ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1020/2017 от 15.01.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре судебного заседания Гукиной О.Н.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Красновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-59/2018 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Региональному отделению Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области о ликвидации и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) обратилось в Тульский областной суд с иском к Региональному отделению Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области о ликвидации и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что административный ответчик при осуществлении своей деятельности допустил нарушение требований части 5 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и не сообщил своевременно об изменении сведений, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, благодаря которому осуществляется связь с юридическим лицом), не представил соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

В связи с указанными нарушениями в адрес Регионального отделения были направлены два письменных предупреждения от <...> года № <...> и от <...> года № <...> о недопустимости нарушения действующего законодательства и устранении выявленного нарушения в срок до 05.06.2017 года, которые в предусмотренном законом порядке не обжалованы и не отменены.

В установленный в предупреждениях срок нарушение законодательства Региональным отделением устранено не было, что явилось основанием для обращения Управления с административным иском в суд о приостановлении деятельности Регионального отделения.

Решением Тульского областного суда от 02.08.2017 года, вступившим в законную силу 08.09.2017 года, деятельность Регионального отделения Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области была приостановлена на два месяца. Срок устранения выявленных нарушений был установлен до 08.11.2017 года.

До настоящего времени нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности Регионального отделения, не устранены, что и явилось основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Со ссылкой на положения подпункта «б» пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» административный истец просил суд ликвидировать Региональное отделение Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Краснова А.Е. поддержала административный иск по доводам, в нем изложенным, пояснив, что предусмотренная законом обязанность устранения нарушения требований части 5 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ административным ответчиком не исполнена, судебное решение о приостановлении деятельности Регионального отделения им не обжаловалось. После истечения срока приостановления деятельности, установленного судом, документы об устранении допущенного нарушения вплоть до дня судебного разбирательства в Управление не представлены.

Представитель административного ответчика Регионального отделения Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области Наймушин О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу административного иска не представил.

Представитель заинтересованного лица Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания по делу извещался своевременно и надлежащим образом, возражений по существу административного иска не представлено.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИНФНС России № 10 по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие на усмотрение суда.

Суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 263 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные в материалы административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

На основании статьи 7 вышеназванного Закона одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

Указанный Федеральный закон в числе прочего устанавливает ответственность общественного объединения за нарушение законодательства Российской Федерации, одной из мер которой является его ликвидация по решению суда (часть первая статьи 26).

Статьей 12.2 указанного Закона определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.

Таким федеральным законом является Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Под региональным отделением политической партии в указанном Федеральном законе (пункт 3 статьи 3) понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Согласно пунктам 5 и 30.10 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом в данном случае является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, поскольку, в силу предоставленных ему полномочий на территории Тульской области оно осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 456 утвержден Административный регламент исполнения министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской федерации.

Указанным регламентом (пп.2 п. 3) предусмотрено, что предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является в числе прочих соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, указанный орган должен вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

В силу пункта 78 Регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимается, среди прочих такая мера, как направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации.

Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций, объединения или средства массовой информации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

Проверяя наличие оснований к ликвидации юридического лица, суд исходит из следующего.

В силу части 3 статьи 40 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Подпунктом «б» пункта 3 статьи 42 указанного закона установлено, что ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от 19 марта 2013 года была произведена государственная регистрация некоммерческой организации Регионального отделения Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области, в подтверждение чего выдано свидетельство от 03 апреля 2013 года № <...> о государственной регистрации Регионального отделения.

<...> года (исх. № <...>), <...> года (исх. № <...>) Региональному отделению Политической партия «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области вынесены предупреждения об устранении нарушений части 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» в связи с тем, что Региональное отделение своевременно не сообщило об изменении сведений, предусмотренных частью 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), и не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Неисполнение указанных предупреждений в установленные в них сроки послужило основанием для обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в суд с требованием к Региональному отделению Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области о приостановлении его деятельности.

Решением Тульского областного суда от 02 августа 2017 года административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Региональному отделению Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области о приостановлении деятельности указанной организации были удовлетворены и его деятельность приостановлена на срок 2 (два) месяца.

Указанное решение суда Региональным отделением Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области не обжаловалось, вступило в законную силу 08 сентября 2017 года.

В ходе рассмотрения данного дела по существу административным ответчиком Региональным отделением Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области доказательств того, что нарушения, послужившие основанием для приостановления его деятельности, в установленный решением суда срок устранены, в суд не представлено.

Согласно исследованной судом копии заявления от 21 июня 2017 года, руководитель Регионального отделения Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области Наймушин О.В. обратился в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Тульской области с просьбой инициировать вопрос о ликвидации Регионального отделения в судебном порядке ввиду отсутствия у Регионального отделения какой – либо деятельности, в том числе, направленной на реализацию уставных целей партии.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Регионального отделения намерений устранить допущенные нарушения, указанные выше, в процессе судебного разбирательства не установлено.

Неустранение в полном объеме в предусмотренный решением суда срок нарушений требований закона, послуживших основанием для приостановления деятельности Регионального отделения Политической партии, в силу подпункта «б» пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ является самостоятельным и достаточным основанием для её ликвидации.

При таких данных и исходя из приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о ликвидации Регионального отделения Политической партии «Партия налогоплательщиков России».

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 22 Закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), удовлетворению подлежат и административные исковые требования об исключении из ЕГРЮЛ указанного юридического лица.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264, 265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворить.

Ликвидировать Региональное отделение Политической партии «Партия налогоплательщиков России» в Тульской области, исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер <...>).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий