ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1020/19 от 01.11.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-1020/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 ноября 2019 года город Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего Суярковой В.В.

при секретаре Аверкиной О.Н.

с участием представителя административного истца Нестерова А.А. - Чаусовой К.Б., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области - Семилёнковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нестерова Александра Александровича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Нестеров А.А., действуя через представителя Чаусову К.Б., обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2015 года:

- кафе «Отдых», назначение: нежилое, общей площадью 193 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости - 1 580 000 руб.;

- магазина «Белочка», назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 50 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 406 000 руб.;

- магазина, назначение нежилое, 2-этажного, общей площадью 382,7 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: Брянская <адрес> равной рыночной стоимости - 2 928 000 руб.;

- магазина «Продукты», назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 79,2 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости - 639 000 руб.;

- закусочной «Медвежонок», назначение: нежилое, 1-этажной, общей площадью 182 кв.м., кадастровый номер расположенной по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 1 449 000 руб.;

- магазина «Минутка», назначение: нежилое, 2-этажного, общей площадью 156,1 кв.м, лит.А, кадастровый номер расположенного по адресу: Брянская <адрес>, равной рыночной стоимости - 1 327 000 руб.;

- дома культуры, назначение: нежилое здание, 1-этажного, общей площадью 407.7 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 1 604 000 руб.

Ссылается на то, что является собственником указанных объектов недвижимого имущества и просит установить их кадастровую стоимость в размере рыночной согласно отчетам об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества <данные изъяты> составленным агентством оценки «Сто дорог» (ИП Клейнос Г.В.).

В обоснование заявленных исковых требований административный истец ссылается на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества значительно превышает их рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности, по уплате имущественного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель административного истца Чаусова К.Б. поддержала административные исковые требования. Просила считать датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - дату обращения в суд с настоящим заявлением, 10 декабря 2018 г.

Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области Семилёнкова Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости, поскольку от установления кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества зависят налоговые поступления в консолидированный бюджет. При этом не оспаривала отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

В судебное заседание не явились: административный истец Нестеров А.А.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. предоставила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области предоставил отзыв на административное исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Представитель заинтересованного лица - администрации Навлинского района Брянской области, от представителя Сторожук А.И. поступил отзыв на административное исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, административный истец Нестеров Александр Александрович является собственником следующих объектов:

- кафе «Отдых», назначение: нежилое, общей площадью 193 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> на основании решения Арбитражного суда Брянской области от 3 мая 2007 г. Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 25 июня 2007 г.

- магазина «Белочка», назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 50 кв.м, инв. №390, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 8 мая 2013 г. выдавший орган: Навлинская поселковая администрация. Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 18 июня 2013 г.

- магазина, назначение нежилое, 2-этажного, общей площадью 382,7 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10 июня 2010г., выдавший орган: Навлинская поселковая администрация. Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 5 мая 2011 г.

- магазина «Продукты», назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 79,2 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19 августа 2013г. выдавший орган: администрация п. Навля, Навлинского района Брянской области. Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 8 октября 2013 г.

- закусочной «Медвежонок», назначение: нежилое, 1-этажной, общей площадью 182 кв.м., кадастровый номер расположенной по адресу: <адрес>, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20 июня 2012г. № выдавший орган: Навлинская поселковая администрация. Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11 сентября 2012 г.

- магазина «Минутка», назначение: нежилое, 2-этажного, общей площадью 156,1 кв.м, лит.А, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес><адрес> на основании разрешения на строительство от 23 марта 2007г. разрешение на ввод в эксплуатацию от 26 декабря 2007 г. №78. Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21 января 2008 г.

- дома культуры, назначение: нежилое здание, 1-этажного, общей площадью 407.7 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> основании договора купли-продажи от 29 мая 2018 г. №1, акта приема-передачи от 29 мая 2018 г. Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 12 июля 2018 г.

В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2015 года определена кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами:

Данные об установленной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - кафе «Отдых», кадастровый номер кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 23 июля 2018 г. составляет 3 566 536 руб. 28 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 1 л.д. 13);

- магазина «Белочка», кадастровый номер кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 23 июля 2018 г. составляет 920 159 руб. 00 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 1 л.д. 123);

- магазина, кадастровый номер кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 23 июля 2018 г. составляет 9 789 626 руб. 73 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 2 л.д. 3);

- магазина «Продукты», кадастровый номер , кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 23 июля 2018 г. составляет 2 018 697 руб. 91 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 2 л.д. 113);

- закусочной «Медвежонок», кадастровый номер кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 23 июля 2018 года составляет 4 091 396 руб. 40 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, - 1 января 2015 года (т. 3 л.д. 3);

- магазина «Минутка», кадастровый номер кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 23 июля 2018 г. составляет 3 993 103 руб. 56 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 3 л.д. 118);

- дома культуры, кадастровый номер: кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 2 октября 2018 г. составляет 9 165 177 руб. 54 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 4 л.д. 2).

На основании статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта.

В соответствии с положениями пункта <данные изъяты> части 2 статьи 246, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 390, частью 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объекта налогообложения определяется, исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Административным истцом в качестве доказательства действительной рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества представлены отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества №<данные изъяты> составленные агентством оценки «Сто дорог» (ИП Клейнос Г.В.).

По состоянию на 1 января 2015 г. рыночная стоимость следующих объектов недвижимого имущества составляет:

- кафе «Отдых», кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> - 1 580 000 руб.

- магазина «Белочка», кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес>, - 406 000 руб.

- магазина, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> - 2 928 000 руб.

- магазина «Продукты», кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> - 639 000 руб.

- закусочной «Медвежонок», кадастровый номер расположенной по адресу: <адрес> 1 449 000 руб.

- магазина «Минутка», кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес>, - 1 327 000 руб.

- дома культуры, кадастровый номер: расположенного по адресу: <адрес> - 1 604 000 руб.

Проверяя представленные административным истцом отчеты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете.

Оценивая отчет об оценке по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта.

Указанные отчеты сторонами не оспариваются.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в отчетах, составленных агентством оценки «Сто дорог» (ИП Клейнос Г.В.), по состоянию на 1 января 2015 года.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что Нестеров А.А. обратился в суд с указанным административным заявлением 10 декабря 2018 года.

С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по иску, поданному до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, подлежит учету при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Нестерова Александра Александровича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость следующих объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2015 г.:

- кафе «Отдых», назначение: нежилое, общей площадью 193 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 1 580 000 руб.

- магазина «Белочка», назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 50 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 406 000 руб.

- магазина, назначение нежилое, 2-этажного, общей площадью 382,7 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: Брянская <адрес> равной рыночной стоимости - 2 928 000 руб.

- магазина «Продукты», назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 79,2 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 639 000 руб.

- закусочной «Медвежонок», назначение: нежилое, 1-этажной, общей площадью 182 кв.м, кадастровый номер расположенной по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 1 449 000 руб.

- магазина «Минутка», назначение: нежилое, 2-этажного, общей площадью 156,1 кв.м, лит.А, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 1 327 000 руб.

- дома культуры, назначение: нежилое здание, 1-этажного, общей площадью 407.7 кв.м, кадастровый номер: расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости - 1 604 000 руб.

Датой подачи заявления считать 10 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Суяркова

Мотивированное решение изготовлено 6 ноября 2019 г.