительного и, тем более, доходного подходов.
В этой связи мнение оценщика о возможности в данном случае определения рыночной стоимости объекта оценки в рамках затратного подхода как величина затрат, связанных с межеванием и оформлением прав на земельный участок, само по себе не противоречит законодательству об оценочной деятельности.
Суд также отмечает, что в оспариваемом решении бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости отсутствуют какие-либо замечания относительно выбранного оценщиком метода оценки.
Описывая в отчете об оценке процедуру определения рыночной стоимости участка, оценщик указал, что кадастровые работы, как правило, представляют собой комплекс работ, а именно: сбор и изучение сведений и документов об объекте оценки и смежных с ним объектов, подготовку проекта межевания (или технического проекта), согласование границ участка с заинтересованными лицами, определение границ участка на местности, геодезическая съемка участка и определение его координат, точное определение площади участка, подготовка межевого плана.
При этом в обоснование стоимости работ по межеванию участков в состав отчета об оценке оценщиком включена смета от 1 декабря 2021 года, подписанная инженером и генеральным директором одной из геодезических организаций (ООО «Гео инжиниринг»), из которой видно, что совокупная стоимость полевых, камеральных работ и транспортных расходов составляет 58 663 руб.
Размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности для юридического лица установлен налоговым кодексом РФ и составляет 22 000 руб.
В этой связи оценщик пришел к выводу о том, что общие расходы по образованию земельного участка и государственной регистрации права собственности на него составляют 80 663 руб.
Изложенные в оспариваемом решении доводы бюджетного учреждения о том, что в состав работ не включены затраты на подготовку проекта межевания (или технического проекта) и межевого плана, являются ошибочными и опровергаются содержанием соответствующей сметы.
В судебном заседании оценщик ФИО1 дополнительно представил сведения о стоимости геодезических и кадастровых работ на территории Калининградской области, в том числе размещенные в открытых источниках в сети Интернет, из которых видно, что стоимость соответствующих услуг в отношении одного земельного участка зависит от особенностей участка, в частности, от количества поворотных точек, варьирует в пределах от 6 000 руб. и до 75 000 руб.
Таким образом, принятая оценщиком при расчете рыночной стоимости объекта оценки стоимость услуг кадастрового инженера находится в диапазоне сложившихся в регионе рыночных цен на подобные услуги.
Ссылки администрации городского округа «Город Калининград» на искажение результатов оценки, процедура которой, по мнению окружной администрации, не соответствует главе 27 ФСО № 7 ввиду учета оценщиком исключительно затрат на межевание и оформление прав на объект оценки без установления стоимости самого земельного участка (л.д. 68-69), сами по себе не свидетельствуют о неправомерности в данном случае применения оценщиком затратного подхода при отсутствии объективных сведений о наличии объектов-аналогов на рынке недвижимости для применения сравнительного подхода.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что объективных данных, свидетельствующих о неясности процесса оценка и (или) об искажении результатов оценки, не представлено ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», которое в силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязано доказать законность оспариваемого решения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает подлежащими удовлетворению требования административного истца к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» о признании незаконным решения ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 28 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000106 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2021 года.
Суд полагает убедительными доводы административного истца о том, что оспариваемым решением бюджетного учреждения нарушены права административного истца в сфере налогообложения при том, что в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ садоводческое товарищество является плательщиком земельного налога, налоговая база по которому согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, наделенного публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если суд признает оспариваемое решение не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Разрешая вопрос о способе восстановления права СНТ «Родник», нарушенного оспариваемым решением бюджетного учреждения, суд принимает во внимание, что лицами, участвующими в деле, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено, а в соответствии с частью 16 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования об установлении по состоянию на 1 декабря 2021 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 16 декабря 2021 года № 335-12/21.
Что касается требований к Правительству Калининградской области, суд считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку в отличие от процедуры оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной статьей 22 Федерального закона № 237, в которой принимает участие публичный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, реализация предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не предполагает оспаривания установленной кадастровой стоимости, вследствие чего административным ответчиком по настоящим требованиям является бюджетное учреждение, а не Правительство Калининградской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск СНТ «Родник» удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 28 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000106 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2021 года – 80 663 руб.
В удовлетворении требований к Правительству Калининградской области – отказать.
Настоящее решение после его вступления в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта, установленной в размере его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова