ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1020/2021 от 28.02.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре ФИО19, с участием посредством использования систем видеоконференц-связи административных истцов ФИО2, являющейся депутатом Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному округу Номер изъят, ФИО16, ФИО12, ФИО3, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО5, их представителя ФИО10, действующего на основании письменного заявления ФИО2, ФИО12, а также по устному заявлению ФИО16, ФИО3, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО20, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области ФИО6, действующего на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-319/2022 по административным исковым заявлениям ФИО2, являющейся депутатом Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному округу Номер изъят, ФИО16, ФИО12, ФИО3, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО17, ФИО5 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Временно исполняющему обязанности Главного государственного санитарного врача по Иркутской области, заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, заместителю Главного государственного санитарного врача по Иркутской области ФИО11 о признании недействующим Постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области Номер изъят от Дата изъята «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям» со дня его принятия,

У С Т А Н О В И Л :

в Иркутский областной суд обратилась с административным исковым заявлением ФИО2, являющаяся депутатом Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному округу Номер изъят, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Временно исполняющему обязанности Главного государственного санитарного врача по Иркутской области, заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, заместителю Главного государственного санитарного врача по Иркутской области ФИО11 о признании недействующим Постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области Номер изъят от Дата изъята «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям» со дня его принятия, по которому возбуждено административное дело № 3а-319/2022.

С аналогичными исковыми требованиями в Иркутский областной суд обратились ФИО16, ФИО12, ФИО3, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО22, ФИО17, ФИО23, по которым возбуждено административное дело № 3а-413/2022.

Определением Иркутского областного суда от 1 февраля 2022 г. административные дела № 3а-319/2022 и № 3а-413/2022 объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен № 3а-319/2022.

В обоснование административных исковых требований административные истцы указывают, что 15.10.2021 временно исполняющим обязанности Главного государственного санитарного врача по Иркутской области ФИО11 принято Постановление № 69 от 15.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям» (далее - Постановление от 15.10.2021 № 69), которое опубликовано 15.10.2021 на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области по адресу: http://38.rospotrebnadzor.ru.

Административные истцы полагают, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 принято неуполномоченным лицом, не имеющим на это полномочий, так как в Едином государственном реестре юридических лиц не содержится информации о Главном государственном санитарном враче по Иркутской области, а Положением «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области» не определена компетенция Главного государственного санитарного врача Иркутской области.

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).

Частью 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ императивно установлены права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики.

Данным нормативным правовым актом предусмотрено право гражданина добровольно отказаться от профилактических прививок, оформив такой отказ в письменной форме (часть 3 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ).

Все вакцины от новой коронавирусной инфекции, разработанные в Российской Федерации, не имеют подтверждённых данных об успешном прохождении всех стадий испытаний на безопасность. Данные сведение получены с официального сайта «Государственный реестр лекарственных средств» - https://grls.rosminzdrav.ru.

Учитывая это обстоятельство, административные истцы полагают, что применение в этом случае экспериментальных прививок должно проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ).

Частью 2 статьи 43 Федерального закона № 61-ФЗ регламентируются условия проведения клинического исследования лекарственного препарата.

Применительно к оспариваемому Постановлению от 15.10.2021 № 69 вакцинирование экспериментальной вакциной согласно статье 41 Федерального закона № 61-ФЗ должен предшествовать договор о проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения

При этом статьей 43 Федерального закона № 61-ФЗ установлены права пациентов, участвующих в клиническом исследований лекарственного препарата для медицинского применения.

Частью 1 статьи 43 Федерального закона № 61-ФЗ предусмотрено, что участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Добровольное согласие пациента на участие в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения подтверждается его подписью или подписью его законного представителя на информационном листке пациента (часть 3).

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825, который является закрытым и не подлежащим расширительному толкованию.

Выполнение работ, входящие в этот перечень, требует обязательного проведения профилактических прививок, что предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825. Данный перечень является закрытым.

Административные истцы указывают, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 в противоречие с указанным выше федеральным нормативным правовым актом на территории Иркутской области установлены иные категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации:

1) работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;

2) государственные гражданские и муниципальные служащие;

3) обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;

4) работники организаций общественного питания;

5) работники торговли продовольственными и непродовольственными товарами;

6) работники организаций туристской индустрии;

7) работники предприятий промышленности и транспортных организаций;

8) работники организаций в сфере бытового обслуживания.

9) работники организаций по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и

сетей;

10) лица в возрасте 60 лет и старше;

11) лица, проживающие в организациях социального обслуживания;

12) работники организаций транспорта и энергетики;

13) лица, работающие вахтовым методом;

14) волонтеры;

15) работники организаций сферы предоставления услуг.

Административные истцы полагают, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69, расширяющее перечень лиц, подлежащих обязательной вакцинации с использованием вакцины, не прошедшей в полной мере всех стадий испытаний на безопасность, принуждение к участию этих лиц в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения без их согласия нарушает пункт 1 Нюрнбергского кодекса, которым установлено, что абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке является добровольное согласие последнего.

Лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие, иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения, обладать знаниями, достаточными для того, чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение.

Из чего следует, что до принятия утвердительного решения о возможности своего участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован: о характере, продолжительности и цели данного эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента; возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.

Кроме того, административные истцы считают, что оспариваемым Постановлением от 15.10.2021 № 69 нарушены положения пунктов 22, 24 Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации 1964, а также положения статей 18, 19 Модельного закона «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах-участниках СНГ», принятого на двадцать шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Как полагают административные истцы, Постановление от 15.10.2021 № 69 входит в противоречие с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которой установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Административные истцы считают, что Постановление от 15.10.2021 № 69 нарушает их права гражданина Российской Федерации, устанавливая принцип обязательности профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19), и при этом исключает принцип добровольности профилактических прививок, провозглашенный международным правом, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами, а также не устанавливает обязательности страхования граждан при проведении вакцинации экспериментальными лекарственными средствами, в отношении которых проводятся клинические исследования.

Кроме того, административные истцы считают, что оспариваемым постановлением нарушаются их права граждан, так как над ними проводятся медицинские эксперименты без получения от них обязательного медицинского согласия и проведения полного информирования о процедуре, последствиях и противопоказаниях вакцинации.

В целях досудебного урегулирования возникшего административного спора административный истец ФИО2Дата изъята обратилась с в электронной форме через интернет-приёмную Правительства Иркутской области к Губернатору Иркутской области с жалобой на введение QR-кодов для вакцинированных и требований представления документов о вакцинации.

В ответе на это обращение Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от Дата изъята Номер изъятФИО2 сообщено об оставлении ее заявления без удовлетворения.

Из ответа Правительства Иркутской области «О рассмотрении обращения по вопросу отстранения работника от работы при отказе от вакцинации» от Дата изъята Номер изъят на заявление ФИО2 следует, что ее обращение оставлено без удовлетворения.

Административные истцы ФИО16, ФИО13, ФИО14, ФИО22, ФИО17 и ФИО23 являются лицами, в отношении которых применено оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69, так как данные административные истцы на основании указанного Постановления отстранены от работы без начисления заработной платы. В настоящее время они лишены единственного источника дохода, находятся в сложной жизненной ситуации, так как не имеют возможности приобретать необходимые ежедневные продукты питания, лекарственные средства, предметов первой необходимости.

Административные истцы ФИО12, ФИО3, ФИО15 являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, считают, что профилактические прививки против коронавирусной инфекции (COVID-19) сопровождается маркировкой человека - присвоением вакцинированному лицу QR-кода, без которого административные истцы на основании Указа Губернатора Иркутской области от 02.11.2021 № 293-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг» не могут посещать заведения общепита, учреждения культуры, непродуктовые магазины и фитнес-центры. Административных истцов старше 60 лет перевели на самоизоляцию, ограничили свободу их передвижения.

Административный истец ФИО2 также указывает, что является лицом, в отношении которого применено оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69, нарушающее ее трудовые и иные права, свободы и законные интересы.

Административный истец ФИО2 в целях поиска подходящей работы зарегистрирована в ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска.

ФИО2 выразила отказ от проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции, по этой причине не имеет сертификата о вакцинации против COVID-19 и QR-кода, зарегистрированных в установленном законом порядке на Портале государственных услуг.

По выданному ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска направлению о трудоустройстве в Муниципальное автономное учреждение культуры «Городской Дворец культуры «Дружба», расположенноме по адресу: <адрес изъят> административный истец ФИО2 была не допущена охраной в задание, так как не имела сертификата о вакцинации против COVID-19 и QR-кода, а на входной двери учреждения было размещено официальное объявление о запрете входа лицам без сертификата о вакцинации против COVID-19 и QR-кода.

Без сертификата о вакцинации против COVID-19 и QR-кода административный истец не имеет возможности трудоустройства в отрасли, указанные в оспариваемом Постановлении от 15.10.2021 № 69.

В настоящее время в семье административного истца ФИО2 в связи с применением указанного Постановления от 15.10.2021 № 69 возникли проблемы, так как супруг административного истца в связи с отказом от вакцинации от коронавирусной инфекции приказом работодателя отстранен от работы без начисления заработной платы.

ФИО2 указывает, что в результате применения Постановления от 15.10.2021 № 69 она лишена источников дохода семейного бюджета, находится в сложной жизненной ситуации, лишена возможности приобретения необходимых ежедневных продуктов питания, лекарственных средств, предметов первой необходимости.

Более того, для административного истца ФИО2, как депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят, оспариваемым Постановлением от 15.10.2021 № 69 также предусмотрена обязательность вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19). Данное обстоятельство создает препятствия административному истцу ФИО2 в полноценном осуществлении депутатских полномочий.

Административные истцы указывают, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 нарушает их права, устанавливая принцип обязательности профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19), и при этом исключает принцип добровольности профилактических прививок, провозглашенный международным правом, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами, а также не устанавливает обязательности страхования административного истца при проведении вакцинации экспериментальными лекарственными средствами, в отношении которых проводятся клинические исследования.

Также административные истцы считают, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 умаляет их человеческое достоинство, так как в нарушение требований закона над человеком проводятся медицинские эксперименты без получения от него обязательного медицинского согласия и проведения полного информирования о процедуре, последствиях и противопоказаниях вакцинации, что не соответствует положениям Нюрнбергскому кодекса, Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации 1964 года, Модельному закону «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах-участниках СНГ», Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральному закону от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».

Административные истцы просят признать недействующим Постановление Главного государственного санитарного врача по Иркутской области № 69 от 15.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям» со дня его принятия, как не соответствующее законодательству Российской Федерации.

В дополнительных пояснениях административные истцы полагают, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативных правых актов: 1) издано в установленном порядке компетентным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий; 2) распространяет свое действие на неопределенный круг лиц; 3) устанавливает общеобязательные правила поведения; 4) рассчитано на неоднократное применение; 5) направлено на урегулирование общественных отношений.

По мнению административных истцов, Постановление от 15.10.2021 № 69 противоправно устанавливает обязательность проведения вакцинации для отдельных категорий граждан, в то время как законодательством регламентирована добровольность вакцинации.

Административные истцы указывают, что после судебного заседания 01.02.2022, административные истцы, которые были отстранены от работы, обратились к своим работодателям с заявлениями о допуске к работе и выплате заработной платы.

На что получили отказ, так как работодатели убеждены, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 действует по настоящее время и юридическую силу не утратило.

В судебном заседании ФИО2, ФИО12, ФИО16, ФИО3, ФИО13, ФИО14, ФИО22, ФИО23, а также их представитель ФИО10 административные исковые требования поддержали в полном объеме.

Административные истцы ФИО15, и ФИО17, надлежащим образом извещенные о месте и времен и рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили в суд письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, полагали, что дело должно рассматриваться Иркутским областным судом.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области ФИО6, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, представил суду отзыв, подписанный Главным государственным санитарным врачом Иркутской области ФИО21, в котором административный ответчик в удовлетворении заявленных административных исковых требований просит отказать.

Административный ответчик ФИО11, занимающий должность заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Главного государственного санитарного врача по Иркутской области, который временно исполнял обязанности Главного государственного санитарного врача по Иркутской области в момент издания оспариваемого Постановления от 15.10.2021 № 69, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, также заключения прокурора, полагавшей возможным рассматривать дело при данной явке, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора ФИО7, полагавшей, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме по приведенным ниже основаниям.

В силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью (пункт «ж»); осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з») находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Статьей 6 Федеральный закон № 52-ФЗ закреплено, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на принятие в соответствии с федеральным законодательством законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроля за их исполнением; введения и отмены на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 1 статьи 2 приведенного выше закона).

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона № 52-ФЗ).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны быть предусмотрены санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и проводиться своевременно и в полном объеме (пункт 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ).

Государственная политика в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ, статьями 8 и 10 которого определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.

Пунктами 1 и 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Частью 2 статьи 9, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ определено, что Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу положений пунктов 5 и 6 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 (далее СанПин 3.3686-21), в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Постановления от 15.10.2021 № 69, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнением установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Организацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки или при угрозе ее возникновения обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно СанПиН 3.3686-21 коронавирусная инфекция COVID-19 включена в Перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории российской федерации (Приложение № 11 к данным СанПиН).

Как предусмотрено пунктом 66 СанПиН 3.3686-21 решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.

Пунктами 65, 67, 68 СанПиН 3.3686-21 закреплено, что профилактические прививки населению проводятся медицинскими организациями, лицензированными для соответствующих видов деятельности.

Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

Для иммунопрофилактики используются иммунобиологические лекарственные препараты, зарегистрированные в Российской Федерации.

Коронавирусная инфекция (2019-пСоV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715.

Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» с учетом изменений от 03.02.2021 № 47н, действовавшими на момент принятия оспариваемого Постановления от 15.10.2021 № 69.

Данный приказ Минздрава России на момент рассмотрения настоящего административного искового заявления утратил силу в связи с принятием приказа Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок», вместе с тем, аналогичные положения, касающиеся профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, сохранены в действующем на момент рассмотрения настоящего административного дела приказе Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок».

Изменениями в календарь профилактических прививок, внесенными приказом Минздрава России от 03.02.2021 № 47н, действовавшими на момент принятия оспариваемого Постановления от 15.10.2021 № 69, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.

К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.

К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV-2) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом - SARS-CoV-2.

Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15, отнесен ко второй группе патогенности (пункт 1.2).

Всемирная организация здравоохранения 30.01.2020 на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 г. в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

Согласно положениям пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ, подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, в том числе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Пунктами 14, 14.1 Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 21.01.2020) предусмотрено, что руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Согласно положений пунктов 1, 2, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (в ред. от 02.10.2021) (далее – Постановление о Федеральной службе) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 8 Постановления о Федеральной службе установлено, что Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» закреплено, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека» утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области.

Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 № 736 (далее - Положение № 736), территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Пунктом 11 Положения № 736 предусмотрено, что руководитель Управления также является главным государственным санитарным врачом по Иркутской области.

Согласно пункту 13 Положения № 736 заместитель руководителя Управления, выполняющий функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является заместителем главного государственного санитарного врача по Иркутской области.

Как следует из материалов дела Приказом Дата изъята Номер изъят «Об отпуске ФИО21» в связи с предоставлением ФИО21 очередного оплачиваемого отпуска на период с Дата изъята по Дата изъята гг. временное исполнение обязанностей руководителя Управления, следовательно, и Главного государственного санитарного врача по Иркутской области возложено на ФИО11 – заместителя руководителя Управления.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, уполномочены выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Аналогичное полномочие закреплено и в пункте 8.34.3. Положения № 736, согласно которому при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

Из текста оспариваемого Постановления от 15.10.2021 № 69 следует, что оно принято на основания анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости населения Иркутской области новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и эффективности проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Данный анализ показал, что эпидемиологическая ситуация по новой коронавирусной инфекции в Иркутской области являлась на момент принятия оспариваемого Постановления неблагополучной.

В указанный выше период на территории Иркутской области сохранялся высокий риск распространения COVID-19. С 38 календарной недели отмечалась активизация эпидемического процесса, на 40 к.н. темп прироста заболеваемости более чем в 6 раз превысил уровень предыдущей недели.

За период с 27.09.2021 по 03.10.2021 в Иркутской области было зарегистрировано 2715 сл. COVID-19, показатель заболеваемости, в среднем за неделю, составил 16,3 на 100 т.н., что на 3,16 % выше, чем на 39 к.н.

При анализе заболеваемости было установлено, что чаще болеют люди трудоспособного возраста. За 40 календарную неделю удельный вес, в структуре заболевших, 68,9 % составили - лица в возрасте от 18 до 65 лет, 13, 4% - дети до 18 лет, 17,7 % - лица старше 65 лет.

В структуре заболевших по социальному статусу наиболее высокий удельный вес составляют работающие граждане (за 40 к.н. - 40,1 %), среди которых, по результатам проводимых эпидемиологических расследований, чаще болеют лица профессиональных групп, имеющих на работе большое количество социальных контактов, - работники сферы услуг, образовательных и медицинских организаций, банков, офисов, транспортной сферы, государственные, муниципальные служащие.

При этом, по данным министерства здравоохранения Иркутской области, охват иммунизацией против COVID-19 профессиональных групп повышенного риска инфицирования остается низким. Законченный курс иммунизации против COVID-19 на 13.10.2021 имели только 19,5 % государственных и муниципальных служащих, 29,4 % работников сферы услуг, 41 % - транспортных предприятий, 44 % работников образовательных организаций. Было учтено, что, не имея специфической защиты от коронавирусной инфекции, в силу особенностей профессиональной деятельности, работники из групп профессионального риска, в случае заболевания, могут явиться источниками инфекции для потребителей их услуг.

В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) среди населения Иркутской области, в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) населения Иркутской области Временно исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области – главного санитарного врача Иркутской области - заместителем руководителя Управления ФИО11 было принято оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 для предупреждения возникновения и распространения опасного инфекционного заболевания, которым является коронавирусная инфекция COVID-19, внесенная в соответствующий календарь прививок по эпидемическим показаниям.

Проверяя основания, соблюдения порядка принятия, формы, опубликования Постановления от 15.10.2021 № 69, наличия полномочий у ФИО11 на его вынесение, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 принято в рамках представленных ФИО11 полномочий по вопросу отнесенных к компетенции Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, в установленной для данного вида правовых актов форме – «постановление», с соблюдением порядка его принятия, а также требований законодательства об опубликовании данного постановления (опубликовано на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области по адресу: http://38.rospotrebnadzor.ru).

Судом установлено, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 вынесено в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» и законодательству, имеющему большую юридическую силу не противоречит.

Доводы административных истцов об отсутствии надлежащих полномочий у Главного государственного санитарного врача по Иркутской области, а также временного исполняющего обязанности Главного государственного санитарного врача по Иркутской области ФИО11 на вынесение оспариваемого Постановления от 15.10.2021 № 69 опровергаются собранными по делу доказательствами.

Не приняты судом во внимание, как не основанные на законе, доводы административных истцов о не легитимности Правительства Российской Федерации, отсутствия полномочий Правительства Российской Федерации на создание Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека, руководства ее деятельностью.

Доводы административных истцов об отсутствии полномочий на принятие оспариваемого Постановления от 15.10.2021 № 69 у Главного государственного санитарного врача по Иркутской области, так как сведения о нем отсутствуют в Едином государственном реестре юридических лиц, отсутствует закрепленная компетенция Главного санитарного врача по Иркутской области на принятие оспариваемого правового акта в соответствии с Положением «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области», не приняты судом во внимание как ошибочные, так как они опровергаются приведенными выше нормативными правовыми актами.

Согласно общедоступным сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, ОГРН 1053811066308, является юридическим лицом, его руководителем является ФИО21, который в соответствии с пунктом 11 Положения № 736, также является Главным государственным санитарным врачом по Иркутской области, то есть должностным лицом органа, который является юридическим лицом и зарегистрирован в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке.

Анализируя приведенные выше нормативные правовые акты, в том числе положения статей 8 и 10 Федерального закона № 157-ФЗ, которыми определены случаи обязательности проведения профилактических прививок, учитывая, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, суд приходит к выводу о том, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в частности, коронавирусной инфекции (2019-пСоV), включенной в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Главный государственный санитарный врач по Иркутской области обладал правом на вынесение мотивированного Постановления от 15.10.2021 № 69 о проведении профилактических прививок от новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенной Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, отдельным группам граждан, по установленным в нем приоритетам, в том числе не включенным в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено право на отказ от профилактических прививок.

Приказом Минздрава России от 02.03.2014 № 125н (в редакции приказа Министра здравоохранения Российской Федерации от 03.09.2021 № 47н) прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отнесена к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, по категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации. В указанном выше приказе к приоритету 2-го уровня, подлежащим вакцинации по эпидемическим показаниям отнесены работники организаций транспорта и энергетики, организаций сферы предоставления услуг.

Из материалов дела следует, что административные истцы ФИО16, ФИО13, ФИО14, ФИО22, ФИО17, ФИО23, являющиеся работниками организаций энергетики, отстранены от работы вследствие отсутствия у них профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, по эпидемическим показаниям в соответствии с оспариваемым Постановлением.

Обратившиеся в Иркутский областной суд административные истцы, а также административный ответчик полагают, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 является нормативным правовым актом, поэтому дело должно рассматриваться в Иркутском областном суде. Обсуждая вопрос подсудности спора Иркутскому областному суду, суд исходит из того, что само по себе оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 Временно исполняющего обязанности Главного государственного санитарного врача по Иркутской области ФИО11 не является нормативным правовым актом, вместе с тем его форма, многократное применение в пределах срока действие, а также толкование, придаваемое ему правоприменительной практикой, определение перечня лиц подлежащих вакцинации, распространяющегося на неопределенный круг лиц, правовые последствия, возникающие вследствие отказа от вакцинации лиц, подпадающих под этот перечень по санитарно-эпидемическим показаниям, свидетельствует о наличии у оспариваемого Постановления от 15.10.2021 № 69 нормативных свойств, позволяющих суду субъекта разрешать данный административно-правовой спор по первой инстанции.

Судом не принят довод административных истцов о том, что оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 незаконно расширяет перечень лиц, подлежащих обязательной вакцинации, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» (далее – Постановление Правительства РФ № 825), так как данный Перечень не определяет категории лиц, в отношении которых обеспечивается вакцинация по эпидемическим показаниям.

Таким образом, оспариваемое Постановление от 15.10.2021 № 69 не входит в противоречие с Постановлением Правительства РФ № 825.

Не приняты судом доводы административных истцов о том, что оспариваемым Постановлением от 15.10.2021 № 69 осуществляется принудительная вакцинация сопровождаемая маркировкой человека - присвоением вакцинированному лицу QR-кода, без которого административные истцы на основании Указа Губернатора Иркутской области от 02.11.2021 № 293-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг» не могут посещать заведения общепита, учреждения культуры, непродуктовые магазины и фитнес-центры, а административных истцов старше 60 лет переводятся на самоизоляцию и ограничивают свободу их передвижения по приведенным ниже основаниям.

Обязательная вакцинация для определенных категорий (групп) граждан вводится по эпидемиологической ситуации, но она не препятствует получению отвода по медицинским показаниям или полного отказа от вакцинации в связи принципом добровольности медицинского вмешательства, установленного статьей 20 Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 5 Федерального закона № 157-ФЗ закреплено право гражданина при осуществлении иммунопрофилактики отказаться от профилактических прививок, кроме того, в пунктах 72, 73 СанПиН 3.3686-21 также предусмотрено, что факт проведения профилактической прививки или отказа от нее в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения, а иммунизация должна осуществляться в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями.

Административными истцами не представлено доказательств того, что им чинились препятствия для отказа от вакцинации, напротив, из представленных в материалы административного дела приказов об отстранении от работы административных истцов ФИО16, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО17 и ФИО5 следует, что они правом отказа от вакцинации воспользовались.

Присвоение вакцинированному лицу QR-кода, а также ограничения для взрослых, не переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также не привитых от новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), ограничения в посещении заведений общепита, учреждений культуры, непродуктовых магазинов и фитнес-центров, а также о самоизоляции для административных лиц старше 60 лет к предмету рассмотрения по настоящему административному делу не относятся, так как не устанавливаются и не регулируются оспариваемым Постановлением от 15.10.2021 № 69.

Оспариваемым постановлением предусмотрено обеспечение проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, работников в сфере обслуживания, в том числе торговли.

Предусмотренные оспариваемым постановлением сферы деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей работающим гражданам, в которых требуется обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19, не противоречит установленному календарю профилактических прививок.

Постановление Главного государственного санитарного врача содержит положения по организации проведения профилактических прививок, включающей в себя, в том числе, усиление информационно-разъяснительной работы среди сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обращение внимания на необходимость проведения профилактических прививок; в постановлении также отражено, что пункт 2 постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактическим прививкам.

В силу ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ вакцинация является добровольной и каждый гражданин принимает самостоятельное решение о профилактических прививках, в силу чего в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданин вправе от нее отказаться.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ в целях защиты публичных интересов отказ от прививки имеет последствия, в число которых входит: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, а также отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

При этом лицо, не имеющего отвода от вакцинации, но отказавшееся от прививки по санитарно-эпидемическим показаниям, работающее в сферах, наиболее подверженным заражению и распространению новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе реализовать свое право на отказ от вакцинации, учитывая действия положения пункта 3 статьи 55 Конституцией Российской Федерации, согласно которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а отсутствие профилактических прививок в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации влечет отстранение от работы в установленном законом порядке, поскольку согласно части 1 статьи 209, статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить для работников безопасные условия и охрану труда.

В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор должностных лиц.

Работодатели также обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, к которым относится, в том числе, организация проведения профилактических прививок, проводимая в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона № 52-ФЗ).

Принцип безопасности иммунизации является основным приоритетом применения любых вакцин без исключения. Согласно Постановлению от 15.10.2021 № 69 проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 должно осуществляться вакциной, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации. Каких-либо иных требований к вакцинам, либо к порядку их непосредственного использования Постановлением от 15.10.2021 № 69 не устанавливает.

В соответствии с пунктом 2.15. «Временных методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19», направленных Письмом Минздрава России от 30.10.2021 № 30-4/И/2-17927 (далее - Методические рекомендации), вакцинация против новой коронавирусной инфекции COVID-19 различных категорий граждан, в том числе лиц, переболевших данной инфекцией, вакцинированных и ранее вакцинированных, впоследствии переболевших, проводится любыми вакцинами для профилактики COVID-19, зарегистрированными в Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкцией по медицинскому применению препарата.

В Российской Федерации для вакцинации против COVID-19 у взрослых лиц зарегистрированы следующие вакцины: комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак», другое название «Гам-КОВИД-Вак-Лио», комбинированная векторная вакцина зарегистрирована 11.08.2020 Министерством здравоохранения Российской Федерации, регистрационное удостоверение номер ЛП-006395), вакцина на основе пептидных антигенов («ЭпиВакКорона», зарегистрирована 26.08.2021 Министерством здравоохранения Российской Федерации, регистрационное удостоверение номер ЛП-007326), вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная («КовиВак» зарегистрирована 20.02.2021 Министерством здравоохранения Российской Федерации), вакцина для профилактики COVID-19 («Спутник Лайт» зарегистрирована 29.03.2021 Министерством здравоохранения Российской Федерации), вакцина на основе пептидных антигенов («ЭпиВакКорона-Н» зарегистрирована 26.08.2021 Министерством здравоохранения Российской Федерации).

Проведение иммунопрофилактики (вакцинации) непосредственно осуществляется медицинскими организациями и учреждениями здравоохранения, в связи с чем, вопросы о качестве и безопасности используемых вакцин, проведении их клинических исследований в силу действующего законодательства и Положения № 736 к компетенции Управления Роспотребнадзора по Иркутской области не относятся.

Доказательств проведения в отношении административных истцов медицинских экспериментов под видом вакцинации административными истцами суду не представлено и материалы дела не содержат.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Постановление Главного государственного санитарного врача по Иркутской области № 69 от 15.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям», вынесенное Временно исполняющего обязанности Главного государственного санитарного врача по Иркутской области ФИО11 является законным, обоснованным, не нарушает права и законные интересы административных истцов, не входит в противоречие с нормативными правыми актами, имеющими большую юридическую силу, иные доводы административных исковых заявлений под сомнение выводы суда не ставят, в связи с чем не имеется оснований для признания нормативного правового акта недействующим.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, являющейся депутатом Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному округу Номер изъят, ФИО16, ФИО12, ФИО3, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО17, ФИО5 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Временно исполняющему обязанности Главного государственного санитарного врача по Иркутской области, заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, заместителю Главного государственного санитарного врача по Иркутской области ФИО11 о признании недействующим Постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области № 69 от 15.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям» со дня его принятия - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята